2. 3 Семь дней Творения
БЫТ.1:8 И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Ваикъра Элоим ларакия шамаим ваеxи эрэв ваеxи вокэр йом шэйни.
В седьмом стихе мы читали, что смерть Иисуса Христа отделила воду от воды:
"И РАЗДЕЛИЛ [ВСЕСИЛЬНЫЙ] МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ ПОД ПРОСТРАНСТВОМ, И МЕЖДУ ВОДОЮ, КОТОРАЯ НАД ПРОСТРАНСТВОМ" (БЫТ.1:7).
(?) Чем отличается вода, которая под пространством, от воды, которая над пространством?
ВОДА, КОТОРАЯ ПОД ПРОСТРАНСТВОМ, покрывает тех людей, которые поверили в Евангелие и склонились перед распятым Спасителем:
"Смиритесь пред Господом, и вознесет вас" (Иак.4:10);
"спасшего нас… по… благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2Тим.1:9);
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет.5:5);
"всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лук.14:11);
"Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей" (Иер.13:18).
В третий день Творения эта вода (которая под пространством) сошла с земли. Это значит, что в третий день Христос воскрес из мертвых. Вместе с Ним были возрождены души верующих:
"Благословен Бог… возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому" (1Пет.1:3);
"верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян.10:43);
"Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты" (Рим.4:7,8);
"покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян.3:19).
А ВОДА, КОТОРАЯ НАД ПРОСТРАНСТВОМ, покрывает тех людей, которые не раскаялись в своих грехах:
"воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки" (Откр.17:15);
"не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем" (Откр.9:21).
Таким образом, во второй день Творения Крест Иисуса Христа разделил между водой, которая под пространством и водой, которая над пространством, то есть между верующими и неверующими, между духовно живыми и духовно мертвыми:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
Без Голгофской Жертвы Иисуса Христа такого разделения людей никогда бы не произошло:
"отче Аврааме! умилосердись… пошли Лазаря… ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал… между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лук.16:24-26).
=И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО НЕБОМ=
Пространство (твердь/свод, ракия), разделившее людей, Бог назвал небом (шамаим). Слово шамаим составлено из двух слов: "шам" – "там" и "маим" – "вода". Поэтому его можно перевести словосочетанием: "там вода". Следовательно, библейское небо – это то место, где есть вода.
Вода в Библии обозначает Слово Божье, и этим Словом является Божий Сын Иисус Христос:
"В начале было Слово… и Слово было Бог" (Ин.1:1);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова" (Еф.5:25,26).
Божье Слово – это та река воды жизни, которая течет от престола Бога и Агнца:
"И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца" (Отк.22:1);
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6:63).
Во второй день Творения Бог создал ПРОСТРАНСТВО и назвал его небом, а в четвертый день Он поместил в этом ПРОСТРАНСТВЕ два великих светила и звезды:
"И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИХ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ ДНЕМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ ВЛАДЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЕЗДЫ. И ПОМЕСТИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ В ПРОСТРАНСТВЕ НЕБЕС, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ" (БЫТ.1:16,17).
Согласно откровению, которое получил Апостол Павел, небес существует не менее трех:
"Знаю человека во Христе, который… восхищен был до третьего неба" (2Кор.12:1,2).
Также и при строительстве ковчега Бог повелел Ною сделать три жилья:
"Сделай себе ковчег из дерева гофер… устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]" (Быт.6:14-16).
Ковчег, в котором семья праведного Ноя спаслась от потопа, является прообразом Иисуса Христа:
"нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12);
"Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21);
"Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1Тим.1:15).
Вся земная жизнь Иисуса Христа была построением истинного Ковчега, в котором покаявшиеся души смогут обрести спасение:
"наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21);
"скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф.25:34-41).
Строителем этого истинного Ковчега, который во второй день Творения возвысился над землей, был Сам Бог:
"всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог" (Евр.3:4);
"и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею" (Быт.7:17);
"когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я" (Ин.8:28);
"надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания" (Евр.2:10).
