Зачем нужен Бог и Храм, если Бог у человека-в душе
Проповедь на Божественной Литургии в Казанском Храме
пос. Октябрьский
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Пречистый Храм Спаса так мы называем Пречистую Богородицу. Сегодня в Воскресный День мы с вами продолжаем празднование двунадесятого празднества Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Давайте с вами задумаемся о величии этого праздника и подумаем: какое значение имеет этот праздник для каждого из нас?
Если вдуматься, то мы с вами найдём очень много важного и полезного. Давайте для начала вспомним, как мы пришли в Церковь Божью? Кого-то привели в детстве наши родители, и благодарность им за то, что они привели нас ко Господу. Кого-то привели друзья, кого-то привели книги. Когда-то мы с вами прочитали какую-то духовную книгу, которая смогла пробудить наше сердце, и мы заинтересовались вечностью, заинтересовались Богом, заинтересовались своей душой, и таким образом, мы потихонечку, шаг за шагом, вошли в Храм Божий.
Дорогие братья и сестры, представьте себе, сколько есть людей, которые так и не вошли в Храм. Посмотрите, сколько нас окружает людей, которых нет с нами за Богослужением, сколько здесь, в этом Храме, есть ещё пустых мест. А от кого это зависит? Это зависит от нас. Бог очень хочет, что мы привлекли всех этих людей, наших родственников, наших соседей, наших друзей, наших сотрудников. Эти люди, может быть, намного лучше нас, когда мы смотрим на их дарование, на их честность и думаем: мы ходим в Храм, но мы не имеем такой честности, такой правдивости, таких добродетелей, как у людей, которые в Храм не ходят. А почему? Потому что многие эти люди смотрят на нас, людей православных, и говорят: «Этот человек ходит в Храм и делает такие беззакония! Я никогда не пойду в этот Храм». Т.е. мы с вами часто являемся препятствием для вхождения другого человека в Храм Божий. Поэтому на нас сугубая ответственность за тех людей, которые смотрят на нас, как на свет. Если они в этом свете увидят тьму, то они никогда не пойдут в Храм Божий.
Что такое Храм, в котором мы находимся? На самом деле, этот Божий Храм – это всего лишь место встречи человека с Богом. Это ещё не настоящий Храм, настоящий Храм – это человек. Изначально не было никаких каменных, кирпичных Храмов, самый первый Храм в Раю – это человек. Адам и Ева – это первые два Храма, сотворённые Богом, это совершеннейший Храм в мире, и нет ничего подобного в мире, чем сам человек. Поэтому мы и называем Пресвятую Богородицу Пречистым Храмом Спаса.
После грехопадения первым Храмом стала являться Пресвятая Богородица. Все ветхозаветное время понадобилось для того, чтобы люди покаялись, чтобы люди пришли в себя после грехопадения. Всё это время понадобилось для того, чтобы родилась эта Пречистая Богородица, этот живой Храм Спаса. Господь Иисус Христос воплотился и прожил первые девять месяцев в утробе Пречистой Богородицы, т.е. жил в Пречистом Храме. И вот Пречистая Богородица показывает нам пример, какой должен быть Храм.
Пречистая Богородица была обычным человеком, но эта Её обычность и была залогом Святости. Она смирилась перед Богом, и когда Архангел Гавриил, Её личный Ангел-Хранитель, пришёл и сообщил о Пречистой Деве, Она никогда бы даже не подумала, что это Она могла быть той Пречистой Девой. Посмотрите какую Она имела скромность. Вот этот ориентир и есть самый лучший путь для каждого из нас: это скромность и смирение. Но, где же взять эти скромность и смирение в нашем современном веке, когда по телевизору, в рекламе, в интернете нас только приглашают быть самыми лучшими и самыми достойными? Наше «я» поставляют на пьедестал. А где же тогда Бог, если «я» у нас на первом месте? Конечно же, Он где-то позади.
