3. 2 Семь дней Творения

3.2 День третий – воскресение Иисуса Христа

Продолжаем читать девятый стих первой главы Книги Бытия:
«И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША"; И СТАЛО ТАК».

После того как воды смерти сошли с земли, появилась суша. Попробуем выяснить, что она обозначает и какова ее роль в Божьем домостроительстве.

Божье домостроительство – это план Бога раздать Себя в избранных людей, и этот план представлен в Книге Бытия в виде семи дней Творения.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ – ВОПЛОЩЕНИЕ И ЗЕМНОЕ ЖИТИЕ ИИСУСА ХРИСТА, СВЕТА ИСТИННОГО.
ДЕНЬ ВТОРОЙ – СМЕРТЬ И ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ – ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ – ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ – ОПРАВДАНИЕ ГРЕШНИКОВ.
ДЕНЬ ШЕСТОЙ – ОСВЯЩЕНИЕ ПРАВЕДНИКОВ.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯТЫХ, ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ.

= БЫТ.1:9 ...И ДА ЯВИТСЯ СУША... =
В девятом стихе слово СУША упоминается впервые. Согласно принципу первого упоминания все важные слова, которые упоминаются в Библии впервые, указывают, как правило, на Иисуса Христа. Так, первое слово Библии берешит, по мнению исследователей Библии, указывает на Иисуса Христа как первородного Сына Божьего и Божью Премудрость:

=============
«...Раши объясняет, что словом "решит" в Писании названы:
1. "мудрость" (Бог мудростью основал землю. Пр.3:19)
"Господь создал меня “решит” (начало) пути Своего, прежде древнейших дел Своих". Притчи 8:22
2. "Израиль" (как Божья община и невеста Бога)
"Святыня Израиль для Господа, “решит” (начало) плодов Его..." Иерeмия 2:3
Тогда первый стих Писания следует понимать так:
Ради начала Своего пути и ради Своих первых плодов, то есть, ради мудрости Торы и ради первенца Израиля, которые названы "решит", Бог сотворил эти небеса и эту землю. (Раши)...»
(01. Берешит. Быт.1-6:8 – New Stream Ministries)
=============

Понятно, что Первенец Израиля, Мудрость Торы и сама Тора – это Христос. Он является воплотившимся Словом Божьим:
"И Слово стало плотию" (Ин.1:14);
"Тело Его, которое есть Церковь" (Кол.1:24).

Небо и земля в первом стихе Библии тоже указывают на Христа – на Его смерть (новое небо) и воскресение (новая земля). Вода во втором стихе, свет в третьем, отделение, обозначающее освящение, в четвертом, день в пятом, пространство в шестом – все эти слова тоже указывают на Иисуса Христа. А в девятом стихе впервые упоминается суша.

(?) Может ли суша третьего дня Творения обозначать Иисуса Христа?

Слово суша свидетельствует об изменении состояния земли. Если в начале вся земля была покрыта водами Божьего осуждения, то в третий день Творения та вода, которая находилась под небом, стекла в одно место, после чего появилась суша:
"В НАЧАЛЕ… ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ" (БЫТ.1:1,2);
"И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША" (1:9);
"новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим" (Ис.66:22).

Появление суши в третий день Творения означает, что осуждение Божьего Сына Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи всего мира, сменилось оправданием:
"Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Господь возложил на Него грехи всех нас... Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению (Ис.53:5-10);
"Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его" (Деян.2:24);
"[Христос] предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим.4:25).

В третий день Творения Бог назвал сушу землей. Эта земля обозначает воскресшего Иисуса Христа, Который в воскресении стал животворящим Духом, то есть реальностью обещанной Аврааму Ханаанской земли:
"последний Адам есть дух животворящий" (1Кор.15:45);
"дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:14).

Кроме того, земля в Библии обозначает сердца людей:
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Прит.4:23);
"вышел сеятель сеять… Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен" (Мф.13:23);
"слушай, земля, слова уст моих" (Втор.32:1);
"внимай, земля, потому что Господь говорит" (Ис.1:2);
"О, земля, земля, земля! слушай слово Господне" (Иер.22:29);
"Слушайте, все народы, внимай, земля" (Мих.1:2).

***

Когда первый человек Адам преступил Божью заповедь, он умер духовной смертью и был изгнан из рая:
"в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17);
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15);
"И выслал его Господь Бог из сада Едемского" (Быт.3:23).

С тех пор Адама и всех его потомков покрывают воды Божьего осуждения:
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12).

