Леонид Утесов и Владимир Высоцкий. Материалы
патефоном, с которого льется закрученный на пластинках голос Утесова».
(Театральный режиссер, драматург, сценарист Марк Розовский (Шлиндман), «Новый Высоцкий» (1989).)
«Одесские песни Владимир Высоцкий услышал еще мальчишкой в московских дворах. Одна из таких песен – из разнообразного творческого наследия Леонида Утесова – войдет и в его ранний репертуар. В домашних компаниях Высоцкий с удовольствием будет исполнять:
С Одесского кичмана
Тургенева романа
Я вычитал хорошенький стишок.
Как хороши стервозы,
Как нежны были розы,
Потом они истерлись в порошок.
Это пародия Александра Архангельского на шлягер «С Одесского кичмана бежали два уркана», исполняемый Леонидом Утесовым в пьесе Я. Мамонтова «Республика на колесах» (1929 г.). Причем исполняя эту песню, Высоцкий подражал голосовой манере незабвенного Леонида Осиповича. А вот где, и каким образом впервые мог услышать Высоцкий редкую песню Утесова?
Вряд ли это были старые пластинки. Записать в 1930 году эту песню Утесову разрешили, а вот исполнять в дальнейшем на концертах запретили – разве что на правительственных. В 50-е годы прошлого столетия, когда магнитофоны только появились и в советских семьях были большой редкостью, в домашних компаниях слушали чаще так называемые пластинки «на ребрах» или на «костях».
Тогда же в 50-е Владимир Высоцкий впервые побывает на концерте Леонида Утесова в саду «Эрмитаж». Его школьных друг Владимир Акимов в биографической книге «Леонид Утесов» будет вспоминать детали этого выступления. Когда подвыпивший зритель требовал от Утесова песен в духе «Лимончики» и «С Одесского кичмана». На что артист ответил: «Нельзя… (Пауза.) Нельзя, товарищ, водку с пивом мешать». Зал взорвался хохотом. Это был пример великого артиста Леонида Утесова работы со зрительным залом.
Кстати, позже два песенных гения познакомятся, и даже какое-то время будут соседями. Владимир Высоцкий с Мариной Влади будут снимать квартиру у Капитолины Лазаренко в знаменитом доме на улице Каретный Ряд, 5/10. Леонид Утесов с 1970 переедет жить в этот дом.
А до нас дойдет фотография, снятая в кабинете Юрия Любимова в мае 1972 года, когда Леонид Утесов будет в гостях в Театре на Таганке.
Рецензируя книгу вышеупомянутого Владимира Акимова «Леонид Утесов», Арсений Замостьянов очень верно подметил, как автор проводит многочисленные параллели между Утесовым и Высоцким: «Леонид Осипович Утесов – большой артист, выросший из одесского мальчишки Лазаря Вайсбейна – стал героем биографического повествования. Автор книги – Владимир Акимов – аттестуется на первых же страницах книги как друг и одноклассник Владимира Высоцкого, и это совпадение неслучайно. Поддаваясь моде конца века, определяя певцов столетия, определивших культуру нашей страны, мы неминуемо остановимся на трех именах: Федор Иванович Шаляпин, Леонид Осипович Утесов, Владимир Семенович Высоцкий…
…Что же в книге самоценного? Убежден: это проведенный через все главы мотив «Утесов и Высоцкий»… Каждая песня Утесова – это разработанный в течение двух-трех минут образ, характерная маска. Характерность – вот секрет утесовского стиля. Он поет от имени жулика («Гоп-со-смыком», «С Одесского кичмана»), от имени фашистского офицера («На Унтер-дер-Линден»), от имени Ишака, желающего стать человеком, но не желающего превращаться в Чан Кай Ши («Умный ишак»), от имени молодого бородача-партизана («Партизанская борода»), военного корреспондента, директора обувной базы и т. п. Столь же широкой галереей характерных героев песен отличается и наследие Высоцкого. Интонация колоритного монолога, начатая Утесовым, продолжилась в творчестве таганского артиста. И традиция утесовского «Короля и шута», в которой «Он пошел тогда к Яге, к бабе, костяной ноге…» и «Вдруг – проныра из проныр – Пан Никто забрался в мир, нацепив на свой мундир знаки свасти…», продолжилась в сказках Высоцкого, «Мишки-одессита» – в военных песнях. Разница лишь в том, что Высоцкий был поэтом, а Утесов – музыкантом. Первый формировал поэтическую реальность, а второй – музыкальную. Акимов не без оснований сравнивает утесовский манифест, «Песню о ротном запевале», с песнями-монологами Высоцкого. И сообщает, что в театральной студии школьник на вопрос: «Что ты умеешь?», ответил: «Умею показывать Утесова». «А еще что?» – «Больше ничего». И ранние песни Высоцкого, посвященные дворовой московской мифологии, определенно навеяны ранним же Утесовым. И у того, и у другого в «блатном» творчестве два пласта: образ автора отделен от нехитрых образов урок и фраеров. Когда раннего Высоцкого или утесовский «Кичман» поют записные ресторанные певцы, этот эффект второго плана пропадает. Они не умеют посмотреть на этих героев со стороны, глазами автора, ироничного и печального. Утесов, а вслед за ним и Высоцкий – умели, ибо были Артистами». («Одесский репертуар Владимира Высоцкого», «Знамя», № 5, май 2001 г.)
«По воспоминаниям современников, в репертуаре Утесова было много блатных песен. К сожалению, записи подавляющего большинства из них не сохранились по простой причине, что их никогда и не существовало. Даже то немногое, что мы имеем на сегодняшний день, можно считать подарком судьбы и лично Леонида Осиповича.
Со временем ужесточались требования к репертуару, все меньше блатных песен звучало на концертах Утесова, и вскоре они пропали из репертуара певца совсем. Шансон ушел в подполье.
Сегодня в списке корифеев русского (блатного) шансона значатся Круг, Наговицын, Новиков, Вилли Токарев и многие другие. В свое время дань блатному жанру отдали Высоцкий и Розенбаум.
Нет в списке мэтров шансона фамилии Утесова. А ведь он первым со своим джаз-оркестром начал исполнять блатные хиты с эстрады, записывать их на грампластинки, которые расходились по всей советской России. Он легализовал шансон, заставил относиться к нему как культурному явлению, достойного внимания. Будем же ему благодарны за это». (Интернет-сайт газеты «Завтра» zavtra.ru, 10 июня 2017 г., Клим Подкова, «Леонид Утесов как родоначальник блатного шансона», глава «Первопроходец».)
«Образ Утесова отличался многогранностью: это и «духарный» колорит блатного героя, лихого одессита. Образ, важный для нашей культуры XX века. Этот герой поет «Лимончики», «Гоп со смыком» и «С Одесского кичмана». С особым умением Утесов во многих песнях выступал как характерный актер. Он всегда умел с некоторым лукавством посмотреть на своих героев, которые «из тюрьмы не вылазят» и решают схорониться «в Вопняровской малине». Это перенял у Утесова Высоцкий и это, увы, упустили иные наши интерпретаторы блатного фольклора». (Интернет-сайт «Кроссворд-кафе» c-cafe.ru, Арс. Замостьянов, «Леонид Утесов. Король джаза».)
«Молодой Владимир Высоцкий – еще до Таганки – подражал Леониду Утесову, несколько переделав текст песенки «С Одесского кичмана».
Воспринимали Высоцкого по-разному. Старшее поколение раздражалось, видело в новомодном «хрипуне» хулигана и певца «уголовной романтики». Искушенная публика, знавшая толк в поэзии и в иронии, считывала второй и третий пласт этих песен и полюбила Высоцкого как тонкого стилизатора. Более широкая и чуть менее притязательная аудитория на ура принимала песни «Володи» как блатную лирику чистой воды. Но равнодушных не было. Нечто похожее в начале 1930-х испытал и Утесов – только стихийных катушечных записей в его эпоху не было.