Когда зовёшь сейчас современного человека в Храм, он говорит: «У меня Бог в душе». Так вот на это можно ответить так: «Да, Бог создал человека, как Храм Божий, но это не является фактом, это есть только призыв Божий, потому что очень часто современный человек становится храмом сатаны, к сожалению». И сейчас, в нашем современном мире, есть храмы, посвящённые Люциферу. Посмотрите на современные предприятия, на современные дома, моды и всего остального, что творится сейчас в мире – чему это всё посвящено? Явно, не Богу. Т.е. люди сделали себе кумиров из самих себя, из своей карьеры, из денег, из красоты, но только не поклоняются Богу. И поэтому, те люди, которые говорят, что у меня Бог в душе и не нужен мне Храм Божий – это люди, заблуждающиеся. Этому можно привести одно явное свидетельство.
Пресвятая Богородица родилась у благочестивых родителей, Её в три года отдали в Иерусалимский Храм, и Она прожила там девять лет. Представьте себе, если Пресвятой Богородице понадобилось жить при Храме, то нам, людям обычным, нужно тем более приходить в Храм и быть там воспитанными от Бога, чтобы стать настоящим Храмом Божьим, чтобы в наших сердцах жил не дьявол, а, чтобы жил там Бог и там жили добродетели. Нам нужно быть в Храме Божьем, чтобы тут на земле в нашем сердце был уже Рай. Если мы не будем в Храме Божьем каждое Воскресное Богослужение, то значит мы будем где-то в другом храме, явно, не Божьем, потому что Бог установил Святую Православную Церковь и ждёт каждого из нас, каждого из своих чад, ждёт в этом Храме, ждёт для того, чтобы поговорить с ним, для того, чтобы указать на какие-то важные вещи в нашей жизни.
Но, если мы не приходим на встречу с Богом в этот Храм Божий в Воскресный день, то значит мы советуемся совершенно не с теми людьми, советуемся совершенно не с Богом.
Сегодня каждый из нас, прейдя в этот Храм, может причаститься Святых Христовых Тайн – это и есть та аудиенция с Богом, то самое близкое общение, когда Его Божественная Кровь вливается в нас, когда Его Божественное Тело становится нашим телом, когда мы смотрим совершенно по-другому на окружающий мир. И всё то, что нас раньше привлекало и тянуло, и не могли мы отвернуться от своих страстей, становится для нас чуждым, потому что мы становимся сродни Богу и Пречистой Богородице.
Один монах посоветовался со своим старцем и сказал: «Я теряю веру, я не имею того благочестия, я не знаю, как мне дальше жить…» И на это старец ему ответил: «Каждый день, вставая рано утром, говори себе такие слова: вспомни, душа моя, как ты только пришла в Храм, вспомни первую любовь твою к Богу, вспомни ревность твою, вспомни, как ты приходил с любовью и лобызал каждую икону, вспомни как ты читал Священное Писание, вспомни, как ты удивлялся чудесам Святых, вспомни первую твою влюблённость к Творцу, и таким образом ты вернёшь себе любовь».
Вспомните, дорогие братья и сестры, когда в наших семьях ослабевает любовь друг к другу, то люди пытаются вспомнить первую влюблённость, как люди друг другу дарили цветы и ходили на свидания. Так вот, когда мы приходим в Храм, мы приходим на свидание с Богом, потому что наша душа – это невеста Христу. Наша душа, когда делает грех, она изменяет Богу, и на нашем подвенечном платье у нашей души появляются чёрные пятна, наше сердце рвётся на куски.
Чтобы вернуться к Богу, чтобы вернуть к Нему любовь, чтобы наше сердце снова начало жить, нам нужно приходить на свидание к своему любимому Человеку, а для этого нам нужно показываться в Храме каждый Воскресный День. И только тогда наше сердце будит жить, только тогда наше сердце сможет любить, другого варианта нет.
Мы знаем, что, если влюблённая пара говорит, что любят друг друга, но, если один человек не приходит на свидание, то другой человек, замерзая на холоде, не может долго его ждать, он уходит, и также и Господь.
