0. 4 Семь дней Творения
Ветхий Завет изображает жизнь верующих главным образом на первом этапе спасения – в земле Египетской и в пустыне испытаний. В это время вера у человека плотская и подзаконная. Новый же Завет изображает жизнь верующих главным образом в доброй Ханаанской земле. Тем не менее духовные верующие, в которых был Дух Иисуса Христа (Дух благодати), жили и в ветхозаветное время:
"К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1Пет.1:10,11);
"И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он [Иосиф], человека, в котором был бы Дух Божий?" (Быт.41:38);
"Есть в царстве твоем муж [Даниил], в котором дух святаго Бога" (Дан.5:11)…
Из разговора Иисуса Христа с Никодимом можно заключить, что для спасения человеку надо пережить два духовных рождения:
1. Рождение свыше, позволяющее верующему увидеть Божье Царство:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:5).
2. Рождение от воды и Духа, позволяющее верующему войти в Божье Царство:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин.3:5);
"приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17).
Эти два рождения являются этапами формирования человеческой души, и отцы Церкви называли их двумя потрясениями земли:
"Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф" (Агг.2:6,7).
=============
"В продолжение веков были два знаменитых преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг.2:6,7). Одно вело от идолов к Закону, а другое – от Закона к Евангелию".
(Григорий Богослов)
=============
Для христианина первое преобразование жизни происходит тогда, когда он принимает верой Евангелие и крестится во Христа, вступая с Богом в Завет. Так он рождается заново (или свыше):
"Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38);
"возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек" (1Пет.1:22,23);
"как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1Пет.2:2).
А второе преобразование жизни происходит тогда, когда рожденный свыше верующий познает действие креста в своей жизни:
"Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24);
"я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал.6:14).
Умершие для мира оживают для Бога – они рождаются от Духа и становятся новым Творением во Христе Иисусе:
"Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17);
"отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем" (2Кор.5:16).
***
Цель Божьего домостроительства – соединить человека с Богом, сделав его Божьим домом и Божьим храмом:
"Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин.14:23);
"дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца" (Евр.3:6);
"вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор.6:16).
Согласно стиху 1Пет.3:21, крещение есть обещание Богу доброй совести. Принимая крещение по вере, человек духовно прозревает и получает дар Святого Духа. В это время он, уподобляясь первому Адаму, становится для Бога душой живой (СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ):
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7).
Адаму, чтобы получить вечную жизнь и стать Божьей обителью, надо было после сотворения вкусить от дерева жизни. Однако он, живя в раю, этого не сделал. А после грехопадения путь к дереву жизни был для Адама закрыт, а сам он был изгнан из райского сада:
"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт.3:22-24).
Но, несмотря на грехопадение, Библия называет Адама образом будущего, то есть прообразом Иисуса Христа:
"смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего" (Рим.5:14).
(?) Что же общего у Адама с Иисусом Христом?
Если сравнить последнего Адама Иисуса Христа с Адамом первым, то можно увидеть следующее сходство. Невестой Христа является Церковь, которая была возрождена воскресением Иисуса Христа:
"Благословен Бог… по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых" (1Пет.1:3).
И жена Адама Ева появилась на свет при схожих обстоятельствах – после того как Бог навел на Адама крепкий сон. Этот сон Адама может быть прообразом смерти Иисуса Христа, потому что в Новом Завете смерть верующих называется сном или успением:
"Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном" (Ин.11:11-13);
"многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан.12:2);
"как жених замедлил, то задремали все и уснули" (Мф.25:5).
Но есть и существенное различие между Адамом и Христом. Если Христос, живя на земле, не делал грехов, то Адам, пребывая в раю, все-таки согрешил, хотя и не он был инициатором этого поступка:
"не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление" (1Тим.2:14).
(?) Что же заставило Адама нарушить одну-единственную и, как кажется, не очень обременительную заповедь?
Дело в том, что жена Адама первая вкусила запретный плод и Адаму не оставалось ничего другого, как сделать то же самое. Ведь если бы Адам, например, с презрением отверг предложенный Евой плод и разразился праведным гневом, тогда он не стал бы "ОБРАЗОМ БУДУЩЕГО", не стал бы прообразом Божьего Агнца Иисуса Христа, Который, как написано, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит:
"смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть ОБРАЗ БУДУЩЕГО" (Рим.5:14);
"Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит" (Ис.42:1-3).
