2. 5 Семь дней Творения
ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНЩИНА ПРИВЯЗАНА ЗАКОНОМ К ЖИВОМУ МУЖУ
ГОВОРЮ ЗНАЮЩИМ ЗАКОН
В седьмой главе Послания к Римлянам Апостол Павел уподобляет верующих замужней женщине, которая привязана законом к живому мужу. Их брак заключен на всю жизнь, и расторгнуть его может только смерть одного из супругов.
Рим.7:1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
Муж и жена в библейской символике обозначают соответственно: дух и душу, веру и жизнь, разум и чувства, Адама и Еву, Христа и Церковь, Божественность и человечество, Творца и творение, небо и землю…
(?) Но возникает вопрос: если в 7 главе Послания к Римлянам жена обозначает верующих, а ее второй муж – Иисуса Христа, тогда кто является ее первым мужем?
При сотворении первого человека мужем, конечно, был Адам (образ человеческого духа), а женой – Ева (образ души):
"И НАРЕК ЧЕЛОВЕК ИМЯ ЖЕНЕ СВОЕЙ ХАВА, ИБО ОНА БЫЛА МАТЕРЬЮ ВСЕГО ЖИВУЩЕГО" (БЫТ.3:20).
Поэтому есть мнение, что первым мужем в Рим.7 является человеческая (Адамова) природа (Дерек Принс, "Путешествие по Посланию к Римлянам"). Однако в стихе Рим.7:1 Апостол Павел, наверно, не случайно "уточняет", что он обращается к братьям, знающим закон:
"Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?" (Рим.7:1).
Вряд ли в этом стихе Апостол Павел говорит о знании Римскими христианами законов Римской империи, потому что в других местах этого Послания он использовал слово "закон" около пятидесяти раз, почти всегда имея в виду закон данный Израилю через Моисея:
"Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем" (Рим.3:31);
"закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления" (Рим.4:15);
"вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14);
"вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым" (Рим.7:4).
Поэтому в стихе Рим.7:1 братьями, знающими закон, следует считать людей, знакомых с законом Моисея. После того как эти люди поверили в Евангелие и вступили с Богом в Завет через крещение, они родились свыше и стали душами живыми:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
Завет Бога с верующими подобен брачному договору, который заключается на всю жизнь:
"обручу тебя Мне навек" (Ос.2:19);
"И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними" (Иез.37:26);
"И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле" (Быт.9:16).
После христианского крещения души верующих не принадлежат более падшей Адамовой природе, но только Тому, Кто выкупил их из греховного рабства, заплатив за них Своей Кровью:
"никто из нас [верующих в Иисуса Христа] не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем" (Рим.14:7,8);
"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою" (1Кор.6:19,20);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25).
При крещении во Христа душа верующего умирает для своего первого мужа – падшей Адамовой природы – и не должна ему повиноваться:
"Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… мы погреблись с Ним крещением в смерть" (Рим.6:3,4);
"ветхий наш человек [Адамова природа] распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим.6:6);
"Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим.8:1,2).
Пока мы жили в мире, где царствует дьявол, мужем души был, естественно, Адам – наша падшая человеческая природа. Но в крещении мы умерли для мира, чтобы нам ходить в обновленной жизни:
"я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6:14);
"мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения" (Рим.6:4,5).
(?) Как проявляется на практике "погребение с Христом в крещении"?
Когда мужем души была падшая Адамова природа, человек, не ведая того, пребывал в рабстве у князя мира сего. Изменить свою жизнь он не мог и даже не очень к тому стремился:
"диавол показал Ему все царства вселенной… и сказал… власть над всеми сими [царствами]… предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое" (Лук.4:5-7).
Но после крещения верующий духовно прозревает и ему дается "всеоружие Божие", чтобы противостоять козням дьявольским:
"Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф.6:10-17).
***
Сотворение Богом Адама может быть прообразом христианского рождения свыше (заново\апофен):
"создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).
Принимая верой Евангелие, человек духовно оживает, а после крещения он вступает с Богом в Завет.
Во время крещения Иисуса Христа в Иордане на Него сошел Святой Дух в виде голубя:
"в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мар.1:9-11).
А после крещения Дух повел Иисуса Христа в пустыню для искушения от дьявола:
"Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню" (Мар.1:12).
