3. 1 Семь дней Творения

3.1 День третий – воскресение Иисуса Христа

Во второй день Творения Иисус Христос умер за грехи наши по Писанию:
"по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос" (Дан.9:26);
"Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище" (Пс.21:16-18);
"Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились… как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению" (Ис.53:5-10).

В тот же второй день Творения в водах Божьего осуждения, покрывавших человечество, образовалось ПРОСТРАНСТВО. Оно разделило людей на праведных и неправедных. Сущностью этого ПРОСТРАНСТВА является Жертва Иисуса Христа:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25);
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13).

Созданное во второй день ПРОСТРАНСТВО Бог назвал НЕБОМ, и оно стало Его престолом:
"И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ПРОСТРАНСТВО НЕБОМ" (БЫТ.1:8);
"небо – престол Мой" (Ис.66:1).

Но целью Творения является не НЕБО, а ЧЕЛОВЕК (БЫТ.1:27), причем человек не ветхий, а новый, не перстный, а небесный:
"не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9,10);
"что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех" (Евр.2:6-9).

Первый человек Адам был образован из праха земного (Быт.2:7), поэтому, когда Библия говорит о земле, речь может идти о людях:
"слушай, земля, слова уст моих" (Втор.32:1);
"О, земля, земля, земля! слушай слово Господне" (Иер.22:29).

Земля в Библии является прообразом человеческих сердец. В эту землю сеятель сеет семена Слова Божьего, а люди, чтобы их земля произвела добрые духовные плоды, должны на услышанное слово адекватно реагировать:
"вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые… иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф.13:3-9);
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22,23);
"плод ваш есть святость" (Рим.6:22).

Согласно Библии, первой сотворенной землей (первым человеком) был Адам. После принятия верой Евангелия он стал для Бога СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ (душею живою, нэфэш хая):
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).

Но после грехопадения в Адама вошли грех, смерть и сатана, а сам он стал пищей змея:
"ЧЕЛОВЕКУ СКАЗАЛ… ТЫ ПРАХ" (БЫТ.3:17-19);
"ЗМЕЮ [сказал]… ПРАХ БУДЕШЬ ЕСТЬ ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ" (БЫТ.3:14).

И сегодня каждый человек, совершая грехи, не ведая того, питает своей жизненной энергией своего злейшего врага, а себя при этом лишает будущности и надежды:
"Ангел Господень поразил его [Ирода] за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер" (Деян.12:23);
"беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет" (Пс.36:38).

Так как исправить падшего человека нельзя, Бог еще до сотворения мира, зная о неизбежном падении Адама, запланировал в Своем Сыне создать человека нового:
"Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?" (Иер.13:23);
"Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его" (Прит.27:22);
"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… слова сии истинны и верны" (Откр.21:5);
"первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:45-49).

Согласно Библии, первый человек Адам был сотворен по подобию Божьему:
"ВОТ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА ЧЕЛОВЕКА: КОГДА ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА, ПО ПОДОБИЮ ВСЕСИЛЬНОГО ОН ЕГО СОЗДАЛ" (БЫТ.5:1).

А последний Адам Иисус Христос есть образ невидимого Бога:
"[Христос] есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:4).

***

Слово ПОДОБИЕ (демут) в Библии означает сходство.

ПОДОБИЕ трехчастного человека Триединому Богу может заключаться в таинственном и непостижимом сегодня для нас троичном устроении как Бога, так и человека:
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фес.5:23);
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь" (2Кор.13:13).

При сотворении человека его личностью была душа, а тело и дух – это два органа, которыми человек мог соприкасаться с миром видимым, материальным, а также миром невидимым, духовным.

В Книге пророка Захарии образование Господом человеческого духа поставлено в один ряд с сотворением неба и земли:
"Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший (вайицер) дух человека внутри него" (Зах.12:1).

Сотворенный человеческий дух является духовными глазами человека. Благодаря этому органу человек может видеть духовный мир и общаться со своим Творцом.

Тех людей, у которых дух не функционирует, Библия называет душевными:
"Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие [живого] духа" (Иуд.1:19).