Ведь Ева после вкушения запретного плода стала именно такой надломленной тростью, и зоркий глаз Адама не мог этого не заметить.
=============
Мф.12:20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…
"…трость – тростинка есть символ слабости… Мессия не переломит этой трости, не сокрушит таковых окончательно, не отвергнет, не оставит; но вразумит, подкрепит, исправит, утешит…"
[Михаил (Лузин), епископ]
=============
Истинное смирение – это принятие людей и жизненных обстоятельств такими, какие они есть, без высказывания осуждения или недовольства. И Адам в Едемском саду показал такое смирение! Когда Ева поверила лукавым речам змея, она, можно сказать, стала его добычей, но Адам своим поступком доказал, что жена и после согрешения ему не безразлична и он не бросит ее на произвол судьбы.
Хотя со стороны поступок Адама выглядит как беззаконие, но для самого Адама это была жертва во имя любви:
"мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом" (1Пет.3:7);
"Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25);
"Любовь… все покрывает" (1Кор.13:4-7).
***
Сотворив Адама, Бог заповедал ему жить в раю, возделывать и хранить райский сад и не вкушать от дерева познания. Иначе говоря, Адаму и Еве надо было пребывать в благодати и не впадать в законничество:
"Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати"
(Гал.5:4).
Рай – это не географическое место, а состояние души.
Дерево Познания – образ закона (Христос в воплощении).
Дерево Жизни – образ благодати (Христос в воскресении).
Адам – образ человеческого духа (вера, понимание).
Ева – образ человеческой души (жизнь, эмоции).
Змей – закон плоти в нас.
Наш лукавый и изворотливый плотской ум на самом деле может быть воплощением сатаны:
"Вошел же сатана в Иуду" (Лук.22:3);
"Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?" (Деян.5:3);
"Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская" (Иак.3:15);
"не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе" (Рим.7:18).
(?) Если дерево познания обозначает Христа в воплощении (закон), тогда почему Бог запретил Адаму и Еве вкушать от этого дерева?
Дерево познания – это Тора, и Христос, придя в мир, был воплощением Торы:
"Слово стало плотию" (Ин.1:14).
Человеку, пребывающему под благодатью, нет никакой необходимости вкушать от дерева познания:
"Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?" (Гал.4:9);
"О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?" (Гал.3:1,2).
Если верующий еще не родился от Духа, закон для него является буквой, которая убивает, лишает благодати и общения с Творцом. В этом убедились Адам и Ева, когда вкусили плод запретного дерева:
"Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати"
(Гал.5:4).
***
Когда Адам поверил в Евангелие, он родился свыше и стал для Бога душой живой. Тогда же он по благодати получил от Бога прощение грехов, оправдание, примирение и дар Духа Святого. В это время сердце Адама стало райским садом. Но после грехопадения райская жизнь, естественно, закончилась…
В раю росли два дерева: дерево жизни и дерево познания:
"И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Быт.2:9).
Деревом жизни для Адама был крест, ибо вечная жизнь зоэ рождается из смерти.
Поэтому дерево жизни и не выглядело привлекательным для человека:
"мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис.53:2,3).
Второе же дерево обещало людям многоразличные знания, и жена Адама, наслушавшись Змея, решила отведать плодов этого дерева:
"И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел" (Быт.3:6);
"боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе" (2Кор.11:3).
Как только человек приступит к буквальному исполнению закона, он сразу начинает видеть свою наготу (греховность):
"И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт.3:7);
"Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею" (Рим.7:9-11).
После вкушения запретного плода Адам духовно умер:
"от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт.2:17).
Причиной неудач подзаконных верующих является не закон сам по себе, а живущий в них грех, освободить от которого может только Христос:
"закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим.7:12);
"не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим.7:18-20);
"Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7:24);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:10).
***
Согласно Библии, Христос является не только воплощением Торы (деревом познания), но также и деревом жизни – истинной виноградной лозой:
"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин.15:5).
Для нового человека деревом жизни является истинная виноградная лоза, а для ветхого человека деревом жизни является крест:
"кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:24,25).