То же самое происходит и сегодня с христианами. При крещении они получают дар Святого Духа, Который после крещения ведет их в пустыню:
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38);
"Когда же Бог… благоволил открыть во мне Сына Своего… [я] пошел в Аравию" (Гал.1:15-17).
В крещении душа верующего умирает для своего первого мужа, которым была падшая Адамова природа, а новым мужем души становится Иисус Христос. И все бы, казалось, хорошо: мы умерли для первого мужа Адама и стали живыми для Бога. Но тут появляется проблема, решению которой Апостол Павел посвятил 7 главу Послания к Римлянам.
Когда человек через крещение по вере вступает в Завет с Богом, он получает по благодати прощение грехов, оправдание, примирение и дар Святого Духа. Однако по факту верующий в это время является еще духовным младенцем, то есть плотским христианином, которому Бог открывается только как буква закона:
"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские" (1Кор.3:1-3);
"закон духовен, а я плотян, продан греху" (Рим.7:14).
Поэтому в первых стихах 7 главы Послания к Римлянам первым мужем для "знающих закон братьев", к которым обращается Апостол Павел, является уже не падшая Адамова природа, но Христос!
Но на первом этапе Христос открывается верующим как закон – как Слово воплотившееся:
"мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению (1Тим.1:8-10);
"И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор.6:11);
"Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый" (1Тим.1:15).
Закон требует от жены неукоснительного исполнения всех его справедливых требований, однако оказать душе действенную помощь закон не может:
"закон, ослабленный плотию, был бессилен" (Рим.8:3);
"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]" (Евр.10:1);
"закон ничего не довел до совершенства" (Евр.7:19).
(?) Если закон был бессилен, зачем было его давать?
Апостол Павел в 3 главе Послания к Галатам объясняет:
"Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование" (Гал.3:19).
"Обетованием" в данном стихе является благословение Авраамово:
"Христос искупил нас от клятвы закона… дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою" (Гал.3:13,14).
Бог обещал Аврааму и семени его Ханаанскую землю. Семя Авраама обозначает Христа, а дается обетование не ветхому человеку в Адаме, то есть не духовным младенцам, а новому человеку во Христе:
"благословятся в семени твоем [то есть во Христе] все народы земли" (Быт.22:18);
"Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос" (Гал.3:16);
"Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф.1:1);
«И сказал ему [Моисею] Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь» (Втор.34:4).
В обетованную землю можно войти только верой, а до пришествия веры (до рождения в душе нового человека) верующие сохраняются под стражей закона:
"Моисей верен во всем доме Его [Бога], как служитель… а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы" (Евр.3:5,6);
"Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя" (Гал.3:22-25).
Итак, закон не помогает верующим исполнять его справедливые требования, а в какой-то момент его влияние на душу вообще становится разрушительным:
"Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею… Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое" (Рим.7:9-21);
"если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона" (Гал.3:21).
Обратим внимание, что Апостол Павел не осуждает Закон, но всю вину за неудачи в духовной жизни он возлагает на свою плоть, которая находится в плену греха:
"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:22-24).
(?) Ну и как в такой ситуации душе спасаться?
После того как христианин, заключивший Завет с Богом, умер для мира, ему надо умереть также и для греха, ибо таково есть требование закона:
"будьте святы, потому что Я свят" (Лев.11:45).
Но умереть для греха невозможно, если прежде не умереть … для закона. По-другому победить грех (этого Голиафа) не получится, потому что закон – это меч в его руках:
"сила греха - закон" (1Кор.15:56).
(?) Как можно умереть для закона?
Очень просто. Закон был дан Израилю по плоти. Поэтому, чтобы стать мертвым для закона, который был дан ветхому человеку в Адаме, надо стать духом, то есть новым человеком во Христе:
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).
Как говорил священник Олег Ведмеденко: "Отдай плоть - прими дух"…
На практике, конечно, рождение нового человека (рождение от Духа) происходит не так быстро, как на словах:
"сыны Израилевы сорок года ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, которые не слушали гласа Господня, и которым Господь клялся, что они не увидят земли, которую Господь с клятвою обещал отцам их, дать нам землю, где течет молоко и мед, а вместо их воздвиг сынов их" (Иис.Нав.5:6,7).
