1. 1 Семь дней Творения
=============
"Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом раскрывается".
(Августин Аврелий)
=============
ВСЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВЕЩИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ
ПЕРВЫЙ СТИХ БИБЛИИ – ЭТО "ДЕКЛАРАЦИЯ О НАМЕРЕНИЯХ" БОГА
Многим верующим известны слова христианского богослова Августина Аврелия (Блаженного): "Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом раскрывается". Если эти слова верны и Ветхий Завет на самом деле в Новом раскрывается, тогда значение семи дней Творения, о которых говорится в первой и второй главах Бытия (Быт.1:1 – Быт.2:3), следует искать в Священных Книгах Нового Завета!
В Новом Завете действительно раскрываются тайны сотворения мира, но мира не видимого и временного, а мира невидимого и вечного:
"видимое временно, а невидимое вечно" (2Кор.4:18);
"И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое" (Откр.21:5);
"кто во Христе, [тот] новая тварь" (2Кор.5:17).
Сотворение нового мира доныне не завершено:
"Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. НЫНЕ ЖЕ ЕЩЕ НЕ ВИДИМ, ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛО ЕМУ ПОКОРЕНО" (Евр.2:5-8);
"Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17);
"А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу" (1Кор.15:24).
***
В Послании Апостола Павла к Ефесянам написано, что Иисус Христос умер на кресте ради Церкви:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25).
(?) Но если Божий Сын Иисус Христос умер на кресте ради Церкви, тогда о чем должен говорить Бог Отец в Своем вечном слове, которое Он возвеличил превыше всякого имени Своего?
"слово Бога нашего пребудет вечно" (Ис.40:8);
"Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего" (Пс.137:2);
"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин.1:1)…
Конечно, вечное Божье слово (то есть Тора или Ветхий Завет, в котором скрывается Завет Новый) говорит об одном – о Христе и Церкви! И это подтверждают слова Иисуса Христа, записанные в Евангелиях, а также слова Его Апостолов:
"начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук.24:25-27);
"если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне" Ин.5:46);
"Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне" (Ин.5:39);
"Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10:7);
"Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета" (Ин.1:45);
"О Нем [об Иисусе из Назарета] все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его" (Деян.10:43);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова" (Еф.5:25,26).
КНИГА БЫТИЕ
=============
"Прежде всего я бы хотел, чтобы вы осознали, что, согласно Писаниям, все физические вещи, все материальные вещи, которые мы видим, которых мы касаемся и которыми мы наслаждаемся, не являются действительными. Они лишь тень, образ истинного. Каждый день мы соприкасаемся со множеством материальных предметов: мы едим пищу, пьём воду, одеваемся в одежду; мы живём в своих домах и ездим на своих машинах. Я бы хотел, чтобы вы осознали и запомнили, что все эти вещи не являются действительными. Это всего лишь тени и образы. Пища, которую мы едим каждый день, – это не действительная пища, а всего лишь образ действительной пищи. Вода, которую мы пьём, – это не действительная вода. Свет перед нашими глазами – это не действительный свет, а образ, указывающий на что-то другое.
Тогда что является действительным? Братья и сёстры, я хочу по благодати Бога сказать вам в истине, что действительное – это не что иное, как Сам Христос…"
(Уитнесс Ли, "Всеобъемлющий Христос")
*** *** ***
"Иешуа и есть живая Тора…"
("Берешит" – В НАЧАЛЕ или постановка задачи? 01. Берешит. Быт.1-6:8 – New Stream Ministries)
=============
Итак, выше мы увидели, что тема Библии – Христос и Церковь и что о Пришествии в мир Иисуса Христа написано в начале Книги:
"Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] В НАЧАЛЕ КНИГИ НАПИСАНО ТО МНЕ, исполнить волю Твою, Боже" (Евр.10:5-7);
"Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; В СВИТКЕ КНИЖНОМ написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс.39:7-9).
(?) О какой КНИГЕ говорится в этих текстах?