Чтобы наследовать жизнь, грешнику надо, отвергая себя, распинать свою греховную плоть (падшую Адамову природу), ибо только так можно стать новым человеком во Христе Иисусе:
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24);
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками" (Ин.15:1-8);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27).
***
Мы знаем, что для обитания человеку всегда нужно какое-нибудь место или пространство.
(?) А где обитает невидимый Бог?
=============
"…когда евреев спрашивали, а где Бог обитает, они отвечали, что он в Шаломе и обитает. То есть это не место какое-то пространства, а это такая как бы ситуация – Шалом. Шалом – всегда Бог. Раздор – всегда дьявол…
В нашей жизни не всегда бывает легко разобраться: действует в той или иной ситуации добро или зло, Бог или дьявол? Это один из верных признаков: то, что способствует миру между людьми – это от Бога, то, что способствует раздору или разделению между людьми, – это от дьявола".
(Борис Балтер, Книга Притч Соломоновых, 17 глава)
=============
В библейской символике Адам и Ева обозначают мужа и жену, дух и душу, веру и жизнь, разум и чувства, а библейские животные вполне могут быть творениями духовными. Местом обитания этих созданий является сам человек:
"Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня?" (Чис.22:30).
Поэтому, когда Бог привел каждого полевого зверя к Адаму, тот особо не ломал себе голову над тем, кому какое дать имя, потому что все эти животные были ему прекрасно известны:
"И КОГДА ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ИЗ ЗЕМЛИ ВСЯКОГО ЗВЕРЯ ПОЛЕВОГО И ВСЯКУЮ ПТИЦУ НЕБЕСНУЮ, ПРИВЕЛ ОН К ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ, КАК ОН НАЗОВЕТ ИХ, И КАК НАЗОВЕТ ЧЕЛОВЕК КАКОЕ-ЛИБО ЖИВОЕ СУЩЕСТВО, ТАК И ИМЯ ЕГО" (БЫТ.1:19);
"кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?" (1Кор.2:11).
Приняв верой Евангелие (Божье дыхание жизни), человек (Адам) родился свыше (духовно прозрел) и получил от Бога по благодати прощение грехов, оправдание, примирение и дар Святого Духа (Деян.2:38). Очистившись от грехов, сердце Адама стало райским садом.
=============
"Где Господь со Своей благодатью, там и рай, там и Царство Небесное".
(Толкование на От Матфея 6:10 – толкование отцов церкви: https://bible.by/fater/40/6/10/)
=============
Уверовав в Иисуса Христа, Адам стал праведным в глазах Бога, а своим возрожденным духом он получал от Творца познание духовных истин:
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию" (2Пет.1:3);
"Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1Тим.4:16).
Имея "открытое око и ведение от Всевышнего" (Чис.24:15,16), Адам ясно и отчетливо видел внутреннюю сущность всех сотворенных тварей, то есть обитающих в нем духовных существ:
"нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным" (1Кор.2:10-13);
"вы имеете помазание от Святаго и знаете все" (1Ин.2:20).
Живущему в раю Адаму было достаточно только один раз взглянуть на свинью, чтобы безошибочно определить, что это свинья. Также и змея (лукавый ум, ставший законом плоти в человеке) он видел насквозь и дал этому хитрейшему полевому зверю имя, соответствующее его сущности:
"каково имя его, таков и он" (1Цар.25:25);
"Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе" (Рим.7:18);
"извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства… все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мар.7:21-23);
"ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти" (Гал.5:17)…
Надо сказать, что Адам, находясь в Едемском саду, был вполне искренним. Давая имена животным, он фактически давал имена самому себе. Своему уму, которым он прежде гордился, Адам не посмел дать имя Сообразительность, Находчивость или Умение жить:
"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт.3:1).
В Едемском саду Адам впервые увидел себя в истинном свете и от увиденного был не в восторге. Тем не менее, давая имена обитателям Едемского сада, Адам не пытался оправдать или приуменьшить "свои слабости", но каждому зверю и пресмыкающемуся он дал то имя, которое соответствовало его сущности…
***
Когда жена Адама (душа) согрешила, Святой Дух сказал ему: ЕСЛИ ОТВЕРГНЕШЬ ЖЕНУ, ОНА ПОГИБНЕТ. И Адам принял единственно правильное решение: он взял из рук жены запретный плод и молча съел его, ясно сознавая, что этим нарушает прямой запрет Творца:
=============
"Есть прямота, как будто кривота.