Родившись от Святого Духа, верующий становится новым человеком во Христе Иисусе. Новому человеку Моисей никаких законов, естественно, не давал, поэтому, сораспявшись Христу и совоскреснув в Нем, верующие умирают для закона, а умерев для закона, они становятся мертвыми для греха:
"без закона грех мертв" (Рим.7:8);
"где нет закона, нет и преступления" (Рим.4:15);
"умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим.7:6);
"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха" (1Ин.3:9);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха" (Рим.8:10).
Христос победил смерть Своей смертью. Также и христиане, чтобы жить в Боге, должны умирать для мира, для закона и для греха:
"Я каждый день умираю" 1Кор.15:31);
"мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2Кор.4:11);
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"Дорога в очах Господних смерть святых Его!" (Пс.115:6);
"в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога" (Кол.2:12).
Верующим надо знать, что новый человек умер для закона:
"Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога" (Гал.2:19).
(?) Что значит: "законом я умер для закона"?
=============
"Закон требует, чтобы мы, будучи грешниками, умерли, и в соответствии с этим требованием Христос умер за нас и вместе с нами. Следовательно, через закон мы умерли – умерли в Христе и с Христом".
(Уитнесс Ли)
=============
А о том, как верующие должны относиться к законам этого мира, Библия говорит вполне определенно и недвусмысленно:
"отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф.22:21);
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены" (Рим.13:1);
"будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия" (1Пет.2:13,14);
"Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем" (Лук.3:14);
"собрались в Иерусалим начальники их и старейшины… приказали… не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали… справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?" (Деян.4:5-20).
***
(?) Может возникнуть другой вопрос. Допустим, в Рим.7:4 Апостол Павел говорит, что христиане умерли для закона Моисея. Но как может умереть для закона Моисея тот, кто под этим законом никогда не состоял? Ведь закон Моисея был дан только евреям – Израилю по плоти:
"Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым" (Втор.4:44).
Здесь все зависит от того, как верующие воспринимают Священное Писание. Можно воспринимать Ветхий Завет как историю древнего мира, а можно воспринимать его как Слово Бога, данное жителям земли:
"Исследуйте Писания [Ветхий Завет], ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин.5:39);
"Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им [язычникам] свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам [Иудеям]; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их" (Деян.15:6-9).
Говорят, будто в одной капле воды отражается весь океан, а в каждой частичке Вселенной отражена вся Вселенная. Если рассуждать подобным образом, можно прийти к заключению, что библейская история Израиля является отражением истории всего человечества:
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море… и все крестились в Моисея… и все ели… и все пили… А это были образы для нас… Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:1-11)…
=============
«…я вам напоминаю, что Израиль – это символ всего человечества. Так устроена вся Библия. Это можно сказать про все человечество, начиная от Адама, что оно, так сказать, как бы Бога, можно сказать, потеряло, а с другой стороны, Бог его отпустил, Бог ему позволил, чтобы человечество потеряло Бога. Но при этом Бог человечество не забыл, не отказался от него. И вот все человечество – это как блудный сын: оно где-то там блуждает по каким-то чуждым странам далеко от Бога, а БОГ ЖДЕТ, КОГДА МЫ К НЕМУ ВЕРНЕМСЯ. Это касается и каждого из нас, и всего человечества тоже…»
(Борис Балтер, Книга Исайи, глава 50; Аудиозапись: Предание.ру)
=============
Израиль – это Божий народ, народ веры. В первой части Библии, то есть в Книгах Ветхого Завета, изображается жизнь главным образом подзаконных верующих – Израиля по плоти. А во второй части Библии, в Книгах Нового Завета, показана жизнь главным образом духовных верующих – Израиля по духу.
Пока христианин не родится от Духа, он является плотским верующим (духовным младенцем). Такие верующие воспринимают Библию как букву, а Божьи заповеди – как закон. Закон Моисея подобен первому мужу, которому жена (народ Божий) должна безоговорочно повиноваться, ибо их брак заключен на всю жизнь:
Рим.7:1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
В этих стихах живым мужем, к которому привязана жена, является не Адам и не его падшая человеческая природа, а праведный Божий Закон – Слово Божье. С этим Законом в Библии неразрывно связано имя Моисея – основоположника иудаизма, законодателя и пророка:
"важнейшее в законе: суд" (Мф.23:23);
"есть на вас обвинитель Моисей" (Ин.5:45).