Книга или книжный свиток, о котором здесь говорится, называется Тора (Учение) или Пятикнижие Моисея.
И мы сейчас начинаем читать эту КНИГУ с самого начала, то есть с первого стиха первой главы первой Книги Моисея Берешит (Бытие):
БЫТ.1:1 В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ,
(?) Сразу возникает вопрос: почему "В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ"? Почему в этой Книге Берешит первый стих переведен не так, как во всех Библиях: "В начале сотворил Бог небо и землю"?
Дело в том, что известный нам перевод: "В начале сотворил Бог небо и землю", – к сожалению, противоречит библейскому принципу первого упоминания.
=============
«Один из фундаментальных герменевтических принципов обычно называется "законом первого упоминания". Этот принцип гласит, что если Писание упоминает о чем-то первый раз, это имеет УНИКАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Когда слово и концепция впервые упоминаются в Библии, это слово или концепция (рассматриваемая в контексте окружающих стихов) дает основание для понимания появления этого слова или концепции во всем остальном Писании».
(Закон первого упоминания; https://cyberpedia.su/10xa184.html)
=============
При первом упоминании в Библии какого-нибудь важного слова, например: небо, земля, свет, светила, человек… – это слово используется непременно в его истинном значении. Истинным же может быть только вечное небо, вечная земля, вечный свет, вечные светила и вечный человек…
Наш видимый материальный мир – временный. Истинным он не является, и согласно принципу первого упоминания речь о нем в первом стихе Библии идти не может:
"видимое временно" (2Кор.4:18);
"земля и все дела на ней сгорят" (2Пет.3:10);
"И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места" (Откр.20:11).
=============
«…"То, что ты видишь глазами своего сердца, более реально, чем то, что ты видишь физическими глазами". Много раз я сам произносил те же слова, но как мало я в действительности понимал их!..»
(Рик Джойнер, "Последний поход")
=============
Тем не менее толкователи Библии иногда считают, что в первом стихе Библии Бог сотворил все-таки видимое небо и видимую землю:
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт.1:1).
Во втором стихе, – считают они, – эта видимая земля была безвидна и пуста и пребывала во тьме:
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт.1:2).
Но в третий день Творения Бог создал новую землю (Быт.1:9,10), на которой мы сегодня живем. А о первой земле, которая была сотворена в стихе Быт.1:1 и которая во втором стихе была "безвидна и пуста", Библия больше не вспоминает…
Если бы принцип первого упоминания не существовал, с таким объяснением можно было бы согласиться, но если он существует, тогда это объяснение никуда не годится. Ведь если про первую землю из стиха Быт.1:1 Библия никогда больше не вспоминает, тогда в чем заключается "УНИКАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ" ее первого упоминания?..
(?) Но можно ли доверять самому принципу первого упоминания? Не является ли он просто вымыслом человеческим?
"Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю" (Пс.118:113).
Сегодня принцип первого упоминания признаётся богословами и даже назван "аксиомой изучения Библии, которая была неоднократно подтверждена" (Генри Моррис, "Начало мира").
(?) Для чего нужен принцип первого упоминания?
Возможно, он является оригинальной "подсказкой", сделанной Богом через боговдохновенных писателей Ветхого Завета, но адресованной верующим Нового Завета, то есть христианам, чтобы помочь им исследовать тексты Священного Писания:
"Исследуйте Писания" (Ин.5:39);
"мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему" (2Пет.1:19).
***
Если мы признаём принцип первого упоминания, у нас может возникнуть желание применить его к первому стиху Библии:
"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт.1:1).
