2. 4 Семь дней Творения

2.4 День второй – смерть и погребение Иисуса Христа

ГРАДОМ ИСТРЕБИТСЯ УБЕЖИЩЕ ЛЖИ
ЧРЕВО КИТА И СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ
ДУША МОЯ СКОРБИТ СМЕРТЕЛЬНО

=============
"Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана…"
(Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита")
=============

Смерть и погребение Иисуса Христа были предсказаны в Книгах Ветхого Завета:
"по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос" (Дан.9:26);
"псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий" (Пс.21:17-19);
"за преступления народа Моего претерпел казнь" (Ис.53:8);
"Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его" (Ис.53:9).

Ветхозаветные пророчества о жизни, смерти и воскресении Мессии исполнились буквально:
"Христос умер за грехи наши, по Писанию… погребен был… воскрес в третий день, по Писанию" (1Кор.15:3,4).

Но есть в Библии одно пророчество от Самого Иисуса Христа:
"как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ три дня и три ночи" (Мф.12:40).

(?) Исполнилось ли это пророчество? Находился ли Христос три дня и три ночи в СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ?

У христиан на этот счет иногда возникают сомнения:

=============
«…Если Христа распяли в пятницу и положили в гробницу при последних лучах солнца, а воскрес Он в воскресенье рано на рассвете, то выходит, что в гробнице Он находился порядка 40 часов. То есть чуть более полутора суток. Но ведь речь должна идти о трех днях и трех ночах! Это сказал Сам Христос:
"Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12:40).
Как же объяснить такое несоответствие? Если посчитать вечер пятницы, полную субботу и начало воскресенья, то можно назвать это тремя днями. Так действительно могло быть. Но есть одно "но" – получается две ночи, а не три. Если Христос распят в пятницу, Он не мог быть "в сердце земли" три ночи. Только две! Конечно же, есть и этому объяснение. Если тьму, окутавшую Иерусалим в день казни Иисуса Христа, назвать ночью, то у нас будет три дня и три ночи. Может и так, но мне не верится. Ведь Христос не был в могиле во время этого жуткого знамения. Согласно Мф.27:45-50 в это время Он был еще жив, поэтому версия замещения недостающей ночи трехчасовой тьмой кажется "притянутой за уши"…»
("В какой день недели был распят Христос?"; https://doroga-k-bogy.livejournal.com/2568.html)
=============

Однако толкователи Библии не считают эту версию "притянутой за уши", потому что "внеплановая" ночь ("закат солнца в полдень") все-таки была "запланирована" в пророчестве Амоса:
"И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Ам.8:9).

=============
"…в день страдания Господня… солнце зашло в полудне, и оставил Израиля свет благодати за то, что вознамерились и дерзнули великое Солнце угасить на кресте. И поелику не восхотели они озариться учением Его в день светлый… то воцарилась над ними тьма неведения…"
(Прп. Ефрем Сирин, Толкование на пророка Амоса)
=============

А относительно того, что Христос во время трехчасовой тьмы был живым, так ведь и пророк Иона, находясь во чреве кита, совсем безжизненным, судя по всему, тоже не был. Библия говорит, что он из чрева кита молился Богу:
"И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита" (Ион.2:2).

***

Читая Библию, надо иметь в виду, что у людей кроме видимого тела есть еще невидимый дух и невидимая душа:
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23);
"видимое временно, а невидимое вечно" (2Кор.4:18).

Поэтому, когда в Библии говорится о жизни человека, речь не обязательно идет о жизни телесной (биос), но может также идти о жизни душевной (псюхе) или духовной (зоэ). Также, когда говорится о смерти или воскресении.

Например, запрещая Адаму вкушать от дерева познания добра и зла, Бог сказал ему:
"от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17).

Сейчас мы уже знаем, что Бог говорил о смерти духовной, которая прекращает общение человека с Богом:
"беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Ис.59:2);
"И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт.3:24).

Также и смерть пророка Ионы, была, очевидно, не телесной, а духовной:
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15).

Сегодня для всех людей Бог является Источником жизни, но живыми в Библии признаются только те люди, которые имеют общение с Творцом:
"мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение" (Прит.3:32);
"у Тебя источник жизни" (Пс.35:10);
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его" (Ин.20:31).

Те же, кто не имеет живой веры в истинного Бога, являются духовно мертвыми.
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32);
"и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19);
"как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2:26).

Духовно мертвые люди своими делами служат и поклоняются идолам, то есть ложным богам:
"Это люди… душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:19);
"их бог - чрево" (Фил.3:19);
"такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву" (Рим.16:18);
"не знав Бога, вы служили [богам], которые в существе не боги" (Гал.4:8);
"скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф.25:41).

***

Как это ни странно может показаться, но такую же духовную смерть пережил и Божий Сын Иисус Христос. Случилось это тогда, когда Отец возложил на Него грехи всего мира:
"Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:6);
"Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас" (2Кор.5:21; пер. еп. Кассиана).

Произошло же это, вероятно, в ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ, когда после Тайной вечери Иисус вместе с 11 учениками отправился в Гефсиманский сад:
"душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф.26:38);
"Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его" (Лук.22:43);
"находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лук.22:44).

После того как на Сына были возложены наши грехи, Отец был вынужден оставить Его:
"Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3:17);
"Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем" (2Кор.5:21 пер. еп. Кассиана);
"Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?" (Пс.21:2);
"около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46).

