Древо мировоззрения

Попытаюсь вкратце изложить суть моих давних интуитивных размышлений, благодаря коим как бы раскрывается понимание того, что из себя представляет, так сказать, Древо мировоззрения (ну, или мировоззрений — кому как хочется). По-казахски говоря, это своеобразное "шежире" всех тех мировоззрений, которые были, есть и будут в нашем "качающемся мире". Да, вот так скромненько.

Начнем с того, что наше восприятие, наши органы чувств работают таким образом, что постоянно формируют гештальт единого образа мира. Два глаза формируют единый визуальный мир. Два уха сшивают мир в единый звук. Диффузное, рассеянное атмосферное обоняние концентрирует единый сгусток запаха. Разнообразные рецепторы языка фокусируют единый вкус. Поверхность кожи, сам контур кожи, стягивающий мешок с плотью и костями дает ощущение тела, собранное в единое осязание.

Информация через органы чувств перерабатывается таким образом, что формируется единая реальность. Из множества собирается единое. Причем, органы чувств, их каналы коммуникации не конкурируют друг с другом, а практически всегда дополняют. Складывают пазлы незаметно и органично, иногда даже в качестве "дополненной реальности".

Пять основных религиозных традиций — иудаизм, христианство, индуизм, буддизм и ислам — являются фактически аналогами социокоммуникативных органов чувств в организме человечества, как основных компонент интегрального мировосприятия человека.

Иудаизм — это своеобразный орган вкуса человечества (у этой духовной традиции ярко выраженная интроспецифика). Обожженные 40-летним переходом через пустыню Сахару, представители этого мироощущения выработали особый род духовной жажды, который в наиболее высшей форме соответствует пророческому сладчайшему вкушению суеты сует как сюиты из сюит. Иудеи вкусили страданий и выбрали избранный вкус Бога. Они развили Каббалу, основанную на эзотерических стомато-скелетных формах алфавита и чисел, которые мог познать физический и духовный язык евреев в полостях святых синагог. Ориентированность на Божественное нутро мира демонстрирует и современная израильская валюта "шекель", напоминая практически идентично произносимое на разных языках слово "скелет" как по звукоформе, так и по символическому изображению в биржевых сводках. Иудеи сильны в осознании персоналистического типа мировоззрения в невидимой, скрытой форме — это религия "предков" и "пращуров" (то, кто есть, размытое и исчезающее в вечности "то"). Иудаизм — это золотая египетская осень человечества со спелыми яблоками райского сада и обрезанными рукой искусного Садовника кустарниками подлинно земного мировосприятия.

Христианство — это глобально расширенная и органически округленная (обобщенная) духовная вертикаль вкуса иудейской религии. Вспомним таинство причащения и саму Тайную вечерю, когда Спаситель предложил вкусить своим ученикам свою Плоть и Кровь. Вспомним духовное зачатие Иисуса в чреве девы Марии, а также проповедь идеальной любви. И тут важнейший образ креста служит своего рода "онтологической мишенью" для концентрации внимания христиан на конечной цели пребывания человека на планете. Религия Божественной любви есмь общесоциальный орган осязания человечества. И те, кто находятся или погружаются в атмосферу этого мировосприятия, центрируются на плоти мира, преображении ее, и получают информацию с иных планов бытия по каналам духовного осязания. Если католичество есть чувство метафизической кожи, то православие есть чувство духовных мышц. Все остальные веточки христианства располагаются где-то между ними. Эта религия богосыновства/богодочери (те, кто есть) — есть религия мистики телесности, целого (телеоспецифика, тактиоспецифика).
 
Индуизм есть ничто иное как "орган зрения" человечества и, собственно, понятия "мировоззрения" и "миросозерцание" наиболее полно характеризуют комплекс индуистических традиций, включая адвайту. Индусы (современный индуизм) преуспели в осознании женского аспекта Вселенной, мировоззрение у них мягко плавного персоналистического типа (та, кто есть, видеоспецифика). Образно говоря, это мировоззрение "третьего глаза", мировоззрение в собственном смысле слова. Это взгляд, нацеленный на женские формы мира. Уникальное, сногсшибательное богатство форм бытия и сознания можно увидеть только через данный тип мировоззрения. Именно из Индии пошел в рост культ красоты и женственности мышления, развились изощреннейшие формы философии сознания. Индуистская проекция Ана жузi фактически является общесоциальным органом зрения человечества. Адепты данного мировоззрения в танце Пуруши и Майи воспринимают информацию сияющего многообразия и богатства любой формы бытия, обретая Просветление.

