Крылышки

Долгое время говорили, что именно американский мистик Рон Хаббард ещё в 1950 году якобы заявил: "Хочешь заработать миллион — создай свою религию!" Но уважаемые сайентологи, очень ревностно относящиеся к каждому словечку своего отца-основателя, откопали, что Хаббард никогда не делал такого заявления и оно является ложным. И в 1982 году суд Мюнхена (Германия) рассмотрел предоставленные ими доказательства и постановил, что "сторона, которая упоминает данный слух, будет признана виновной и в случае повторения данного слуха подвергнется серьёзному штрафу". Так что, будьте осторожнее, мало ли чего, вдруг вам заявят иск неуёмные сайентологи. А сама фраза-то была, как выяснилось на том же суде, написана аж в 1938 году. И сделал сие незабвенный Джордж Оруэлл. Нет-нет, не в знаменитой антиутопии "1984". Мессидж, ставший ныне сакраментальным, появился в его письме в виде строчки "there might be a lot of cash in starting a religion". Её можно по-современному перевести так: "как можно поднять славно деньжат, если застартапить религию". Актуально, да?

Повсюду стартапы. Можно и христианство, пожалуй, назвать в какой-то степени кейсом самого успешного стартапа всех времён с пользовательской базой в 2,4 миллиарда человек. Особо продвинутые маркетологи, собственно, так и считают. В XXI веке всё больше стартапов хотят не просто продавать кроссовки или смартфоны. Они включаются в битву за души людей, хотят формировать наши ценности и взгляд на жизнь.

Странно, да? Потребитель ищет глубину в товаре и услуге. И пожалуй, он прав. Просто что-то покупать как-то бессмысленно, невольно ощущаешь себя биороботом, каким-то бездушным механизмом, который просто существует неизвестно ради чего, безо всякого смысла. А вот если покупать в первую очередь некую "ценность" и "миссию", тогда как-то веселее становится, морально уютнее, не правда ли?

Маркетологи зрят в корень! Людей в долгосрочном плане может удержать только смысл, только религия. Любой рыночный продукт — это, по сути, только оболочка, одежда для некоей религии, которая где-то глубоко там запрятана как суть и небесный эйдос, канонический образ и духовная идея всякого товара и услуги, всякого рынка, всякой экономики...

Вот и я в своём абсолютно неутилитарном эссе, отчасти как и заядлый стартапёр, хотел бы поговорить не о деньгах, а о том, что такое религия и возможно ли вообще создать религию, тем более "свою". И для большей ясности оформил текст в виде метафоры, метафоры парящего Орла понимания, у которого есть два крыла, хвост и клюв. Напишу про них. Не спрашивайте про тушку, пусть это будет фигурой умолчания, ведь должны быть затенённые области сознания, иначе всё изложенное будет отдавать законченной мертвечиной, а не живым, дышащим пустотой и незаполненностью словом.

Итак, начали!

Первое крыло понимания, индивидуальное. Многие в пылу поиска смысла жизни грезят о создании как бы своей религии. Но создать свою религию невозможно, потому что она уже есть. Вы не можете создать религию. Ваша религия уже существует, нерожденная и нерождаемая, извечная. Религия самого себя. Абстракция вашей религии уже есть, раз вы о ней заговорили. Вы не можете подумать о том, чего нет.

С этого индивидуального ракурса любая религия "другого типа" является всего лишь земным филиалом вашей собственной религии.

Пора согласиться с тем, что у каждого человеческого существа должна быть своя религия — все пять-шесть миллиардов религий.

Это нормально. С позиции индивидуальной религии, в принципе, ни христианства, ни ислама, ни буддизма в реальности не существует. Существует только ваша религия и всё. Мировые религии это только подмостки вашей религии.

Но проблема в том, что чрезвычайно трудно быть Богом. Практически невозможно.

Я бы даже сказал, что Бог есть, потому что его нет. Точнее, наоборот. И для того, чтобы понять и осознать свою религию — стать Богом — обычный земной человек должен умереть. Полностью, бесповоротно. Испариться. Ни одной амбиции. Ни одного желания. Ни одной мысли. Ни одного чувства. Ничего у вас не остается. Даже тела.