***

За пять тысячелетий до этого в другом саду – Едемском – такой же духовной смертью умер другой человек – Адам Перстный…

Создав Адама из праха земного, Господь Бог предупредил его:
"от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17).

Но Адам не внял Божьему предостережению, и когда жена предложила ему отобедать плодом с запретного дерева, он сразу согласился.

(?) А что Адаму оставалось делать, когда его жена – кость от кости и плоть от плоти его – уже отведала тех плодов и печальные последствия той трапезы не замедлили отобразиться на ее внешнем и внутреннем облике?..
"не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление" (1Тим.2:14).

(?) Но умер ли Адам смертью в день согрешения?

Стихи из пятой главы Бытия в этом не убеждают:
"Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему… Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет… Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер" (Быт.5:3-5).

Невольно создается впечатление, что Адам не только не умер в день грехопадения, но еще и прожил после этого долгую, насыщенную событиями жизнь, родив сыновей и дочерей по своему образу и подобию…

(?) Получается, что слова Бога, сказанные Адаму, не исполнились, а вот змей сказал Еве истинную правду?..

Нет, конечно. Правду сказал только Бог, потому что Адам действительно умер в день согрешения. Но смерть Адама была духовной, то есть истинной. И эта смерть до сего дня передается "по наследству" потомкам Адама:
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12);
"возмездие за грех - смерть" (Рим.6:23).

А вот слова змея были ложью, манипуляцией сознанием и попыткой оговорить Творца:
"сказал змей… нет, не умрете, но знает Бог… откроются глаза… будете, как боги" (Быт.3:4,5);
"Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин.8:44).

То, что методы сатаны с тех пор не изменились, наглядно подтверждают и знаменитая пробирка со стиральным порошком, и поездки на луномобиле, и диагнозы берлинских пациентов, и страшные сказки белых касок и многое другое:
"Мерзость пред Господом - уста лживые" (Прит.12:22);
"градом истребится убежище лжи" (Ис.28:17);
"Лжесвидетель не останется ненаказанным" (Прит.19:9);
"всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр.21:8);
"языком своим они поразят самих себя" (Пс.63:9)…

Таким образом, в день грехопадения Адам действительно умер, и умер он смертью настоящей – духовной:
"Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих, и сказал: сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности" (Втор.32:19,20);
"за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча" (Иез.39:23).

Для человека истинной смертью является разделение души с Богом, Который является Источником жизни. В день грехопадения Адама его духовные глаза закрылись, а сам он умер духовной смертью. Так как при первом упоминании смерти в Библии (ст. Быт.2:17) речь идет о смерти не телесной, а духовной, то на основании принципа первого упоминания можно сделать вывод или, по крайней мере, предположение, что в Библии не телесная смерть является истинной, а духовная! Она гораздо трагичней, и ее следует опасаться более всего. И оплакивать нужно не столько мертвое тело, сколько мертвую душу…

=============
«Теологический принцип, который называется "принципом первого упоминания", по сути означает, что фундаментальный принцип предмета основан на первом упоминании о нем в Писании. Это не всегда так, потому что это всего лишь принцип, но не закон. Но очень часто так оно и есть».
(Рик Джойнер)
=============

Смерть же телесную Иисус Христос даже смертью не считал:
"Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин.8:51);
"Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном" (Ин.11:11);
"сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним" (Мф.9:24).

***

Пророк Иона (его имя означает "голубь") имел свой собственный опыт переживания духовной смерти, то есть богооставленности. Постигло его это несчастье тогда, когда он, подобно Адаму, решил поступить вопреки воле Творца:
"И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня… и нашел корабль… отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть… от лица Господа" (Ион.1:3).

Духовная смерть пророка сопровождалась его великими страданиями:
"из чрева преисподней я возопил… Ты вверг меня в глубину, в сердце моря… отринут я от очей Твоих… Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня… но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада" (Ион.2:3-7).

Описание страданий Ионы похоже на описание страданий Иисуса Христа в Книге Псалмов:
"Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня… извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод; да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. Услышь меня, Господи… не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня" (Пс.68:2-18).

В обоих текстах описывается переживание духовной смерти, которая стала следствием разлучения человеческой души с Богом – Источником жизни.

Если предположить, что духовную смерть Божий Сын переживал не только в пятницу на Голгофе, но и накануне в четверг, тогда три дня и три ночи Его пребывания в сердце земли получаются и без "притягивания за уши" версии с трехчасовой тьмой, то есть без "внеплановой ночи", которая среди дня внезапно накрыла ненавидимый прокуратором город:
"От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого" (Мф.27:45).

(?) Но что было этим таинственным СЕРДЦЕМ ЗЕМЛИ, в котором Сыну Человеческому надлежало провести три дня и три ночи?

Мы уже говорили, что в гробнице тело Иисуса Христа могло находиться около 40 часов, а ночей за это время могло быть только две. Следовательно, могила, куда было положено тело Иисуса, не могла быть тем "сердцем земли", где Спаситель провел три дня и три ночи:
"Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" (Ин.19:38-42).

(?) А что моглО быть этим сердцем земли?..

Чтобы выяснить этот вопрос, обратимся к первым стихам Библии, в которых земля упоминается впервые.

