Пояснение к инвенциям Баха

Забавная реакция на предыдущий текст, что-то вы, мол, испытываете ИИ? - Хотя правильный ответ - я испытываю ЧИ - человеческий интеллект.  Зачем? - Я стараюсь объяснить, что и как надо понимать, потому что искусство и, тексты в частности, это образы, содержащие ссылки на контекст, не только непосредственно видимый, но также в значительной мере художественный и философский.

Если такого контекста нет - получается то ли ситчик в лесу, то ли мишки в горошек.

Опять, ради шутки, расшифрую смысл предыдущего текста. Итак:

Инвенции Баха - Инвенции это изобретения. Инвенции Баха- это небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников для того, чтобы они овладели приемами исполнения сложных полифонических произведений, в частности-фуг. То есть текст учебный, предназначенный для подготовки к чтению "полифонических", сложных произведений.

Молчание книжных полок -
Запах старого дерева и марсианского возраста пыли…

Книги сами по себе ни о чем не говорят. Они молчат. Ибо в них зафиксировано прошлое, которому на смену приходит (странное) новое:

Да здравствует Пол Джексон Поллок,
Свободой безумного взмаха
Сметающий в прошлое тлен умирающей были!

Поллок - один из самых дорогих художников современности. В 2016 году картина Поллока под названием «Номер 17А», как сообщалось, принесла 200 миллионов долларов США в виде частной покупки. В 2006 году на аукционе «Сотбис» за картину «№ 5, 1948» - приведенная слева от текста, - была предложена сумма 140 млн долларов. Купленное полотно стало на тот момент самой дорогой картиной в мире.

Понятно, что такие картины Поллока отправляют в прошлое все "классическое" искусство - даже какого-нибудь Пикассо, и даже Малевича, и даже Мунка, у которых все равно отчетливо проступают черты фигуративности. У многих обывателей, это вызывает недоумение.

Ответом на это недоумение служит гегелевское: "Прекрасное - это совершенное в своем роде", открывающее вторую строфу. Чему подобное такое прекрасное? - Не только совершенной динамике Поллока, но и "Фонтану" Дюшана. Вот этот фонтан гп фофтографии.


В 2004 году газета «Дейли телеграф» провела опрос среди инсайдеров британского артрынка. В итоге 500 самых влиятельных художников, дилеров, критиков, хранителей музеев и владельцев галерей сформировали ТОП-5 произведений 20 века, оказавших наибольшее влияние на дальнейшее развитие мирового искусства. "Фонтан" Дюшана занял первое место. Тут, чтобы долго не объяснять стоит прочитать вот этот текст:

Этот вид искусства Дюшан назвал "ready-made", то есть готовое изделие.

Ну, а есть более "ready-made" отечественное изделие, подходящее под гегелевское определение прекрасного, чем песенная "стюардесса по имени Жанна", причем одетая по последней моде с "Черкизона"?

Тут есть нюанс. На "Фонтане" Дюшана есть надпись:"R.Mutt". "R.Mutt". "Mutt" - По-английски, a person regarded as stupid or incompetent, - человек, который рассматривается как дурак или невежда.  Дурак, имеет, в частности, смысл шута.

Отсюда двойная ссылка на вторую часть "Поэтики" Аристотеля. Почему ссылка двойная? - Потому что о второй части "Поэтики" известно только по слухам. Она не сохранилась. Считается, что она посвящена комедии, то есть шутовству.

Второй смысл - это отсылка к роману "Имя Розы" Умберто Эко.

В этом романе история начинается с Библиотеки, где происходит гибель/убийство монаха Адельма Отранского, а само название связано с классической фразой, отражающий спор реалистов с номиналистами: "«Что остается от имени розы, после того как исчезнет роза?»).Кроме того, весь сюжет связан с поисками именно второй части "Поэтики" Аристотеля, которая в конце-концов сгорает вместе с Библиотекой,


Отсылка на букву R в дюшановской надписи удачно ассоциируется со словом "роза" в названии романа и с указанным философским сюжетом.

Автор предлагает ответ: можно подставить вместо R любое имя. Главное, что сохраняется правда R-дурак, или, в комедийном смысле, любой человек по Дюшану - шут, клоун. И это справедливо от Адама и Ламеха и Ноя, то есть пока существует человек...

И опять Бах. Бах - иное.

"Иное" в философском смысле - это инобытие, трансценденция, возможность. То есть Бах - это не просто новое. Это новое как возможность, которая, по Гегелю, есть рефлектированная в себя действительность, без чего действительность не полна. То есть истинная действительность - это наличная действительность , объединенная с возможностями, с Иным, с тем чего нет, но присутствует как возможность.

Собственно, это и есть заключение: Истина в том, что "Мир - цирк, а люди в нем клоуны", но полифоническая музыка Баха соединяет мир шутов с миром "анти-шутов".

Надеюсь, так смысл более понятен.


Рецензии