1. 10 Семь дней Творения

1.10 День первый – воплощение и земное житие Иисуса Христа, Света истинного

СВЕТ БЫЛ ЗОЛОТОЙ
РОДИНА – ОБЛАСТЬ ЭТОГО СВЕТА
 
Переходим к четвертому стиху первой главы Бытия.


БЫТ.1:4 И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ОТ ТЬМЫ.


= БЫТ.1:4 И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ… =

(?) Что является глазами Бога, которыми Он увидел свет?

Если обратиться к Новому Завету, то в последней Книге Библии воскресший Христос показан в виде Агнца с семью очами, которые суть семь духов Божиих:
"И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю" (Откр.5:6).

Поэтому можно предположить, что Божий Дух, Который в стихе Быт.1:2 "носился над водою" (или "ПАРИЛ НАД ВОДОЮ"), является теми глазами Бога, от которых никто, ничто и нигде не может скрыться:
"ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ" (БЫТ.1:2);
"Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?" (Пс.138:7);
"Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его?" (Иер.23:24);
"образовавший глаз не увидит ли?" (Пс.93:9);
"И цари земные… скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?" (Откр.6:15-17)…

Летая над водой, Божий Дух наблюдал за людьми, и то, что видел Божий Дух, разумеется, видел и Бог, обитающий в "неприступном свете":
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь" (1Тим.6:16).

У верующих людей кроме глаз телесных есть еще глаза духовные – очи сердца. Этими глазами является особый орган, созданный Богом, – человеческий дух:
"Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него" (Зах.12:1).

Благодаря своему духу верующие, живя в мире материальном, могут видеть мир духовный, а также общаться с Творцом:
"Светильник Господень – дух человека" (Прит.20:27);
"дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение" (Иов.32:8);
"духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей" (Ис.26:9);
"молитесь во всякое время духом" (Еф.6:18).

Наличие этого уникального органа отличает людей от животных и делает их трехчастными, то есть подобными Творцу:
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23);
"[языком своим] благословляем Бога, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).

Таким образом, библейский термин "подобие Божье", используемый в первой и пятой главах Книги Бытия, а также в Послании Иакова, может указывать на троичное устроение человека:
"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему" (Быт.1:26);
"Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт.5:1);
"Им [языком] благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию" (Иак.3:9).

Как Бог таинственно троичен, так же таинственно троичен и человек:
"И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3:16,17);
"ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1Фесс.5:23).

(!) Правда, не все богословы согласны с такой точкой зрения, считая, что в традиционном христианстве три Ипостаси Троицы равны, а в троице человеческой, дескать, такого равенства нет: какое может быть равенство между вечным духом и душой, с одной стороны, и смертным телом, с другой? Какую Божественную Ипостась можно уподобить человеческому телу? Разве тело обладает самосознанием, чтобы "быть третьим"?..

Можно согласиться, что сегодня тело является "служанкой души". Но ведь это только сегодня:
"Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие" (1Кор.15:53);
"Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все"
(Фил.3:20,21);
"Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное" (1Кор.15:42-44).

В христианстве считается, что Авраам, будучи отцом всех верующих, является прообразом Бога Отца, а его сын Исаак – прообразом Иисуса Христа:

=============
"…Когда Авраам приносил в жертву своего сына Исаака, он являл собой прообраз Бога Отца, в то время как Исаак прообразовал нашего Господа и Спасителя…"
(Свт. Кесарий Арелатский; https://bible.optina.ru/old:gen:22:02)
=============

А прообразом Святого Духа в Библии является раб Авраама Елиезер:
"И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было… пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку" (Быт.24:2-4).

Итак, рабом Авраама был Елиезер. Также рабом Бога Библия называет Моисея:
"МОИСЕЙ, РАБ МОЙ, умер" (Иис.Нав.1:2);
"будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе МОИСЕЙ, РАБ МОЙ; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих" (Иис.Нав.1:7);
"поступать согласно… со всем законом, который заповедал им РАБ МОЙ МОИСЕЙ" (4Цар.21:8).