БЫТ.1:1. В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ,
2. КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ,

В этих стихах упоминаются две разные земли. Согласно принципу первого упоминания, земля в первом стихе должна обозначать истинную землю. Истинная земля должна быть вечной, поэтому ее реальностью может быть только Дух воскресшего Христа. А вот земля во втором стихе может обозначать или все человечество в Адаме, или Божий народ Израиль, к которому, во исполнение древних пророчеств, должен был прийти обещанный Мессия. Можно также предположить, что одной землей является Адам Перстный (БЫТ.1:2), а другой – Адам Небесный (БЫТ.1:1):
"Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:47-49).

(?) О сердце какой земли говорил Христос, когда говорил о пророке Ионе?

Сам Иона, хотя и был пророком Божьим, однако в Библии он показан как ветхое творение в Адаме:
"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1Ин.3:9).

Бог желает перевести Свой богоизбранный народ из земли Египетской в землю Ханаанскую, из мира в Церковь, из Адама во Христа, из смерти в жизнь, из плоти в дух и из времени в вечность:
"да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего" (Мф.2:15);
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1Кор.15:22).

Сердцем новой земли является, очевидно, Новый Иерусалим:

=============
"Новый Иерусалим, завершенность скинии, является вселенской совокупностью в союзе и слиянии божественности с человечеством."
("Живой поток" – 1997)
=============

Пророк же Иона, после того как его проглотила большая рыба, провел три дня и три ночи, конечно, не в раю. Сердцем той земли, где находился Иона, был, вероятно, ад – место, где царит тьма, ужас, боль, страдание, горечь и невыносимое зловоние…

Можно предположить, что, после того как Бог оставил Своего Сына, возложив на Него грехи всех людей, с того момента настоящим адом для Иисуса Христа стал земной Иерусалим – сердце земли Иудейской:
"как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12:40);
"Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы" (Ис.1:21).

В духовном плане земной Иерусалим в то время был сердцем земли не Ханаанской, а Египетской. В Библии земля Египетская обозначает плоть, рожденную от плоти, то есть ветхого человека в Адаме, а земля Ханаанская обозначает дух, рожденный от Духа, то есть нового человека во Христе:
"плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся" (Гал.5:17).

=============
"…Египет – это образ языческой оккультной цивилизации, точно так же, как и Вавилон. Поэтому [Египет и Вавилон] это не только собственные имена и наименования, но это также есть нарицание некое. В контексте Нового Завета иногда мы встречаем, что Иерусалим называется Египтом. Совершенно неожиданно, причем – Египтом и Содомом. Сказано: Египет и Содом, где Господь наш распят [Откр.11:8]. Ну, очевидно, что Господь распят в Иерусалиме, но вот по грехам людей того времени можно было сказать, что это и Египет, и Содом одновременно…"
(Протоиерей Олег Стеняев - Евангелие от Луки Глава 21; радио "Радонеж"; https://radonezh.ru/radio/2024/12/22/19-00)
=============

В этом аду, в сердце Египетской земли, Сын Человеческий, подобно пророку Ионе, провел три дня и три ночи – Четверг, Пятницу и Субботу Страстной Седмицы. Все это время Тело Иисуса находилось, естественно, в этом самом земном Иерусалиме – в столице, где обитали убийцы (Ис.1:21). Умирая на кресте, Иисус предал Свой дух Отцу (Лук.23:46), но Его душа после смерти отправилась из ада в ад (из ада видимого в ад невидимый):
"Христос… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" (1Пет.3:18-19);
"восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?" (Еф.4:8,9);
"Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я [до утра первого дня новой недели] еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин.20:17).

(?) И какой вывод из этого следует?

Пророк Иона три дня и три ночи находился во чреве кита, то есть в аду, потому что умер духовно и его проглотила большая рыба…

Аналогичная картина представлена и в Книге Бытия. После грехопадения Адам был изгнан из рая и его тоже, можно сказать, проглотила большая невидимая духовная рыба:
"И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" Быт.3:23);
"в Адаме все умирают" (1Кор.15:22);
"проклята земля за тебя" (Быт.3:17).

Иисус Христос тоже пережил духовную смерть, когда Отец возложил на Него грехи всего мира. Для нас воды Божьего осуждения – это родная стихия, но для Иисуса Христа разлучение с Отцом – это ад. И последние три дня и три ночи Страстной седмицы Сын Человеческий Своим духом пребывал не в Отце, а, подобно Ионе, - в сердце Египетской земли, то есть в аду.

Так исполнилось предсказание Иисуса Христа:
"как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12:40).

Но надо иметь в виду, что Христос – это не только душа и тело. Он приходил на землю как истинная скиния:
"И Слово стало плотию, и обитало (4637, скэно) с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (Ин.1:14).

Скинией Христос назван потому, что в Нем обитал Бог как вечная несотворенная жизнь зоэ:
"В Нем была жизнь (2222, зоэ), и жизнь (2222, зоэ) была свет человеков" (Ин.1:4);
"взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф.17:1,2).

После того как тело Христа на кресте разрушилось, Его душа отправилась в ад, чтобы вывести узников из заключения и сидящих во тьме из темницы (Ис.42:7), а Его дух в это время отправился к Отцу:
"Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух" (Лук.23:46);
"И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим" (Мф.27:51-53).

***

Двумя полюсами Божьего Творения являются рай и ад, свет и тьма, жизнь и смерть, небо и преисподняя. Душа пророка Ионы провела три дня и три ночи в аду, следовательно, и душа Иисуса провела три дня и три ночи там же:
"Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр.2:17,18);
"Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его… От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления" (Деян.2:24-27)…

Местом обитания Бога, согласно Библии, является север, и там же, очевидно, находится рай:
"Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие" (Иов.37:22);
"Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне [ее] город великого Царя" (Пс.47:3);
"А говорил в сердце своем: "взойду на небо… сяду на горе в сонме богов, на краю севера" (Ис.14:13).