Библия говорит, что спасение восьми душ от потопа во дни Ноя подобно образу христианского крещения:
"подобное сему образу крещение" (1Пет.3:21).
Христианское крещение и спасение семьи Ноя – это два библейских образа, которые подобны друг другу, потому что указывают на одну и ту же реальность. Реальностью же обоих образов является спасение верующих от гибели через искупительную Жертву Иисуса Христа:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16);
"Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" (Евр.9:14).
***
Согласно Библии, в ковчеге Ноя спаслись не только люди, но и животные:
"И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною" (Быт.7:7-9).
(?) Кого обозначают библейские животные?
=============
«Животные (лат. Animalia) – традиционно (со времён Аристотеля) выделяемая категория организмов, в настоящее время рассматриваемая в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения зоологии…
В быту под терминами "дикие животные", "домашние животные" часто понимаются только млекопитающие или четвероногие наземные позвоночные (млекопитающие, пресмыкающиеся и земноводные). Однако в науке за термином "животные" закреплено более широкое значение, соответствующее латинскому Animalia…
В научном смысле к животным, помимо млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, относится огромное множество других организмов: рыбы, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, морские звёзды, черви и другие. Человек также относится к царству животных, отряду плацентарных млекопитающих, приматам, но традиционно изучается отдельно».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Животные)
=============
После того как были сделаны несложные арифметические вычисления, появилось сомнение в том, что библейский ковчег, построенный Ноем, был способен принять всех обитающих на земле животных:
=============
«…могли ли в Ноевом ковчеге разместиться все виды наземных животных?
Вычислим "жилую площадь" ковчега. В нём по библейскому сказанию было три этажа. Размер каждого – 300 локтей в длину и 50 локтей в ширину. "Локоть" у древних народов западной Азии был единицей меры, равнявшейся примерно 45 см, или 0,45 м. Значит, в наших мерах величина каждого этажа в ковчеге была такова:
Длина: 300 х 0,45 = 135 м.
Ширина: 50 х 0,45 = 22,5 м.
Площадь пола: 135 х 22,5 = 3040 кв. м.
Общая "жилплощадь" всех трёх этажей Ноева ковчега, следовательно, равнялась:
3040 х 3 = 9120 кв. м.
Достаточно ли такой площади для размещения хотя бы только всех видов млекопитающих животных земного шара? Число различных видов наземных млекопитающих равно около 3500. Ною приходилось отводить место не только для самого животного, но и для запаса корма для него на 150 суток, пока длился потоп. А хищное животное требовало места и для себя и для тех животных, которыми оно питалось, и ещё для корма этих животных. В ковчеге же приходилось в среднем на каждую пару спасаемых животных всего лишь
9120 : 3500 = 2,6 кв. м.
Такая "жилая норма" явно не достаточна, особенно если принять в расчёт, что некоторую площадь занимала также многочисленная семья Ноя и что, кроме того, необходимо было оставить проход между клетками.
Но ведь помимо млекопитающих Ноев ковчег должен был дать приют ещё многим другим видам наземных животных, не столь крупным, зато гораздо более разнообразным. Число их примерно таково:
птиц – 13000;
пресмыкающихся – 3500;
земноводных – 1400;
паукообразных – 16000;
насекомых – 360 000.
Если одним только млекопитающим было бы тесно в ковчеге, то для этих животных и вовсе не хватило бы места. Чтобы вместить все виды наземных животных, Ноев ковчег должен был быть во много раз больше.
А между тем при тех размерах, которые указаны в Библии, ковчег являлся уже очень крупным судном: его "водоизмещение", как говорят моряки, было 20 000 тонн. Совершенно неправдоподобно, чтобы в те отдалённые времена, когда техника судостроения была ещё в младенческом состоянии, люди могли соорудить корабль подобных размеров. И все же он был недостаточно велик для того, чтобы исполнить назначение, приписываемое ему библейским сказанием. Ведь это должен был быть целый зоологический сад с запасом корма на 5 месяцев!