Высоцкий быстро перерос все рамки». (Интернет-сайт «FITZROY» fitzroymag.com, 25 июля 2020 г., Арс. Замостьянов, «Идол с гитарой. К сорокалетию со дня смерти Владимира Высоцкого», глава «Песни блатные, военные, сатирические».)
25 января 2018 года вечерний выпуск информационной программы «Вести» (телеканал «Россия 1») представил зрителям сюжет, подготовленный коллективом авторов, посвященный 80-летию со дня рождения поэта. В нем, в частности, рассказывалось: «Какое место в Москве больше всего связано с Владимиром Высоцким? Да вот оно – перекресток Петровки и Страстного бульвара. Ведь здесь и детство: Театр «Эрмитаж», куда ходил на концерты Утесова».
Аркадий Свидерский, приятель юности поэта, вспоминал: «В «Эрмитаже» мы посещали все самое интересное по части эстрады, а интересного было много. Выступить на эрмитажных подмостках считали за честь для себя корифеи тех лет: Леонид Утесов, Эдди Рознер, Олег Лундстрем… Прорывались на польский «Голубой джаз», впервые приехавший в Москву…» (А. Свидерский, «Я помнил! Извините, коль не так, по-вашему…», «Вагант» (г. Москва), № 10-13, 2003 г., глава «"Эрмитаж" – круг первый, круг второй…»)
Приятель юности поэта Леонид Егинбург: «Мы слушали музыку. Я не помню, какого склада была музыка, но джазом для нас были Утесов и Цфасман, Эдди Рознер, – ведь мы же ходили в «Эрмитаж» на их концерты. Более того, не каждый мог купить билет – просто не было денег, так что мы сидели в оркестровой яме, слушали у входа. Сад был великолепный, – это был остаток дореволюционной Москвы». (В. Перевозчиков, «Эгинбург Леонид Евсеевич (Из воспоминаний о Владимире Высоцком)», «Вагант», № 5 (30), 1992 г.)
Украинский журналист, писатель-высоцковед Юрий Сушко: «Они знали там каждую скамейку, каждый куст, знали, где что происходит, знали людей, которые постоянно туда приходили, с некоторыми даже раскланивались. Здесь, на летней площадке Театра эстрады, выступали все тогдашние знаменитости: Утесов, Шульженко, Эдди Рознер, Смирнов-Сокольский, Гаркави, Райкин, Миров и Новицкий… На их концерты они ходили по нескольку раз». (Ю. Сушко, «Высоцкий. На краю» (2015), глава «Жил я славно в первой трети – двадцать лет на белом свете…» «Где твои 17 лет? – На Большом Каретном!..»)
Первый преподаватель театрального мастерства Владимира Семеновича в Школе-студии МХАТ Юрий Николаевич Богомолов (1926-1993) в интервью вспоминал: «Так случилось, что я оказался первым, кто увидел во Владимире Высоцком артиста, и артиста великолепного. Помню, как он пришел в наш театральный кружок при Доме учителя – очень юный, обаятельный. Почти сразу стало ясно, что это еще и необычайно искренний и жизнерадостный человек. Он любил смеяться и смешить других – последнее ему нравилось особенно, и поэтому он хохотал, кажется, громче и заразительнее тех, кого смешил. Первым моим вопросом к нему было: «Что ты умеешь?» – Утесова могу изобразить, – отвечает. – Ну, давай. – «Раскинулось море широко…» – это было очень похоже и очень смешно. – А еще что можешь? – Аркадия Райкина могу показать.
И опять – похоже и смешно. Радость и веселье, казалось, были его привычной атмосферой». (Б. Акимов, О. Терентьев, «Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы»: фрагменты документальной повести, «Студенческий меридиан», № 11, ноябрь 1987 г.)
«В июне 1956 года, сдав экзамены и пройдя по конкурсу, Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ. На экзамене по специальности он читал монолог Олега Баяна из пьесы Владимира Маяковского «Клоп». Согласно воспоминаниям Бориса Поюровского, работавшего в этом учебном заведении на кафедре актерского мастерства и занимавшегося организацией набора студентов, Владимир Высоцкий поступал «честно, безо всяких протекций», и сдал экзамены хорошо.
Высоцкий учился вместе с Романом Вильданом, Георгием Епифанцевым, Валентином Никулиным, Геннадием Яловичем, Мариной Добровольской, Азой Лихитченко. Изначально группой руководил Борис Вершилов, но после его внезапной смерти студенты перешли под кураторство Александра Комиссарова и Павла Массальского. Первый же студенческий капустник, затеянный Яловичем, выявил поэтические способности Высоцкого: на мотив популярной в ту пору песни «Одесский порт» он написал стихотворение «Среди планет, среди комет…», в дальнейшем ставшее неофициальным гимном студентов-мхатовцев. Представление прошло очень удачно, и Высоцкий стал постоянным автором пародий, эпиграмм, посвящений для студенческих вечеров», – сообщает статья «Владимир Высоцкий в театре», глава «Годы ученичества», размещенная в русскоязычной Википедии.
«Георгий Епифанцев сохранил воспоминания, как и в связи с чем Высоцкий сочинил одну из первых своих песен: «Первый капустник – первое в нашей жизни представление, режиссером которого был наш однокурсник Геннадий Ялович ‹…›. Он тогда с нами знакомился, узнавал, кто из нас что умеет. И выяснилось, что я с детства пишу стихи, а Высоцкий знает несколько аккордов на пианино. И Ялович поручил мне написать слова песни, а Высоцкому подобрать музыку. Мы гуляли по Москве с Володей; я – с листком бумаги и карандашом, советовался с ним и никак не мог решить, о чем писать. Были такие творческие муки. Наконец мы пришли в сад «Эрмитаж», выпили бутылку пива на двоих, больше денег не было у нас. И вдруг Высоцкий отобрал у меня бумажку, взял карандаш и написал, может быть, первое в своей жизни стихотворение, первую песню».
Среди планет, среди комет
Улетаем на крыльях фантазии
К другим векам, материкам,
К межпланетным Европам и Азиям.
Ведь скоро будут корабли
Бороздить океаны те вечные,
Чтобы системой мы могли
Межпланетных людей обеспечивать.
Коль будет жизнь среди миров,
Без актеров она не получится.
Актеры все, из всех веков
У системы искусству научатся.
Всё можем мы предугадать,
Что задумано, это все сбудется!
Пройдут года, но никогда
Станиславского труд не забудется!
(1957)
Георгий был восхищен внезапным открытием такого таланта у своего друга: «И вот тогда на скамейке, как когда-то Бурлюк Владимиру Маяковскому, я повторился: «Володя, да ты же гениальный поэт!» И после этого Высоцкий у нас на курсе уже стал непререкаемым авторитетом, если нужно было писать, как он выражался, "художественные слова на белом листе бумаги"».
Конечно, восторги Епифанцева были бы не столь безмерны, если бы он уловил, что Высоцкий использовал мелодию и ритм популярной в то время песни композитора М. Е. Табачникова «Одесский порт», написанной на стихи И. Л. Френкеля и широко известной в исполнении Л. О. Утесова. Достаточно сравнить последние четверостишия:
Шумит волна, плывет луна,
От Слободки за Дальние Мельницы.
Пройдут года, но никогда
Это чувство к тебе не изменится.