Чтобы дух в человеке функционировал, он должен поверить в Божье Слово (Евангелие). Тогда у него появится общение с Творцом, а сам он в глазах Бога станет душой живой (СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ, нэфеш хая). Но в Евангелии от Иоанна Иисус Христос сказал о человеческом духе не как о сотворенном органе, а как о рожденной от Божьего Духа личности:
"истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5,6).

Рождение от воды и Духа имеет для верующего судьбоносное значение:
"Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?" (Евр.1:5);
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).

Слово СОТВОРИЛ (бара) в стихе БЫТ.1:27 может указывать на то, что сотворение человека по образу Божьему на самом деле является рождением нового человека. На это обращают внимание исследователи Библии, указывая, что еврейский глагол бара, как и первые три буквы в первом слове Библии "берешит", по-арамейски означают "сын"…

В день сотворения Адама из праха земного Бог не сказал ему: "ты сын Мой, Я ныне родил тебя". Вместо этого Бог сказал человеку:
"ОТ ДЕРЕВА ЖЕ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ОТ НЕГО НЕ ЕШЬ, ИБО КАК ТОЛЬКО ВКУСИШЬ ОТ НЕГО, ДОЛЖЕН ТЫ УМЕРЕТЬ" (БЫТ.2:17).

В этом стихе впервые упоминается смерть. Вкусив от дерева познания, Адам действительно умер, но умер он не телесной смертью, а духовной! И так как первой смертью, упоминаемой в Библии, была смерть духовная, то согласно принципу первого упоминания именно она является смертью истинной и вечной.

Истинная смерть лишает человека общения с Творцом – Источником жизни:
"у Тебя источник жизни" (Пс.35:10);
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15);
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).

Но эта смерть не грозит праведникам:
"кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин.8:51);
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Ин.5:24).

А что касается смерти телесной, то Библия называет ее не смертью, а успением:
"многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан.12:2);
"как жених замедлил, то задремали все и уснули" (Мф.25:5);
"Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его" (Ин.11:11).

***

Итак, когда Адам согрешил, он умер духовной смертью:
"И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт.3:23,24).

В это время дух Адама (сотворенный орган) умер, а сам он стал человеком душевным:
"Это люди… душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:19).

Смерть Адама перешла во всех его потомков:
"Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер" (Быт.5:3-5);
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12).

И сегодня, чтобы восстановить общение с Творцом, человеку надо поверить в Евангелие, покаяться и креститься:
"Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:36-38).

Через веру в Иисуса Христа человек рождается свыше. В это время его мертвый дух (сотворенный орган) оживает. Возрождение человеческого духа является духовным прозрением человека:
"Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю [вложил свое слово в сердце слепого], сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам [крестись в церкви]… Он пошел и умылся, и пришел зрячим" (Ин.9:5-7);
"Иисус сказал ему [Никодиму] в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).

Бог сотворил первого человека Адама ПО ПОДОБИЮ Своему:
"Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, ПО ПОДОБИЮ Божию" (Быт.5:1);
"Им [языком своим] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных ПО ПОДОБИЮ Божию" (Иак.3:9).

А чтобы человеку стать ОБРАЗОМ БОЖЬИМ и царствовать в жизни посредством Иисуса Христа, ему после рождения свыше надо родиться от воды и Духа:
"Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5,6).

После рождения от воды и Духа верующие становятся Божьими детьми, а также новым Творением во Христе Иисусе:
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6);
"Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:16,17);
"обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя" (Деян.13:32,33).

В вечности в прошлом Христос был единородным Сыном Божьим:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16).

Но при воскресении из мертвых Он родился как ПЕРВОРОДНЫЙ Сын Божий:
"кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был ПЕРВОРОДНЫМ между многими братиями" Рим.8:29);
"иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин.20:17);
"когда вводит ПЕРВОРОДНОГО во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии" (Евр.1:6).

***

По-гречески слово образ (икон) обозначает изображение, а на иврите слово образ (целем) однокоренное со словом тень (цель). Для человека быть образом Божьим значит отображать собой невидимого Бога:
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).
 