Словом, библейское сказание о всемирном потопе настолько не вяжется с простыми математическими расчётами, что трудно найти в нем даже частицу чего-либо правдоподобного…»
(Яков Исидорович Перельман, "Живая математика")
=============
Однако верующие, которые не сомневаются в истинности Библии, воспринимают Ноев ковчег как ветхозаветный прообраз Иисуса Христа!
=============
"То, что ковчег прошёл через воды смерти и остановился на горах Арарата, – это прообраз того, как Христос прошёл через смерть и воскрес из смерти".
(Библия, Восстановительный перевод, https://ministrybooks.ru/?mod=by_alphabet&alph=В)
=============
(?) А на что указывают три жилья в ковчеге?
Библия написана для людей, и говоря о животных, она описывает жизнь прежде всего людей. Так как человек троичен, то библейские животные могут обозначать третий компонент трехчастного человека – его тело. Тогда четверо мужей, спасшихся в ковчеге (Ной, Сим, Хам и Иафет), будут обозначать человеческий дух, их жены – душу, а животные – тело:
"ваш дух и душа и тело… да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23);
"О волах ли печется Бог?" (1Кор.9:9);
"сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их" (Быт.3:21).
Все обитатели ковчега спаслись от воды верой в Иисуса Христа:
"Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21);
"без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6);
"благодатью вы спасены через веру" (Еф.2:8).
После грехопадения человека, чтобы одеть Адама и Еву, Бог использовал шкуры животных. Этим Он как бы показал, что человеческое тело подобно всего лишь одежде, то есть тем животным, в шкуры которых человек был одет после грехопадения.
Человеческое тело можно также уподобить служанке, которая должна служить душе. Дух является мужем души, и он не должен уделять много внимания служанке:
"телесное упражнение мало полезно" (1Тим.4:8);
"хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими" (Евр.13:9).
Но бывают исключения:
"сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары" (Быт.16:1,2);
"И увидела Сарра, что сын Агари… насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком" (Быт.21:9,10)…
***
Согласно Библии, Бог создал человека по подобию Своему (Быт.5:1,2). Подобие трехчастного человека Триединому Богу может заключаться в его троичном устроении:
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока" (1Фес.5:23).
Так как человек троичен (трехчастен), ковчег Ноя имеет три жилья: нижнее, второе и третье. Когда человек вступает в Завет с Богом, его трехчастное естество незримо переносится из Адама во Христа, Который для верующих людей является ковчегом спасения:
"покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа" (Деян.2:38);
"От Него и вы во Христе Иисусе" (1Кор.1:30).
Можно предположить, что нижнее жилье в истинном ковчеге предназначено для тела, а для жен предусмотрено более высокое второе жилье. Жена Ноя и жены его сыновей обозначают человеческую душу. А для мужей (для духа) сделано верхнее жилье. Обитатели третьего жилья могут видеть небо через отверстие в ковчеге, которое, как написано, "в локоть сведено вверху":
"И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]" (Быт.6:16);
"СДЕЛАЙ ПРОСВЕТ К КОВЧЕГУ, И В ЛОКОТЬ СВЕДИ ЕГО ВВЕРХУ: ДВЕРЬ КОВЧЕГА ПОМЕСТИ С БОКА ЕГО, С НИЖНИМ, ВТОРЫМ И ТРЕТЬИМ ЯРУСАМИ СДЕЛАЙ ЕГО" (БЫТ.6:16).
Разумеется, ни тело, ни душа, обитающие на НИЖНИХ ЯРУСАХ ковчега, не могут своими глазами видеть небо (духовную реальность), поэтому христиане должны жить верой, поступая по духу и служа Богу духом:
"мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным" (1Кор.2:12,13);
"мы ходим верою, а не видением" (2Кор.5:7);
"поступайте по духу" (Гал.5:16);
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим" (Гал.6:18);
"Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит" (1Кор.14:34);
"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:24).
