Башня из чёрного дерева Фаулза
Фаулз великолепен! Башня из слоновой кости против Башни из чёрного дерева. Аристократизм духа против абстракций постмодернизма. Язык, сюжет и вечные вопросы, которые он поднимает в небольшой, но ёмкой повести о престарелом гении-художнике и юном журналисте-авангардисте, не оставят вас равнодушным, как принято завлекать сейчас в рекламных буклетах.
Но я и правда не шучу! Во всяком случае, я осталась под большим впечатлением. После "лёгкого" чтения всегда приятно погрузиться в глубину.
"Впечатление создавалось такое, будто медленно и постепенно, выстраивая одну композицию за другой и постоянно совершенствуясь, художник освобождается от неуклюжего буквализма – концептуального коррелята языка, каким он изъясняется в жизни, – уходит прочь от дословности."
Джон Роберт Фаулз
Так витиевато описывает Фаулз впечатление молодого авангардиста от полотен своего старого (по-настоящему старого - под 80 лет!) коллеги, который только на склоне лет нащупал наконец-то свой стиль и язык, стал узнаваем и популярен, обрёл мощь и независимость, в том числе материальную. Купил поместье в Бретани и стал жить по слухам отшельником.
На самом деле, нет. Не отшельником. И разговор о том, вправе ли старый художник Генри эксплуатировать любовь юных дарований (Мыши и Уродки), как раз и пойдёт в этой книге. При этом любовь именно физическую, не эфемерную. Правильно ли это? Нужно ли осуждать его за это? Или только так, освободившись от всех условностей, и можно стать настоящим творцом?
"Брак – ловушка, где физическая близость рождает привязанность, где все позы знакомы и привычны, привычны игры, искусство и наука любви знакомы и безопасны; забываешь о существовании тайны, о собственном невежестве, об отчаянной жажде познать. Отдаться. И чтобы отдавались тебе."
Вот наш юный герой Дэвид как раз-таки вполне прилично женат и имеет детей. И это вроде бы способствует его успеху. Во всяком случае, сам он пытается себя в этом убедить. Но читайте, читайте дальше. Последние страницы поставят всё с ног на голову!
Морок ли это сюрреалистичного Котминэ, козни ли юных легкомысленных художниц, но наш герой оказывается в западне странных чувств и волнений.
Все эти мысли всколыхнут и нашу совесть, и мы вместе с героями будем решать вечные вопросы верности и предательства, любви и свободы. А заодно задумаемся: не страх ли перед телом все эти современные авангардистские течения в живописи и искусстве вообще?
Читали? Будете? Обсудим? И цитата напоследок:
"Крайнее тщеславие (и безрассудство, если речь идет о художнике) не следует считать суетностью."
Свидетельство о публикации №122040704656
Всегда, постоянно встаёт какой-то выбор перед человеком: направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - (ой, ну понятно, что будет, если\когда пойдёшь налево, хе-хе))
В любом случае выгоднее смотреть на происходящее ясным взором, без белого пальто и по возможности разгоняя морок, и стараться понять, какой твой ход к чему привёл и то ли это, чего ты искал.
Спасибо, Юлия, заинтересовали опять, почитаю.
Елена Наильевна 09.04.2022 10:49 Заявить о нарушении
Мне вообще кажется, что в измене всё сильно зависит от того, как сам человек относится к этому, насколько сильно сам ощущает это предательством или нормой жизни.
Юлия Ви Комарова 09.04.2022 10:54 Заявить о нарушении
Сам факт того, что перед тобой выбор, говорит о том, что у тебя есть разнонаправленные потребности. Если бы не было второй(третьей, четвёртой) потребности одновременно с первой, не было бы и выбора.
И вот ты выбираешь план А - и жертвуешь ништяком Х. Или выбираешь план Б - и жертвуешь ништяком Y. И т.д.
А потом открываешь умные книжки и начинаешь сводить концы с концами в своей голове, подгоняя оправдания своей жертве)
Начиная с понятия, что такое предательство.
Елена Наильевна 09.04.2022 11:07 Заявить о нарушении
Юлия Ви Комарова 09.04.2022 11:29 Заявить о нарушении
С пристрастностью бороться бесполезно, пристрастны все.
Елена Наильевна 09.04.2022 11:42 Заявить о нарушении
Юлия Ви Комарова 09.04.2022 11:53 Заявить о нарушении
Они самые верные, согласна.
Елена Наильевна 09.04.2022 12:02 Заявить о нарушении