=============
«…слово "целем" (образ) отражает тождество некоторому качеству Творца, которое мы попробуем определить.
Ответ кроется тут же, в самом отрывке: "по образу Всесильного…" У Творца несколько Имён, но Тора выбрала здесь именно это – Элоким (Всесильный), и не случайно. О чём говорит это Имя? Оно указывает на то, что Он – владетель и источник всех существующих сил: природных, надприродных, каких хотите».
(Образ и подобие – Александр Красильщиков | Толдот.ру)
=============

Итак, быть образом Божьим значит отображать совокупность божественных сил, качеств и свойств. В Посланиях Апостола Павла можно видеть, как автор этих Посланий отображал такие божественные качества, как жертвенность, радость и вездесущность:
"я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (Рим.9:3);
"радуюсь в страданиях моих за вас" (Кол.1:24);
"я, отсутствуя телом, но присутствуя духом, уже решил, как бы находясь у вас" (1Кор.5:3).

Так же поступал и Апостол Петр. В известной беседе с Ананией и Сапфирой он отобразил не природный свой нрав, а Божью праведность и всеведенье, иначе говоря, он явил собой Христа:
"Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?.. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен… Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух" (Деян.5:3-11)…

Адекватно отобразить Бога может только Бог. Иисус Христос пришел в этот мир, родившись от Святого Духа, и в земной жизни Он исполнял не Свою волю, а волю пославшего Его Отца:
"Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Ин.4:34);
"Я ничего не могу творить Сам от Себя… ибо не ищу Моей воли" (Ин.5:30);
"Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин.6:38);
"Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела" (Ин.14:10);
"Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить" (Ин.17:4);
"Иудеи сказали Ему… Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?" (Ин.10:33,34).

Когда Христос жил среди людей, пославший Его Отец пребывал в Нем. Видимое человечество Иисуса Христа было отображением или образом невидимой Божественности Отца. Поэтому Библия называет Иисуса Христа видимым образом невидимого Бога:
"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол.1:15).

А сегодня Божьими посланниками, то есть апостолами, являются ученики Иисуса Христа:
"Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков" (Лук.10:3).

Когда ученики живут по духу, они являют миру не себя, а живущего в них Учителя, поэтому верующих Библия тоже называет образом Божьим – образом живущего в них Иисуса Христа:
"муж [молящийся Богу или пророчествующий]… есть образ и слава Божия" (1Кор.11:7);
"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18);
"кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим.8:29);
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49);
"И сотворил Бог человека по образу Своему" (БЫТ.1:27);
"ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОЗДАЛ ОН ЧЕЛОВЕКА" (БЫТ.9:6).

Последние два стиха находятся в Ветхом Завете, из-за чего может возникнуть предположение, будто все люди, живущие на земле, являются образом Божьим. Но на самом деле это не так. В стихе БЫТ.1:27 слово ЧЕЛОВЕК упоминается впервые, поэтому, согласно принципу первого упоминания, он обозначает в этом стихе человека вечного и истинного, то есть Христа и Церковь. Церковь – это совокупный нетленный новый человек, которого Бог сегодня создает во Христе Иисусе по образу Своему, по образу Божьему. Завершится построение Церкви в шестой день Творения. Первая же глава Книги Бытия является планом Божьего домостроительства:
"Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф.2:19-22);
"дом же Его - мы" (Евр.3:6).

А что касается 9 главы, где написано: "ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО создан человек", – то данные слова были обращены исключительно к семье Ноя, то есть к восьми душам людей, которые спаслись в ковчеге от вод всемирного потопа. Эти люди, эти восемь душ людей, символически изображают Церковь, а Ноев ковчег является прообразом Спасителя человеческих душ Иисуса Христа:
"ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12;
"Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21).

После потопа семья Ноя вышла из ковчега на новую землю уже как новый человек. Только ему, новому человеку, Бог сказал эти слова: "человек был создан по образу Божьему". Всех же остальных людей, которые за год до этого погибли в водах потопа, слова Бога в 9 главе Бытия вообще никак не касаются!..