В 7 главе Послания к Римлянам Апостол Павел не говорит Римским христианам о том, что они должны поверить в Евангелие и умереть для мира, то есть выйти из Египта. Римские христиане, когда приняли верой Евангелие и вступили с Богом в Завет, уже сделали это: они отреклись от мира, от греха и даже от самих себя – от своей падшей Адамовой природы…
Отрекаться от отрицательного не так уже и трудно. Но теперь Римским христианам НАДО ОТРЕЧЬСЯ ОТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО – ОТ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО БОЖЬЕГО ЗАКОНА!
Закон Моисея, как известно, был дан не Израилю по духу, а Израилю по плоти. Церковь же, Тело Христа, является Израилем по духу:
"Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2Кор.5:16);
"мы не под законом, а под благодатью" (Рим.6:15);
"конец закона - Христос" (Рим.10:4).
Христиан, которые, получив познание Христа, возвращаются к закону, Апостол Павел называет несмысленными:
"О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы?" (Гал.3:1-4)…
***
Христос в Библии назван Словом:
"В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин.1:1);
"Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин.1:14).
Придя на землю, Христос стал для Иудеев живым Законом, то есть воплощением Торы. Но вожди Израиля не узнали в Нем обещанного Мессию:
"искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин.5:18).
Возможно, только Каиафа, имел тогда некоторое ведение от Всевышнего, и Он предсказал, что Иисус умрет за народ:
"Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его" (Ин.11:47-53).
=============
"Каиафа был первосвященником Храма в течение 18 лет. Его назначил на этот пост Валерий Грат, предшественник Пилата, а отстранил от власти будущий император Авл Вителлий. Каиафа был саддукеем, зятем первосвященника Анны (Ханнана), и послушным орудием в руках своего тестя. Даже уйдя с поста, Анна продолжал цепко держать в руках власть и по сути дела единолично распоряжался храмовыми должностями и казной. По мнению некоторых историков, именно Анна через своего зятя принял решение о казни Иисуса как одного из тех мятежных проповедников, которыми Иудея была наводнена в то время – хулителей авторитета римского императора, предсказывавших скорый приход Мессии и обновление мира.
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Каиафа)
=============
Пока человек не знает истинного Бога, его жизнью действительно управляет падшая Адамова природа, в которой обитают грех, смерть и сатана. Но после уверования в Евангелие и крещения во Христа человек переходит от служения бесам к служению Богу. Но на первом этапе служение Богу осуществляется не по духу, а согласно букве Закона. А чтобы служить Богу по духу, надо родиться от Духа. Водное крещение не делает верующих новым Творением во Христе Иисусе. Для рождения от Духа нужно время и нужны усилия. Нужна и пустыня, потому что в земле Египетской дети Божьи не рождаются:
"Когда же Бог… благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать" (Гал.1:15-18).
Пока верующий, который крестился во Христа и родился свыше, не пройдет через пустыню испытаний и не родится от Духа, он будет оставаться плотью, рожденной от плоти, то есть ветхим человеком в Адаме. К таким "подзаконным" христианам и обращается Апостол Павел в 7 главе Послания к Римлянам, называя их "знающими закон". Эти христиане приняли верой Евангелие, но еще не сораспялись Христу. Фактически они поклонялись Богу не в духе и истине, а в тенях и прообразах, то есть согласно букве, а не согласно Духу жизни. Истинным же поклонением Богу является поклонение духовное, происходящее в сердце, а не то, которое осуществляется плотью согласно букве закона:
"Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим" (Рим.1:9);
"настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:23,24);
"Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона" (Рим.13:8-10).
***
=============
"…В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг.2:6,7). Одно вело от идолов к Закону, а другое – от Закона к Евангелию…"
(Св. Григорий Богослов)
=============
Человек "переходит" от идолов к Закону тогда, когда принимает верой Евангелие и крестится во Христа. В крещении он дает Богу обещание жить по совести. В это время человек рождается заново (свыше) и становится "душой живой":
"крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести" (1Пет.3:21);
"И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем"
(Исх.24:3);
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).
А второе преобразование жизни происходит тогда, когда человек познает действие креста в своей жизни, то есть, когда он, отвергнув себя, вкушает от дерева жизни:
"Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).
Сораспявшись Христу, верующий и совоскресает в Нем, то есть рождается от Духа и начинает служить Богу не по букве, а по духу:
"я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога" (Кол.2:12);
"как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя" (Иис.Нав.1:16).
