Ангелы приходят всегда

       Дорогие друзья, с радостью сообщаем, что переиздана повесть-притча «Ангелы приходят всегда». Для тех, кто с ней не знаком, предлагаем обзор книги, написанный Сергеем Кузнецовым, главным редактором Общественного Московского Телевидения. Всего вам самого доброго и светлого от Господа!


* * *


       Первое издание этой удивительной повести-притчи монаха Салафиила (Филипьева) состоялось в 2009 году, второе – в 2014-м. Оба тиража давно разошлись, а читатели в России и зарубежье многократно просили о переиздании… И вот, несмотря на крайне тяжелые времена, по милости Божией, рязанское издательство «Зерна» в 2022 году выпустило книгу в свет!
       Этот обзор не исчерпывающий, но он даст представление о масштабности композиции, замысла и содержания. Охвачены только основные пласты. Объем книги около 500 страниц.


1. ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗНАТЬ О РАСЦЕРКОВЛЕНИИ, ВЫГОРАНИИ И ПОТЕРИ ВЕРЫ?


       Автор неоднократно подчеркивал, что книга «Ангелы приходят всегда» посвящена исследованию темы возможности отречения от Бога и потери христианской веры. Но не для того, чтобы смаковать эту тему, а чтобы смотреть правде в лицо и выяснить, имеются ли какие-то защитные механизмы от вируса неверия. Иными словами, как православному человеку избежать этой беды?!
       На первый взгляд может показаться дерзким обращение автора к теме предательства и отступничества. Но вот характерное место из святого Макария Великого, где он не просто вскользь говорит об этом вопросе, но и приводит факты (здесь в сокращении):
       «Сказываю же тебе, что видел я людей, имевших все дарования и соделавшихся причастниками Духа, и… они падали. Некто человек благородный, отрекшись от мира… прославился уже честною жизнью, и между тем, предавшись самомнению и надменности, впал… в распутство и тысячи зол. Другой во время гонений, предал тело свое, и был исповедником… по наступлении мира, освобожден и был в уважении… ум его пришел в такое состояние, как будто бы никогда не слышал он Божия слова. А другой некто подвижник, живя со мною в одном доме и молясь вместе со мною, так богат был благодатью, что… приходил в умиление… Ему дано было дарование исцелений… Потом… прославляемый миром, и услаждаясь сам собою, возгордился он и впал в самую глубину греха…» («Добротолюбие», т. 1).
       Как известно монах Салафиил проводил серьезную исследовательскую работу на этот счет. Но удалось ли ему найти рецепты спасения для тех, кто переживает кризис веры, – это вопрос не простой.
       Красный сигнал светофора, зажженный автором перед развилкой «потери веры» – весьма актуален.


2. НА ГОРНЫХ ВЫСОТАХ


       Автор умышленно не диктует своим героям предрешенный выбор, что особенно наглядно в теме потери или обретения веры. Но как бы ни складывалась судьба «выбирающих» героев, есть в книге целый пласт людей, чья вера крепка, как те самые горы, среди которых они живут.
       Это монахи, именующиеся пустынниками, действительно существующие и сегодня, как и в прежние времена, в горах Кавказа.
       Много ли мы о них знаем? Играют ли вообще эти отшельники какую-нибудь маломальскую роль в жизни цивилизованного человечества? Парадоксально, но факт: их неизвестная людям жизнь зачастую проходит совсем недалеко от тех мест, где каждый сантиметр, наверное, был заснят на фото и видео, к примеру, во время Сочинской олимпиады. Оказывается, что – да, играют они роль в жизни человечества и не малую. Если верить, конечно, реакции одного из светских персонажей книги, волей судьбы, побывавшего в горах у пустынников: «Не знаю, как это выразить… Я не оратор, но я скажу. Спасибо, что вы есть! Насмотрелся я тут на вас и вот… Я бы всем монахам, претерпевшим до конца, ставил золотые памятники» (Гл. 54).


3. «ПОЮЩИЕ В ТЕРНОВНИКЕ» ПО-РУССКИ


       Теперь об одной из самых сложных тем церковной жизни, которая отражена в книге. Мы привыкли к тому, что все, что касается личной жизни, а особенно трудностей, драм и трагедий служителей Церкви, находится под табу. Зато, к сожалению, словно взрыв лавы из жерла кратера, периодически выплескиваются скандалы, связанные с этой темой. Можно предположить, что если бы благожелательное и сочувственное обсуждение жизни тех, кто посвятил себя Богу, не было бы запретной темой, то и меньше бы совершалось новых ошибок, не наступали бы постоянно на одни и те же грабли.
       Так вот, автор книги «Ангелы приходят всегда» решился говорить на эту тему. И речь не только о трагедии влюбленности женщины в монаха и наоборот, речь идет и о других трудных вопросах.
       Что же касается темы, если можно так сказать, «запретной любви», то один из ведущих героев книги, инок Лазарь, находит, как мне кажется, весьма сильный ответ, выраженный в главе «Настоящая любовь».