Буддизм — это мирообоняние человечества. Начиная с того, что просветление принц Шакьямуни получил под благоуханным деревом Бодхи, и, кончая весьма ароматными мистериями японской икебаны и чайной церемонии, можно говорить, что этот жуз воспринимает мир чрезвычайно аристократически тонким, воздушно-духовным чутьем. Имея "духовно ориентированный" нос невольно понимаешь, что каждая форма существования имеет свой уникальный запах, а познание онтологического Духа Святого есть истинная нирвана. Почитайте "Алмазную сутру": кристаллы ее озонирующих горних идей действуют весьма освежающе. Эта сутра является образцом и вершиной всей "теоретической части" буддизма. Попутно можно заметить, что форма человеческого носа отчасти напоминает структуру кристаллической решетки алмаза. Гаутама Будда как никто другой осознал, что чем четче, святее и яснее форма существования, тем уникально бесформеннее и свободнее (абстрактнее) дыхание горнего ("алмазного") существования Духа. Буддизм фактически есть общесоциальный орган обоняния человечества. Адепта данного мировосприятия интересует скорее не объект, а сама суть существования объекта, которая миру дольнему (физическому) представляется (по недообонянию) пугающей пустотой-шуньятой (вакуумом). Тогда как человек описываемого мировоззрения обоняя "пустоту" переживает сверхполноту мира. Мировоззрение, а точнее, мирообоняние деперсоналистического типа (то, что есть, вездесущая и изначально присутствующая "чтойность" бытия, аэроспецифика) с акцентом на относительном начале — это коммуникативная традиция, по сути, самого Святого Духа.

Ислам. Ислам — религия мирослышания, прежде всего. Религия мирослышания и яснослышания — это религия белоснежной равнины, целинной зимней степи, где снег кукурузно-хрущевски сладчайше хрустит под ногами одинокого путника. И пламенеющее имя этого древнего путника — Аллах. Ислам есть религия Дня рождения Бога-Отца — в отличие от скрытого и невидимого Яхве иудеев. Это религия познания святейшего монархического одиночества, вызревшего семени номада-огня в лоне зороастрийского дуализма. Который не столько продукт оседлого (как утверждают несколько поспешно некоторые историки религий), сколько кочевого образа жизни, "кочующего мировосприятия". Достаточно ясно рефлексию этого скачущего иноходью онтологического синтеза можно увидеть в сохранившемся наследии арабо-иранского философа средневековья, блистательного ученика Ибн Сины (который, в свою очередь, был учеником аль-Фараби), мастера озарения ас-Сухраверди. Этот спокойный и ловкий наездник троичной онтологии бытия как никто другой прочувствовал и зафиксировал в книге "Хикмат ал-ишрак" ("Мудрость озарения") внутреннее родство и взаимодополняемость зороастризма и ислама. Не зря в исламе существует запрет на изображение и поклонение изображению — это отзвук слуховых медитаций ее пророка. Стоит обратить внимание и на суфизм, который практически в буквальном смысле говорит, что Бог разговаривает с человеком при помощи его собственного голоса. Звук не только приходит, но и исходит. Это особенно явственно осознается в момент, когда очередной раз слышишь протяжный глас муэдзина с минарета мечети. Отметим, что более ни в какой религии не призывают верующих к молитве путем непосредственно живого (не косвенного — не прибегая к колоколам или ударам в дзен-дзонг) звукового обращения к духовному слуху адепта Всевышнего. Мирослышание учит синтезировать момент "развилки живого звука", что возможно и есть истинное познание беззвучного Звука.

Кстати, ислам получил распространение в степи не в последнюю очередь из-за сильной склонности казахов и других кочевников к устному фольклорному и камерному музыкальному творчеству в чрезвычайно развитых формах. Особенно, если отметить их известное равнодушие к танцам и изобразительному искусству. Если не считать таковыми напоминающий строение ушной раковины своими завитками вполне космогонический орнамент и каллиграфию, в которых, по сути, утонченно, иноходью отстукивается ритм вибрирующих форм данного мировоззрения. Сюда можно присовокупить и непосредственный символ ислама — полумесяц, очертания которого повторяют полукруглый абрис уха. Погружение в атмосферу данного мировоззрения дает возможность подключения к общесоциальному органу слуха человечества, через который искатель услышит (но вряд ли одновременно увидит) информацию, касающуюся поэтической и музыкальной стороны бытия. Повторюсь, это религия, собственно, Бога-Отца — того, кто есть (аудиоспецифика).

Более подробно вся эта метафизическая катавасия излагается в моей книге (написана она лет 15 тому назад, в печатном виде никогда не издавалась) — "Гомо информатикус. Мировоззрение с открытым исходным кодом", которую можно скачать здесь, на главной странице автора. Правда, первоначальное заглавие было как "Жузы мира", т.е. немного как бы на казахский лад. Но если убрать элементы "казахизации", то простая довольно концептуальная идея органического единства основных мировоззренческих традиций получает довольно неплохое, на мой скромный взгляд, философское обоснование, конечно, во многом, если не во всем — сугубо интуитивное и даже весьма субъективное. Просто делюсь тем, что есть, что наработано. Кому-то пригодится, кому-то нет. В книге есть, присутствует некий пафос, за что заранее прошу прощения. Код интегрального мировоззрения предоставляю как есть. Кому что нужно менять — меняйте на здоровье. Кто-то пьет чай с молоком, кто-то без него. Но сам костяк интуиций, полагаю, всегда актуален для тех, кто в духовном поиске. Без всяких притязаний на авторство.


Рецензии