Пока верующий не родится от Духа, он является духовным младенцем. К таким верующим (к плоти) Христос приходит как плоть, то есть как Слово воплотившееся или как буква закона. Верующий должен повиноваться закону как своему законному мужу:
"если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его" (Чис.30:3);
"Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон" (Гал.5:3);
"крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести" (1Пет.3:21);
"Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить" (Еккл.5:4).
После крещения верующий пытается исполнять заповеди закона силами своей падшей (Адамовой) природы, новая же природа (новый человек) родится только после испытаний в пустыне – после сораспятия Христу и совоскресения в Нем:
"И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его" (Быт.25:21);
"Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн" (Лук.1:13);
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"в Нем вы и совоскресли" (Кол.2:12).
Народу Израиля потребовалось сорок лет прожить в пустыне, прежде чем в народе родилась новая вера – новые Иудеи, которые и вошли в обетованную Ханаанскую землю. А вошел новый Израиль в обетованную землю не с Моисеем, а с новым вождем – с Иисусом Навином:
"на меня [Моисея] прогневался Господь за вас, говоря: и ты не войдешь туда [в добрую землю]; Иисус, сын Навин… он введет Израиля во владение ею" (Втор.1:37,38).
Пока верующий остается плотским, он пребывает в духовной пустыне и фактически общается не с Христом, а с детоводителем ко Христу – с буквой закона:
"И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе" (1Кор.3:1);
"закон был для нас детоводителем ко Христу" (Гал.3:24).
Но когда верующий выйдет из младенчества (из пустыни, из религиозного загона) и войдет в землю Ханаанскую (на злачную пажить), тогда Бог откроется ему как благодать:
"закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин.1:17);
"с переменою священства необходимо быть перемене и закона" (Евр.7:12).
(?) О какой перемене закона сказал Апостол Павел в стихе Евр.7:12?
О той, которую предсказал законодатель Моисей в законе:
"Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте" (Втор.18:15);
"закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти"
(Рим.8:2).
Моисей сказал евреям, что после того как Господь воздвигнет им другого Пророка (подобного Моисею вождя Израиля), с тех пор евреи должны будут повиноваться Ему!..
***
Через восемь столетий после Моисея Бог обратился к Израилю через пророка Исайю, приведя, наверно, евреев в недоумение:
"приклоните ухо ко Мне! ибо ОТ МЕНЯ ПРОИЗОЙДЕТ ЗАКОН" (Ис.51:4).
(?) Какой еще закон должен был произойти от Бога? Разве не Божий закон Израиль благоговейно читал в синагогах каждую субботу?..
=============
"…Закон Моисея – это книга, которая весит более 10 кг, и ее нельзя уронить на землю ни при каких обстоятельствах. Законы написаны на пергаменте, и написание всех их занимает более 60 страниц…"
(https://ru1.warbletoncouncil.org/ley-mosaica-1732)
=============
Через пророка Исайю Бог сказал евреям: пока вашими священниками являются сыны Левия, вы имеете закон, написанный буквами на пергаменте, но настанет время и настало уже, когда Мой закон будет написан Моим Духом на ваших сердцах:
"Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!" (Ис.51:7);
"вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его" (Иер.31:33);
"дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное" (Иез.36:26);
"не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:21-24);
"Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек" (Евр.8:1,2);
"с переменою священства необходимо быть перемене и закона" (Евр.7:12)…
Чтобы быть исполнителем Божьего Закона, человеку не обязательно быть Иудеем по плоти. Также, чтобы поклоняться Богу в духе и истине, не обязательно жить во времена Нового Завета:
"когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)" (Рим.2:14,15);
"Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом… как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога" (Рим.2:17-23);
"Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его" (Быт.4:4);
"И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт.5:24).
=============
«… 3. ЗАПОВЕДЬ ПЛОТСКАЯ И "СТЯЖАНИЕ ДУХА"
Закон есть, прежде всего, норма внешнего поведения, получившая религиозное значение; это постановления: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"… Зачем вы держитесь этих учений? – спрашивает апостол. "Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой–нибудь праздник… или субботу". Все это лишь "заповеди и учение человеческое", "предание человеческое" (Кол.2:20-23,16,8), "закон заповеди плотской" (Евр.7:16), в спасительность которого могут верить лишь на плоть надеющиеся (Флп.3:3,4).