Но оказывается, что сделать это невозможно! Первый стих напрочь перечёркивает весь этот принцип. Ведь если принцип первого упоминания действует, тогда в первом стихе Библии речь должна идти об истинной земле. Этой истинной землей, вне всякого сомнения, является Иисус Христос, который в воскресении стал Духом животворящим. Именно Дух воскресшего Христа является реальностью той благословенной земли, которую Бог обещал дать Аврааму и его потомкам во владение вечное:
"дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом" (Быт.17:8);
"И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал… да даст тебе БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРААМА, тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе НАСЛЕДОВАТЬ ЗЕМЛЮ странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!" (Быт.28:1-4);
"Христос искупил нас… дабы БЛАГОСЛОВЕНИЕ АВРААМОВО через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить ОБЕЩАННОГО ДУХА верою" (Гал.3:13,14);
"последний Адам есть дух животворящий" (1Кор.15:45).
Согласно Новому Завету, евреев в землю Ханаанскую привел Иисус Навин. Но та земля была видимая, а значит, временная. Дать же людям вечный и истинный покой может только земля невидимая, реальностью которой является Сам Иисус Христос:
"Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… найдете покой душам вашим" (Мф.11:28,29);
"Господь Бог твой успокоит тебя… на земле, которую Господь Бог твой дает тебе в удел" (Втор.25:19);
"если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство" (Евр.4:8,9).
Благодаря Посланиям Апостола Павла Церковь сегодня знает, что БЛАГОСЛОВЕНИЕМ АВРААМОВЫМ, то есть реальностью Ханаанской земли, которую Бог обещал дать Аврааму и его потомкам во владение вечное, является Дух воскресшего Христа. А верующим, чтобы войти в эту землю и обрести в ней покой, надо стать учениками Иисуса Христа:
"Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей" (Ин.10:27,28).
***
Итак, согласно принципу первого упоминания при первом упоминании в Библии о земле, то есть в стихе Быт.1:1 речь может идти только об истинной земле, и этой истинной вечной землей является Дух воскресшего Христа. Однако второй стих Библии говорит о том, что эта истинная земля была безвидна, пуста и пребывала во тьме, что никак не может относиться к воскресшему Мессии:
"Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5);
"Я свет миру" (Ин.9:5);
"я от славы света того лишился зрения" (Деян.22:11).
Сегодня есть разные переводы Библии, но все они начинаются одинаковыми словами: "В начале сотворил Бог небо и землю". И только в русском переводе Торы (изд. "Шамир", 1996 г.) первый стих переведен иначе:
"В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ" (БЫТ.1:1).
Главное же заключается в том, что этот перевод не противоречит принципу первого упоминания. Наоборот, он с этим принципом прекрасно сочетается и бесконфликтно уживается, что косвенно подтверждает его адекватность.
Согласно главному принципу толкования Библии, отрывок Писания всегда должен рассматриваться в его контексте. Поэтому, перед тем как перейти к разбору первого стиха Библии, попробуем дать его интерпретацию в свете его контекста:
Быт.1:1. В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ [нового и вечного] НЕБА И [новой, истинной и вечной] ЗЕМЛИ,
2. КОГДА [старая] ЗЕМЛЯ [старая земля означает человечество в Адаме] БЫЛА ПУСТА [потому что в сердцах людей не было Бога] И НЕСТРОЙНА [потому что люди не представляли собой единое духовное строение – Божий храм], И ТЬМА [тьма – это отсутствие Христа как Света истинного] НАД БЕЗДНОЮ [слово БЕЗДНА точно определяет глубину нравственного падения людей, отвергающих Бога], А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ [вода – это Божье слово, которое осуждает всякий грех, а все человечество, подобно рыбам, обитало в этих водах Божьего осуждения; в это время Святой Дух парил над водой, потому что в ней находились люди, от начала избранные к спасению],
3. СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ" [ср.: "у Марии родится Сын"]; И СТАЛ СВЕТ [ср.: "и Слово стало плотью"].