Для студенческого капустника такое «подражательство» вполне допустимо, тем более что сам Высоцкий это прекрасно понимал. Но время капустников не прошло даром, Владимир овладевал своей, своеобразной техникой стихосложения, многообразной тематикой, навыками композиторского искусства и самобытного исполнения песен. Уже на этом примере можно заметить, насколько содержательней текст Высоцкого простенькой эстрадной песенки, ведь под «системой» имеется в виду театральная система К. С. Станиславского». (В. Мешков, «"Крымская дружба Высоцкого: следы на керченском берегу". К 80-летию со дня рождения народного поэта и артиста», «Московский комсомолец – Крым», 11 февраля 2018 г.)
Актриса Театра на Таганке и кино Алла Демидова: «Однокурсники рассказывают, как они после 3-го курса поехали на целину с концертами. В первом отделении они показывали отрывки из спектаклей, композиции по пьесам, читали стихи. Во втором – были песни, танцы, интермедии. Приезжая на новое место, кто-нибудь из участников «шел в народ» – узнавал местные новости. Высоцкий быстро вставлял это в куплеты, и на вечернем концерте, к восхищению местных зрителей, со сцены на мотив «У Черного моря», например, пелись куплеты на злобу дня.
Рассказывает Роман Вильдан: Мы узнали, что в одном степном колхозе заведующий магазином обещал достать своим односельчанам живых судаков (это на целине-то!)… На концерте моментально прозвучал следующий куплет:
Толпится народ у отдела «рыбсбыт»,
живых судаков ожидая.
Качаясь, завмаг у прилавка стоит,
торжественно всем заявляя:
(шла музыкальная пауза)
– Товарищи, проходите, не толпитесь! Есть в любом количестве!
– А где?
и под заключительную музыкальную фразу:
– У Черного моря!..
Рассказывает Георгий Епифанцев: Я присутствовал при написании Высоцким его первого стихотворения в студии.
Случилось это так. По традиции в сентябре каждого года старшекурсники устраивают вечер знакомства для первокурсников, где со сцены в виде капустника рассказывают им о жизни студии, о ее традициях, неписаных законах. А первокурсники тоже должны в конце ответить им и показать себя, кто они такие, что за люди. И вот мы стали готовить первое в нашей жизни такое представление, первый капустник, за организацию которого взялся Геннадий Ялович, наш однокурсник. И вот Ялович узнал, что я с детства пишу стихи, а Высоцкий знает несколько аккордов на пианино. Я никак не мог решить, о чем писать, советовался с Высоцким, мы ходили по Москве, потом пришли в сад «Эрмитаж», выпить бутылку пива на двоих, и вот, наверное, вдохновленный этим стаканом пива, Высоцкий вдруг написал слова песни «Среди планет, среди комет…» И после этого на нашем курсе Высоцкий стал непререкаемым авторитетом, если нужно было написать какие-то, как он выражался. художественные слова на бумаге. А мне он всегда говорил: "Жора, ты вот рисовать умеешь, я за тебя все напишу, не надо, не пиши ничего!"» (А. Демидова, «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю» (2019), глава «До Таганки… факты биографии…»)
«На казахстанскую землю Высоцкий впервые ступил летом 1958 года. После окончания второго курса студенты Школы-студии МХАТ отправились в поездку по Павлодарской области. Как вспоминал позднее сокурсник Высоцкого Владимир Камратов, «на целину должен был поехать весь курс, но ребята начали сачковать, не ходить на репетиции». Понятно, что отнюдь не все москвичи мечтали мотаться в жару по полевым станам и ночевать в клубах. Высоцкий же с молодости отличался «охотой к перемене мест» и поехал с удовольствием».
Вспоминает участник той поездки Геннадий Ялович: «На целину мы поехали после второго курса… Мы с ним пели куплеты на мотив песни «Черное море». Был такой кондовый текст про управдомов и продавцов, а нам это необыкновенно нравилось. И восторг публики был неописуемым».
Более подробно о программе москвичей на целине рассказал другой ее участник, Ромуальд (Роман) Вильдан: "Программа была составлена в двух аспектах, так сказать, академическая и развлекательная… Для второй части Володей были написаны куплеты на мелодию известной песни «У Черного моря». Помимо заранее написанных, было оставлено место для таких, которые носили бы чисто «здешний», местный характер. Это означало, что перед каждым концертом кто-нибудь из нас «шел в народ», и из разговоров, бесед узнавал местные беды, жалобы, претензии… Все это передавалось Володе, и он тут же (бывало, за 5-10 минут до начала концерта) строчил куплеты, что называется, «на злобу дня»… Все это, может, и не соответствовало мировым стандартам, но принималось всегда восторженно"». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, М. Цыбульский, «Высоцкий в Казахстане» (2004).)
В интервью высоцковеду Льву Черняку свидетельствует Инна Крижевская-Кочарян, вдова кинорежиссера Левона Кочаряна, знакомая соседка Владимира Высоцкого по подъезду в доме 15 в Большом Каретном переулке в Москве, в квартире № 11 которого с конца 1950-х по 1970 год существовал алкогольный салон-притон, завсегдатаем коего был поэт.
«Л. Ч.: При вас Высоцкий не общался с Утесовым?
И. К.: Нет, Володя не общался. Мы с Левой общались с ним, потому что Левин отец был очень известным чтецом-монументалистом и был знаком с Утесовым – не могу сказать, что он с ним дружил. Сурен Акимович с Утесовым вместе были членами правления ВТО. поэтому они часто встречались, и только поэтому мы и общались с Утесовыми. Я помню, мы однажды приехали в Переделкино, где нас не приняли из-за Володи – не буду называть хозяина этого дома… (Речь идет о Р. Рождественском. – Прим. Л. Черняка.) Леве так сказали:
– Вы можете войти. Только «этого» оставьте где-нибудь.
Лева сказал:
– Спасибо. Мы уезжаем все.
И вышли. Не помню, что уж там Лева сказал Володе, как объяснил ему эту ситуацию…
Тут как раз идут Леонид Осипович с Дитой, подошли к нам. Утесов говорит: «Ты, говорят, меня копируешь, Лева?» А Лева действительно копировал голос Утесова один в один. Володя присутствовал при этом разговоре…
Вот такие случаи я помню». («Инна Кочарян (Москва), "Это был мой Каретный…"» (продолжение), интервью брал Л. Черняк, Москва, декабрь 1996 г., апрель 1998 г., «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 18, апрель 2015 г.)
Московский Театр драмы и комедии на Таганке открылся в 1964 году и под руководством Юрия Любимова быстро стал местом притяжения для советских интеллигентов и самым узнаваемым отечественным театром за рубежом. Актер Вениамин Смехов (Гедройц) вспоминал: «В числе первых безоговорочных защитников нового театра, кроме людей нетеатральных профессий, было, разумеется, много артистов и режиссеров. Гостями наших премьер, широких обсуждений или дружеских вечеринок были Борис Бабочкин и Юрий Завадский, Аркадий Райкин и Леонид Утесов, Михаил Ульянов и Владимир Этуш, Анастасия Зуева и Михаил Яншин, Софья Гиацинтова и Серафима Бирман…» (В. Смехов, «Театр моей памяти» (2001), глава «Рождение и первые годы Таганки».)
Воспоминания и свидетельства Вениамина Боруховича очень важны и ценны!
Тот же актер Театра на Таганке и кино, режиссер, чтец Вениамин Смехов (Гедройц): «…Посмотрю на портрет Владимира и вижу: на Таганке вот-вот зажжется световой занавес, зазвучит музыка к спектаклю «Антимиры». Молодой Вознесенский, молодой театр, молодые мы. И на все будущие 14 лет своей жизни наш поэтический первенец так и не увидит нас сутулыми, маститыми, разодетыми. Сверкают белизной рубашки, на них черные джемперы, брюки тоже черные, а помост, что нас соединил, – ярко-белый. Помреж дает первый звонок. У зеркала, у стола, перед самым выходом на сцену собрались актеры с гитарами. Один с аккордеоном – Боря Хмельницкий. Высоцкий в центре, и Толя Васильев в центре. Собрались проверить и настроить гитары, а ушли ой как далеко: целый концерт для струнных и клавишного! Вариации на русские народные, пародии на американские темы, тут и Утесов, и Армстронг, тут и лирика, и хохот, а особое счастье – когда все дружно и в лад и ни один не сфальшивит. Здесь, конечно, и песни Высоцкого на ходу, и, разумеется, гениально аранжированные – сколько ни силюсь отыскать пятна на солнце, а непогрешима молодость наша, уж извините». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, В. Смехов, «Фрагменты памяти».)