Ритуальные законы всех религий, а особенно еврейской, поражают своим мелочным материализмом: "желающие быть под законом" "порабощают себя немощным и бедным вещественным началом" (Гал.4:21,9,10), "наблюдают дни, месяцы, времена и годы"… решают вопрос о том, где и на какой горе молиться; и в конце концов думают о "стихиях мира", о земном, а не о горнем (ср. Кол.2 и 3:2). Это суетная религия, "суеверие" (superstitio. Кол.2:23).
Таким, на плоть надеющимся, противопоставляются "не на плоть надеющиеся", "служащие Богу духом" (Флп. 3:3), живущие духом (Гал.5:22-25), водимые духом, возрожденные и обновленные Святым Духом (Тит.3:5). Они и есть те истинные поклонники, которых по слову Христа ищет Себе Отец – поклонники в Духе и Истине. Но Дух Святой есть благодать, радость, красота (gratia), утешение, исходящее от Отца и даруемое Отцом лишь тому, кто верит в Отца и идет путем Сына, иначе говоря, верит в Богосыновство Христа. Мы получаем от Отца Благодать Духа Святого не иначе, как через Сына, "через Иисуса Христа, Спасителя Нашего", мы "оправдываемся Его благодатью" и "делаемся по упованию наследниками вечной жизни" (Тит.3:5-7). Когда ап. Павел говорит о "возрождении и обновлении Св. Духом", он разумеет, несомненно, то второе рождение, рождение от Духа, без которого, по слову Христа, нельзя увидеть Царствия Божия (Ин.3:3-9)…»
(Вышеславцев Борис Петрович; Этика Преображенного Эроса; https://fil.wikireading.ru/341)
=============
***
В Рим.7 Апостол Павел говорит, что когда пришла Божья заповедь, живущий в нем грех ожил, а он умер:
"Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею" (Рим.7:7-11).
Закон можно уподобить дереву познания добра и зла. Он был дан Израилю по плоти, то есть людям, которые уже имели веру в истинного Бога, но еще не родились от Духа, то есть не стали новым Творением во Христе Иисусе. Цель же закона заключается не в том, чтобы оживить подзаконного человека, а в том, чтобы дать ему увидеть себя пленником своей плоти, в которой живет убивающий его грех:
"знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:18-24);
"законом познается грех" (Рим.3:20).
Бог дал закон не Израилю по духу, не 12 Апостолам Иисуса Христа, а 12 коленам сынов Израилевых, то есть Израилю по плоти:
"не все те Израильтяне, которые от Израиля" (Рим.9:6);
"Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства" (Ин.1:47) ;
"Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога" (Рим.2:28,29).
В Иудейской (религиозной) пустыне противящийся Богу ветхий человек, который есть плоть и который имеет веру плотскую, должен умереть, а новый человек, который есть дух и который будет иметь веру духовную, должен родиться:
"плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся" (Гал.5:17);
"В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской" (Мф.3:1);
"На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?" (Евр.3:17).
Крещение в Библии обозначает смерть:
"все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились" (Рим.6:3).
В Ветхом Завете народ Божий крестился в Моисея в облаке и в море:
"отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море" (1Кор.10:1,2).
Это крещение евреев в море означает, что они умерли для мира и перешли от служения идолам к служению истинному Богу:
"Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему" (Исх.5:3).
А переход рожденных в пустыне "новых" Иудеев через Иордан означает переход нового человека (Израиля по духу) от закона к благодати:
"вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу" (Рим.7:4);
"Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14).
Итак, чтобы народу Божьему войти в землю Ханаанскую (в Божье Царство), ему надо преодолеть две водные преграды: сначала надо умереть для мира и, родившись заново (свыше), перейти через море. А после этого надо умереть для религии и родиться от Святого Духа. Это будет переходом через Иордан…
***
Здесь можно вспомнить про разбойника, который покаялся на кресте. Обе водные преграды этот человек преодолел за один день, когда висел на кресте. Сначала он поверил словам Иисуса Христа и таким образом родился свыше, а после этого он умер на кресте:
"Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним" (Рим.6:8);
"И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук.23:43).
В Ветхом Завете есть предсказание, что Иисус Христос умрет со злодеями:
"Ему назначали гроб со злодеями" (Ис.53:9).