Из-за того что используемый нами перевод Библии отличается от прочих, интерпретация первого стиха, возможно, получилась несколько непривычной…
В нашем Синодальном переводе Библии в первых трёх стихах первой главы Бытия мы видим как бы пять отдельных простых предложений:
1 – Бог сотворил…
2 – Земля была…
3 – Дух носился…
4 – Бог сказал…
5 – Свет стал…
Согласно принципу первого упоминания земля в первом стихе непременно должна указывать на истинную землю, реальностью которой является воскресший Христос. Но второй стих говорит, что эта истинная земля, которую Бог сотворил в первом стихе, была безвидна и пуста, с чем совершенно невозможно согласиться. Однако в русском переводе Торы все перечисленные выше (как бы) простые предложения соединены в одно сложноподчинённое предложение, причём таким способом, что принцип первого упоминания в этом переводе не нарушен, но соблюдён. В первоисточнике же все это было сделано без единого знака препинания, что, конечно, не может не удивлять.
***
А теперь возвращаемся к первому стиху Библии.
=В НАЧАЛЕ=
=============
«…Берешит – в начале. Ни в одном языке нет слова, которое может адекватно передать значение слова "берешит". "Берешит" – вневременное начало. Временно’е начало, начало во времени – "хила". "Берешит" – это и не отправная точка. "Решит" – некий начаток, становление чего-то принципиально нового, новый путь, новый поворот в чём-либо. "Берешит" – это некое абсолютное начало мiра. Слово "решит" можно выводить из слова "рош" – некий центр, центр всего. В этом смысле понятие "решит" созвучно христианскому учению о Логосе.
Интересно, что первая буква первого слова Библии – слова "берешит" – буква "бет" – имеет вид квадратной скобки. Квадратная скобка как бы отгораживает нас от того, что для нас недоступно. Всё, что за скобкой – для нас абсолютно неведомо. Скобка открывается – читая справа налево, мы получаем откровение, написанное пророками.
В конце XIX века попытались собрать все комментарии на первое слово Библии – "берешит". Получилось 70 томов. На одно только слово. Такую глубину за тысячелетия нашли мудрецы только в первом слове Торы…»
(Игорь Орловский / Проза.ру)
=============
В Библии можно найти три разных начала:
1 – начало основания видимого мира (Пс.101:26-28; Евр.1:10-12);
2 – начало ("берешит") сотворения невидимого мира (вечного неба и вечной земли), а также Церкви – нового человека по образу Божьему (Быт.1:1);
3 – начало "безначальное" (Ин.1:1).
В стихах Пс.101:26 и Евр.1:10 написано: "В начале Ты [Господи] основал землю, и небеса – дело Твоих рук". Может показаться, что эти стихи говорят о том же, что и стих Быт.1:1. Но это не так. Во-первых, в стихе Пс.101:26 нет слова "берешит". Кроме того, следующий 27-й стих говорит о том, что эти небеса и земля погибнут, в то время как небо и земля в стихе Быт.1:1 погибнуть не могут в принципе, потому что как небом, так и землёй в этом стихе является Божий Сын Иисус Христос…
Таким образом, стихи Пс.101:26 и Евр.1:10 не могут быть "параллельными местами" к стиху Быт.1:1, так как в них говорится о творении временном и видимом, в то время как стих Быт.1:1 говорит о Творении вечном и невидимом – о новом небе и новой земле:
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр.21:1,2).
***
Есть мнение, что слово "начало" (берешит) в первом стихе Библии указывает на Иисуса Христа и Его Невесту. К такому интересному выводу пришел автор приводимой ниже статьи, который исследовал еврейский подлинник.
=============
«…Тора и вся Библия открывается сообщением: "В начале сотворил Бог небо и землю…"
Простое, на первый взгляд, предложение содержит в себе много скрытой информации, скрытой в языке оригинала. Эту фразу очень не легко перевести на другие языки из-за самого первого слова и еще из-за некоторых деталей.
Какая же тайна кроется в первом стихе Торы?
Самый первый стих Библии – это "Декларация о намерениях" Бога, или Заявление о Его планах на будущее. А еще точнее, о Его новом проекте. НАМЕРЕНИЯ о том, что БОГ ПРЕДПОЛАГАЕТ сделать в будущем.