Поэтический спектакль «Антимиры», поставленный режиссером Театра на Таганке Юрием Любимовым по стихам Андрея Вознесенского, – спектакль-долгожитель. Премьера его на сцене театра состоялась 2 февраля 1965 года, играли его аж до конца 1979-го. Постановка выдержала более 700 представлений.
«<Утесов> любил и всячески поддерживал Высоцкого, в котором, разумеется, узнавал что-то свое: когда Высоцкий снимался в «Интервенции» (1968), он досконально изучил одесский шансон и сделал несколько блестящих стилизаций в его духе». (Д. Быков, «Шансон об Утесове», «Собеседник плюс», № 8, август 2021 г., раздел «Занавес».)
Пятигорский журналист Валерий Перевозчиков: «9 мая 2009 г. ТВ «Культура».
С. В. Высоцкий, отец поэта: Во фронтовых бригадах… принимала участие артистка Антонина Ревельс… Та, которая посоветовала сделать Высоцкому голос с хрипотцой… Да, это Тонечка Ревельс… – последняя жена Утесова…» («Картотека В. Перевозчикова. Записи разных лет», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 5, август 2012 г.)
«Перевозчиков Валерий Кузьмич: Семен Владимирович, есть такая запись: песню Высоцкого «Татуировка» исполняет Леонид Утесов…
Высоцкий Семен Владимирович: Я слышал эту запись… По-моему, это какой-то пародист. 25 сентября (1992 г. – А. С.) мы были на юбилее Кобзона, сидели рядом с Тонечкой Ревельс – женой Утесова, болтали о нашем славном прошлом. Так она об этом даже не упомянула.
И я не думаю, чтобы Утесов пел Володину песню, скорее всего это дружеская пародия на самого Утесова. Хотя надо уточнить у Тонечки… Тонечка Ревельс – это женщина, которая унаследовала все имущество Утесова, ей принадлежат все авторские права. Она – балерина, которая танцевала с мужем в его ансамбле, а потом переехала к Утесову и жила с ним всю жизнь». («Семен Владимирович Высоцкий. О Володе, о друзьях детства и об Иосифе Кобзоне» в книге В. Перевозчиков, «Владимир Высоцкий. Только самые близкие» (2017).)
Высоцковеды сходятся во мнении, что талантливые подражания Утесову в начале 1970-х годов записал Борис Рахлин, ленинградский бард и исполнитель.
«10 февраля 1970 года Высоцкий оформил развод с Людмилой Абрамовой, а 1 декабря того же года состоялась регистрация его брака с Мариной Влади.
После свадьбы молодожены сняли квартиру в знаменитом московском «доме Большого театра», что на углу Каретного Ряда и Садового кольца. Этот 11-этажный кооперативный дом был заселен артистами Большого театра и Мосэстрады. Высоцкий с Влади сняли квартиру под номером 173, которая принадлежала бывшей солистке оркестра Леонида Утесова Капиталине Лазаренко. На той же площадке две квартиры занимал сам Утесов с дочерью Дитой.
Не исключено, что именно это обстоятельство и было решающим при выборе арендуемой квартиры. Рассказывают, что когда школьник Володя Высоцкий пришел записываться в театральную студию, то на вопрос, что он умеет делать, ответил: «Умею показывать Утесова».
Даже если это и легенда (а вокруг Высоцкого – больше выдумок, чем правды), то она, по крайней мере, ничем не противоречит реалиям послевоенного времени, когда популярность нашего земляка была поистине «заоблачной». И весьма обоснованным кажется предположение, что свои ранние («приблатненные») песни Высоцкий сочинял под влиянием «запрещенного» Утесова («Гоп-со-смыком» и т. п.).
Своих новых соседей постоянные жильцы дома поначалу встретили с интересом. Еще бы: брак Высоцкого и Влади был в ту пору едва ли не главной светской новостью советской столицы. По всей видимости, в первые дни пребывания новой супружеской пары и состоялась их встреча с Утесовым.
Инициатором была Марина Влади, которой не терпелось поближе познакомиться с самым знаменитым из советских «шансонье». Она пригласила Леонида Осиповича с дочерью в гости. Высоцкий, естественно, исполнил несколько своих песен. Нашлась и тема для профессиональной беседы. Утесов поинтересовался, почему в разговоре у Высоцкого нет такого тембра, такого хрипа, как при пении.
– Но иначе, Леонид Осипович, будет неинтересно, – ответил артист.
Однако вскоре интерес и благожелательное отношение к знаменитой паре сменилось у «аборигенов» дома раздражением и даже негодованием. Причина заключалась в образе жизни, который вели Высоцкий и Влади. Некоторое представление об этом дают воспоминания Алексея Птицына: «У нас, вообще, молодежь была шумная: кто-то включит магнитофон на полную, кто-то еще что-нибудь… И, как сейчас помню, Высоцкий открыл балкон и пел песни под электрогитару. Не знаю, что за аппаратура была – это было очень громко. Пару раз все слышали, весь дом. Хорошо!»
Но то, что было хорошо для юноши, никак не могло понравиться пожилым людям. Стоит учесть, что Утесову в ту пору было уже 75 лет и здоровье артиста, как и членов его семьи, оставляло желать лучшего. Дита, что называется, не вылезала из болячек, а ее муж, кинорежиссер Альберт Гендельштейн, страдал болезнью Паркинсона. Понятно, что ночные «посиделки» Высоцкого и Влади мешали им спать.
Сперва соседи обходились замечаниями и просьбами, Высоцкий извинялся и обещал «утишить звук». Но наступала ночь, и все повторялось. Потом пошли разговоры «на повышенных тонах», а кончилось тем, что жильцы категорически потребовали у своих чересчур шумных соседей убраться подобру-поздорову, чтобы их не пришлось выдворять с помощью милиции.
«Арендаторы» сперва огрызались, мотивируя тем, что заплатили хозяйке квартиры деньги вперед, но после того, как лично Утесов имел по этому поводу неприятный разговор с Владимиром Семеновичем, сдались и съехали.
С тех пор, когда в присутствии Утесова звучало имя Высоцкого, певец морщился и тут же переводил разговор на другую тему.
У читателей этих строк может возникнуть вопрос, а откуда мне обо всем этом известно?
Поясняю. Как я уже упоминал, на площадке третьего этажа две квартиры принадлежали Утесову и его дочери, хозяйкой третьей, которую снимали Высоцкий и Влади, была Капиталина Лазаренко, а вот в четвертой квартире жили мои родственники, со слов которых я знаю об этой истории.
Соседство Высоцкого с Утесовым было очень недолгим. Сужу об этом вот почему. Когда тетя написала мне, что их соседями стали Высоцкий и Влади, я попросил ее при возможности взять у них автограф. Переписывались мы не так чтобы часто, но пару раз в месяц – точно. И буквально через одно письмо тетя сообщила, что не может выполнить мою просьбу по причине того, что шумные квартиранты были изгнаны с позором. Потом, когда я приезжал в столицу, родственники рассказывали детали, которых я за давностью лет не упомню. Кто же знал, что пройдет не так уж много времени, и обожатели барда начнут собирать буквально все, что так или иначе связано с ним – включая его гитары, автомобили и все такое прочее.