Господь уходит к другим людям, чтобы помочь тем, кто нуждается в Нём. Он не будет ждать бесконечно, потому что настанет время Страшного Суда, когда ничего нельзя будет изменить – кончится время свиданий, начнётся время суда. И те, люди, которые не услышали зов Божий, придут к Богу и будут умолять Его, но Господь скажет: «Двери закрыты. Настало время расставить все точки по местам». Это не жестокость Бога, дело всё в том, что Бог видит сердце каждого человека, и, если человек не применяет ни одного шага для спасения своей души, то, если даже его и после смерти простить, такой человек уже ничто не сможет изменить. Этому есть явное свидетельство в притче у Ф. Достоевского в романе «Братья Карамазовы». Вспомните Грушеньку, которая рассказывает притчу о луковке. Жила была одна купчиха, которая была на столько жадная, что никогда никому не помогала. И вот эта купчиха представилась на Суд Божий. У неё в роду оставался всего один праведник, который любил её и молился за неё. Он сорок дней молился об упокоении души, и явился Ангел Божий, и сказал: «Я не могу принять к Престолу Вседержителя, молитесь за неё, потому она уже не может исправиться, и она не сделала ни одного доброго дела». Но праведник умолял Бога, умолял Ангела-Хранителя. Через некоторое время явился снова Ангел-Хранитель и сказал: «Мы обыскали всё, обыскали всю её жизнь и нашли гнилую луковку. Мы решили засчитать это за доброе дело. Перед самой смертью она пошла на рынок, и за ней увязалась нищенка. Она просила её, умоляла о помощи, потому что был страшный холод на улице. И она, порывшись в своей корзине с овощными продуктами, вытянула оттуда гнилую луковицу и бросила её в лицо нищенки. И мы защитали это за доброе дело. Сейчас мы покажем тебе, что даже за это доброе дело, мы не можем её спасти». И Ангел Божий спускается в адские мучения, и праведник видит, как Ангел среди миллиона душ, пылающих в огне своих страстей, находит душу этой несчастной купчихи. И вот он берёт её с помощью этой луковицы и начинает вытягивать из адских мук. Купчиха схватилась за эту луковицу обеими руками и пыталась вылезти из этого ада. И множество душ схватилось за неё, тоже пытаясь вылезти. Купчиха страшно обрадовалась и схватилась очень цепко, и стала веселиться, что её вытаскивают из этих адских мук. Но, когда она посмотрела вниз, то увидела огромную пирамиду из душ, которые ухватились за неё. И тут она начала сбрасывать эти души, сбросив одну душу, она сбрасывала тысячи. Ангелу становилось всё тяжелее взмахивать крыльями, потому что душ становилось всё меньше. Когда она сбросила последнюю душу, Ангел Божий вместе с этой купчихой рухнул в ад. Он отбросил там её и взметнул в Небеса, и сказал праведнику: «Посмотри, её уже исправить невозможно».
Дорогие братья и сестры, через эту притчу мы можем понять, что есть всему предел. Если мы здесь на земле не определимся кому служить и в какой Храм мы хотим превратить своё сердце: в сатанинский храм или Храм Божий, то уже в вечности нам никто не поможет. Неизвестно будет ли в нашей жизни тот праведник, который будет молиться за нас. И поэтому в этот праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы, пусть каждый из нас скажет: «Я – Храм Божий, я не имею права грешить, потому что Апостол Павел сказал, что кто Храм Божий растлит, того испепелит Бог».
Мы – Храм Божий. Пусть каждый из нас молится Христу, чтобы Он никогда не покидал этот Храм, если Он с нами. А, если ещё Христа нет в нашей жизни, то пусть каждый из нас, как Пресвятая Богородица войдёт в этот Храм, в это место встречи с Богом и здесь обретёт Христа. Пусть каждый из нас на Божественном Причастии испросит, чтобы Христос своей Благодатью так утвердился в нашем сердце, чтобы наше сердце пылало и любило, чтобы наше сердце было живое, чтобы наше сердце было настоящим Храмом Божества.
Пусть каждый из нас в этот праздник постарается ввести хотя бы ещё одного человека в Храм. Пусть каждый из нас посмотрит на свою семью, на своих соседей, на наших сотрудников по работе, и может увидит человека, находящегося в беде, в страданиях, в слезах. Пусть каждый из нас постарается подойти к этому человеку, сказать ему добрые слова, подать ему какую-то книгу, помолиться за него, и тогда человек тоже войдёт в Храм Божий и тоже станет Храмом Божества. И тогда, когда мы предстанем на суд Божий, может Господь вспомнит, что мы кого-то привели ко Христу, и наше сердце сможет быть всегда со Христом, потому что окажется, что Христос никогда нас не покидал. Аминь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
05.12.2021 г.
Свидетельство о публикации №122040106413