4. О ТЕХ, КТО ВСЕГДА В ТЕНИ


       В главах «Агния», «В бильярдной», «Храм из разбитых сердец» и других, разворачивается конспирологическая перспектива повести-притчи. Причем по двум направлениям. Это, условно говоря, мистическая конспирология и политическая.
       С политической, на первый взгляд, все просто: спецслужбы ведут свою работу, не задумываясь о судьбах исполнителей и жертв их игр. Но неожиданную грань высвечивает фраза генерала спецслужб, в главе «Холодная война», сказанная вроде бы между прочим: «Вот теперь во всех смертных грехах обвиняют нас… Спецслужбы – это всего лишь сторожевые псы… Какая власть, такие и спецслужбы». Но и это еще не всё. По мысли этого персонажа получается, что самая властная на земле – не власть какого-либо государства, а некая другая власть… Генерал уточняет: «Крайнего всегда будут искать и находить, но тот, кто держит в руках все нити, – всегда в тени. Иначе он бы и не смог держать все нити. Вырвали бы сразу».
       Эта линия доведена до кульминации при описании собрания тайного общества вроде бы сатанистов, хотя прямо они себя так никогда не называют. Здесь уже явный переход от политической – к мистической составляющей истории. В главе «Храм из разбитых сердец» некий Том демонстрирует схему тайного взаимодействия государственной власти, преступного мира и стоящей над ними «Над-власти теневого руководителя».
       Но кто этот «теневой руководитель»? Не символизирует ли его персонаж, по имени или фамилии «Маршалл»? Или теневой руководитель никогда не выходит из тени?


5. ПОЛНОЦЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА – ВСЕГДА ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СОВРЕМЕННОСТИ


       Повесть-притча монаха Салафиила «Ангелы приходят всегда» это – мозаика современной жизни, в свете духовного православного реализма.
       Читатель находит в книге срезы нескольких этно-миров: русского, американского, японского…
       Культура, как в определенном смысле, культ народа, исследуется автором на примере андеграунда, в советское время подпольной, а теперь признанной молодежной музыкальной контр-культуры.
       Вот что говорит о представителях под-советского андеграунда еще один герой повести-притчи, Музыкант: «Эти люди хотели быть собой, сохранить внутреннюю свободу, и это им удалось. Группа «Воскресение»… Их тексты. Ведь только в СССР был такой опыт, когда молодые ребята, выросшие в атеистическом обществе, вдруг называют свою группу «Воскресение» и начинают сочинять, по сути, духовные песни о вечных вопросах. Это подлинно крипто-христианское искусство, катакомбы духа. Или группа «Трубный зов». Она буквально взорвала атеистическое пространство, встав на путь мученичества. Нельзя забывать, что у нашей российской контр-культуры – светлые истоки и духовные корни. Мы не имеем права занижать этот уровень!» (Гл. 29).
       Всего не объять. Кроме прочего, в книге «Ангелы приходят всегда» – истории из жизни всех волн русской эмиграции, современная Москва, дореволюционный Симбирск, остросюжетные японские зарисовки, горы Аляски и Кавказа и так далее.


6. В МИРУ, НО НА ВЫСОТАХ ДУХА


       Если кавказские пустынники для нас – почти небожители, то выписаны в повести-притче и такие герои, чьи прототипы явно почерпнуты из окружающего нас мира. При этом душой они так же, как и пустынники, пребывают на духовных высотах.
       Однако, люди эти не совсем обычные, в чем-то странные, одним словом – удивительные.
       Старый священник Илья Ган – кажется невероятным, почти сказочным персонажем. А вместе с тем, именно он, как сообщал об этом монах Салафиил, является в книге самим собой. То есть это уже не просто художественный герой, а реальный человек с тем же именем и той же судьбой, что и в книге. Он – родом из казаков-некрасовцев. Почти всю жизнь прожил в Америке. Его проповеди настолько колоритны и самобытны, что им невозможно найти аналога. Своей простотой он пробуждает души людей, хотя, может быть, кого-то и шокирует.
       Или возьмем образ инокини Неониллы (Пикаловой). Ее история – трогательная, трагичная и при этом полная надежды… Приведу слова героини из диалога с мамой: «Это, конечно, хорошо – упасть на колени и – лбом об пол! Но нужно когда-то вставать с колен и идти к Богу, продолжать движение. А не все время только лоб об пол расшибать. Нужно дерзновение во Христе. Дерзновение, но не дерзость. Нам, как воздух, нужно сегодня героическое Православие. В противовес мещанскому и обывательскому обрядоверию. Что нам с того, что сохранились обряды, если уничтожена сама христианская жизнь? Ведь живое Христианство – это изначальное и ежеминутное состояние души. Если нет в душе этой жизни, то душа мертва… Не беспокойся, мамочка… Я так бурно говорю тебе, потому что ты мой родной человечек. С кем же еще поделиться, как ни с тобой? Просто мне кажется, что «там», – она обернулась к иконному углу, – настолько мудрее и добрее нас, что всё обязательно будет хорошо… От Бога – любовь, а многое человеческое надуманно» (Гл. 55).