Своим возрожденным духом верующие могут не только видеть небесное святилище, но и входить в него:
"имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым… да приступаем с искренним сердцем, с полною верою" (Евр.10:19-22);
"там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения" (Исх.25:22);
"Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21);
"если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте" (Мф.24:23);
"Христос в вас" (Кол.1:27)…
***
Также и в устроении Моисеевой Скинии исследователи Библии видят указание на троичное устроение человека. Считается, что внешний двор, Святое и Святое Святых обозначают соответственно тело, душу и дух человека. На это же могут указывать и материалы, которые использовались для построения Скинии:
"Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь… и дерева ситтим" (Исх.25:3-5).
Все деревянные столбы внешнего двора утверждались не на земле, которая была проклята из-за преступления Адама, а на медных подножиях:
"Адаму же сказал… проклята земля за тебя" (Быт.3:17);
"а подножия к ним [к столбам вокруг двора] из меди" (Исх.27:17).
Медь используется также в медном жертвеннике и медном умывальнике:
"И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей… и обложи его медью" (Исх.27:1,2);
"сделай умывальник медный для омовения" (Исх.30:18);
"Меди же, принесенной в дар, было семьдесят талантов и две тысячи четыреста сиклей" (Исх.38:29-31).
Можно предположить, что медь в Библии обозначает человеческую плоть:
"медь ли плоть моя?" (Иов.6:12);
"Если я… любви не имею, то я - медь звенящая" (1Кор.13:1).
Позолоченные брусья вокруг святилища установлены на серебряных подножьях:
"под двадцать брусьев сделай сорок серебряных подножий: два подножия под один брус для двух шипов его, и два подножия под другой брус для двух шипов его" (Исх.26:19).
Серебро в Библии использовалось также для искупления душ Божьего народа:
"возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших" (Исх.30:16).
Поэтому библейское серебро обозначает Кровь Иисуса Христа:
"не тленным серебром или золотом искуплены вы… но драгоценною Кровию Христа" (1Пет.1:18,19);
"душа тела в крови" (Лев.17:11).
А золото в Библии обозначает Божественную природу Бога. Апостол Петр сравнивает с золотом христианскую веру:
"дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота" (1Пет.1:7).
Людей, не имеющих веры в Бога, Библия называет душевными, не имеющими духа, то есть не имеющими самого драгоценного, что может спасти человека от вечной гибели:
"Это люди… душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:19);
"дорога цена искупления души" (Пс.48:9).
Человеческую природу в Библии символизирует дерево, и это неслучайно, потому что Сам Иисус Христос был известен в Израиле как сын плотника – человека, работающего с деревом:
"не плотников ли Он сын?" (Мф.13:55).
Верующие люди Своим духом (своей верой, которая подобна золоту) соприкасаются с миром невидимым (духовным):
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6);
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно" (1Кор.2:14,15).
Сорок восемь брусьев, стоящих на серебряных подножьях, изображают рожденного от Духа нового человека. Число сорок восемь (6 х 8) обозначает человечество (6) в воскресении (8). В скинии Моисея тварное человечество, выросшее из Адама (из земли), обозначает дерево ситтим, а нетварную Божественность обозначает золото. Каждый позолоченный брус Скинии твердо стоит на двух серебряных подножьях, то есть на искуплении Иисуса Христа, а само дерево (тварное человечество) со всех сторон покрыто золотом (божественностью). Это значит, что жена (душа) во всем повинуется мужу (духу):
"ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (Ин.8:28);
"Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин.6:38);
"да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мф.6:10).
Таким образом, жизнь верующего (душа) должна быть покрыта верой (духом), а эта вера должна стать драгоценнее золота:
"дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота" (1Пет.1:7).