Так как все грешники - это духовно мертвые люди и они подобны живущим в воде безгласным рыбам, то Иисус Христос уподобил Свое Евангелие неводу, закинутому в море, а Своих учеников, которые были рыбаками, Он обещал переквалифицировать, сделав их ловцами человеков:
"подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода" (Мф.13:47);
"идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков" (Мф.4:19).

Пока Христос не воскрес из мертвых, вся земля была покрыта водами Божьего осуждения, и у обитателей этого океана не было никакого шанса выбраться из этой воды:

=============
«..."Завулон у морского берега будет жить (иной перевод: "над морем", - О.В.), и у пристани корабельной, и предел его до Сидона".
Этот краткий стих характеризирует Завулона как со знаком плюс, так и со знаком минус. Завулон со знаком плюс должен жить над морем, стоять над пристрастиями, над морем житейским, взволнованным бурей искушений, над миром. И наше задание вылавливать души, мы должны быть "рыбаками", не зря апостолы – рыбаки. Апостолы и буквально были рыбаками, но это тень духовных вещей:
"Я сделаю вас ловцами человеков".
Завулон будет жить у берега морского, так задумано Господом, чтобы народ Божий, чтобы ученики Его, чтобы служители Его, чтобы священники Его жили у берега морского, над морем и были выше над пристрастиями мира сего…
"…И у пристани корабельной…".
Корабли торгуют – мы должны быть выше торговли.
"…И предел его до Сидона".
Сидон обозначает "Рыболовство". Завулон должен вылавливать души из моря мирского, заниматься "рыболовством". А что в действительности произошло? Приходит Господь в эту землю Завулонову и видит, что не у берега морского ты стоишь, а на пути приморском. Ты уже прилучен к этому морю, – не у него, не над ним, а при нём! Ты уже торгуешь вместо того, чтобы проповедовать. Вспомним, как пророк Иона торговал… Сел на торговый корабль, продав пророческую совесть, убегая от Господнего лица. А задание народа Божьего было вылавливать человеческие души из мирского моря, но ловят ли? Нет, сами занимаются торговлей…»
(Священник Олег Ведмеденко, "Евангелие от Матфея", Лекция 12)
=============

Но в третий день Творения ситуация кардинально изменилась. Смерть не смогла удержать Иисуса Христа. Своим воскресением из мертвых Он дал людям надежду на спасение:
"намерения… имею о вас... дать вам будущность и надежду" (Иер.29:11);
"Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1Пет.3:18,19).

= БЫТ.1:9 ...И СТАЛО ТАК... =
Появление суши в девятом стихе свидетельствует о том, что в третий день Творения осуждение Иисуса Христа сменилось оправданием. Поэтому все верующие, которые приняли Иисуса Христа как своего Спасителя, получили от Бога прощение грехов, оправдание и примирение:
"оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом" (Рим.5:1);
"получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим.3:24);
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38).

Аналогичным образом и древние Иудеи, жившие в Египте, были оправданы Богом, когда, поверили Моисею и помазали кровью пасхального агнца перекладину и косяки дверей в своих домах:
"и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей" (Исх.12:22);
"Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11);
"Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом" (Рим.5:1).

Благодаря своей вере в искупительную кровь пасхального агнца Иудеи получили прощение грехов, оправдание и примирение с Богом, Который не попустил губителю войти в их дома для поражения.

О славном Исходе евреев из земли Египетской написано во второй Книге Библии Исход. Кровь пасхального агнца указывает на Жертву Иисуса Христа. Она уберегла Израильских первенцев (веру\духовность) от истребления, а плоть агнца, испеченная на огне была съедена евреями без остатков, что свидетельствует о принятии ими Евангельского учения во всей полноте:
"и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его" (Исх.12:7,8);
"если не будете есть Плоти Сына Человеческого... не будете иметь в себе жизни" (Ин.6:53).

Мясо пасхального агнца изображает Плоть Христа, то есть вечное Слово Божье. Оно укрепило дух, то есть веру, народа Божьего, укрепила их внутреннего человека:
"мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2Кор.4:16);
"Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос… но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом" (1Пет.3:3,4);
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10).