Таким образом, тело человека, являющееся сегодня служанкой души, может соответствовать третьей Ипостаси Святой Троицы – Святому Духу:
"Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле" (Чис.12:3);
"Моисей верен во всем доме Его, как служитель… а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его [дом Бога] - мы" (Евр.3:5,6)…

Согласно Божьему замыслу, человек должен стать Божьим домом, в котором будут жить Отец, Сын и Святой Дух. И прообразом Святого Духа в Библии являются раб Авраама Елиезер и верный служитель Моисей…

***

Глазами Бога является Божий Дух, а духовными глазами человека является дух человеческий. Своим духом верующие могут познавать духовный мир:
"кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" (1Кор.2:11);
"Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21).

Но чтобы дух в человеке функционировал, человек должен родиться свыше:
"кто не родится свыше (509, анофен), не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).

Чтобы родиться свыше, надо поверить в Евангелие, покаяться и креститься:
"Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:36-38).

Греческое слово "анофен" в стихе Ин.3:3, переведенное в нашей Библии как "свыше" ("кто не родится свыше"), древними переводчиками переводилось как "сначала". И это могло указывать на первого человека Адама, жизнь которого началась тогда, когда Бог вдунул в него дыхание жизни:
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7);
"то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала (509, анофен), по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил" (Лук.1:3);
"они издавна (509, анофен) знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению" (Деян.26:5).


=============
"anwqen [анофен] – сначала. Ср. Деян. 26:5; Клим Педаг. 56:5. 7:4 и большинство древних переводов – латин., копт., сир., а также Иустин, Тертуллиан".
(Стих Ин.3:3, Толковая Библия А.П. Лопухина)
=============

Однако Апостол Иоанн использует это же слово "анофен" еще раз – в 31 стихе той же 3 главы своего Евангелия. Здесь он говорит, что Христос пришел с небес, то есть от Бога, и на это указывает слово "свыше" ("анофен"). В таком случае логично предположить, что в 3 и 5 стихах той же самой 3 главы Евангелия от Иоанна слово "анофен" должно указывать на то же самое – на рождение с небес или Бога.

Поэтому можно предположить, что слово "свыше" в 3 главе Евангелия от Иоанна вполне адекватно передает значение слова "анофен":
"Иисус сказал ему [Никодиму]… кто не родится свыше, то есть с небес или от Бога, не может увидеть Царствия Божия… Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (509, анофен)" (Ин.3:3-7);
"Приходящий свыше (509, анофен) и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес [или от Бога] есть выше всех" (Ин.3:31).

Вероятно, в 3 главе Евангелия от Иоанна Христос хотел сказать Никодиму, что началом спасения души является рождение свыше или духовное прозрение человека. Это духовное прозрение является результатом не столько усилий самого человека, сколько результатом действий Бога – Его предвидения, предопределения и призвания:
"Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2:8,9);
"спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2Тим.1:9);
"[помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим.9:16);
"Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом" (Тит.3:5).

Но после рождения свыше (анофен), после духовного прозрения, человеку, чтобы царствовать в жизни, надо пройти через пустыню испытаний. Именно в пустыне рождается новый человек от Духа Божьего, и на это указывает библейская история Израиля:
"сыны Израилевы сорок года ходили в пустыне, доколе не перемер весь народ, способный к войне, вышедший из Египта… а вместо их воздвиг сынов их" (Иис.Нав.5:6,7);
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24);
"приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17)…

Всего слово анофен используется в 13 стихах Нового Завета:

=============
"509" (13)
1. Матф.27:51 …завеса в храме раздралась надвое, сверху (509, анофен) донизу…
2. Мар.15:38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху (509, анофен) донизу.
3. Лук.1:3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала (509, анофен), по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4. Иоан.3:3 …кто не родится свыше (509, анофен\с небес), не может увидеть Царствия Божия.
5. Иоан.3:7 …должно вам родиться свыше (509, анофен\с небес).
6. Иоан.3:31 Приходящий свыше (509, анофен\с небес) и есть выше всех…
7. Иоан.19:11 …ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (509, анофен\с небес)…
8. Иоан.19:23 …хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху (509, анофен).
9. Деян.26:5 они издавна (509, анофен) знают обо мне…
10. Иак.1:17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит
свыше (509, анофен\с небес), от Отца светов…
11. Иак.3:15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше (509, анофен\с небес), но земная, душевная, бесовская,
12. Иак.3:17 Но мудрость, сходящая свыше (509, анофен\с небес), во-первых, чиста…
13. Гал.4:9 …для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще (509, анофен) снова поработить себя им?
=============

***

Когда Бог сотворил первого человека, Он назвал его "СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" ("душею живою"). Это случилось тогда, когда Адам принял верой Евангелие (Божье дыхание жизни). С того момента Адам начал видеть невидимый мир, то есть стал понимать духовную реальность:
"дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение" (Иов.32:8);
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).