=============
«Север (North)
В средиземноморских широтах северные околополярные звезды никогда не заходят и всегда остаются на небе, в отличие от звезд, которые восходят по ночам и вскоре заходят на западе. Именно эти далекие северные звезды, выразительно называвшиеся древними египтянами "немеркнущими", потому что они никогда не заходят, были на древнем Ближнем Востоке образом бессмертия и вечности.
Таким образом, вполне объяснимо, что север стал библейским местом расположения вечной Божьей святой горы, известной под разными названиями (гора Цафон, "север"; гора Сион). Это небесная обитель, которую не следует путать с земным жилищем, ибо Бог "распростер север над пустотою" (Иов.26:7). Оттуда Бог управляет вселенной, повелевая небесному воинству "взойти… выше звезд Божиих… на гору… на краю севера" (Ис.14:13). Физическое расположение Иерусалима, где Соломон построил земной дом Божий, было несущественным по сравнению с его метафизическим значением аналога северной небесной обители: "…на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя" (Пс.47:2–3).
Божья слава {«светлая погода»} исходит от севера (Иов.37:22), но с этой же стороны Бог может давать выход Своему гневу, если Он недоволен поведением людей. Именно с севера шел бурный ветер, раскрывший Иезекиилю Бога и Его послание осуждения (Иез.1:4), – образ, связанный с метеорологическими условиями Леванта, где северный ветер приносит дождь и холод (Притч.25:23; Иов.37:9; см. ПОГОДА). "Бедствие с севера" становится лейтмотивом пророков, особенно Иеремии (Иер.1:13–15; Иер.4:6; Иер.6:1; Иер.10:22; Иер.25:9), который подчеркивает, что армии вторжения – это орудия Божьего дисциплинарного воздействия. Этот образ подкрепляется географической реальностью: захватчики (за исключением Египта на юге) обычно приходили с севера, а Израиль был коридором, окаймленным морем на западе и пустыней на востоке. Но решающее значение имела метафизическая сторона Божьего пребывания на севере, так как лейтмотив распространяется и на языческие народы, которых эта географическая реальность не касалась (Иер.46:20,24; Иер.47:2; Иер.50:3,9,41–43; Иер.51:48; Иез.26:7)».
(Словарь библейских образов)
***   ***   ***
"…Север, воля, надежда. Страна без границ.
Снег без грязи – как долгая жизнь без вранья.
Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья.
     Кто не верил в дурные пророчества,
     В снег не лёг ни на миг отдохнуть,
     Тем наградою за одиночество
     Должен встретиться кто-нибудь!"
(Владимир Высоцкий, "Белое безмолвие")
=============

Когда Христос пришел на землю, весь мир был царством дьявола:
"берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему" (Мф.4:8-11).

Но Христос, живя на земле, Своим духом пребывал в Отце:
"Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?" (Ин.14:10);
"идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин.14:30).

Однако после того, как Бог возложил на Своего Сына грехи всех людей, Ему пришлось пережить ужас и одиночество:
"Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:6);
"говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно" (Мф.26:38);
"находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лук.22:44);
"И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели" (Мф.26:43)…

Разлука Отца с Сыном закончилась только в первый день новой недели, когда Христос воскрес из мертвых. Общаясь утром с Марией Магдалиной, Он запретил ей прикасаться к Себе:
"Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин.20:17).

Но вечером того же дня Он явился ученикам и сказал:
"Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги" (Лук.24:39,40).

***

В последней Книге Библии Христос сказал о Себе:
"Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Откр.22:13).

Греческая буква Омега может указывать на последние три дня и три ночи Страстной седмицы, когда Сын Человеческий был предан смерти. Возможно, эти три дня были последними днями для всего падшего творения:
"И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей" (Суд.16:29,30).

А греческая буква Альфа может указывать на начало нового Творения – на четыре главных шага Христа:
"если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин.12:24);
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа" (1Пет.1:3).

***

Для людей рай – это состояние души, имеющей живое общение с Богом:
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне" (Ин.15:4);
"кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:10).

Ад – это противоположностью рая. Это состояние переживают люди, пребывающие в греховном рабстве:
"Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27:46);
"они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены" (1Пет.2:8);
"Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился" (Мф.27:3-5).

***

Иисус Христос приходил на землю как вечное Слово Божье, и в Нем была жизнь:
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин.1:1-4).

Но в действительности в Иисусе Христе была не одна жизнь. В Нем была вечная Божественная несотворенная жизнь Отца зоэ, а также временная сотворенная человеческая (Адамова) жизнь псюхе. Своей человеческой жизнью псюхе Иисус Христос пожертвовал, ради спасения людей:
"Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф.1:21);
"Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Ин.10:17,18).

К тому же, то есть к самопожертвованию, призывает Христос и Своих учеников:
"кто хочет душу [псюхе] свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:25);
"да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:12,13).

***

Грехи Адама всегда были любимым лакомством древнего змея:
"Адаму же сказал… прах ты и в прах возвратишься" (Быт.3:17-19);
"сказал Господь Бог змею… будешь есть прах во все дни жизни твоей" (Быт.3:14).