Заметим, что евреи в пасхальную ночь ели испеченное на огне мясо однолетнего агнца с пресным хлебом и горькими травами. Если агнец символизирует Иисуса Христа и Его учение, то пресный хлеб обозначает жизнь народа Божьего, в которой нет греховной закваски:

=============
«Горькие травы символизировали те столетия рабства, которые провели в Египте Израильтяне, а пресный хлеб – чистоту жизни и отсутствие гордости. По толкованию древних комментаторов, закваска символизирует гордыню, потому что, когда ее кладут в муку, то тесто поднимается, то есть величается, возвышается. А пресный хлеб есть символ кротости, бедности. И так он называется на библейском языке: "лехем они" ("хлеб бедности")…»
(Дмитрий Щедровицкий, "Пасха")
=============

Горькие травы могут символизировать также скорби, гонения, болезни и всевозможные житейские трудности, которые нужно принимать как от руки Божьей:
"Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Пс.118:71).

Чтобы жить жизнью, угодной Создателю, надо стараться принимать случающиеся беды и лишения смиренно и без ропота, то есть, не высказывая недовольства или осуждения в чей-либо адрес:
"Ангелы, превосходя их [беззаконников] крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда" (2Пет.2:10,11);
"сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (Иов.2:9,10);
"[Апостолы] пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие" (Деян.5:41);
"как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Пет.4:13);
"хвалимся и скорбями" (Рим.5:3).

=============
"...Наконец, и пресный хлеб с горькими травами предписывается есть, и невозможно достичь земли обетования иначе как пройдя чрез горечь. Так и врачи примешивают к лекарствам горечь с целью спасения и ради здравия больных, так с целью спасения и Врачеватель наших душ пожелал, чтобы мы терпели в этой жизни горькое в различных искушениях, зная, что конец этой горечи готовит нашей душе сладость спасения. И напротив, конец сладости, которая присутствует в телесных удовольствиях, как показывает пример этого богача, оборачивается горечью в муках ада..."
(Ориген, Гомилии; https://azbyka.ru/biblia/in/?Ex.12:8)
=============

После того как Израильтяне совершили Пасху в Египте, они перешли Чермное море, как по суше. Тогда воды, стоявшие на пути евреев, расступились перед ними:
"И пошли сыны Израилевы среди моря по суше" (Исх.14:22);
"Верою перешли они Чермное море, как по суше" (Евр.11:29).

Для покаявшихся грешников Божье осуждение сменяется оправданием, потому что в третий день Творения Христос воскрес из мертвых. В этот день Сам Мессия стал для Израиля той сушей, по которой они безопасно прошли через море. А для христиан сегодня Христос является подобием или, лучше сказать, реальностью Ноевого ковчега, который принял на себя Божий гнев за грехи падшего человечества, но в котором христиане спасаются от Божьего суда, получая от Бога прощение грехов, оправдание и примирение:
"И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую" (Исх.12:13).

=============
«...Когда прозвучал голос Божий "Да будет свет"? Не в тот ли самый пасхальный день? В преддверии его. Но это только гипотеза, предположение. А реально день, месяц, число Пасхи мы встречаем когда и где? В повествовании о Ное и о Ноевом ковчеге.
Дело в том, что говорится: в 17 день второго месяца (а тогда месяцы считались с осени), отворились хляби (то есть окна небесные), начался потоп.
["В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились" (Быт.7:11)]
Он длился 150 дней, и ровно через 150 дней или 5 месяцев [закончился потоп]. То есть когда же, в 17 день какого месяца? Седьмого (два плюс пять – семь), седьмого месяца остановился ковчег на горах Араратских. Но это получается месяц нисан, примерно соответствующий апрелю. Пасха библейская – это с 14 на 15 нисана. Первый день Пасхи – 15 нисана. А через три дня и три ночи, то есть 17 нисана как раз и произошло воскресение Иисуса Христа. Значит, Ной остановился в ковчеге на горах Араратских, то есть был спасен он и вся семья его, и все звери, которые с ним, в тот самый день. Это уже точный и прямой прообраз...»
(Дмитрий Щедровицкий, "Пасха")
=============

Именно в ковчеге, который является прообразом Иисуса Христа, верующие переходят из смерти в жизнь, рождаются от Духа и становятся новым Творением во Христе Иисусе:
"слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин.5:24);
"нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе" (Рим.8:1).

***

Израилю после выхода из Египта предстояло пройти испытание в пустыне. Этим же путем впоследствии прошли Христос и Апостолы:
"Иисус [после крещения] возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола" (Мф.4:1);
"[Савл] не пошел [после крещения] в Иерусалим... а пошел в Аравию" (Гал.1:15-18).

Израильтяне смогли войти в Ханаанскую землю только тогда, когда у них в пустыне от Духа Божьего родилась новая вера (новый дух\новый человек):
"сыны Израилевы сорок года ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта... а вместо их воздвиг сынов их" (Иис.Нав.5:6,7);
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5,6).