Примерно так же заявил русский царь Петр 1 в поэме Пушкина "Медный всадник" о своих намерениях: "Здесь будет город заложён". Поэтому самое первое предложение следует тщательно рассмотреть.
Берешит бара Элохим эт hа-шамаим вэ-эт hа-арец.
Берешит сотворил Элохим эти небеса и эту землю.
Декларация говорит нам и о цели творения: для чего Всевышний сотворил эти небеса и эту землю во Вселенной!
Оставим ненадолго первое слово "БЕРЕШИТ" в стороне и присмотримся к удивительному буквальному переводу "…эти небеса и эту землю".
Такой перевод требуется из-за определенного артикля hа- перед словами "небеса" и "земля". Он указывает на то, что Бог начал творить не вообще всю Вселенную с нуля, а какую-то новую среду обитания, новый "остров", или новую площадку в уже существующей Вселенной – эти небеса и эту землю. Вполне вероятно, что к моменту их сотворения уже были другие небеса и другие земли.
В следующем предложении, во 2-ом стихе, говорится, что тьма, бездна, вода (воды) уже существовали. Мы не знаем, когда и как происходило творение воды, тьмы и бездны, но понятно, что их сотворение предшествовало творению вот именно "этой" "нашей" земли. Любопытно, что библейское повествование не стремится сообщить нам хронологию всех событий!
Но если нам не рассказывают о порядке Творения, о том, что было в начале процесса, а что потом, что тогда значит слово БЕРЕШИТ, которое переведено на все языки как "В начале"?
БЕРЕШИТ вовсе не означает начало во времени, как означало бы слово "тхила" или "беришона", или отправная точка ("каце").
Весь первый стих не указывает на порядок сотворения мира! Небо и земля – НЕ первое творение Бога.
Самое первое слово стиха "Берешит" объясняет причину деятельности Бога: для чего, ради чего, для какой цели Творец стал созидать эту новую сферу обитания.
Слово "берешит" обозначает, по мнению Раши[1], известного средневекового толкователя Торы, "для/ради чего-то главного, для главного начатка (решит), сотворил Элохим эти небеса и эту землю".
И вот теперь возникает вопрос: а что такое это главное "решит"? Ради какого главного "начатка" Всевышний сотворил новый мир? Раши объясняет, что словом "решит" в Писании названы:
1. "мудрость" (Бог мудростью основал землю. Пр.3:19)
"Господь создал меня “решит” (начало) пути Своего, прежде древнейших дел Своих". Притчи 8:22
2. "Израиль" (как Божья община и невеста Бога)
"Святыня Израиль для Господа, “решит” (начало) плодов Его..." Иерeмия 2:3
Тогда первый стих Писания следует понимать так:
Ради начала Своего пути и ради Своих первых плодов, то есть ради мудрости Торы и ради первенца Израиля, которые названы "решит", Бог сотворил эти небеса и эту землю. (Раши)
Очень неожиданный для христианского "уха" перевод. Давайте разберемся.
В христианском понимании, мудрость – это Иешуа. Действительно, Иешуа и есть живая Тора. Он Сам о Себе сказал: "Я – Путь, Истина и Жизнь". Тогда перевод первого стиха можно расширить:
Ради начала начал – Иешуа = воплощенной мудрости и ради Израиля – Его Невесты, церкви первенцев, написанных на небесах, Бог сотворил эти небеса и эту землю. Именно ради грядущего брака Агнца и Его Невесты Отец Небесный и сотворил нашу сферу обитания!
Самый первый стих Библии сообщает нам "Декларацию о намерениях" Бога, говорит нам о цели творения и о причине, для чего Всевышний сотворил новый "островок" во Вселенной! А если Творец объявил Свои планы, то Его намерения непременно состоятся и сбудутся…»
("Берешит" – В НАЧАЛЕ или постановка задачи? 01. Берешит. Быт.1-6:8 – New Stream Ministries)
=============
Свидетельство о публикации №122040308359