Так что будем считать, что этот мой рассказ – маленькая лепта в большое «общее дело».
Лично же мне во всей этой истории немного жаль, что так и не удалось получить автограф Высоцкого и Влади.
P. S. Не так давно на одном из сайтов я увидел статью, в которой утверждалось, что Утесов якобы «боготворил» Высоцкого. Причем автор ссылался при этом на прямую речь А. С. Ревельс. Однако в ее замечательной книге «Рядом с Утесовым» Высоцкий не фигурирует. Мне также доводилось несколько раз беседовать с Антониной Сергеевной – уже после смерти Леонида Осиповича. Шла речь и об отношении Утесова к разным артистам. О Высоцком она ни разу не упоминала». (А. Галяс, «Неполученный автограф, или Как Высоцкий с Утесовым поссорились» (2008).)
«Прочитав статью Александра Галяса о Высоцком и Утесове я никак не мог понять: то ли Александр придумывает, то ли он что-то путает…
Так уж получилось, что часть своего детства я прожил в указанном доме на улице Каретный Ряд, 5/10.
Этот 13-этажный дом некогда строился для работников Большого театра в 50-е годы, но чуть позже к нему был пристроен еще 11-этажный флигель. Но это позже. Особенностей там было много. Ну, во-первых, это один из первых кооперативных домов. На то время это было диковинкой. И вторая особенность – это подземные гаражи. Это суперособенность. Таких домов можно было пересчитать пальцами одной руки по Москве. И один из таких был этот дом.
Квартира Лазаренко никогда не была 173. Она всю жизнь жила в 199. До сих пор в ней живет ее внучка. Она тоже Капиталина. И ей сейчас 36 лет…
Дочь Утесова, а она жила в этом доме с момента постройки его первой половины с середины 50-х годов, будучи женой кинорежиссера Гендельштейна жила совсем в другом подъезде.
Несколько позже, в начале 70-х годов, в этот дом переехал и сам Леонид Утесов. Но он жил с дочерью в разных подъездах. Несколько раньше он жил на Красносельской улице. Там он поселился еще в 30-х годах.
Высоцкий действительно снимал квартиру у Лазаренко сразу после свадьбы с Мариной Влади. Его там хорошо помнят в связи с тем, что у Влади на тот момент была редкая для Москвы машина – розовый «Рено» с «крылышками»…
Смею заверить, что в аккурат после свадьбы, как он поселился на Каретном Ряду и жил там до получения кооперативного ордера в доме художников-графиков на Малой Грузинской.
И никуда не выезжал.
Почему он там поселился? Ну, ведь многие помнят песню «А где мой старый пистолет? На большом Каретном».
А Каретный Ряд, 5/10 практически находился на том месте, где родился Высоцкий. На пересечении с Садовым кольцом, прямо за Театром «Эрмитаж», где сейчас снимается «Что? Где? Когда?» Только чуток в переулке…» (Интернет-сайт «Храбро» hrabro.com, 28 января 2013 г., «Убирия-Шмубирия возмущен на тему Высоцкого».)
«Дом на углу Садовой-Триумфальной и Каретного Ряда был построен в 1958 году. Квартиры были распределены между работниками цирка, эстрады, театра. Среди списка бывших и настоящих жильцов я запомнил Галину Вишневскую, Леонида Утесова, Леонида Якубовича, Анатолия Днепрова, Валентину Легкоступову.
Одна из жиличек дома вспоминала:
– Эту дыру в потолке еще сделали гости, которые ходили в квартиру Вишневской (разве не Лазаренко? – А. С.). Она сдавала ее Высоцкому, когда он только познакомился с Мариной Влади, как раз над нами, на третьем этаже. Мне не надо было ходить на концерты Володи, они проходили в этом доме каждую ночь. В 11 часов вечера, когда закрывался ресторан, «цыгане, выполняя заказ Высоцкого, приходили к ним в квартиру. Песни, танцы, пляски продолжались всю ночь. У меня трясся потолок и падала штукатурка со стен. Из окна я видела, как по вызову жильцов приезжала милиция. На бесплатный цирк сбегались многие жильцы нашего дома. Милицию вызывал обычно Леня Утесов, который жил в квартире напротив. Высоцкий тогда только становился знаменитостью, а Утесов не хотел это признавать и боролся против «буяна» и «ночного гуляки». Естественно, милиционеры смеялись, просили Володю вести себя спокойней, просили автографы и уезжали». (Интернет-сайт «Проза.ру» proza.ru, 2 марта 2010 г., И. Коркин, «Друзья Зыкиной и недруги Высоцкого».)
Якобы биограф поэта, переписатель некто Владимир Новиков: «Перебрались с Мариной из Черемушек в центр – нашлась на время квартира в Каретном Ряду, все тот же «первый дом от угла», густонаселенный театральными и киношными знаменитостями. Соседом по лестничной площадке оказался не кто иной, как Леонид Осипович Утесов. Весь его репертуар наше поколение знало наизусть, чего только не придумывали на его мелодии! Вспомнил и рассказал Марине о том, как в школе они сочиняли сатирические куплеты, каждый из которых заканчивался строчкой «У Черного моря». И надо было еще выдержать паузу, чтобы с утесовской интонацией, его слегка царапнутым тембром эту строчку пропеть…
Марина предлагает позвать Утесова в гости. А что? Давай! И вот он вечером сидит у них, расспрашивает о делах в театре, слушает «Охоту на волков» и «Про любовь в каменном веке». Реагирует живо и естественно, не банальными комплиментами, а чисто профессиональным пониманием работы:
– Володя, когда вы разговариваете, у вас ведь нет такого тембра, такого хрипа, как при пении. Да?
– Но иначе, Леонид Осипович, будет неинтересно…
Почему он такой вопрос задал? Да потому, что и сам в свое время голос свой строил, вырабатывал – с той разницей, что он свой легкий хрип, даже сип, и в обыденной речи сохраняет. В общем, важная встреча. Не для амбиции, не для тщеславия – нет, существуют какие-то импульсы, которые передаются только при добровольном, неофициальном контакте. Проявится особая информация, несловесная, которая потом в работе непременно скажется». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, В. Новиков, «Высоцкий. В ожидании главной роли».)
Из интервью Владимира Высоцкого болгарскому журналисту Влади Владкову (газета «Антени», 21 ноября 1975 г.):
«– А кого из певцов тех времен вы больше всего любите?
– Их много. На первом месте Марк Бернес, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко…» («"Живая память, живая мечта". Разговор с Владимиром Высоцким о военной теме в его песенном творчестве», альманах «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 2, август 2011 г.)
В 1973 году Владимир Семенович сочиняет шуточную песню «Диалог у телевизора» («Семейный цирк», «Ой, Вань, гляди какие клоуны…»). Статья в русскоязычной Википедии, посвященная истории создания композиции, в разделе «Литературные и фольклорные параллели» сообщает: «Высоцкий, представляя в апреле 1978 года произведение на одном из концертов, провел параллель между персонажами «Диалога» и героями фокстрота Фанни Гордон, входившего в начале 1930-х годов в репертуар Леонида Утесова и Петра Лещенко: "Сидят, значит, как «У самовара я и моя Маша», – помните, да? Вот, там сидят Зина и Ваня у телевизора"».
Некто Ольга Шилина, позиционирующая сама себя как «кандидат филологических наук», пишет: «Отношение Высоцкого к А. Вертинскому, Л. Утесову, П. Лещенко и другим эстрадным певцам того времени определялось тем, что они тогда противостояли массовой песне именно своей интонацией – доверительной, искренней, душевной». (О. Шилина, «Владимир Высоцкий и музыка» (2008).)