Потому что все ваши мысли, чувства, желания осознаются как не имеющие к вам почти никакого отношения. Вы начинаете понимать, что нет ничего, конкретнее, ничего нет именно у вас. Даже вас нет у вас. Вы становитесь нищим абсолютно.

Все слитно, все общее. Нет границ между вашим и чьим-то, нет деления на своих и чужих, на врагов и друзей. Нет границ, поскольку вы сами становитесь, ваше сознание становится осознанием иллюзии всяких границ. И только тогда начинается вырисовываться этакое каркасное, подспудное понимание как бы вашей религии.

В этом состоянии вы только начинаете приближаться к поступлению в "университет вашей религии". Если повезет, то после сдачи вступительных экзаменов, вас, может быть, зачислят на первый курс. Но это если у вас уже есть среднее образование, которое обычный человек получает, становясь приверженцем какой-нибудь земной религии "другого типа", и проходит поэтапно все ступени конкретной религиозной технологии. Под религией "другого типа" тут я понимаю не только традиционные земные религии с постами, молитвами, монашеством, кельями, затворами, догмами, храмами и сообществом единомышленников. Религией "другого типа" является также и практически любая профессиональная деятельность, приводящая к виртуозному мастерству.

Так вот, если вас зачислят в названный выше "университет", то только после окончания этого вуза, вы можете получить Знак Бога. И тогда, возможно, о вашей религии узнают другие существа. Например, кусачие комары.

Или самый первый, родной вам человек. Например, у пророка Мухаммеда таковой оказалась его жена. Свидетелем просветления Будды оказалась дерево, а когда пришедшие навестить его монахи попросили доказать его просветление, то он просто погладил землю под своими ногами. Родным и близким может оказаться всё, что будет с вами в тот момент, кто вас поддержит, ободрит словом, взглядом или шелестом листьев.

С этих индивидуальных позиций, религия, по сути, становится этаким эксклюзивным путём к Богу, когда человек поэтапно и эксклюзивно исчезает, превращаясь в Бога, точнее, в сеть Бога, становясь одним из Ликов Бога.

Повторяю, ваша религия уже есть. Ваша вершина уже существует. Вопрос в том, насколько вы готовы стать духовным альпинистом.

И да, нет никаких гарантий, что вы сможете дойти до вершины своей религии, очень легко схватить летальный исход, вместо реализации своей религии стать псевдо-альпинистом, скатиться в погоню за сверхспособностями, деньгами, почетом, общественным уважением и прочая, прочая. Или можете заболеть синдромом отсутствия юмора в отношении своих идей, самого себя и, как следствие, рискуете стать оголтелым фанатиком своей религии "другого типа". Все это уводит от вершины.

Конечно, если вы вундеркинд, то вы можете попытаться поступить в университет в очень раннем возрасте. Но риски остаются все равно высокими, да и духовных силенок и житейской мудрости в этом возрасте обычно маловато будет.

Многие люди, которые хотя бы на 60-70 процентов реализовали свою религию, известны в земной истории как великие гении человечества: золотой инженер-художник да Винчи, философ-идеалист-игрок Платон, философ-ученый-синтезатор Аристотель, философ-диалектик-ядовитый Сократ, композитор небесных сфер Бах, оглохший от музы Бетховен, огненный оратор-поэт Заратустра, величайший поэт-торговец Мухаммед, неистовый счетовод-философ Пифагор, самый улыбчивый царевич Будда...

А сколько народу-то осталось неизвестным! Ведь не каждому дается шанс спуститься со своей горы. Можно погибнуть и при спуске.

Такое вот, первое крыло понимания. Такая вот, довольно жёсткая, самая что ни на есть готовая проповедь и призыв к индивидуальной реализации.

Но понимание — это такая штука...

Дело в том, что осознание наличия своей религии — сравнительно молодое крыло понимания. Это как бы манифестация сакральной религии светскости, духа светскости, духа свободы, духа индивидуальности, откуда черпают своё вдохновение философы современных либерализма и демократии. Это философия индивидуальной религии.