Божье дыхание жизни дает человеку жизнь и спасение:
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6:63);
"я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину" (Рим.1:16).

С точки зрения Библии быть живым означает иметь общение с Творцом, ибо Он один является Источником жизни для всего творения:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32);
"у Тебя источник жизни" (Пс.35:10).

Чтобы человеку иметь общение с Богом, он должен иметь веру в Него:
"грешников Бог не слушает" (Ин.9:31);
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6).

Людей, не имеющих веры в Бога, Библия называет не имеющими духа и сравнивает их с безумцами:
"Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа" (Иуд.1:19);
«Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"» (Пс.52:2).

Но люди верующие своим возрожденным духом могут общаться с Богом, соединяться с Ним и даже входить в небесное Святилище путем новым и живым:
"соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор.6:17);
"Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым… да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою" (Евр.10:19-22).

Сотворенный человеческий дух – это в некотором смысле средство связи, обеспечивающее общение человека с Богом (твари с Творцом). Чтобы связь функционировала, человек должен быть живым для Бога, то есть должен пребывать в благодати и воздерживаться от всего, что разделяет его с Творцом:
"беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас, чтобы не слышать" (Ис.59:2);
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15);
"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:15-17).

Когда во втором стихе Библии Божий Дух парил над водами Божьего осуждения, Бога интересовала не столько безжизненная материя, сколько человеческие сердца, которым, согласно замыслу Творца, предстояло стать вечным Божьим жилищем:
"Бог… не в рукотворенных храмах живет" (Деян.17:24);
"Иисус сказал… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23);
"как живые камни, устрояйте из себя дом духовный" (1Пет.2:5);
"да даст вам… верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф.3:16,17);
"Христос - как Сын в доме Его [в доме Бога]; дом же Его - мы" (Евр.3:6);
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3:20).

***

В начале Библии глазами Бога был один Божий Дух, Который парил над водой, о чем написано во втором стихе Библии. Но в последней Книге Библии Откровении говорится об Агнце, имевшем семь очей, которые "суть семь духов Божиих" (Откр.5:6). Налицо явное увеличение!

(?) За счет чего (или кого) произошло это увеличение?

Очевидно, за счет Церкви! Как сказал известный учитель Библии Уитнесс Ли: "Божье строение [то есть Церковь] есть увеличение Бога". Это увеличение заметно, если сравнить, например, Скинию Моисея, которая символизирует Христа в воплощении, с храмом Соломона, изображающим Церковь, то есть Христа в воскресении:
"разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его… Он говорил о храме тела Своего" (Ин.2:19-21);
"вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16);
"храм Божий свят; а этот [храм] - вы" (1Кор.3:17);
"Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его" (3Цар.6:7).

Когда Христос жил на земле, Он был реальностью Скинии Моисея.

Глагол обитать (скэноо) происходит от существительного скиния (скэнэ):

4637 – скэноо; обитать или жить в палатке, шатре, скинии;
4633 – скэнэ; скиния, шатер, палатка, куща, обитель.

=============
«…Слово стало Человеком [плотию]. И далее очень конкретно и ясно поясняет:
– и обитало с нами!
Глагол "обитало" несведущему в терминологии иудейского учения по ветхому завету ничего не скажет, а вот Иоанн, будучи иудеем, хорошо понимающим Тору и писавшим на греческом, имел ввиду очень конкретное действие.
Обителью была названа скиния Господа, на иврите этот термин назван "микшан", откуда греч. скенэ – "обитель". Поэтому греческий глагол "обитало" – эскэносэн – поселилось, значит – жить в скинии.
А теперь посмотрите, что написано в книге Откровения:
"се, скиния Бога с человеками!" (Откр.21:3).
Поэтому, если перефразировать, то можно понять так:
– Слово родилось Человеком и как Скиния собрания соединяло Бога с человеками.
Йегошуа был Словом и Человеком одновременно, то есть обителью или мишкан. Только в Нем человек может иметь встречу с Богом…»
(https://vsehristiane.com/forum/hristianskie-voprosy)
=============