Из воспоминаний коллеги В. Высоцкого по Театру на Таганке, актера и музыканта Дмитрия Межевича (1988): «Зимой 1980 года, уже после Володиной смерти, я встретился с Леонидом Осиповичем Утесовым. Он рассказал, что некоторое время Высоцкий и Марина Влади снимали квартиру в его доме, более того, они жили на одной лестничной площадке с Утесовым. Володя и Марина пригласили Леонида Осиповича в гости. Высоцкий спел «Охоту на волков» и песню «Про любовь в каменном веке». И Утесов спросил: «Володя, когда вы говорите, у вас нет такого тембра, такого хрипа, как в пении. Почему?» Высоцкий ответил: «Знаете, Леонид Осипович, иначе будет неинтересно…» Ведь каждый артист ищет свою индивидуальность, какую-то уникальность… Все-таки свой голос Володя сделал сам…» (В. Перевозчиков, «Живая жизнь: штрихи к биографии Владимира Высоцкого» (1992), глава «Дмитрий Евгеньевич Межевич».)
Болгарский журналист Любен Георгиев: «Когда Высоцкий говорил тихо, его голос был вовсе не таким, каким мы знаем его по сцене и эстраде. Это отмечал и Леонид Утесов, с которым Высоцкий и Марина Влади одно время были соседями. На вопрос знаменитого певца, почему так получается, Высоцкий ответил, что каждый ищет свою индивидуальность – иначе было бы неинтересно: артист должен иметь свой голос, по которому его будут узнавать, и надо приложить усилия, чтобы этого добиться». (Л. Георгиев, «Владимир Высоцкий. Встречи, интервью, воспоминания» (1991), глава «С гитарой перед микрофоном».)
Людмила Томенчук, театрально-музыкальный критик, член Союза театральных деятелей Украины, главный редактор украинского журнала «Театр-плюс»: «Многие обожали голос Высоцкого, но увлечение было не всеобщим. «Вот бы эту песню да спел хороший оперный певец…», – не раз приходилось слышать такое. Откуда эта тяга озвучить песни ВВ «по-оперному»? …Голос Высоцкого был слишком уж непривычен для нашего слуха, и даже не фактическое отсутствие пения – Утесов, Бернес уже проторили эту дорожку, – а именно шершавость, хрипота. Хотелось чего-то попривычнее». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, Л. Томенчук, «Высоцкий и его песни – приподнимем занавес за краешек…», глава 14 «Все донимал их своими аккордами».)
Лион Надаль, еврейский журналист (г. Афула, Израиль): «По мнению Л. О. Утесова «Высоцкий сделал себе голос под Армстронга». Об этом в восьмидесятые годы в Харькове мне рассказывал эстрадный актер, импровизатор, несколько лет работавший с Л. О. Утесовым Дмитрий Данилкис». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, раздел «Современники Высоцкого», 17 февраля 2013 г.)
Поэт Юрий Ряшенцев: «Мы знаем: не было певческого голоса у Утесова, а он пел. Но после Утесова страна не запела хриплым голосом, а после Высоцкого запела. Потому что в этом и свобода, и открытие! И таких вещей, связанных с Высоцким, мы можем насчитать множество». (Ю. Ряшенцев, «У Петровских ворот…»: монолог записала Т. Зайцева, «Вагант» (г. Москва), № 1-3 (98-100), 1998 г.)
«Лев Черняк: А про свое общение с Утесовым он (Высоцкий. – А. С.) вам рассказывал?
Валерий Янклович: Рассказывал. Это такая бытовая байка. Деталей не помню. Я знаю, что Утесову нравились его песни. Я знаю, что Утесов приходил в Театр на Таганке, я его даже сам видел на премьере «А зори здесь тихие». Я еще тогда не работал, только приезжал в Москву. Он был на премьере, говорил проникновенные слова прямо со сцены. Не помню, что именно он говорил, но он чуть ли не на колени встал при артистах там! Это был дневной просмотр для пап и мам.
Л. Ч.: Владимир Высоцкий был на этом показе?
В. Я.: Да, конечно. Все были в зале». (Л. Черняк, «Валерий Павлович Янклович: "Я достаточно ценю память о Володе"»: интервью, «В поисках Высоцкого» (Пятигорск), № 4, апрель 2012 г.)
Некто Валерий Янклович, именующий себя «администратором Театра на Таганке и Высоцкого» (на самом деле его роль в жизни и судьбе поэта весьма гнусная), последние пять лет жизни поэта и актера (1975-80) всюду ошивался вокруг Владимира Семеновича и тусовался в его компаниях.
«29. 11. 1971. Премьера сп<ектакля> «Гамлет». Присутствующий на сп<ектакле> И. М. Смоктуновский в финале вскочил плача и крича «Браво!» с места. В гостях у В. Б. Смехова он продолжал восторгаться: «Вы играете так, что публика забывает о классике и старине!.. Это живые, настоящие чувства, как настоящий этот петух [в спектакле]». Л. Утесов отметил: "Это не принц Датский, а принц из Марьиной рощи"». (В. Шакало (Минск, Беларусь), «Владимир Высоцкий. Штрихи к биографии», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск-Новосибирск), № 49, июль 2023 г.)
Петербуржец Владимир Александров 22 года дружил и переписывался с Леонидом Осиповичем Утесовым… Он рассказывал: «Оказалось, что Утесов имеет свое мнение о «Гамлете» с Владимиром Высоцким в главной роли: "Высоцкий очень талантливый человек. Гамлет великолепен, но это не принц Датский, а принц с Марьиной рощи"». (Е. Данилевич, «"Милый мой Володя!" Петербуржец – о дружбе с Леонидом Утесовым», «Аргументы и факты – Санкт-Петербург», № 13, 23 марта 2018 г., раздел «Принц с Марьиной рощи».)
Из беседы с летчицей Мариной Попович (2013 г.): «Встречались мы с Володей нечасто. Один раз точно помню – на дне рождения Утесова. Тогда мы и познакомились. Они с Мариной Влади приехали с опозданием. Володя был в очень хорошем настроении. Он не пел ничего – его и не просили петь. Наверное, Утесов попросил, чтобы не напрягать его, так что мы только разговаривали. Говорили обо всем – о полетах, о самолетах…
Побыл он там минут сорок, пообщался со всеми, немножечко выпили – и он уехал. У меня такое впечатление было, что они с Утесовым общались и до этого. Это было примерно в 1975 году». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, «Судьба», раздел «Биография Высоцкого», «О Владимире Высоцком вспоминает Марина Лаврентьевна Попович», интервью взял М. Цыбульский (США).)
Пресс-секретарь Союза журналистов Москвы Наум Аранович: «Высоцкого он считал невостребованным талантом, который вкладывает всего себя в свои песни. «Его еще не оценили, к сожалению» – с болью в голосе произнес Леонид Осипович. Было это за два месяца до ухода из жизни Высоцкого». (Н. Аранович, «Леонид Утесов: "Надо быть современным, а не модным"», «Вечерняя Москва», 20 марта 2015 г.)
Сын В. С. Высоцкого, актер, режиссер, сценарист, директором Государственного музея Владимира Высоцкого Никита Высоцкий: «Помню, где-то в 1981 году была телепередача, в которой Утесов на вопрос: «Кто из нынешних исполнителей вам нравится?» ответил: «Мне нравятся люди, которые понимают, про что поют, – Кобзон, Пугачева, Высоцкий». Для того времени это была «бомба»: человек упомянул Высоцкого по центральному телевидению, и никто это не вырезал». (С. Юрьева, «Никита Высоцкий: "Я не только сын Высоцкого и директор его музея, но еще и его фанат"»: интервью, «Московская правда», 17 июля 2022 г.)