Кроме того, в Библии прямо сказано, что своего сына Сифа Адам родил не по образу Божьему, а по образу своему:
"И ЖИЛ АДАМ СТО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И РОДИЛ ПОДОБНОГО СЕБЕ, ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, И НАРЕК ЕМУ ИМЯ ШЕТ [СИФ]" (БЫТ.5:3).

Поэтому дети Адама носят образ перстного (образ Адама), а дети Бога – образ небесного (образ Христа):
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:47-49).

И нет никаких оснований считать, будто все люди, живущие на земле, являются образом Божьим:
"плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:50);
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).

Некоторым людям Христос сказал:
"Ваш отец диавол" (Ин.8:44);
"Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?" (Мф.12:34).

(?) Разве могут дети дьявола быть образом Бога?..

Чтобы иметь образ Бога, человек должен родиться от Бога. Бог же есть дух, и рождаемое от Духа тоже есть дух:
"Бог есть дух" (Ин.4:24);
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).

=============
"Подобие – это нечто внешнее, а образ – внутреннее"
(Вочман Ни, "Славная Церковь")
=============

Семья Ноя, состоящая из восьми душ людей, изображает в Библии детей Божьих, которые во Христе Иисусе спаслись от праведного Божьего гнева.

Весь Ветхий Завет является, можно сказать, видимым изображением (иллюстрацией) новозаветных событий, которые происходят в невидимой (духовной) сфере:
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея… А это были образы для нас (1Кор.10:1-6);
"подобное сему образу крещение" (1Пет.3:21);
"Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11);
"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей" (Евр.10:1).

В ковчеге Ноя, как известно, спаслись восемь человеческих душ. Число восемь в Библии является числом воскресения, ибо начало новой недели символически обозначает начало новой жизни.
Поэтому все живые души, спасшиеся в ковчеге, включая животных, изображают новое Творение во Христе Иисусе…
 
***

Иметь Божий образ означает выражать Бога. Выражают Бога те люди, кто наполнен Божественной жизнью (зоэ) и Божественной любовью (агапэ):
"вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе" (Кол.3:3,4).

Божественная любовь является плодом духа (Гал.5:22), а наполнить ею человека без его ведома или вопреки его воле НЕВОЗМОЖНО! Только тогда, когда человек исполняет волю небесного Творца, его сердце наполняется Божественной любовью, а душа преобразуется по образу Иисуса Христа:
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19);
"любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим.5:5).

Таким образом, первая глава Бытия является пророчеством о Христе и Церкви, то есть о сотворении совокупного нетленного нового человека по образу Божьему, а вторая говорит о сотворении первого человека Адама по подобию Божьему.

То, что вторая глава не дублирует первую и не связана с ней тематически, косвенно подтверждает тот факт, что тексты этих глав, как выяснили исследователи, написаны разными людьми ("Элохистом" и "Яхвистом") в разное время…

В Ветхом Завете Бог обещал Аврааму дать потомков и землю:
"и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю [0776 ха-арец], по которой ты странствуешь, всю землю [0776 ха-арец] Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом" (Быт.17:8).

Видимая земля является тенью или образом земли невидимой, то есть вечной и истинной. Реальностью обещанной Аврааму вечной земли является воскресший Христос, Который в воскресении стал Духом Животворящим. Это видно из сравнения текстов Ветхого и Нового Завета:
"и да даст тебе [Иакову] благословение Авраама… чтобы тебе наследовать землю [ха-арец]… которую Бог дал Аврааму!" (Быт.28:4);
"дабы благословение Авраамово [земля Ханаанская]… распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:14);
"последний Адам есть дух животворящий" (1Кор.15:45);
"Господь есть Дух" (2Кор.3:17).

Хотя в Торе в стихах БЫТ.17:8 и БЫТ.28:4 слово "ха-арец" переведено на русский язык словом "страна", это не должно вводить читателя в заблуждение, потому что на самом деле речь в этих стихах идет о Ханаанской земле, которая является прообразом Духа воскресшего Христа:
"И ДАМ ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ПОСЛЕ ТЕБЯ СТРАНУ [0776 земля\ха-арец] ТВОЕГО ПРЕБЫВАНИЯ, ВСЮ СТРАНУ [0776 земля\ха-арец] КНААН, ВО ВЛАДЕНИЕ ВЕЧНОЕ, И БУДУ ИМ ВСЕСИЛЬНЫМ" (БЫТ.17:8);
"И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРАhАМА - ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ С ТОБОЙ, ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ [0776 земля\ха-арец] ПРЕБЫВАНИЯ ТВОЕГО, КОТОРУЮ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ АВРАhАМУ" (БЫТ.28:4).