В Ветхом Завете Скиния Моисея прообразно изображала Божье жилище на земле, а Христос, придя на землю, стал реальностью этого жилища. В Скинии Моисея был один золотой светильник, а в храме Соломона их уже десять! В реальности же увеличение количества золотых светильников могло произойти за счет Церкви, которая является Телом Христа:
"Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников (3087 лухниа) и, посреди семи светильников (3087 лухниа), подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом" (Откр.1:12,13);
"Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников (3087 лухниа)" (Откр.2:1);
"И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа… во второй [день] второго месяца, в четвертый год царствования своего… И сделал десять золотых светильников, как им быть надлежало, и поставил в храме, пять по правую сторону и пять по левую" (2Пар.3:1,2; 4:7);
"Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи" (Лук.12:35);
"да светит свет ваш пред людьми" (Мф.5:16);
"Светильник Господень - дух человека" (Прит.20:27).

***

(?) Почему в храме Соломона было не семь золотых светильников, а десять?

Одним из десяти золотым светильником в храме Соломона может Сам Иисус Христос, Который, придя на землю, обитал с людьми как живая Тора и живая скиния:
"И сделай светильник (04501 менора) из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник (04501 менора); стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него" (Исх.25:31).

=============
ЗОЛОТОЙ СВЕТИЛЬНИК
«[Значение золотого светильника (04501 менора) в скинии Моисея] – это снова Христос, возлюбленные, Которого мы имеем пред собою в этом прообразе. Он стоит здесь в таком образе, и мы видим Его с такой стороны, как еще до сих пор Его не видали, именно, как "свет миру". Первое, что мы замечаем, при взгляде на этот светильник, это, что в нем не видно ничего из известного нам дерева ситтим; он сделан весь, целиком, из одного металла, золота, означающего, как мы знаем, божественную природу Христа. Таким образом, светильник научает нас искать источник всякого света только в Боге одном. Вне его нет ничего, кроме мрака и ночи. И так как Господь Иисус – истинный Бог и жизнь вечная, то Он и истинный свет, и носитель Его. Он был, как говорит нам Иоанн в начале своего славного Евангелия, "светом человеков" еще раньше, чем стал человеком, "Он светил во тьме, и тьма не объяла Его". Он "был в мире, и мир чрез Него начал быть", продолжает апостол дальше и, затем, сетуя, прибавляет: "И мир Его не познал" (Иоан.1:4,5,10). Из приведенных здесь слов апостола ясно вытекает, что Господь наш сделался светом миру не только со дня Своего воплощения на земле, но, что, будучи всегда Богом, Он всегда был и светом, соответствуя вполне этому ветхозаветному прообразу, сделанному из чистого золота. Он сделался человеком, чтобы принести нам именно этот самый, а не какой-либо другой свет, чтобы мы, бывшие тьмою, могли бы постичь Его и приблизиться к Нему. Но ни один луч этого чудного света, ни одна искра божественного познания и ни одно слово из всех удивительных откровений, которые Он принес нам, не были из человеческого источника или даже из Его человеческой природы, в которой Ему Самому приходилось "преуспевать в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков" (Лук.2:52); все в Нем было, в этом отношении, божественно, без малейшей человеческой примеси; только эти блаженные откровения, этот божественный свет пришли к нам в наших человеческих, нам понятных словах в наши человеческие опыты, которые Он пережил пред глазами нашими, и они светили нам чрез завесу плоти Его, или, в лице Его, были перенесены в ежедневную земную жизнь, и, в таком уже виде, нам предложены. Именно поэтому Он, "сияние славы и образ ипостаси" Бога, Обитавший в неприступном свете, сделался для нас таким привлекательным светом; светом, к которому, как бы испорчены и достойны осуждения мы ни были, [однако] можем приблизиться и имели и имеем право смотреть на Него, не боясь и не будучи ослеплены и осуждены им; светом, настолько нежным и приятным, что сидящие во тьме и тени смертной не только могут выносить его, но и радостно приветствовать его. Затем, как он прост и чист! Он открывается детям и младенцам, и они в состоянии вместить его; как утешительно, что те которые в страхе взывают из глубины нужды, встречают его, как зарю лучшей надежды…»
(Иван Вениаминович Каргель, "Свет из тени Будущих благ")
=============

Еще Библия называет светильниками (3087 лухниа) двух свидетелей в 11 главе Книги Откровения:
"И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли" (Откр.11:3,4) …

***

= БЫТ.1:4 …СВЕТ… =
После того как Бог сказал "да будет свет", на земле появился свет.