«Главный перелом советской истории – это перелом от Утесова к Бернесу. А от Бернеса, наверное, к Высоцкому, который стал последним советским голосом. Кстати говоря, Утесов его очень любил, Высоцкого. Это очень неслучайно. Бернес как-то не успел сформировать свое отношение к нему – он умирал в 1970 году (точнее – в 69-м. – А. С.), не дожив до 60-ти. А вот каким-то образом Высоцкий очень нравился Утесову. И это тоже глубоко неслучайно». (Радио «Эхо Москвы», «Дмитрий Быков. Один», эфир – 30 июля 2021 г.)
«Шаляпин, Утесов и Высоцкий – три символа, три вершины русского вокального искусства XX столетия; три совершенно различных судьбы, три непохожих друг на друга личности. Они были кумирами современников. Их пению жадно внимали миллионы слушателей. В творчестве каждого из них по-своему и очень своеобразно преломилось их время. И хотя отношение к ним современников было далеко не однозначным, именно эти трое с наибольшей полнотой сумели выразить неповторимое «звучание» современной им эпохи». (Интернет-сайт booksite.ru, «Федор Шаляпин – Леонид Утесов – Владимир Высоцкий».)
Писатель Захар Прилепин (Евгений Лавлинский): «Пройдет десятилетие, другое, третье и значение Высоцкого приравняется в глазах новых поколений к значению предыдущих всенародных любимцев – скажем, Леонида Утесова или Александра Вертинского, или Шаляпина… Много ли эти исполнители значат для современного молодого человека? Нет, не много.
И у Высоцкого будет та же самая ниша – для специалистов. Потому что Высоцкого можно только слушать. Читать его, в сущности, куда меньше смысла. Слух человека стремительно перестраивается – и расстроенная гитара Владимира Семеновича уже не будет иметь и миллионной доли желающих ее послушать». (Интернет-сайт «Свободная Пресса» svpressa.ru, 25 января 2018 г., З. Прилепин, «Высоцкий как наш современник. Кого бы он считал «своим» сегодня, на какой стороне баррикад оказался?»)
Как бы там ни было, но, по-моему, прав Матвей Моисеевич Гейзер, литератор и публицист, журналист, педагог, театровед, литературовед, биограф С. М. Михоэлса, написавший, что все мы «жили в одну эпоху, называемую одними «эпохой Утесова», другими – "эпохой Высоцкого"». (Интернет-сайт «U-Jew!» ujew.com.ua, 22 ноября 2018 г., М. Гейзер, «Леонид Утесов. Еврей в своем Отечестве».)
В 1983 году на Центральном телевидении состоялась премьера документального фильма «"Я возвращаю Ваш портрет…" История советской эстрадной песни» (реж. В. Виноградов, ведущий А. Миронов). В квартире Леонида Осиповича Утесова знаменитые эстрадные исполнители вспоминают, как все начиналось: первые записи, первые съемки, атмосферу, зрителя, весну своей молодости…
В картине принимали участие Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Аркадий Райкин, Мария Миронова, Рина Зеленая, Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Никита Богословский, Марк Фрадкин, Ян Френкель, Зиновий Гердт, Андрей Макаревич и группа «Машина времени».
Во втором фильме документального проекта Леонида Парфенова «Русские евреи» (реж. С. Нурмамед, «Genesis Philanthropy Group», 2017 г.) ведущий говорит: «Неужели еще кто-то про Утесова не знает, удивительно. Владимир Высоцкий по отцу и Андрей Миронов по отцу…»
В 2013 году на интернет-портале «Ответы» otvet.mail.ru пользователь Распиаренный Скромнуля задался вопросом: «Какой из еврейских «бардов» Вам больше нравится – Высоцкий, Шуфутинский или Розенбаум и почему?»
На вопрос Скромнули ответили 12 пользователей. Среди ответов был и такой.
Александр Волков: «Леонид Утесов. Настоящую фамилию забыл, но то, что еврей – точно».
А актеров и певцов продолжают помнить – и поклонники творчества, и коллеги.
11 апреля 2019 года на интернет-сайте «Мичуринск.RU» michurinsk.ru размещена статья Г. Климанова «Владимир Винокур выступил в Мичуринске с новой программой и омоложенным составом театра пародий». Из нее мы узнаем: «Трогательный номер «Воспоминания», который еще не был показан на центральном телевидении, и за которым, по словам юмориста, «охотится» ведущая телепрограммы «Аншлаг» Регина Дубовицкая, на самом деле к юмору и пародии отношения не имеет. Это номер-посвящение великим артистам, ушедшим из жизни – Леониду Утесову, Андрею Миронову, Людмиле Гурченко, Владимиру Высоцкому. На экране – знакомые лица, на сцене – Винокур и его замечательные артисты. Они без грима. Цель – как можно идентичнее, правдивее передать вокальные интонации звезд эстрады советского периода. Удивительно мощно и красиво спел Владимир Винокур…»
«Для нас это легенды и кумиры, а для Владимира Винокура они были друзьями: Леонид Утесов, Андрей Миронов, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон, Владимир Высоцкий, Людмила Гурченко, Муслим Магомаев, Анна Герман, Эдуард Хиль, Валерий Ободзинский и др.» (Интернет-сайт «Тульские новости» newstula.ru, 17 октября 2021 г., «Владимир Винокур о концерте в Ясной Поляне: Для нас честь выступать для такого зрителя»: интервью.)
Певец, музыкант, актер театра и кино Михаил Боярский: «Мне нравится, когда мужчина-певец поет по-мужски. Раньше такими были Леонид Утесов и Марк Бернес. Потом – Владимир Высоцкий. Кто сейчас? Затрудняюсь ответить». (Интервью с М. С. Боярским, «Рабочая смена» (г. Минск, Беларусь), № 11, ноябрь 1987 г.)
«Михаил Боярский признался, что предпочитает нынешним композициям песни в исполнении Леонида Утесова и Владимира Высоцкого.
– Чем занимается прогрессивная молодежь, меня мало волнует. Для меня лучше два раза послушать Утесова и 10 раз Высоцкого, чем 100 раз послушать современных исполнителей. Меня они совершенно не интересуют, – признался музыкант». (Интернет-сайт «NEWS.ru» news.ru, 17 ноября 2021 г., А. Афонский, «"Лучше послушаю Высоцкого": Боярский высказался о современной эстраде».)
«6 октября 1999 года в продажу поступила серия из восьми российских почтовых марок, выпущенная Издатцентром «Марка». На миниатюрах – Леонид Утесов, Марк Бернес, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Виктор Цой и Игорь Тальков», – сообщала читателям «Российская газета» в номере от 11 октября того же года.
«На центральной улице Нижнего Новгорода установлен «поп-алтарь». Теперь любоваться любимыми артистами можно не только по телевизору, но и на центральной улице Нижнего Новгорода. Художник Александр Лавров представил необычную инсталляцию, которую назвал «Поп-алтарь».
В нее входят 12 «апостолов» российского шоу-бизнеса и советской эстрады: Алла Пугачева, Муслим Магомаев, Земфира, Владимир Высоцкий, Майя Кристалинская, Александр Вертинский, солист группы «Песняры» Владимир Мулявин, Иосиф Кобзон, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Виктор Цой, Людмила Зыкина. На асфальте стоят вазы и банки с цветами, а рядом с портретами знаменитостей горят свечи. Над необычными экспонатами висит детская игрушка.
– Это своеобразное подношение знаменитостям, – поясняет Лавров.
По его словам, над своей инсталляцией он работал около месяца. За это время он отобрал 12 фотографий звезд, которые нашел в Интернете, нарисовал с них черно-белые портреты. А потом распечатал их на принтере и повесил в центре города на «нижегородском Арбате» в арке Цоя рядом с кафе «СССР».