Первым вождем народа Божьего (Израиля по плоти) был Моисей (буква закона – Христос в воплощении).
Вторым вождем народа Божьего (Израиля по духу) стал Иисус Христос (Дух благодати – Христос в воскресении):
"Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте" (Втор.18:15);
"если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне" (Евр.4:8).

Народ Израиля в своей истории переходил и через море, и через реки:
«И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: "за рекою жили отцы ваши... и служили иным богам"» (И.Нав.24:2).

Считается, что название "еврей" обозначает людей, переходящих через реки, а первым евреем Библия называет Авраама, который стал отцом всех верующих:
"И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея" (Быт.14:13);
"Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом... ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог" (Евр.11:8-10);
"знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность" (Рим.4:11).

=============
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА ЕВРЕЙ
«...Называть Авраама Евреем стали, скорее всего, жители земли Эморийской – Эморийцы.
Существует несколько значений слова еврей, которые, по сути, означают одно и то же:
– Человек (пришелец, странник, чужеземец) из-за реки,
– Человек... с другого берега,
– Человек... из другой земли.
...В те времена редко кто мог отважиться скитаться по чужим землям в поисках пристанища. Это хорошо видно в той же главе, где Авраама впервые назвали Евреем. Более могущественные цари напали на слабых, разгромили их, забрали имущество, людей, скот, еду. На основании этого можно сделать вывод, что странников и чужеземцев можно было пересчитать по пальцам. Странник обрекал себя на большую опасность. Одним из таковых был Авраам... [а] мы называемся евреями не потому, что придумали себе это название, и не потому, что Авраам придумал себе это прозвище, но потому что мы, как и Авраам, отец наш, являемся странниками и пришельцами на этой чужой земле, ожидающими обещанного пророками Вечного Царства нашего Мессии Йешуа».
(https://nev-tanah.info/proisxozhdenie-slova-evrej/)
=============

Итак, евреи – это люди, осознающие себя пришельцами и странниками в этом мире и ожидающие обещанного пророками вечного Царства Мессии:
"если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1Кор.15:19);
"К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати" (1Пет.1:10).

В земной жизни народу Божьему нужно преодолеть много преград, а сделать это можно только верой:
"И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху" (4Цар.2:8);
«Иисус же сказал им… если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20).

Пустыня для народа Божьего – это место испытаний. Но и после выхода из пустыни искушения и трудности для верующих не прекращаются, ибо им предстоит вести духовную брань с Хананеями:
"Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф.6:14-17).

Война с Хананеями – это война с греховными привычками и желаниями, которые живут внутри верующих:
"не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе" (Рим.7:18);
"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:24);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).

Когда человек грешит, он питает своей жизненной энергией своего врага дьявола (Быт.3:14), но когда он силой Христовой противостоит искушениям, тогда сам дьявол становится его пищей:
"Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса... а пищею его были акриды и дикий мед" (Мф.3:4).

=============
«Слово "акриды" располагает двумя значениями. Во-первых, это растение пустыни, имеющее длинный корень, достигающий глубинных горизонтов подземных вод. И, во-вторых, это съедобный вид саранчи... Саранча – это тот самый "легион бесов"... который воюет против человека... Саранча – это искушения века сего, орудие "князя мира сего", сатаны, которым уничтожает он зелёные всходы веры, живые ростки надежды, благодатные плоды любви… саранча (акриды), становится пищею для пророка Божьего Иоанна...
Постоянная неутомимая борьба против греха будет вашею пищею, будет укреплять вас, поднимая на всё высшую и высшую ступень совершенства, взращивая "от веры в веру, от силы в силу, от славы в славу", вплоть до полной победы духа над плотью.
"Всякий раз, когда мы говорим себе “нет”, мы становимся сильнее. И всякий раз, когда мы поддаёмся какому-либо влечению, мы можем ослабеть", – учит отец Александр Мень...»
(Священник Олег Ведмеденко)
=============

***

Новое духовное рождение – это то, чего недоставало учителю Израиля Никодиму. Придя к Иисусу Христу ночью, он услышал от Него:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:3-5).

Рождение свыше позволяет верующим увидеть Божье Царство. Это рождение можно назвать духовным прозрением или рождением веры в Бога. Такую веру имел Израиль в Египте:
"Верою оставил он [Моисей] Египет… Верою совершил он Пасху… Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули" (Евр.11:27-29).