Она внутри самой себя горбата.
Жизнь перед ней безвинно виновата
за то, что так рисунком не проста.
Побойтесь жизнь спрямлять, не понимая,
что можно выпрямлением согнуть,
что иногда в истории кривая
меж точками двумя – кратчайший путь".
(Евгений Евтушенко)
*** *** ***
"…Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в том толк,
Если женщина твоя плачет?"
(Табишев Кирилл, "Ты встретишь ее однажды"; http://stihi.ru/2013/02/10/7749)
=============
Несмотря на то что Адам преступил букву закона, решающее значение всегда имеет мотив поступка:
"любовь покрывает множество грехов" (1Пет.4:8).
Библия называет Адама образом будущего. Адам решил, что лучше он смертью умрет, чем позволит сатане разлучить его с женой. Благодаря своему поступку Адам навсегда стал прообразом Божьего Агнца, и с него начинается родословие Иисуса Христа по плоти:
"Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев… Адамов, Божий" (Лук.3:23-38);
"Кто не любит, тот не познал Бога" (1Ин.4:8);
"пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин.10:11).
И мы сегодня благодаря грехопадению Адама можем жить на земле, познавать Бога, очищаться от грехов, "провождать добродетельную жизнь" (1Пет.2:12) и даже "царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17). Но царствовать можно только после того, как к плоти будет применен крест:
"плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1Кор.15:50);
"представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим.12:1);
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли" (Кол.2:12).
Отвергая плоть, верующие живут духом, и этим они угождают Творцу:
"Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:24);
=============
"Отдай плоть – прими дух. Отдай внешнее – прими внутреннее…"
(Епископ Олег Ведмеденко. "Духовный дневник" )
=============
Апостол Павел переносил бичевание и побивание палками и камнями, но не только не боялся креста, но даже хвалился им:
"От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали" (2Кор.11:24,25);
"я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа" (Гал.6:14).
Также и сегодня, чтобы человеку стать образом Божьим, он должен не только верить в Евангелие, но и быть готов страдать за веру:
"вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Фил.1:29);
"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь" (Кол.1:24);
"как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Пет.4:13);
"пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие" (Деян.5:41);
"наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим.8:17);
"как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15:49).
***
В Евр.11:39,40 говорится, что умершие в вере ветхозаветные святые еще не получили обещанного и им нужно вместе с нами достигать совершенства. Можно предположить, что достигшими совершенства являются те святые, в которых обитает Христос и в которых Он царствует:
"есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие" (Лук.9:27-36);
"Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет" (Отк.20:4).
Остальные верующие, которые в земной жизни не достигнут совершенства, очевидно, смогут увидеть Божье Царство и войти в него после смерти:
"Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет" (Откр.20:5).
=============
"…А для тех, кто ещё не успел подняться на высоты ангельские (ибо некоторые станут ангелами еще здесь, в этой земной жизни), у кого Царствие Божие ещё не пришло в силе в сердце, то они хотя бы подготовят себя к тому, чтобы оно пришло в силе потом в жизни вечной, будущей, после воскресения…
Потому что по закону подобия я не могу жить в темноте, ибо что общего у света со тьмой? И тогда, пребывая среди чинов ангельских в том мире невидимом, который полностью проникнут светом Христовым, я за короткое время достигну ангельской мудрости и всё-таки стану ангелом, если не стал им ещё в теле физическом…"
(Епископ Олег Ведмеденко, "Воскресение. Мир ангельський")
=============
Домостроительство Церкви завершится тогда, когда последний живой камень тихо ляжет на свое место в стену Божьего дома, который сегодня строится Божьей Премудростью:
"Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его" (3Цар.6:7);
"Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Прит.9:1).
В Послании Апостола Павла к Евреям есть стихи, которые говорят о том, что ветхозаветные "свидетельствованные в вере" святые, составляющие облако свидетелей (Евр.12:1), сегодня не без нас достигают совершенства:
"И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования… И все сии… не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:32-40).
(?) Нам может быть не совсем понятно: каким образом почившие в древности святые могут сегодня вместе с нами достигать совершенства?
Одной из возможных иллюстраций такого "совместного совершенствования святых" может быть один стих из Книги Чисел:
"и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое" (Чис.13:24).