(?) Но почему нет предсказания о том, что один из злодеев покается и попадет в рай? Неужели покаяние разбойника произошло не во исполнение пророчеств?
Вряд ли. На Голгофе случайностей быть не могло. Можно предположить, что два разбойника изображают все человечество, которое во время распятия Иисуса Христа на Голгофе было распято в Нем и с Ним. А пребывание с Собой в раю Христос обещает только тем людям, которые поверят в Него как своего Господа и Спасителя:
"мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук.23:41-43);
"И ВРАЖДУ ПОЛОЖУ МЕЖДУ ТОБОЮ И МЕЖДУ ЖЕНОЮ, И МЕЖДУ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ И ПОТОМСТВОМ ЕЕ: ОНО БУДЕТ ЯЗВИТЬ ТЕБЕ ГОЛОВУ, А ТЫ БУДЕШЬ ЯЗВИТЬ ЕМУ ПЯТУ" (БЫТ.3:15).
А еще три креста на Голгофе можно представить себе как место распятия одного трехчастного человека, у которого есть дух, душа и тело.
У нашего биологического тела шансов на спасение нет. Эту "ипостась человеческого естества" символизирует нераскаявшийся разбойник:
"Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас" (Лук.23:39);
"Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:50).
Но вот душа может получить спасение во Христе Иисусе, если поверит в Него и покается:
"Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лук.23:40-42);
"Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мар.8:35-37).
А на среднем кресте был распят не разбойник. Там был распят Праведник:
"Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух" (Лук.23:44-46).
Иисус, живя на земле, был живой Торой, а также живой скинией. Разорванная в храме завеса символизирует плоть Иисуса Христа:
"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою" (Евр.10:19,20).
А что касается нового тела, в котором воскрес Христос и в котором воскреснут все святые, то этим телом, возможно, будет тонкая оболочка души, которая формируется во время земной жизни человека.
Девять месяцев дается человеку, чтобы сформировалась его плоть – тело земное, а в остальное время земной жизни формируется душа. Ее тонкая оболочка "в пакибытии", возможно, и будет нашим новым небесным телом:
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49).
***
Божий закон содержит в себе тайны, понимание которых быстро не приходит. Евреи сорок лет ходили по пустыне, прежде чем у них в душе родилась новая вера, которая позволила им войти в обещанную Ханаанскую землю. Также и жены еврейских Патриархов долго не рождали детей, потому что праведная жизнь тяжело рождает добрые плоды:
"Сара была неплодна" (Быт.11:30);
"она [Ревекка] была неплодна" (Быт.25:21);
"Рахиль была неплодна" (Быт.29:31);
"Плод же духа: любовь, радость, мир… вера, кротость, воздержание" (Гал.5:22,23).
Старой веры в силу крови пасхального агнца евреям было достаточно, чтобы совершить Пасху и выйти из земли Египетской. Но чтобы войти в обещанную Ханаанскую землю, нужна более сильная вера:
"А те, которые ходили с ним [с Халевом], говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле" (Чис.13:32-34).
В Ветхом Завете закон требовал от Иудеев приносить Богу жертвы, то есть убивать животных, чтобы очиститься от грехов, а в Новом Завете животных, то есть звериные инстинкты и нравы надо убивать в себе:
"невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр.10:4);
"Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои" (Пс.49:13,14);
"умоляю вас, братия… представьте тела ваши в жертву живую" (Рим.12:1);
"умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание" (Кол.3:5).
=============
"…для того чтобы этот Шалом небесный получить, надо употреблять усилия. То есть, его тоже надо завоевать (этот Шалом). Вся религия – она стоит на парадоксах. Одновременно: мир и завоевание. Но, конечно, в Новом Завете, в отличие от Ветхого, это завоевание, это усилие [надо осуществлять] над собой; это – завоевание себя, а не завоевание других. В этом вообще разница Ветхого Завета и Нового Завета, что много из того, что в Ветхом Завете применяется как бы вовне человека (борьба с дьяволом вовне человека), в Новом Завете эта борьба переносится внутрь человека. И, конечно, там она и труднее, но и важнее…"
(Борис Балтер, "Книга Иисуса Навина"; Предание.ру)
=============
Ноев ковчег – это не зверинец на воде. Библейские животные живут в нас!