(?) Что представлял собой свет первого дня Творения?

Чтобы выяснить этот вопрос, обратимся не к учебникам по физике, а к библейским текстам, ибо Библию истолковывает сама Библия.

Апостол Иоанн говорит об истинном свете:
"Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5).

Но беда в том, что человек не может увидеть этот свет своими плотскими глазами:
"человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (Исх.33:20);
"единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1Тим.6:16).

Поэтому истинный свет был явлен людям не непосредственно, а через Иисуса Христа:
"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим.2:5).

Но и этот свет могут видеть только те люди, которые уверуют в Иисуса Христа как своего Спасителя:
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5:8);
"веруйте в свет, да будете сынами света" (Ин.12:36);
"свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму" (Ин.3:19);
"Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр.12:14).

Согласно Библии, Адам в день грехопадения умер духовной смертью (Быт.2:17). После этого он был изгнан из рая (Быт.3:24) и утратил возможность общаться с Творцом. Тогда духовные глаза Адама закрылись и он утратил способность видеть истинный свет. Сегодня же потомкам Адама, чтобы стать живыми для Бога, надо уверовать в Евангелие, покаяться и креститься…

***

В Ветхом Завете прообразом Святого Духа является раб Авраама Елиезер, которого господин отправил в землю свою, чтобы оттуда привести жену своему сыну Исааку:
"пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку" (Быт.24:4).

Придя в город Нахора и остановившись у источника воды, Елиезер увидел Ревекку:
"И Я СПРОСИЛ ЕЕ, И СКАЗАЛ: ЧЬЯ ТЫ ДОЧЬ? ОНА СКАЗАЛА: ДОЧЬ БЕТУЭЛЯ, СЫНА НАХОРА, КОТОРОГО РОДИЛА ЕМУ МИЛЬКА; И Я ВДЕЛ КОЛЬЦО В НОЗДРИ ЕЕ, И БРАСЛЕТЫ НАДЕЛ НА РУКИ ЕЕ" (БЫТ.24:47).

Браслеты на руках нужны Ревекке для того, чтобы творить дела веры, ибо руки в Библии обозначают дела:
"Не Моя ли рука сотворила все сие?" (Деян.7:50).

(?) Но с какой целью Елиезер вдел в ноздри Ревекки золотое кольцо? Зачем понадобилось девице это странное украшение?

Елиезер является прообразом Святого Духа, а Его подарки обозначают духовные дары:
"Дары различны, но Дух один и тот же… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12:4-11).

(?) С дарами чудотворений и языков нам более-менее понятно, но какая польза человеку от золотого кольца в ноздрях?..

Здесь надо вспомнить, что при сотворении Адама Бог вдунул дыхание жизни именно в ноздри человека:
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).

Вероятно, золотое кольцо в ноздрях у верующей души свидетельствует о ее духовном возрождении. Видя это кольцо, духовный мир понимает, что данная душа является живой для Бога, что она искуплена Христом, рождена свыше и пребывает в Теле Христовом:
"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело" (1Кор.12:13).

А самой душе золотое кольцо позволяет безошибочно идентифицировать личность говорящего с ней Бога, что для Христовых овец является жизненно важным:
"кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и ОВЦЫ СЛУШАЮТСЯ ГОЛОСА ЕГО, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что ЗНАЮТ ГОЛОС ЕГО. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что НЕ ЗНАЮТ ЧУЖОГО ГОЛОСА" (Ин.10:1-5).

Овцы Христа отличают голос своего доброго Пастыря, полагающего жизнь Свою за овец, от тысяч других голосов и нашептываний по неповторимому и неизреченному благоуханию, которым наполнены Его слова.

Общаясь с Богом, верующие сами пропитываются неземным благоуханием:
"благоухание познания о Себе [Бог] распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь" (2Кор.2:14-16).

***

Но в Библии есть еще один стих, где упоминается золотое кольцо в носу:
"Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная" (Прит.11:22).

(?) О чем говорит данный стих? Неужели он тоже относится к верующим?