В стихе Гал.3:14 Апостол Павел прямым текстом говорит, что благословением Авраамовым, то есть обещанной Аврааму и его потомкам Ханаанской землей, является Дух воскресшего Христа! Кроме того, земля в Библии обозначает человеческие сердца:
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Прит.4:23);
"вышел сеятель сеять… ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге" (Мф.13:3-19).

Как центром Ханаанской земли является город Иерусалим, так и центром человеческого сердца является человеческий дух. Поэтому истинные поклонники должны поклоняться Богу не только или не столько в видимом Иерусалиме, сколько в своем духе:
"духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей" (Ис.26:9);
"вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего
пред словом Моим" (Ис.66:2);
"Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его" (Рим.1:9);
"А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело… предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.5:3-6).

Таким образом, человеческий дух является прообразом библейского города Иерусалима:
"Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей… не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин.4:19-23).

***

Согласно Библии, Бог обитает в неприступном свете:
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете" (1Тим.6:16).

Но рожденные от Духа христиане после Исхода из Египта (из мира) и после выхода из пустыни (из религиозного загона) верой могут входить в этот "неприступный свет" путем новым и живым:
"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший" (Евр.10:19-23).

Путь новый и живой – это Сам Христос:
"Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6).

Библия – Книга духовная, а потому таинственная для нас. О Божьих тайнах она говорит иносказательно, то есть в притчах и аллегориях:
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр.1:1,2).

Сам невидимый Бог – это тайна. Тайной Бога является Божий Сын Иисус Христос. Тайной Христа является Церковь, тайной Церкви является Дух, тайной Духа – елей священного помазания. Тайной елея являются четыре главных шага Христа, а тайна этих шагов прямо связана с днями Божьего Творения, которые, в свою очередь, отображают вечный замысел Творца. Творцом всего сущего является невидимый Бог, и Он есть тайна…

***

Читаем девятый стих первой главы Бытия:


БЫТ.1:9 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША"; И СТАЛО ТАК.


Появление суши в данном тексте означает, что в третий день Творения Божье осуждение сменилось оправданием. Водой здесь является Божье слово, которое судит всякий грех:
"Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить" (Ин.12:48,49).

(?) Возможен вопрос: если Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира, тогда почему в данном стихе говорится о стекании не всей воды, а только той, которая ПОД НЕБОМ?

= БЫТ.1:9 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА СТЕКАЕТСЯ ВОДА, ЧТО ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО… =
Мы знаем, что Жертва Иисуса Христа разделила людей на праведных и неправедных. Тех, кто склонился перед Великой Жертвой Спасителя, покрывает вода, которая ПОД НЕБОМ. Эта вода расположена ниже уровня неба. Остальные же грешники не оценили значение Голгофской Жертвы Спасителя. Свои собственные достижения и заслуги они ставят выше заслуг Божьего Сына, поэтому их покрывает вода НАД ПРОСТРАНСТВОМ (БЫТ.1:7).

Когда Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира, на Него обрушились воды праведного Божьего суда и Ему пришлось испить полную чашу страданий:
"Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания" (Евр.2:10);
"душа Моя скорбит смертельно" (Мф.26:38);
"Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению" (Ис.53:10);
"Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались" (Пс.21:15);
"Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас" (Рим.8:32).

Но смерти невозможно было удержать Иисуса. Когда Его тело, подобно пшеничному зерну, разрушилось, из него высвободилась вечная жизнь [зоэ].

На кресте Христос пожертвовал не вечной жизнью зоэ, а сотворенной человеческой жизнью псюхе:
"пастырь добрый полагает жизнь [псюхе] свою за овец" (Ин.10:11);
"Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь [псюхе] Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин.10:17,18);
"Любящий душу [псюхе] свою погубит ее" (Ин.12:25).