=============
"…Стадо нечистых животных – помышления и чувствования греховные, которые скитаются в душе грешника, пасутся на пажитях ее; они – неминуемое последствие греховной деятельности…"
(Святитель Игнатий Брянчанинов, "Аскетическая проповедь")
=============
Бог велел человеку владычествовать "над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт.1:28). Но осуществляется это владычество не в Адаме, а во Христе. Путь же к благодати Христа лежит через пустыню. В пустыне должен умереть ветхий наш человек, который есть плоть, рожденная от плоти, и родиться новый, который есть дух, рожденный от Духа. Эти рожденные от Духа новые Иудеи и овладеют обещанной Ханаанской землей.
А те Израильтяне, которые вместе с Моисеем триумфально вышли из земли Египетской и которых Апостол Павел причислил к героям веры, не смогли войти в обещанную землю. Библия говорит, что их вера, после того как они оказались в пустыне испытаний, очень скоро превратилась … в неверие:
"Верою перешли они Чермное море, как по суше" (Евр.11:29);
"все, которые… не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их" (Чис.14:22);
"они не могли войти [в Ханаанскую землю] за неверие" (Евр.3:17).
Те два потрясения земли, о которых сказал Григорий Богослов и которые пережили в своей истории евреи, должны пережить и христиане:
"Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф" (Агг.2:6,7);
"Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:11).
Христианам тоже надо пережить два потрясения. Принимая верой Евангелие (Божье дыхание жизни), из земли Египетской (из греховного рабства) выходит ветхий человек, который есть плоть. После крещения Святой Дух ведет верующего в пустыню испытаний, где надлежит умереть ветхому человеку и родиться новому.
В пустыне плоть очень скоро начинает высказывать свое неудовольствие действиями Моисея, который, как и раб Авраама Елиезер, может быть прообразом Святого Духа:
"плоть желает противного духу" (Гал.5:17);
"Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле" (Чис.12:3);
"Моисей верен во всем доме Его [Бога], как служитель… а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евр.3:4-6);
"И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом" (Исх.16:2,3).
Только через сорок лет у Израиля по плоти родились и выросли духовные дети, которые и овладели обещанной Ханаанской землей:
"Посмотрите на Израиля по плоти" (1Кор.10:18);
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:6).
Выход евреев из Египта был первым потрясением земли (души человеческой), а переход нового (духовного) Израиля через Иордан – это потрясение второе.
Оба потрясения земли являются теми двумя преобразованиями жизни человеческой, которые называются в Библии двумя Заветами и о которых говорил Святитель Григорий Богослов…
***
Верующий человек может быть или плотью (ветхим человеком), или духом (новым человеком). Соответственно, Иисус Христос может быть для верующего или законом, или благодатью. Здесь все зависит от способности верующего воспринимать Христа – плотью (плотским разумом) или духом (умом духовным):
"Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное" (1Кор.15:46);
"мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор.2:12-16)…
К плоти Иисус Христос приходит как буква закона, а к духу – как Дух благодати. И здесь нет различия между Иудеем и Еллином (Рим.10:12), но между пониманием плотским и духовным оно очень даже есть:
"я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе" (1Кор.3:1).
Когда Апостол Павел проповедовал Евангелие, он придерживался правила:
"для Иудеев я был как Иудей… для чуждых закона - как чуждый закона" (1Кор.9:20,21).
Но для этого ему пришлось отказаться от прежнего образа жизни в Иудействе:
"Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем" (Гал.1:13);
"Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою" (Фил.3:7).
Отказываясь от всего ради Евангелия, Апостол Павел подражал Христу:
"Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1Кор.4:16).
Уча людей Евангелию, он, в зависимости от обстоятельств, представлял себя иногда подзаконным, а иногда чуждым закона:
"там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин… Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин" (Деян.16:1-3);
"Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?" (Гал.2:14) .
Можно предположить, что Апостол Павел не сам изобрел этот "дифференцированный метод обучения", но научился ему у Христа.
=============
"Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств или часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся, способствующей формированию и развитию их личностных качеств".
("Технология дифференцированного обучения"; школа52.екатеринбург.рф)
=============
Общаясь с верующими, Иисус Христос с плотью общается на языке плоти, а с духом – на языке духа. Так же, то есть, подражая Учителю, поступал и Апостол Павел, и так же, то есть, подражая Апостолу Павлу, должны поступать христиане:
"будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его" (1Кор.9:19-23).
Свидетельство о публикации №122040604660