Виноградник в библейской символике означает Церковь:
"Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его" (Ис.5:7).
Истинная виноградная лоза – это Христос:
"Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь" (Ин.15:1).
Ученики Христа – ветви на лозе:
"Я есмь лоза, а вы ветви" (Ин.15:5).
Плод лозы – богопознание:
"Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6).
Носители богопознания – верующие:
"избегнув скверн мира чрез познание Господа" (2Пет.2:20);
"чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих" (Ис.53:11);
"Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения" (Ос.4:6).
Идущий впереди – предшественники, идущий за ним – последователи:
"срезали там виноградную ветвь… понесли ее на шесте двое" (Чис.13:24);
"ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях" (2Тим.3:10,11)…
(?) Но как на практике осуществляется это совместное несение на шесте виноградной ветви c одной кистью ягод? Ведь все "свидетельствованные в вере святые" (Евр.11:32-40) почили в древности и сегодня являются для нас "облаком свидетелей" (Евр.12:1)…
Ветхозаветные пророки достигают совершенства так же, как и мы. Мы совершенствуемся, питаясь Плотью и Кровью Иисуса Христа. Его Плоть – это Слово Божье, которое мы исследуем и принимаем верой, а Его Кровь – это Дух, Которым исполняемся:
"исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа" (Еф.5:18-20).
Исследуя Писания, мы обращаемся к Иисусу Христу, и Он истолковывает Писания, снимая с них покрывало буквы:
"у нас здесь только пять хлебов и две рыбы" (Мф.14:17);
"покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом" (2Кор.3:14);
"И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании" (Лук.24:27).
Таким образом, мы, христиане, можем узнавать тайны духовной жизни из Книг Ветхого Завета, читая о жизни святых людей, которые стали для нас облаком свидетелей:
"отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились… и все ели… и все пили… Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Кор.10:1-11);
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Евр.12:1).
А святые Ветхого Завета сегодня, будучи облаком свидетелей, видят нас! Живя на земле, они имели Дух Христов и предсказывали о назначенной нам благодати (1Пет.1:10-12), не вполне понимая все детали Божьего замысла, который в то время для всех людей был великой Божьей тайной:
"К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы" (1Пет.1:10-12);
"Моисей полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего" (2Кор.3:13).
Но после смерти и воскресения Иисуса Христа Божий план перестал быть тайной, и сегодня Христос открывает тайны Божьего домостроительства Своей Церкви:
"тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы" (Кол.1:26,27).
Пророки же Ветхого Завета являются сегодня для нас облаком свидетелей, и они видят своими глазами, как на земле строится Церковь и как исполняются их пророчества. Видя это, они, естественно, возрастают в познании Господа и таким образом "не без нас" достигают совершенства:
"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще" (Евр.12:1).
Когда ученики спросили Иисуса: какой признак Твоего пришествия и кончины века, – Он ответил:
"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф.24:14).
Христос сказал, что, прежде чем придет конец, Евангелие распространится не только по всей земле, но и по всей Вселенной:
"[благовествование] возвещено всей твари поднебесной" (Кол.1:23);
"то, что ныне проповедано вам… во что желают проникнуть Ангелы" (1Пет.1:12).
Таким образом, и мы, и наши предшественники, которые являются для нас "облаком свидетелей", вместе "все придем в единство веры и познания" (Еф.4:13)…
***
А путь освящения для всех людей один – преобразовываться в образ Иисуса Христа:
"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).
=============
"Я вижу Бога в озерах синих,
Я слышу Бога в порывах ветра.
Он зажигает души светильник
Проникновенно-лучистым светом.
Он очевиден в улыбке солнца,
Он слышен в шуме дождя и снега.
Я как сотрудник Его посольства
Провозглашаю программу неба.
Волю Господню благую знаю:
Он дал мне царственное гражданство!
Я поднимаю любовь, как знамя,
Благословенного Государства.
Здесь на земле для меня лишь область,
Лишь только область родной Отчизны.
Я верю в Бога и в Божий образ
Преображаюсь в духовной жизни…"
(Александр Азовский, "Я вижу Бога в озерах синих"; http://stihi.ru/2013/05/26/4840)
=============
Свидетельство о публикации №122040306175