Теперь 12 портретов «апостолов» российского шоу-бизнеса и советской эстрады будут украшать центральную улицу города. По словам художника, они будут висеть здесь постоянно. В будущем Александр Лавров планирует провести подобную инсталляцию в Питере и Москве». («Муслим Магомаев вошел в число 12 «апостолов» российской эстрады», «Зеркало», 1 июля 2010 г.)
«Первый сборник главных песен о небе «От винта» появится на прилавках музыкальных магазинов уже в середине апреля. Песни про «крылья Родины» всегда были популярны в нашей стране, поэтому на сборнике представлены лучшие образцы как современных, так и спетых еще 60 лет назад авиа-хитов. На сборнике есть как всенародно признанные «Пора в путь-дорогу», «Первым делом самолеты», «Любимый город», так и творчество современных авторов. Так, например, новый хит от коллектива «Браво» «Стрижи», записанный специально для сборника, посвящен одноименной пилотажной группе…
Голоса Марка Бернеса, Леонида Утесова, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Майи Кристаллинской рассказывают о трудовых буднях и ежедневных подвигах российских пилотов». (Интернет-сайт «МР3» mp3s.ru, 8 апреля 2002 г., «"Браво", Утесов, Высоцкий и другие: главные песни о небе».)
Компакт-диск «Если б не было войны…» (ч. 1), выпущенный фирмой «Мелодия» в 2005 году, помимо других военных песен, содержит треки «Вернулся я на Родину» (Л. Утесов) и «Он не вернулся из боя» (В. Высоцкий). (Интернет-сайт «Мелодия» melody.su.)
Альбом «23 песни о летчиках и небе» представила в 2016 году рекорд-студия «Moroz Records». Из содержания компакт-диска: Леонид Утесов, Эдит Утесова – «Бомбардировщики», Владимир Высоцкий – «"Як"–истребитель», «Их восемь, нас двое», «Песня о погибшем летчике».
В 2018 году та же рекорд-студия «Moroz Records» презентовала релиз «Родные берега. Песни войны, песни победы», ч. 1 (150 песен в 3 частях). На CD также представлены песни в исполнении В. Высоцкого («Штрафные батальоны», «Ленинградская блокада», «Он не вернулся из боя», «Высота») и Л. Утесова («В землянке», «Годам нет пощады», «Будьте здоровы (Военные куплеты)»). (Интернет-сайт «JioSaavn» jiosaavn.com.)
Компакт-диск формата МР-3 «75 песен Победы» выпущен рекорд-студией «Moroz Records» в 2020 году. Из содержания: Леонид Утесов – «Темная ночь», «Три танкиста», «В землянке», «Песня военных корреспондентов», «Дорога на Берлин», «Вернулся я на Родину»; Владимир Высоцкий – «Песня о звездах», «Он не вернулся из боя», «На братских могилах», «Песня о конце войны», «Разведка боем», «Давно смолкли залпы орудий».
Из интервью журналиста, писателя, сценариста, телеведущего Максима Кравчинского с исследователем жизни и творчества Л. О. Утесова Эдуардом Амчиславским (США) (2017 г.):
«М. К.: У Утесова, несмотря на его вот это «маршальское» положение на эстраде, в гостях бывали почти все: и Борис Сичкин, и Людмила Гурченко, и, в общем, легче сказать, кто не бывал, – даже Высоцкий, бывал, по-моему, у него.
Э. А.: Да. Есть такие слухи…
М. К.: Можно ли, вообще, провести какие-то, так сказать… Есть ли какая-то история, она? Встречался ли, скажем, Утесов с Высоцким, например?
Э. А.: Тут можно, во-первых, сказать точно: да. Известно, что они оба очень уважительно относились друг к другу. Потому что известно, что Утесов из, как бы, молодых исполнителей называл всего два имени: как ни странно, это Алла Пугачева и Владимир Высоцкий. И Высоцкий тоже, по крайней мере, я этого лично не видел, но исследователи жизни и творчества Высоцкого говорили мне, что есть упоминания, где Высоцкий, как бы, положительно отзывался о Леониде Осиповиче. А недавно я нашел одну из фотографий, ко мне попала она в руки. Опять-таки, исследователи творчества Высоцкого говорят, что ничего редкого в ней нет, но для утесовских, так сказать, любителей, она была редкой. В кабинете у главного режиссера…
М. К.: Юрия Петровича Любимова.
Э. А.: …на Таганке Юрия Любимова сидят Любимов, Высоцкий, Марина Влади, спиною – Дмитрий Межевич, как мне сказали, артист театра, и стоит Леонид Осипович Утесов. То есть, они в одном кабинете вполне общались, явно…
М. К.: Странная компания такая, весьма (с улыбкой).
Э. А.: Причем, явно это не во время спектакля, потому что все, как бы, в цивильной одежде. То есть, это не во время, там…
М. К.: Какой это год, примерно? Семьдесят…
Э. А.: Не, мне сложно сказать… Ну, то есть это уже когда Марина уже была, по крайней мере.
М. К.: После 68-го года, соответственно.
Э. А.: Опять-таки: Утесов никогда нигде не писал, например, что он вообще был в Театре на Таганке.
М. К.: Ага…
Э. А.: Но, вот, фотография такая есть – вот этот знаменитый кабинет с автографами на потолке и на стенах. Вот. Такая фотография – есть…» (YouTube-канал «Наш Дом ТВ», 13 июня 2017 г., авторская программа М. Кравчинского из цикла «Я Расскажу Вам…» «Леонид Утесов. Легенды и факты», часть 2.)
На снимке: Леонид Утесов (стоит) и Владимир Высоцкий в кабинете главного режиссера Юрия Любимова, Театр на Таганке, май 1972 года (фрагмент). Фото В. Великжанина.
«Проект «Кино. Три поколения. Леонид Утесов – Юрий Любимов – Владимир Высоцкий» возник, как естественное желание отметить приближающееся 69-летие любимого актера и барда Владимира Высоцкого.
Часто, вспоминая ушедших людей, мы перелистываем старые альбомы с их фотографиями. И таких фотографий Владимира Высоцкого в государственных и частных фототеках сохранилось немало. Многие из них неоднократно публиковались. Однако, в личном архиве известного московского ТАССовского фотокорреспондента Виктора Великжанина есть поистине уникальные снимки. Один из них запечатлел трех великих современников – Леонида Утесова – Юрия Любимова – Владимира Высоцкого. В этой встрече принимала также участие Марина Влади. В уютном и узнаваемом кабинете легендарного режиссера Таганки Юрия Любимова собрались люди оставившие яркий след в отечественной культуре. Все они принадлежали к разным поколениям, так что можно сказать, что в любимовском кабинете встретились люди за каждым из которых стоит не только время, но и определенная культура.
Юбилей можно праздновать по разному – речи, цветы, воспоминания, аудио и видео записи, демонстрация книг и альбомов. Мы решили представить вниманию всех поклонников этой замечательной художественной плеяды – уникальную фотографию, ранее нигде не публиковавшуюся. Она красноречивее всего говорит о преемственности в нашей культуре, о взаимосвязанности всех ее участников, о высоком духовном накале нашего общества на разных его этапах. В экспозицию также войдут, как бы вырезанные из кинохроники 60-70–х годов кадры, запечатлевшие всех тех, кто окружал Владимира Высоцкого в театре на Таганке. Это не парадные, постановочные портреты, это вырванные из контекста театральной жизни и остро подмеченные Виктором Великжаниным яркие творческие индивидуальности, такие, какими мы, возможно, их никогда не видели. Они живут, работают, репетируют и продолжают свою творческую жизнь в этих снимках. И думается, что именно с этими людьми Владимир Высоцкий с удовольствием отпраздновал бы свой день рождения». (Интернет-сайт «Галерея Кино» gallerykino.ru, «18-21 января 2007 года. Виктор Великжанин. «Кино. Три поколения». Фотография».)
Свидетельство о публикации №122040308473