Чтобы расти в вере и познании Бога, христиане, подобно своему Пастырю и Учителю Иисусу Христу, должны поступать не по своей воле, а по воле Божьей:
"да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мф.6:10).
Когда верующие поступают по духу (по воле Бога), они выражают не себя (не свою древесину), а божественное золото – мир, радость, любовь, терпение, смирение, кротость и т. д.:
"поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал.5:16);
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:23,24).
***
=============
«…Небо в Библии – это обитель Бога, а земля – обитель человека. Небеса – это область разума, а земля – область чувств. Благодаря Божьему спасению "небо и земля сливаются в вечном объятии"…»
(Понимание бессмертия… / Проза.ру)
=============
В библейской символике небо и земля обозначают соответственно: Божественность и человечество, дух и душу, Христа и Церковь, мужа и жену, Адама и Еву, веру и жизнь, разум и чувства…
Первый день Творения говорит о том, что Божий Сын Иисус Христос пришел в мир, чтобы исполнить волю Отца:
"сказал Бог: да будет свет" (Быт.1:3);
"Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10:7);
"Сын Божий пришел и дал нам свет и разум" (1Ин.5:20).
Когда Христос пришел на землю, в Нем, как в пшеничном зерне, была сокрыта вечная несотворенная Божественная жизнь (греч., зоэ):
"В Нем была жизнь [зоэ], и жизнь [зоэ] была свет человеков" (Ин.1:4).
Этой вечной жизни зоэ не было у первого человека Адама, которого, в отличие от Адама последнего, Библия не называет ни светом мира, ни образом Бога. Согласно Библии, первый человек Адам был сотворен только по подобию Божьему:
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их" (Быт.5:1,2);
"им [языком своим] проклинаем человеков [потомков Адама], сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).
Троичное устроение человека так же таинственно, как и троичное устроение Бога, и согласно Книге Бытия никого, кроме человека, Бог не создал троичным, то есть подобным Себе.
Первый человек Адам при сотворении имел тело и душу. Это значит, что он имел биологическую жизнь биос и душевную жизнь псюхе:
"дабы проводить нам жизнь [979, биос] тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте" (1Тим.2:2);
"не дорожу своею жизнью [5590, псюхе], только бы с радостью совершить поприще мое и служение" (Деян.20:24).
Кроме того, Бог образовал дух человека внутри него:
"Господь… образовавший дух человека внутри него" (Зах.12:1).
Благодаря своему духу живущий на земле человек может общаться с Богом, обитающим в неприступном свете:
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6:16);
"молитесь во всякое время духом" (Еф.6:18).
Таким образом, Бог сотворил первого человека Адама трехчастным, а его дух (сотворенный орган) служил Адаму как средство связи, позволяющее ему общаться с Творцом.
Но в стихе Ин.3:6 написано про другой человеческий дух – не сотворенный (то есть временный), а рожденный (то есть вечный):
"рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
В стихе Ин.3:6 слово "Дух", написанное с большой буквы, – это Сам Бог, а душа человека должна родить от Бога новый человеческий дух (с маленькой буквы), который обозначает новую веру. Этот новый человеческий дух и является новым человеком:
"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез.36:26,27).
Новый человек – это не плоть, рожденная от плоти Адама, а дух, рожденный от Духа Христа. Поэтому новый человек не состоит под законом:
"вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14).
Новым человеком в Библии является Сам Божий Сын Иисус Христос как младенец мужеского пола:
"И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей" (Лук.1:30-36);
"Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его" (Откр.12:4,5).
Таким образом, душа верующего, рождая нового человека от Духа Божьего, в каком-то смысле уподобляется Богородице:
"Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мф.12:46-50).
Если в стихе Зах.12:1 о человеческом духе говорится как о сотворенном органе, то в третьей главе Евангелия от Иоанна о человеческом духе говорится как о рожденной от Духа личности. Рождает нового человека жена, то есть Церковь, которая является Телом Христа:
"я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1Кор.4:15);
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19);
"все тело… при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф.4:16).