7. ДУХОВНЫЙ РЕАЛИЗМ


       Жанр художественной прозы монаха Салафиила уже неоднократно определялся, как духовный реализм. Может быть, это и не точное определение, но, как я понимаю, идея здесь такая. Говорить нужно, безусловно, о реализме. Ибо потусторонний, мистический мир – на сто процентов реален. Он не просто сосуществует с нашим миром, но они пронизывают друг друга. И если, кто-то скажет: «Со мной ничего мистического не происходило!», то это будет неправдой. Напряжемся, проанализируем и обязательно вспомним что-нибудь «такое».
       И вот здесь название книги, наконец, оправдывает самое себя, потому что открываются главы «Ангел и зверь», «Поединок в ресторане», «Настоящая смерть», «Поединок не кончается» и другие, где начинаются действовать существа из иного мира: Ангел светлый и ангел падший.
       Они не входят в прямой в контакт с людьми, но все в жизни становится объяснимо по-другому. Например, ни много не мало, историософия русской революции, в частности судьба Ленина.
       Становится нам, наконец-то, ясна и загадочная фраза в аннотации первого издания книги: «о тайне любви человеческой и нечеловеческой»… Получает разрешение и вопрос: любовь и смерть – родные сестры, или нет?
       Проиллюстрировать сюжетную линию Ангелов и демонов можно словами самого важного с духовной точки зрения персонажа книги, пустынника-старца Салафиила: «Об ангелах вообще интересная тема… Почему-то даже среди верующих мало кто о них имеет верное представление. А ведь они здесь!» (Гл. 38).


8. ЛИЧНОЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ В КНИГЕ


       Автор использует смелый прием: он вводит себя в художественное произведение. Делает он это посредством публикации книги в книге – своего интернет-блога в «Живом журнале» (inok). Таким образом, книга «Ангелы приходят всегда» становится, по крайней мере, наполовину документальным.
       Говоря о личном участии автора в его произведении, можно отметить, что сегодня по новому звучат слова монаха Салафиила в его документальном «Живом журнале»: «Если бы каждый пишущий… представил, что он пишет последнюю запись в своей жизни, пишет перед смертью… Что бы я написал? Наверное, так: прошу прощения у всех, кого обидел. Если я плохо шел, то это не значит, что Путь виноват. Теперь уповаю только на милость Господа Любви» (Гл. 9).
       Поверьте, таких «совпадений» в этой книге на удивление много. Богатая почва для размышлений.
       В 2022 году исполняется тридцать лет, как автор этой книги, монах Салафиил, встал на монашеский путь. Было это в далеком 1992 году на Валааме. Там он получил иноческий постриг без перемены своего мирского имени. Соответственно первые книги выходили под именем – инок Всеволод. С 1995 года он подвизался в русском православном центре Америки – в Джорданвилле. Там написана первая часть художественной трилогии, полюбившаяся читателям книга, названная «Начальник тишины». Затем последовала вторая часть трилогии – «Ангелы приходят всегда», о которой здесь шла речь. Сам пережив тяжелый духовный кризис, побывав на грани духовной и физической смерти, автор с 2010 года, по милости Божией, подвизается на Святой Горе Афон в уединенной горной келье. На Афоне была написана третья часть трилогии – книга «ИНЦИ», напечатанная издательством «Зерна» в 2020 году.
       И хотя все три части этой удивительной истории сюжетно связаны между собой, но все они самодостаточны. Начать знакомство с героями можно с книги «Ангелы приходят всегда». Заказать книгу «Ангелы приходят всегда», а также другие книги монаха Салафиила можно в интернет-магазине «Зерна», либо в Москве по электронной почте: <books-inok@yandex.ru> Желаю всем вдумчивого и созидательного чтения на пользу души.


Сергей Кузнецов,
главный редактор Общественного Московского Телевидения

2022 г.


Рецензии
Перечитываю неоднократно.

Кирилл Грибанов   08.04.2022 18:26     Заявить о нарушении