Четырнадцатого дня весеннего месяца нисана ад предвкушал чудесный пир, ибо грехом стал Сам Божий Сын:
"Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему, и повеселиться… когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона… и поставили его между столбами" (Суд.16:23-25).

Только долго веселиться в тот день слугам дьявола не пришлось. Тот, Кого они поставили между двумя крестами, Своей смертью разрушил ад, победил сатану и умертвил ветхого Адама, подобно тому как Самсон при своей смерти умертвил Филистимлян:
"И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою. И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей" (Суд.16:29);
"как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола" (Евр.2:14).

На Голгофском кресте в адском пламени вместе с телом Иисуса Христа сгорели все грехи, которые Отец возложил на Своего безгрешного Сына…

Спаситель заранее знал, какие мучения Ему придется претерпеть на земле, чтобы приобрести Церковь:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25);
"Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания" (Ис.52:14);
"Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной" (Пс.21:15,16);
"был обезображен паче всякого человека лик Его" (Ис.50:6);
"я изнемог, ждал сострадания, но нет его, - утешителей, но не нахожу. И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс.68:21,22).

Поэтому в стихе Мф.12:40 Иисус Христос уподобил Свое пребывание в сердце земли пребыванию пророка Ионы в чреве кита:
"как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мф.12:40).

Кит здесь может обозначать самого сатану, а его чрево – ад. Сказав фарисеям о знамении Ионы, Христос тем самым подтвердил реальность событий, описанных в Книге этого пророка:
"из чрева преисподней я возопил… Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада" (Ион.2:3-7).

***

Говоря о Своем пребывании в сердце земли, Христос сказал также о знамении Ионы:
"род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка" (Мф.12:39).

(?) В чем заключается знамение пророка Ионы?

Когда фарисеи сказали Иисусу, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского, Христос сказал им:
"если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф.12:36).

Напоминание про Божий суд не понравилось фарисеям, и один из них предложил Иисусу показать знамение (видимое чудо), чтобы подтвердить Свое право говорить от имени Бога. Но Христос в ответ сказал, что род лукавый не увидит знамения, кроме знамения Ионы пророка. Об этом знамении фарисеи, конечно, знали. Оно заключается в чудесном оживлении Божьего посланника Ионы после трех дней пребывания во чреве кита:

=============
"…Факт трехдневного пребывания пророка Ионы во чреве кита является средоточным пунктом его книги, около которого группируется все остальное ее содержание, вместе с тем по своему характеру это событие представляется как бы выходящим за всякие пределы веры. Встречаемое недоумением или яростными нападками, оно подвергалось разного рода перетолкованиям и искажениям едва ли не более всякого другого места в Библии…"
(Толковая Библия А.П. Лопухина)
=============

У людей не принято, чтобы мертвые воскресали, особенно те, кого уже съели. И виноградари из евангельской притчи тоже считали, что со смертью для людей все заканчивается:
"виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его" (Мф.21:38).

Но Божий Сын Иисус Христос Своим неожиданным воскресением из мертвых разрушил и сатанинские планы, и человеческие представления! Он доказал, что смерть не всевластна и люди могут победить ее своей верой:
"всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1Ин.5:4);
"Последний же враг истребится - смерть" (1Кор.15:26).

Когда земной Иерусалим отверг своего Царя Иисуса Христа, Он на третий день воскрес из мертвых и в Самом Себе создал новое небо, новую землю, нового человека и новый Иерусалим. Поэтому мы сегодня можем не сомневаться в том, что Божий план, составленный прежде создания мира, непременно исполнится:
"И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ" (БЫТ.1:31);
"И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр.21:2);
"Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя" (Пс.44:14-16).

