Башня из чёрного дерева Фаулза

Можно ли "обманывать" ради вдохновения, и не шаг ли назад всё наше современное искусство?

Фаулз великолепен! Башня из слоновой кости против Башни из чёрного дерева. Аристократизм духа против абстракций постмодернизма. Язык, сюжет и вечные вопросы, которые он поднимает в небольшой, но ёмкой повести о престарелом гении-художнике и юном журналисте-авангардисте, не оставят вас равнодушным, как принято завлекать сейчас в рекламных буклетах.

Но я и правда не шучу! Во всяком случае, я осталась под большим впечатлением. После "лёгкого" чтения всегда приятно погрузиться в глубину.

"Впечатление создавалось такое, будто медленно и постепенно, выстраивая одну композицию за другой и постоянно совершенствуясь, художник освобождается от неуклюжего буквализма – концептуального коррелята языка, каким он изъясняется в жизни, – уходит прочь от дословности."
Джон Роберт Фаулз

Так витиевато описывает Фаулз впечатление молодого авангардиста от полотен своего старого (по-настоящему старого - под 80 лет!) коллеги, который только на склоне лет нащупал наконец-то свой стиль и язык, стал узнаваем и популярен, обрёл мощь и независимость, в том числе материальную. Купил поместье в Бретани и стал жить по слухам отшельником.

На самом деле, нет. Не отшельником. И разговор о том, вправе ли старый художник Генри эксплуатировать любовь юных дарований (Мыши и Уродки), как раз и пойдёт в этой книге. При этом любовь именно физическую, не эфемерную. Правильно ли это? Нужно ли осуждать его за это? Или только так, освободившись от всех условностей, и можно стать настоящим творцом?

"Брак – ловушка, где физическая близость рождает привязанность, где все позы знакомы и привычны, привычны игры, искусство и наука любви знакомы и безопасны; забываешь о существовании тайны, о собственном невежестве, об отчаянной жажде познать. Отдаться. И чтобы отдавались тебе."

Вот наш юный герой Дэвид как раз-таки вполне прилично женат и имеет детей. И это вроде бы способствует его успеху. Во всяком случае, сам он пытается себя в этом убедить. Но читайте, читайте дальше. Последние страницы поставят всё с ног на голову!
Морок ли это сюрреалистичного Котминэ, козни ли юных легкомысленных художниц, но наш герой оказывается в западне странных чувств и волнений.

Все эти мысли всколыхнут и нашу совесть, и мы вместе с героями будем решать вечные вопросы верности и предательства, любви и свободы. А заодно задумаемся: не страх ли перед телом все эти современные авангардистские течения в живописи и искусстве вообще?

Читали? Будете? Обсудим? И цитата напоследок:

"Крайнее тщеславие (и безрассудство, если речь идет о художнике) не следует считать суетностью."


Рецензии
Думаю, всё зависит от потребностей человека и от того, чем именно он готов жертвовать ради них.
Всегда, постоянно встаёт какой-то выбор перед человеком: направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - (ой, ну понятно, что будет, если\когда пойдёшь налево, хе-хе))

В любом случае выгоднее смотреть на происходящее ясным взором, без белого пальто и по возможности разгоняя морок, и стараться понять, какой твой ход к чему привёл и то ли это, чего ты искал.

Спасибо, Юлия, заинтересовали опять, почитаю.

Елена Наильевна   09.04.2022 10:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, рада вам очень) Да, тут интересно, что потребности-то в принципе у всех схожие, а вот готовность к жертве – да, не каждому дана. И вот что интересно: для одних жертвой будет пойти налево, а для других жертва – удержаться на месте. И результат тоже разный, конечно)
Мне вообще кажется, что в измене всё сильно зависит от того, как сам человек относится к этому, насколько сильно сам ощущает это предательством или нормой жизни.

Юлия Ви Комарова   09.04.2022 10:54   Заявить о нарушении
Так в том и дело, что жертвуешь ты чем-то в любом случае, выходит. В любом. Что бы ты ни выбрал, обязательно чем-то жертвуешь.
Сам факт того, что перед тобой выбор, говорит о том, что у тебя есть разнонаправленные потребности. Если бы не было второй(третьей, четвёртой) потребности одновременно с первой, не было бы и выбора.

И вот ты выбираешь план А - и жертвуешь ништяком Х. Или выбираешь план Б - и жертвуешь ништяком Y. И т.д.

А потом открываешь умные книжки и начинаешь сводить концы с концами в своей голове, подгоняя оправдания своей жертве)

Начиная с понятия, что такое предательство.

Елена Наильевна   09.04.2022 11:07   Заявить о нарушении
Ну да, да, умные книжки потому и кажутся умными, что решают те задачки, что ты уже поставил себе в голове. Недавно с удивлением обнаружила, что большинство людей читает книги не для того, чтобы увидеть там героев, которых они бы никогда в жизни не увидели. Нет, люди считают книжку хорошей, если герои в ней похожи на них, если они узнают себя или кого-то из своего окружения. А если нет, то с лёгкостью говорят: так не бывает. И книжка отправляется в раздел плохих)

Юлия Ви Комарова   09.04.2022 11:29   Заявить о нарушении
Так конечно! Люди пристрастны - это их основное качество, на которое нужно опираться для их понимания, а не пытаться бороться с ним.)
С пристрастностью бороться бесполезно, пристрастны все.

Елена Наильевна   09.04.2022 11:42   Заявить о нарушении
Бороться сложно, но хотя бы пытаться быть объективной хочется)

Юлия Ви Комарова   09.04.2022 11:53   Заявить о нарушении
Да. Но это ж требования к себе, не к другим)
Они самые верные, согласна.

Елена Наильевна   09.04.2022 12:02   Заявить о нарушении