Вся Библия написана для верующих и говорит она, как правило, о жизни верующих. Раздвоенные копыта свиньи подтверждают наличие у нее веры:
"всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда… и тушканчика и зайца… и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас" (Лев.11:3-8).

Апостол Петр в своем Втором Послании использовал выражение "вымытая свинья":
"Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи" (2Пет.2:22).

(?) Что могло очистить свинью от греховной грязи?

Сделать это могло только одно – вера в Евангелие, вера в то, что Иисус Христос умер за грехи каждого человека:
"Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха" (1Ин.1:7).

Но духовная свинья, имея веру (раздвоенные копыта) и золотое кольцо в носу, не жует жвачку. Это значит, что она  не имеет духовного рассуждения. А без этого нельзя извлечь питательные вещества из духовной пищи:
"свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению" (Рим.10:2).

В Библии буквальный смысл священных текстов может быть той несъедобной частью (кожурой или скорлупой), за которой скрывается их истинный (духовный) смысл. Чтобы не повредить здоровью, "несъедобную часть" надо всегда отделять от съедобной. Но свинья этого не делает, она ест все подряд и этим причиняет себе вред:
"Нехорошо душе без знания" (Прит.19:2).

Женщина в Библии обозначает жизнь, душу, эмоции (Быт.3:20), а золотое кольцо в ноздрях может свидетельствовать о ее обручении "единому мужу":
"я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою" (2Кор.11:2).

Но чтобы стать женой Исаака, душа верующего после встречи с Елиезером и после принятия духовных даров должна оставить свой дом (плоть), своих родителей (старую веру и жизнь) и отправиться за Елиезером (Святым Духом) в пустыню. В пустыню, конечно, духовную:
"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф.10:37,38);
"Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Ин.2:15).

А если душа не последует за Святым Духом и не будет отвергать плоть со страстями, тогда она уподобится той самой женщине из Книги Притч.11:22, которая хотя и красивая, но, увы, безрассудная, ибо не покоряется истине:
"Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному… Они – дым для обоняния Моего" (Ис.65:2-5)…

Ходящие путями зла не могут быть приятным благоуханием ни для Бога, ни для людей:
"смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь" (Ам.4:10);
"за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею… оголит Господь темя дочерей Сиона… И будет вместо благовония зловоние" (Ис.3:16-23).

***

А теперь вернемся к свету. Иисус Христос назван в Евангелии светом истинным. Этот свет Он являл людям на протяжении всей Своей земной жизни:
"Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме" (Ин.12:46);
"Бог есть свет" (1Ин.1:5);
"В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин.1:4).

(?) Чем отличается земная жизнь Иисуса Христа от нашей жизни?

Прежде всего тем, что Он ради исполнения воли Отца проявил невиданное смирение и самоотверженность:
"уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил.2:7,8);
"ничего не делаю от Себя" (Ин.8:28);
"Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин.6:38).
 
=============
"…Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы…"
(Борис Пастернак, "Гефсиманский сад")
=============

Живя на земле, Апостол Павел подражал Христу, и он просил верующих подражать ему:
"умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1Кор.4:16).

Когда христиане подражают Апостолу Павлу, они тоже становятся светом мира (Мф.5:14) и являют миру не себя, а своего Господа и Спасителя:

=============
«…Мир не увидит другого Христа, как только Того, Который будет явлен через Его тело. Поэтому каждый член Церкви обязан быть в Его теле и преображаться в Его образ…»
(Сергей Нечитайло, "Признаки последнего времени)
=============

Для христиан жизнь по духу и будет подражанием Апостолу Павлу:
"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал.5:16);
"нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим.8:1).

Повинуясь Святому Духу, верующие как бы приносят себя в жертву Богу, в благоухание приятное:
"умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим.12:1);
"виноградные лозы, расцветая, издают благовоние" (Песн.2:13);
"мы Христово благоухание Богу" (2Кор.2:15).

Кроме того, поступая по духу, верующие царствуют в жизни, а Божий Дух дает им свидетельство, что они – дети Божьи:
"Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии" (Рим.8:16).

***

Итак, светом первого дня Творения является жизнь Иисуса Христа:
"В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин.1:4);
"Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь" (Ин.11:25).

Христиане, живя по духу и взирая на славу Господню, преображаются в тот же образ и становятся светом мира:
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18);
"Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света" (Еф.5:8).