=============
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА: КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВЕЛИКИХ СОБЫТИЙ
Протоиерей Андрей Ромашко
Страстная Седмица
На Страстной Седмице мы вспоминаем последние дней земной жизни Иисуса Христа, когда Он принёс Себя в жертву на кресте за грехи человечества. От слова «страдания» (по-славянски – «страсти») происходит название этих семи дней. По своему огромному значению, которое они имеют, как в церковном календаре, так и вообще для спасения человечества, их принято именовать великими: Великий Понедельник, Великий Вторник…
Каждый из дней Страстной седмицы посвящён определённой теме, основному событию, произошедшему в этот день, по евангельскому повествованию.
*ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК*
Великий Понедельник посвящен очень странному чуду, совершённому Христом, а именно – погублению смоковницы (инжирного дерева).
После торжественного входа в Иерусалим Христос вышел из города и ночевал в предместье, и вот, идя утром к городским воротам, Он увидел смоковничное дерево. Подойдя к нему, Христос демонстративно поискал плодов, но их не оказалось, ведь была весна, и ещё не время было созреть инжиру. «Да не будет от тебя плода вовек» (ср. Мк. 11, 14), – сказал Господь и пошёл дальше. А на следующий день ученики увидели смоковницу засохшей… Получается, Христос проклял её Своим словом, а слову Господа ничто не может сопротивляться. Но зачем сотворил Христос такое «отрицательное» чудо, зачем погубил ни в чем не повинное дерево?
Зачем сотворил Христос такое «отрицательное» чудо, зачем погубил ни в чем не повинное дерево?
Ответ кроется в первых главах Библии. Когда Адам и Ева нарушили заповедь Божию и съели плод от запретного древа, то вместо того чтобы увидеть себя богами, как они хотели, они лишь увидели свою наготу. Устыдившись, они сшили себе одежду из листьев смоковницы. За своё отпадение от Бога первые люди были изгнаны из рая, и вот теперь Христос пришёл, чтобы снова открыть людям путь в рай. Он проклинает смоковницу, напоминая о той самой смоковнице в райском саду, которая дала людям первые одежды греха. Кстати, возможно, что то самое Древо познания добра и зла, которое многие художники изображают яблоней, было именно смоковницей, и логично, что именно из её листьев первые люди сделали себе одежду. Христос проклинает именно смоковницу – дерево, напоминавшее о грехопадении Адама и Евы, хотя в самом дереве, в самом инжире, конечно, никакого греха не было.
Вторая причина – в том, что Христос заранее знал, что Ему предстоит претерпеть в ближайшие дни. Будучи всеведущим Богом, Он знал, что ученики испугаются и разбегутся, видя Его страдания. Ему нужно было показать Своим ученикам, что Он идёт на страдания добровольно, имея все силы покарать любого обидчика. На чём показать эту силу так, чтобы это было доходчиво, но чтобы при этом не пострадали люди? На бездушном дереве Господь и показал Свою силу, заодно символически напомнив историю с райской смоковницей и грехопадением первых людей.
*ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК*
Прощаясь со Своими учениками, Христос часто говорил им о Своем втором Пришествии, о том, что Он снова вернется на землю для последнего и окончательного суда. Он говорил об этом открыто, но чаще – в притчах, простых рассказах, на различных житейских примерах, пояснявших религиозные истины. Одной из самых красивых притч является Притча о десяти девах, которая вспоминается на утрене Великого Вторника.
Вот эта притча. Девушки, подружки невесты, вышли встречать жениха, по древнему обычаю, со светильниками в руках. Был уже вечер, а жених ехал издалека и задержался в дороге. Девушки уснули в ожидании, и масло у них в лампадках прогорело… Вдруг, уже в полночь, кричат: «Выходите встречать! Жених идет!» Пятеро предусмотрительных подружек подлили масла, которое взяли с собой, снова зажгли светильники и пошли встречать драгоценного гостя, а другие пять побежали искать, где купить масла, потому что не имели с собою его запаса. Пока они искали, жених приехал, зашел в дом, тяжелые ворота закрыли, и начался свадебный пир, на который не попали искавшие масла.
О чем эта притча, как истолковать её? Долгожданный гость – это Сам Христос, обещавший вернуться на землю во второе Свое Пришествие. Однако слишком долго люди ждали Его, и, пока ждали, – заснули. Под «сном» здесь имеется в виду смерть. Ждет христианин пришествия Господа, умирает, не дождавшись, и светильник его жизни гаснет… Полуночное время означает неожиданное, внезапное пришествие Христа, ведь никто не мог подумать, что жених из притчи приедет ночью. Так и голос ангела прозвучит внезапно: «Восстаньте, Христос идет!» Это о всеобщем воскресении в последний день мира, когда все умершие воскреснут и предстанут перед Богом на окончательный суд. У кого был с собой запас масла, то есть добрые дела, – войдет на светлый, праздничный райский пир, а у кого с собой такого запаса нет – останется в адской тьме, за закрытыми дверями.
С человеком всегда должен быть запас добрых дел, как у мудрых дев был запас лампадного масла
В притче Христос называет пять дев мудрыми, а пять – неразумными. Мудрость в том, чтобы быть всегда готовым к встрече со Христом, ведь мы не знаем, когда именно она случится. С человеком всегда должен быть запас добрых дел, как у мудрых дев был запас лампадного масла. Нельзя откладывать добродетель на потом: «когда нагуляемся», «повзрослеем», «состаримся», «когда на это будет больше времени» или других возможностей, – каждый человек придумывает свои оправдания. Но вот, внезапно приходит смерть, и человек лишается возможности действовать до Страшного Суда. А потом, кто готов, – идет в Царство Христа, кто нет – во тьму.
*ВЕЛИКАЯ СРЕДА*
Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении находились довольно значительные суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые люди, исцеленные Им от злых духов и неизлечимых болезней. Все они служили Христу своим имением и жертвовали много. Но, так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги большей частью раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание Самого Христа и Его учеников. Вел денежные дела апостолов Иуда. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду. Тратить украденные деньги открыто он, конечно же, не мог. Перекладывать их из ящика в свой карман было бы глупо и неудобно. Наверняка у него было какое-то укромное место, где он хранил наворованное.