Есть ещё и второе, традиционное и весьма древнее крыло понимания, ныне часто подвергаемое забвению. Это когда осознается наличие общей, Единой религии для всех людей. И её коммуникативными проявлениями в нашей земной эмпирике являются мировые религиозные традиции как нащупывания (телеоспецифика христианства), всматривания (видеоспецифика индуизма), вслушивания (аудиоспецифика ислама и тенгрианства), вкушения (интроспецифика иудаизма) и вдыхания (аэроспецифика буддизма) конфигураций Единой религии. Подробнее эта тема раскрывается в моей книге "Гомо информатикус. Мировоззрение с открытым исходным кодом", которую можно скачать здесь, на главной странице автора. Добавлю только, что ислам постулирует себя как последнюю земную религию последнего пророка в цепи иудео-христианских пророков, поскольку он, действительно, стал как бы логическим метафизическим завершением коммуникативной линии пятой специфики, проявляя собой аудиоспецифику познания Единого на фоне уже зрелых проявлений других четырех коммуникативных каналов познания Бога.

И эти специфики мировых религий, будучи доминантными, подчеркивают их сущностное духовно-коммуникативное единство. Пять основных религиозных традиций — иудаизм, христианство, индуизм, буддизм и ислам — являются фактически аналогами социокоммуникативных органов чувств в организме человечества, как основных компонент интегрального мировосприятия человека. В своей коммуникативной сути они нисколько не противоречат, а только усиливают и дополняют друг друга — аналогично работе органов чувств человека.

И вот тут, для второго, коллективного крыла понимания, уже индивидуальная религия человека становится подмостками, подступом для осознания вездесущей общности Единой религии.

Хвост понимания. Подсветим также хвост метафорической птицы понимания. Хвост с распушенным веером перьев олицетворяет как бы тождество множества и единства — множества индивидуальных религий и единства общей религии. Также под хвостом я понимаю не только апостериорное философическое тождество индивидуальной и единой религий — тут хвост как стабилизатор фактически есть орган как бы постоянно-статического духовного равновесия между духовным "Я" и духовным "Мы". Тогда как оба крыла понимания являются как бы динамически-подвижным балансиром, взмахами задавая как набор высоты и движение вперёд, так и динамическое равновесие в полёте понимания. То есть, это обоюдное перетекание, взаимная метафизика, диалектика развития частного и общего. Каждый из нас познает себя как часть мира и мир как часть себя.

Клюв понимания. Клюв же понимания Единого есть априорная нацеленность и страстная беспристрастность религиозного полета. Это постоянная тяга вверх, в духовные небеса, это извечная нацеленность на максимальную высшую и как бы вертикальную дифференциацию, на выпуклое и идеальное развитие духовного самопознания.

Поджатые в полёте ноги есть ничто иное как сфера культуры, искусства и науки, благодаря которым осуществляется многоаспектная и всеобъемлющая реализация идеологии духа. Они появляются при посадке понимания в конкретику мира как шасси космического судна звездной духовной цивилизации. Иными словами тогда, когда обретается прочный контакт небесного, звездного понимания с глобальной землей материального мира.

Каков итог? Как всё же создать свою религию? Ещё раз повторю — никак. Религия есть изначально и извечно как связь с сутью, со Всевышним, с Небом. Более того, она часть общей инфраструктуры истины. И восприятие её как "личной" или "общей" связи с сутью просто зависит от поворота луча сознания, который, в свою очередь, осветит тот или иной участок единого хаба общения с Богом.

Религию (уже без прилагательных, беcкачественную, ниргуна) можно только проявить. Тот же Иисус, к примеру, не создавал — он проявил и реализовал своей жизнью религию — как личную, так и общую, они появились как качественные приложения-прилагательные к просто Религии. Аналогично и в случае с Мухаммедом, Моисеем, Буддой, Кришной.

Религия — это связь и с "Я", и с "Мы", и с "Ты", и с "Он", и с "Она" и с "Они" и даже с "Оно" — со всеми сложными сетевыми и иерархическими взаимоотношениями между ними. Религия, по сути, такая же сверх-личная штука, как и сверх-коллективная, плюс не исчерпывающаяся этими крылышками понимания.

Такой вот "золотой орёл небесный, чей так светел взор незабываемый..."

Впрочем, это может оказаться и воробышек. Причём, шестикрылый.

г.Нур-Султан, 02.06.2018-01.04.2022 г.


Рецензии