***
Рассмотрим кратко рождение свыше (от воды) и рождение от Духа.
Ин.3:3 если кто не родится свыше [509 апофен], не может увидеть Царствия Божия.
Ин.3:5 …кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
Чтобы увидеть Божье Царство, человеку надо родиться свыше (сначала\заново\апофен), а для этого надо уверовать в Евангелие, покаяться и креститься во Христа (Деян.2:38).
Слова Иисуса Христа о рождении апофен (сначала\заново) сразу напомнили учителю Израиля Никодиму о первом человеке Адаме, который, приняв верой Евангелие (Божье дыхание жизни), родился заново (апофен), то есть очистился от грехов и стал живым для Бога:
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).
В 5 стихе 3 главы Евангелия от Иоанна это рождение апофен Иисус Христос назвал рождением от воды. Этим Он напомнил учителю Израиля о служении Иоанна Крестителя, который перед приходом Мессии крестил Иудеев в Иордане, приготовляя путь Господу:
"Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис.40:3).
Поверившие Иоанну Иудеи каялись в грехах, крестились и получали по благодати прощение грехов. Так они рождались заново (апофен), уподобляясь первозданному безгрешному Адаму:
"вот завет, который Я заключу с домом Израилевым… прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер.31:33,34).
Однако чтобы войти в Божье Царство, одного только рождения свыше недостаточно – нужно также родиться от Духа. А для этого необходимо переживание смерти и воскресения (сораспятие с Христом и совоскресение в Нем):
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"в Нем вы и совоскресли" (Кол.2:12);
"Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2Кор.4:10,11);
"кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мар.8:34,35);
"Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф.3:11).
Слова Иоанна Крестителя о крещении огнем могут указывать на жертвенник всесожжения в Иерусалимском храме. На этом жертвеннике сжигались животные, которые приносились Богу в жертву, а сам медный жертвенник может быть прообразом Голгофского креста:
"огонь на жертвеннике пусть горит, не угасает" (Лев.6:12);
"представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим.12:1);
"вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил.1:29);
"чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься" (Мф.20:23);
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь" (Кол.1:24);
"Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня" (Деян.20:23).
Кроме того, крещение огнем может указывать на горящий терновый куст, который видел Моисей у горы Хорив:
"Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает… и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога" (Исх.3:1-6)…
Для разумного служения Богу (Рим.12:1) Христовым служителям надо постоянно переживать крест:
"Я каждый день умираю" (1Кор.15:31);
"нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к Смерти" (1Кор.4:9);
"Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти" (2Кор.11:23).
Для верующих крест является деревом жизни, потому что именно смерть рождает новую жизнь:
"вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир" (Ин.16:20,21);
"Бог воскресил Его из мертвых… Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя" (Деян.13:30-33);
"Благословен Бог… возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых" (1Пет.1:3).
Первый человек Адам, как известно, не вкусил от дерева жизни, поэтому надо признать, что в Едемском саду он не имел вечной жизни:
"плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:50);
"когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1);
"Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1Ин.3:14).
***
Принять дар вечной жизни можно только верой. Вера – это плод духа, поэтому вложить в человека веру вопреки его воле нельзя:
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"Плод же духа: любовь, радость, мир… вера" (Гал.5:22).
Добрые плоды (Гал.5:22,23) вырастают в верующих естественным путем, но для их созревания нужна плодородная почва:
"когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые… Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен" (Мф.13:4-23);
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Прит.4:23);
"сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:19).
Чтобы приносить Богу добрые духовные плоды, верующим после крещения нужно обрести переживание креста, а для этого надо отречься не только от грехов, но и от самой жизни (души):
"кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:25);
"Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (Ин.10:17,18).