Невозможно выяснить точно, когда он впервые запустил руку в апостольскую казну, однако то, что он стал вором, написано в Евангелии.
Как же оказалось, что среди учеников Христа затесался Иуда, неужели Христос не видел этого?
Как же оказалось, что среди учеников Христа затесался Иуда, неужели Христос не видел этого? Видел, конечно. Но Господь в Своем отношении к нам не учитывает наши ещё не совершённые, будущие грехи. Он относится к нам так, как мы проявляем себя в настоящее время. А Иуда поначалу был искренен и предан Христу, потому и был избран в число учеников. И только потом, мало-помалу он пристрастился к деньгам: сначала вызвался носить ящик для пожертвований, затем собирал пожертвования, а потом уже стал запускать туда руку. Конечно, Господь, зная будущее, предвидел все это, пробовал остановить ученика, до самого последнего момента взывая к покаянию. Но в этом есть тайна отношений Бога и человека: Бог не хочет насильно сделать человека хорошим, Он лишь предлагает, напоминает, зовет. А человек откликается на этот зов или нет.
Парадокс в том, что Иуда вовсе на собирался предать Христа на смерть. Ему нужны были лишь деньги. Он верил, что Иисус – Мессия, а значит, Он должен, по представлениям народа, воцариться в Иерусалиме. Иуда видел, что Христос обладает сверхъестественной силой и полной властью над людьми. Римские оккупанты и продажные старейшины должны быть сметены, а в новом царстве Мессии Иуда сделает карьеру и станет как минимум министром финансов. Поэтому, когда за голову Иисуса Христа была объявлена награда в 30 сребреников, Иуда тайно сговорился с членами местного правительства, Синедриона. Нужно было лишь привести стражу в тот момент, когда со Христом не будет толпы народа, чтобы не поднимать шума и не провоцировать народного бунта, ведь люди считали Иисуса Царем. Даже в момент предательства Иуда попытался это скрыть, обнял и поцеловал Учителя, желая остаться в числе ближайших учеников.
А когда оказалось, что Христа осудили на смерть, все надежды Иуды рухнули. Вместо полноценного покаяния он смог лишь швырнуть полученные деньги и удавиться. В итоге имя Иуды стало нарицательным, а выражение «поцелуй Иуды» – синонимом лицемерного предательства.
*ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ*
В день Великого Четверга вспоминается пасхальный ужин (по-славянски – «вечеря»), который Христос совершил со Своими учениками. Праздник Пасхи существовал ещё в ветхозаветные времена, и посвящен он был избавлению народа от египетского рабства. Понимая, что час Его близок, Христос решил совершить пасхальную трапезу на день раньше обычного. Христа в то время уже искали, поэтому ужин был тайным, на нем присутствовали только ближайшие ученики.
Перед ужином Господь, препоясавшись полотенцем, подобно слуге, взял кувшин с водой и умыл ноги ученикам. Он показал всем пример смирения: Учитель умывает ноги Своим ученикам. Среди апостолов был и Иуда, которому Христос, омывая ноги, давал шанс покаяться, но душа предателя уже настолько очерствела, что её не тронуло даже это. Иуда спокойно, будто ничего не произошло, подставил свои ноги, а апостол Петр, напротив, зная о своем недостоинстве, пытался отказаться от омовения: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Христос ответил Петру: «То, что Я делаю, ты уразумеешь позже». Но Петр, как самый ревностный и горячий из апостолов, продолжал возражать, пока Христос не сказал ему: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Тогда апостол Петр, больше всего желавший оставаться с Господом, по-детски искренне воскликнул: «Господи! Тогда омой не только ноги, но и руки и голову». Христос воспользовался репликой апостола, чтобы ещё раз дать возможность Иуде покаяться: «;Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все”, ибо Он знал предателя Своего, потому и сказал: ;не все вы чисты”» (Ин. 13, 10).
Потом, уже во время трапезы, Иисус еще раз скажет, что среди двенадцати есть один предатель, и каждый с недоумением и страхом будет спрашивать: «Не я ли это?» – так спросит и Иуда, делая вид, что не понимает, о чем речь.
Каждый год праздник Ветхозаветной Пасхи отмечался ритуальной трапезой, на которой обязательно были хлеб и вино. Старший за столом разламывал хлеб, вкушал сам и давал младшим, затем поднимал чашу, возблагодарив Бога, отпивал и передавал дальше всем участникам трапезы. И вот, Христос, проводя этот традиционный обряд, добавил к нему нечто новое. Взяв хлеб, Он преломил его и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ешьте, это Тело Мое, за вас на смерть предаваемое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо это Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Так апостолы впервые стали участниками таинства Причащения, в котором под видом хлеба и вина христиане вкушают Тело и Кровь Христа. С тех пор это происходит на каждой литургии, не символически, а реально соединяя нас со Христом.
В Великий Четверг, то есть в день установления таинства Причащения, каждый христианин старается причаститься Тела и Крови Христовых. А вечером в этот день на службе читается двенадцать отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Христа и Его смерти на кресте. Но относятся они уже к следующему дню.
*ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА*
Великая Пятница – один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов, согласно которым все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества.
Все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества
Господь шел на смерть сознательно. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к людям, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес.