На третий день после распятия Иисуса Христа воды смерти расступились перед силой жизни Его непрестающей, в результате чего из-под воды показалась суша – новая земля, реальностью которой стал воскресший Христос. Третий день Творения для нового человека стал первым днем недели, то есть началом новой жизни, и в этот день Иисус Христос как Животворящий Дух вошел в Своих учеников:
"В тот же первый день недели вечером… пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам… как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго" (Ин.20:19-21).

***

Согласно плану Божьего домостроительства, в первый день Творения Сын Божий пришел на землю:
"Сын Божий пришел и дал нам свет и разум" (1Ин.5:20).

Во второй день плоть Христа была распята на кресте, но вместе с Ним на кресте был распят ветхий наш человек:
"ветхий наш человек распят с Ним" (Рим.6:6);
"распяты с Ним два разбойника" (Мф.27:38).

Разбойники, распятые с Христом, могут обозначать всех потомков Адама. Этих разбойников разделяет Крест Иисуса Христа. Аналогичным образом ПРОСТРАНСТВО второго дня Творения разделило воды Божьего осуждения…

А в третий день Христос воскрес из мертвых, и Своим воскресением Он оживил души верующих в Него людей:
"Благословен Бог… возродивший нас воскресением Иисуса Христа" (1Пет.1:3);
"и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом" (Еф.2:5).

Благодаря воскресению Иисуса Христа уверовавшие в Него грешники не только оживают, но даже становятся царями и священниками Богу:
"Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Откр.20:4);
"соделавшему нас царями и священниками Богу" (Откр.1:6);
"Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии" (Откр.1:9);
"приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать" (Евр.12:28);
"избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего" (Кол.1:13).

Чтобы царствовать в жизни, человек должен сделать две вещи.

1 – родиться свыше:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).

2 – родиться от Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5).

О том, как человек может родиться свыше, объяснил Иудеям Апостол Петр в день Пятидесятницы:
"покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа… и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:37,38).

Казалось бы, все понятно: после покаяния и крещения Бог прощает людям грехи, воды осуждения стекают с земли, а верующие, став праведниками, начинают новую жизнь. Однако фарисеям и саддукеям, приходившим креститься, Иоанн Креститель сказал:
"порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния" (Мф.3:5-9).

Получается, что грешникам перед крещением надо сотворить достойный плод покаяния.
 
(?) Но разве могут недостойные люди, которые фактически являются разбойниками, приносить Богу достойные плоды?

Оказывается, могут. Для грешника достойным плодом покаяния и жертвой, угодной Богу, является дух сокрушенный и сердце смиренное:
"Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:19).

Согласно Евангелию, все верующие получают спасение по благодати. Заработать благодать делами НЕВОЗМОЖНО, ибо это будет уже не благодать, а заслуга. Благодать же заслужить нельзя – ее можно получить по вере, по смирению и по Божьей милости:
"А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим.4:5).

А если бы спасение можно было заработать делами, тогда Иисусу Христу не нужно было бы умирать на кресте. Однако Он пришел на землю и умер ужасной смертью, потому что другого способа спасти людей не было:
"Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят" (Мф.27:22)…

Сегодня Бог предлагает грешникам получить спасение даром – по благодати во Христе Иисусе. Благодать подобна дающей руке Бога, а вера – принимающей руке человека. Но для принятия благодати необходимо выполнить одно непременное условие: воды, покрывающие человека, должны находиться ПОД НЕБОМ!

Уровень неба – это уровень Креста, а благодать Иисуса Христа с креста течет только вниз. Она изливается на души тех кающихся грешников, которые склонились перед распятым Спасителем. Поэтому грешнику, перед тем как вступить в Завет с Богом, надо смириться и, ни в чем не оправдываясь, признать себя преступником, достойным смерти. Тогда благодать очистит его и воды Божьего осуждения стекут с земли его сердца:
"Без всякого же прекословия меньший благословляется большим" (Евр.7:7);
"кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф.23:12).