Создавая первого человека Адама из праха земного, Бог хотел, чтобы Адам добровольно принял вечную жизнь. Для этого Бог и произрастил из земли дерево жизни посреди рая (Быт.2:9). Адаму, чтобы получить вечную жизнь, надо было вкусить от этого дерева жизни, но он по наущению жены вкусил от дерева познания добра и зла:
"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт.3:6);
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт.3:22,23).
Вид дерева жизни не вызывал у Адама и Евы приятных ассоциаций. К тому же это дерево требовало от человека самоотвержения:
"Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.16:24)…
***
Терпеть смертные муки не входило в планы обитателей Едемского сада. Но то, что не сделал Адам перстный, сделал за него Адам небесный, когда Он Святым Духом принес Себя непорочного в жертву Богу (Евр.9:14). Тогда Священник надломил Его, как жертвенную птицу "в крыльях ее, не отделяя их" (Лев.1:17). В это время "померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине", а Иисус, "возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух" (Лук.23:44-48).
Это событие произошло в видимом мире на видимой земле: пшеничное зерно, пав в землю, умерло, чтобы в будущем принести много плода (Ин.12:24).
Живя на земле, Иисус Христос был Светом для людей, но после того как на кресте один из воинов копьем пронзил Ему ребра, из Него истекла кровь и вода:
"один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин.19:34).
С тех пор пронзенный бок Спасителя стал для грешников дверью для входа в истинный ковчег спасения:
"и дверь в ковчег сделай с боку его" (Быт.6:16).
На основании Великой Жертвы Иисуса Христа Бог сегодня создает новую вселенную. Кровь Иисуса Христа, пролитая на кресте, стала ценой нашего искупления, а вытекшая из Его бока вода является образом несотворенной вечной жизни зоэ. Эта вечная жизнь была заключена в смертном теле Иисуса Христа как пшеничном зерне. Но когда земное тело Спасителя разрушилось, вечная жизнь высвободилась из Него, и в день Своего воскресения Иисус раздал Себя как жизнь в Своих учеников, возродив их к новой жизни:
"В тот же первый день недели… пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!.. как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго" (Ин.20:19-22);
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых" (1Пет.1:3);
"Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?" (Ис.66:8).
(?) А что случилось с истинным Светом после распятия Спасителя?
Земная жизнь Иисуса Христа была истинным Светом для людей:
"В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин.1:4);
"Доколе Я в мире, Я свет миру" (Ин.9:5).
Во время крестных страданий Иисуса Христа мир погрузился во тьму:
"Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого" (Лук.23:44).
Однако после смерти и воскресения Спасителя истинный Свет все-таки воссиял на небе. В день Своего вознесения, то есть на 40 день после Пасхи Иисус Христос стал для верующих великим небесным светилом, а в день Пятидесятницы на новом небе появилось "светило меньшее" (Быт.1:16) – Его Церковь.
А когда после потопа спасенные люди вместе с Ноем выходили из ковчега, на небе они увидели разноцветную радугу, которая стала знамением вечного завета между Богом и человеком:
"И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот, Я поставляю завет Мой с вами… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа… вот знамение завета… Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле" (Быт.9:8-16).
Разноцветная радуга в облаке является свидетельством вечной любви Бога к падшему человечеству:
"и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (Откр.4:3).
Ее появлению на небе предшествовало преломление на кресте Света Истинного Иисуса Христа:
"Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1:9-13).
=============
"…На одно из небес, как я понял, меня близко не подпустили. Просто показали, что на одном из небес есть место, где радуга входит такой дугой, и по этой радуге никто не может пройти, даже ангелы, кроме Матери Божией, Царицы Небесной, Которая может подняться по радуге. А на вершине радуги находится живой Крест, Животворящий живой Крест, который может прийти, поклониться и поцеловать только Царица Небесная. Это Крест Царя Небесного, Сына Божия, Агнца. Близко никто туда не мог подойти. Издалека это было видно, и даже издалека хотелось склоняться и благодарить…"
(Клиническая смерть. Свидетельство диакона Сергия)
=============
Свидетельство о публикации №122040703996