Евангелия повествуют о том, как после Тайной вечери и прощальной беседы Спаситель с учениками отправился в Гефсиманский сад у Елеонской горы, где они провели часть ночи, ученики в тревожной дремоте, а Христос – в молитвенном подвиге до кровавого пота. Христос предвидел все заранее, Он знал, что Иуда уже ведёт вооруженную толпу для ареста. А Иуда думал скрыть свое предательство и остаться в числе приближенных к Царю, поэтому обнял Христа и, по восточному обычаю, приветствовал Его поцелуем. «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 47) – укорил Христос бывшего ученика, а Петр, выхватив меч, ударил ближайшего врага, пытаясь защитить Учителя. Но Петр – рыбак, а не воин, меч в неумелых руках скользнул по черепу и лишь отсек человеку ухо. Христос велел Петру вложить меч в ножны и исцелил раненого. «Ты думаешь, Петр, Я не могу умолить Отца, чтобы Он послал на Мою защиту более чем двенадцать легионов ангелов? Но как же тогда сбудутся Писания?» Когда Христос говорил, окружившие Его стражники упали на колени, не выдержав Его Божественной власти. Он поднял их и дал Себя связать, а ученики в этот момент разбежались.
Иисус был приведен на допрос и суд, однако смертный приговор был уже вынесен заранее, оставалось лишь формально соблюсти процедуру. Однако для казни требовалось разрешение римского наместника, Понтия Пилата, и Христа повели к нему. Пилат отослал дело к местному царьку, Ироду Антипе, а тот, после допроса, избиения и унижения, снова отправил Христа к Пилату. Понимая, что на Христе нет никакой вины и что Он уже достаточно пострадал, Пилат предложил ради праздника отпустить Его, но масса народа, спровоцированная старейшинами, подняла крик: «Распни Его!» Тогда Пилат сказал свое знаменитое: «Я умываю руки», а народ закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27, 25)
Для Христа избрали самую тяжелую и мучительную казнь – распятие на кресте, но перед самой казнью осужденных подвергали дополнительным избиениям и пыткам. Претерпев несколько часов страданий, Господь Иисус Христос умер на Кресте, совершив дело спасения человечества. Там, при кресте, стояли ученицы Христа во главе с Пресвятой Богородицей и двое мужчин: самый младший из апостолов, Иоанн, и римский центурион, руководивший казнью. Видя мучения Христа, он уверовал в него и после Воскресения стал Его учеником.
Двое из тайных учеников Христа – Иосиф Аримафейский и Никодим – сняли тело Христа, обвили его погребальной плащаницей и похоронили в находящемся неподалеку от Голгофы новом склепе, высеченном в скале. Вход в пещеру завалили огромным камнем.
*ВЕЛИКАЯ СУББОТА*
Великая Суббота – последний день перед христианской Пасхой. Для верующих Великая Суббота – вместе и скорбный, и радостный день: тело Христа ещё лежит во гробе, ещё не настало Воскресение, но уже всё наполнено предпасхальной радостью. Облачения священнослужителей, темные во время поста, сменяются светлыми. В этот день после утренней службы начинают освящать куличи и пасхи. Пост ещё идет, но к пасхальному столу уже все готово.
Для верующих Великая Суббота – вместе и скорбный, и радостный день: ещё не настало Воскресение, но уже всё наполнено предпасхальной радостью
Помня слова Христа о воскресении, старейшины народа пошли к Пилату: «Этот обманщик обещал воскреснуть в третий день, так повели охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики ночью не пришли и не украли тело Его, сказав, что Он воскрес из мертвых». Пилат согласился на это, и они опечатали камень над входом в пещеру и поставили стражу охранять гроб. Тело Христа покоилось в гробовой пещере, а душа сошла в ад, как и души всех живших до Христа людей, и праведных, и грешных, ведь вход в рай оказался закрыт для человека ещё со времен Адама и Евы.
Сатана очень обрадовался, видя ещё одного праведника, несправедливо осужденного на смерть. Зло торжествовало, но недолго, ибо под покровом человека скрывался Бог, Который бесконечно сильнее демонов, всех, вместе взятых. Сойдя в ад, Христос разрушил его врата и вывел оттуда всех праведников, ждавших освобождения. Именно эти символические створки адских врат лежат под ногами Спасителя на праздничной иконе. Христос простирает руку Адаму и Еве, выводя их, а вместе с ними и всех праведников, из темного пространства ада к свету.
Эта икона так и называется – «Сошествие Христа во ад» – и используется как пасхальная и воскресная икона. По бокам и чуть сзади, за Христом, – фигуры праведников, переходящих в рай. Для того, чтобы показать их великое множество, иконописец закрывает дальние фигуры ближними, фигуры как бы уходят за рамки иконы, показывая, что там их еще очень много.
Ежегодно в Великую Субботу в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова происходит чудо схождения Благодатного огня. Храм построен на месте погребения и последующего Воскресения Спасителя. Главный алтарь храма представляет собой мраморную часовню – Кувуклию. Она возведена над пещерой, где лежало тело Иисуса Христа, поэтому и сам храм часто именуют храмом Гроба Господня.
О явлении Божественного света письменные источники упоминают с IV века, сначала – византийские, потом и арабские. В XII веке говорит о чуде схождения Благодатного огня и первый паломник, оставивший описание Святой Земли на русском языке, – игумен Даниил. «Вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого», – пишет монах.
Церковную службу в Иерусалиме и само схождение Благодатного огня многократно описывали современные очевидцы – паломники из разных стран мира. Рассказывают они и о чудесах, которые, помимо собственно появления небесного огня, происходят в храме. Так, по некоторым свидетельствам, у верующих в храме и даже за его пределами, на улице, сами собой загорались свечи, на стенах в разных местах появлялись яркие всполохи, сверкали молнии. Что же касается самого пламени, то в первые минуты после появления оно не обжигает – огонь можно держать в руках, многие даже символически «умываются» им.
***
Нам с вами очень важно снова и снова проживать дни Страстной седмицы вместе со Христом. Если задуматься, то даже самая длинная человеческая жизнь – это лишь несколько десятков Праздников Святой Пасхи и, соответственно, Великопостного говения, когда мы можем приостановить стремительный бег нашей жизни и вспомнить о душе и о вечности. Страдания Христа – напоминание о человеческой жестокости и злобе, о слабости и предательстве, но и о могуществе смирения, о величии самопожертвования, о нашем с вами спасении.
(https://pravoslavie.ru/159957.html)
=============


Рецензии