И хотя эту веру Израильтян Библия называет героической, она была плотская и подзаконная. Она родилась от слышания слова Божьего:
"Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17).

Такую веру имеют и христиане, уверовавшие в Евангелие и вступившие в Завет с Богом посредством крещения. Евреям этой подзаконной веры было достаточно, чтобы выйти из земли Египетской – из дома рабства. Такая вера, без сомнения, была и у Никодима. Без нее он вряд ли отправился бы ночью к Иисусу. Но Никодим понимал, что его подзаконной вере чего-то не достает.

Христос объяснил Никодиму, что ему, учителю Израиля, не достает ... веры. Вера же учителю Израиля нужна была не плотская, а духовная, не подзаконная, а подблагодатная, которая рождается от Духа Святого:
"Рожденное от плоти [от буквального понимания Священных Писаний] есть плоть [вера плотская, подзаконная], а рожденное от Духа [от Бога] есть дух [новая вера, новое понимание и новый человек]" (Ин.3:6);
"открывается правда Божия от веры в веру" (Рим.1:17);
"се, творю все новое" (Откр.21:5).

Для рождения в душе христианина новой веры (нового человека) недостаточно только слушать Евангелие и внутренне с ним соглашаться. После рождения свыше верующему надо взять свой крест и, отвергая себя, распинать плоть со страстями и похотями:
"мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2Кор.4:11);
"кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф.10:38).

Подзаконные Иудеи, после того как они своими глазами увидели Хананеев, решили не идти в землю Ханаанскую:
"не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас… там видели мы и исполинов, сынов Енаковых" (Чис.13:32-34).

(?) Кто такие Хананеи, и почему евреи их испугались?

Это наши же греховные желания и привычки, которые мы любим, и воевать с которыми большим желанием не горим, потому что они успели сродниться с нами:
"враги человеку - домашние его" (Мф.10:36);
"если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лук.14:26).

Но за всеми греховными мыслями и пожеланиями стоит сатанинское воинство:
"Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?" (Деян.5:3).

***

Согласно закону Моисея, верующие должны почитать своих родителей:
"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле" (Исх.20:12).

О том же говорит и Апостол Павел:
"Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6:2,3).

(?) Тогда почему в стихе Лук.14:26 Иисус Христос сказал, что родителей надо ненавидеть?

В данном стихе "отец" обозначает старую веру (плотскую и подзаконную), а "мать" – старую жизнь. Именно их нужно возненавидеть.

А Святой Дух рождает в верующих новый дух, то есть новую веру и новое понимание:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6);
"не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим.12:2);
"вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом" (Иер.31:33).

=============
«…Вера оплодотворяет жизнь. А жизнь рождает веру. Это круг: "Твое от Твоих Тебе приносим". Видите? Твое. Все есть Господне. Собственно, и вера, и, собственно, жизнь. И эта вера оплодотворяет нашу жизнь. А жизнь, в свою очередь, рождает веру.
Жизнь праведная, оплодотворенная Духом Святым, является Богородицей, которая от Духа Святого рождает младенца мужеского пола. Мужеский пол – это опять таки вера. [Жизнь\жена\душа рождает] Христа – "тайну, сокрытую от веков и родов, которая есть Христос в вас". Он [Христос как новая вера] в вас рождается! Смотрите: "Твое от Твоих Тебе приносим за все и за всех". Это круг! Это тот круговорот духовный, который Господом установлен. Это то колесо, собственно, Иезекииля, которое катится в Царство Небесное…»
(Священник Олег Ведмеденко, "Евангелие от Матфея", Лекция 85)
=============

А о том, как нужно относиться к людям, Христос и Апостолы показали не только своими словами (учением), но и делами (жизнью):
"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1Тим.5:8);
"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5:44);
"наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6:12);
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13).

Верующие после крещения должны очищать землю своего сердца от хананеев (от греховных страстей), чтобы в их душах мог жить Христос:
"Не вливают также вина молодого [жизнь новую] в мехи ветхие [в человека падшего]" (Мф.9:17);
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20);
"преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа... да даст вам... верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф.3:14-17);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:10).

А если верующий, который очистился Кровью Христа, после крещения не поменяет свои привычки и не начнет жить праведной жизнью, его может постигнуть наказание:
"Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лук.12:47,48);
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мф.12:43-45);
"Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи" (2Пет.2:21,22).