=============
У креста хочу стоять,
Созерцать душою,
Как с Голгофы благодать
В мир течет рекою.
     У креста, у креста
     Честь моя и слава.
     Там спасенья полнота,
     На блаженство – право.
(Песнь возрождения, 427, "У креста хочу стоять")
=============

Уровень покрывающих нас вод зависит от нашего самомнения. Чем смиреннее мы будем, тем быстрее благодать Иисуса Христа очистит нашу душу и тем могущественней Его сила будет действовать в нас:
"тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол.1:29);
"я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь" (1Кор.15:9).

***

В начале Своего земного служения Иисус Христос произнес проповедь на горе – Нагорную проповедь. В ней Он раскрыл Божьему народу значение некоторых заповедей Моисеевого закона, сняв с них покрывало буквы:
"ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом" (2Кор.3:14).

Заповеди любить врагов и не противиться злому являются законом жизни для нового человека. Но жить по этим заповедям силами падшего естества невозможно – нужна сила свыше. А чтобы получить ее, человек должен "опустить" себя до такого уровня, чтобы в нем появились плоды покаяния – дух сокрушенный и сердце смиренное:
"Если Я заключу небо… пошлю моровую язву… и смирится народ Мой… то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их" (2Пар.7:13,14);
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6).

В начале Нагорной проповеди Иисус Христос перечислил заповеди блаженства, назвав их малейшими (Мф.5:1-20). Эти заповеди говорят людям не столько о том, что они должны делать, сколько о том, кем они должны быть, чтобы благодать действовала в их жизни:

Мф.5:3 Блаженны нищие духом…
4 Блаженны плачущие…
5 Блаженны кроткие…
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды…
7 Блаженны милостивые…
8 Блаженны чистые сердцем…
9 Блаженны миротворцы…
10 Блаженны изгнанные за правду…

Чтобы на поле человеческого сердца выросли добрые плоды, землю перед посевом семян надо очистить, а для этого грешник должен покаяться. Покаяние (метанойя) на языке оригинала означает перемену ума (переосмысление сути вещей):
"не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего" (Рим.12:2).

Переосмыслив свою прошлую жизнь, смирившись и покаявшись перед Богом и людьми, грешник очищается от грехов, и Бог такому человеку дает новую жизнь:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16);
"имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых… Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми" (Деян.24:15,16).

Новую жизнь нельзя получить, не имея СМИРЕНИЯ:
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6).

 Смирение дает грешнику право на получение благодатных даров Святого Духа (1Кор.12:4-11). А без смиренного сердца человеку в духовной брани не устоять:
"Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом" (Ис.57:15);
"Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:19);
"Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет" (Пс.33:19).

=============
Я ношу своё сердце, как хрупкую вазу,
ненароком споткнёшься, и – вдребезги жизнь!
Чтобы я на пути не споткнулся ни разу,
чей-то голос твердит: "Иисуса держись!"
     То ли вдруг засвистят ледяные метели,
     то ли грозы расщепят бездонную высь,
     то ли просто весной заволнуются ели –
     чей-то голос твердит: "Иисуса держись!"
Простираются вдаль бесконечные вёрсты,
хорошо бы навеки туда унестись,
где живётся легко, беззаботно и просто,
только голос твердит: "Иисуса держись!"
     А порой надо мною судьба посмеётся,
     и я плачу ночами: о, счастье, вернись!
     И полынная горечь мне в душу прольётся,
     но в ответ лишь одно: "Иисуса держись!"
И когда в тишине о любви размышляю,
кто-то шепчет опять: у Христа научись!
И я снова себя во грехах обвиняю,
но в ответ лишь одно: "Иисуса держись!"
     Я ношу своё сердце, как хрупкую вазу,
     ненароком споткнёшься, и – вдребезги жизнь!
     Чтобы я на пути не споткнулся ни разу,
     Иисус говорит: "Я с тобою. Держись!"
(Иван Абрамов, "Я нашу свое сердце"; http://stihi.ru/2019/02/07/1241; https://yandex.ru/video/preview/6414752715563489491)
=============


Рецензии