= БЫТ.1:4 …ЧТО ОН ХОРОШ… =

=============
«"И увидел… что он хорош…" Так, по словам Псалмопевца, "веселится Господь о делах Своих" (Пс.103:31). О свете здесь говорится, что он "хорош", потому что он является источником радости и счастья для всего живого…»
(Толковая Библия А.П. Лопухина)
=============

= БЫТ.1:4 …И ОТДЕЛИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. =
В некоторых толкованиях говорится, что в этом стихе речь идет о видимом свете. Но давайте спросим себя: можно ли видимый свет от чего-нибудь отделить?..

Сегодня наука доказала, что видимый свет может излучаться и поглощаться, отражаться и преломляться, рассеиваться и фокусироваться и что его можно разложить на семь цветов радуги… Но можно ли его ОТДЕЛИТЬ?

На данный момент об ОТДЕЛЕНИИ света от тьмы (или от чего бы то ни было) официальной науке ничего не известно…

Вероятно, библейский свет – это не совсем то, что исследуют физики, а отделение света от тьмы в Библии имеет исключительно духовное значение и подразумевает оно не что иное, как святость Бога и Его безгрешную жизнь на земле.

В конце Своего земного служения Иисус Христос сказал:
"Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин.14:30).

Эти слова Иисуса Христа являются лучшим определением святости, а также доказательством Его святой жизни на земле.

После грехопадения Адама Бог сказал змею:
"ПРАХ БУДЕШЬ ЕСТЬ ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ" (Быт.3:14).

С тех пор прах стал единственной пищей дьявола. Этим прахом являются грехи людей – потомков падшего Адама:
"одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12).

Иисус Христос, придя на землю, стал вторым Адамом – Адамом небесным. Он никогда не кормил змея лукавыми словами, греховными делами или неподобающими мыслями, однако Бог, чтобы исполнился Его вечный замысел, сделал Его грехом вместо нас:
"Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем" (2Кор.5:21; пер. еп. Кассиана).

***

После земной жизни все человеческие души отправляются или в царство Света, или в царство тьмы:
"между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лук.16:26).

Между двумя царствами существует граница, которую мы сегодня не видим. Но есть свидетельство человека, который эту границу видел своими глазами и который разговаривал со Светом как с живой Личностью!

=============
«…Я понимал, что Бог наверху, что Бог на небе, что мне нужно только чувство именно вверх летящего, чтобы долететь… Довольно долго летел, и краем слуха, краем глаза я видел, что пролетаю некие обитаемые какие-то уровни, которые я вертикально пронизывал… в какой-то момент вдруг увидел, что наверху есть некая граница, что-то начало просвечивать. Я довольно быстро подлетел к этой границе и увидел, что это граница между светом и тьмой. Она была ощутима, реально видима: там свет, а здесь тьма. Ворвавшись туда, подлетев, я остановился, потому что свет меня буквально пронизал насквозь, и я почувствовал совершенно другое состояние. Состояние прибытия домой – на какую-то свою родину… ЭТО РОДИНА – ОБЛАСТЬ ЭТОГО СВЕТА. И настолько это было убедительно, ясно, что доказывать даже не надо ничего – ни себе, никому. Я только подумал: "Раз это так, то я здесь и останусь жить"… В этот момент вдруг я услышал голос, который задал мне вопрос в виде слова. Это слово имело объемные конфигурации, формы объемные… Это: "достоин ли ты быть здесь, а можешь ли ты быть здесь, а хочешь ли ты быть здесь, а что ты хочешь, что у тебя есть для того, чтобы быть здесь, кто за тебя поручится, чтобы ты был здесь?" – и множество других вариантов, которые все время говорили о том. Я подумал о том, что я останусь здесь, и это слово спрашивало все поводы, по каким я решил быть здесь…
Свет окружающий, куда я попал, явил это слово в меня. Тот голос, который появился немножко дальше, сзади и справа – я оглянулся – там никого не было. Но Свет говорил со мной, Свет был золотой, в прозрачной золотой атмосфере. Он начал говорить со мной как лучший мой друг, которого я никогда не знал, но оказалось, что Он самый лучший мой друг…»
(Клиническая смерть. Свидетельство диакона Сергия; https://yandex.ru/video/preview/9981706946867945605)
=============


Рецензии