=============
"…Святой, павший и потерявший свою святость, становится легкой добычей бесов; вот почему отцы Церкви утверждают, что возвращение обратно от духовного пути опаснее, чем состояние вне-религиозное…"
(Священник Александр Ельчанинов, "Записи"; https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elchaninov/zapisi/)
=============

Бог иногда даже допускает предание верующих, отступивших от истины, сатане, но делается это в исключительных случаях и для блага самих верующих:
"у вас [появилось] блудодеяние… И вы возгордились… А я… решил… сделавшего такое дело… предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен" (1Кор.5:1-5);
"разве даром богобоязнен Иов?.. но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей" (Иов.1:8-12).

***

(?) Почему для верующего жизненно важно впустить Христа в свое сердце?

Христос приходил на землю, чтобы спасти людей Своих от грехов их (Мф.1:21). Но спасти человека от греха можно только изнутри. Для того наш Спаситель в воскресении и стал Духом Животворящим, чтобы Ему можно было вселяться в сердца верующих.

Никакие учения, законы, правила, наставления и обряды с очищениями и омовениями не могут освободить человека от власти поработившего его душу греха:
"невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи... Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе" (Евр.10:4-6);
"Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших" (Ам.5:21);
"смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем [в Адаме] все согрешили" (Рим.5:12);
"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:24).

Бог сотворил человека как сосуд. Этот сосуд может быть наполнен или грехом, или праведностью; или светом, или тьмой; или жизнью, или смертью. И каждый человек несет личную ответственность за то, чем наполнен его сосуд – его сердце. И тут чудес не бывает: что человек любит, о том он и размышляет, тем он себя и наполняет. Внешние дела человека только свидетельствуют о том, чем он наполнен внутри (как говорится: "что на витрине, то и в магазине")...
 
Мир, радость, любовь, терпение, вера, милосердие – это плоды духа, которые свидетельствуют о том, что христианин сделал правильный выбор в своей жизни:
"дерево познается по плоду" (Мф.12:33);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:10).

Дела же плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное – свидетельствуют о том, что человек не сделал правильный выбор в своей жизни.

Недопустимо оставаться в грехе тем, кто вступил в Завет с Иисусом Христом:
"если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников" (Евр.10:26,27);
"Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют" (Рим.1:32).

***

На примере Израиля по плоти Библия показывает, как легко и быстро героическая вера ветхого человека может превратиться в неверие:
"ВЕРОЮ перешли они Чермное море... ВЕРОЮ пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении" (Евр.11:29,30);
"они не могли войти [в Ханаанскую землю] за НЕВЕРИЕ" (Евр.3:19);
"А это были образы для нас" (1Кор.10:6).

Ветхий человек – это плоть. Хотя его вера может быть даже героической (Евр.11:29), однако ее недостаточно, чтобы войти в обетованную землю.

40-летнее хождение евреев по пустыне было необходимо для того, чтобы в их душах от Божьего Духа родилась новая вера (новый дух\новый человек). Новая вера позволит верующим завоевать Ханаанскую землю своего сердца, то есть очиститься от страстей и стать Божьим храмом:
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1Кор.3:16).

Новый человек в Библии – это новый духовный Израиль:
"Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим.2:28,29);
«и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9);
"не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя" (Рим.9:6-8).

Родив от Божьего Духа новую веру (нового человека), душа верующего становится ... богородицей (матерью Иисуса Христа):
"кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф.12:50);
"И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих"
(Быт.3:20).

Христос и Церковь – это тот совокупный нетленный новый человек, которого Бог создает по образу Своему, по образу Божию в первой главе Бытия, то есть сегодня:
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27);
"Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне" (Евр.3:7,8).

=============
С каждым часом и с каждым днём
Приближаются люди к Вечности.
А в вопросе: «А что потом?» –
Проявляют предел беспечности!
     Для решения всех проблем
     Люди издали собираются,
     Много самых различных тем
     Разбирается, обсуждается.
Каждый день – дела, дела…
Так их много до бесконечности.
Оглянешься – и жизнь прошла,
Ты стоишь на пороге Вечности!
     Жар мечтаний и прелесть грёз –
     Всё исчезнет, как дуновение.
     И предстанет один вопрос,
     Тот, что ныне в пренебрежении!
Только будет закрыта дверь,
Смолкнет голос, покой дарующий.
Так реши же вопрос теперь
Самый важный из существующих.
     Каждый день – дела, дела…
     Так их много до бесконечности.
     Оглянешься – и жизнь прошла,
     Ты стоишь на пороге Вечности!
(Давид Воробьев; https://youtu.be/5uCKmLPqFUU)
=============


Рецензии