Пророк, Труд Халиль Жебран

И пахарь попросил тогда [Пророка]: ты расскажи нам о труде.
 И отвечал он, говоря:
 Вы трудитесь, чтоб за землёю поспевать и за душой земли.
 Быть праздным означает стать чужим всем года временам и выбиться из шествия всей жизни, что величаво шествует так к бесконечности, пред нею в гордом преклонении.
 Когда вы трудитесь, вы — флейта, в чьём сердце музыкой становится и шепот времени.
 Хотел бы кто из вас стать тростником, немым и молчаливым, когда поют все остальные в унисон?
 Вам постоянно говорили, что работа есть проклятие, а труд — несчастье.
 Но я вам говорю, что вы, трудясь, осуществляете ту часть назначенной для вас заветнейшей мечты земли, когда мечта та только зародилась,
 Трудом всё время занимаясь, поистине вы возлюбили жизнь,
 Любить же жизнь трудом — значит коснуться самой сокровенной тайны жизни.
 Но если в муках вы зовёте рождение печалью, а помощь плоти же – проклятием, что на челе написано, то я отвечу, что только пот чела способен смыть те письмена.
 Вам также говорили, что жизнь есть тьма, в усталости своей вы вторите тому, что было сказано усталым.
 Я ж говорю, что жизнь поистине есть тьма, за исключением порывов,
 Порыв же всякий слеп, кроме тех случаев, когда есть знание.
 Все знания напрасны, за исключением труда,
 Но всякий труд пустой, что без любви;
 Когда ж ты трудишься с любовью, сливаешься с самим собой, друг с другом, а также с Богом.
 А что такое труд с любовью?
 То значит – ткань соткать из нитей, из сердца взятых, как если эту ткань возлюбленная носить бы стала.
 То значит – строить дом с любовью, как если в этом доме возлюбленная жить бы стала.
 То значит – сеять с добротою семена и с радостию урожай снимать, как если бы возлюбленная плоды те стала есть.
 То значит – наполнять всё, что в родстве с тобой, дыханием собственного духа,
 И знать, что все блаженные усопшие стоят вокруг тебя и смотрят.
 Часто я слышал вас, как будто бы говорящими во сне: «Тот, кто точит мрамор и воплощает в камне форму души своей, тот благороднее того, кто пашет землю.
 И тот, кто радугу берёт, чтоб положить её на холст как образ человека, тот более того, кто обувь делает для наших ног».
 Я ж говорю вам не во сне, а в бодрствовании дня, что ветер разговаривает с дубами-великанами всё так же нежно, как и с самой маленькой из всех травинок;
 И только тот велик, кто превращает голос ветра в песню, что стала слаще от его любви.
 Труд есть любовь, которую все видят.
 Раз ты не можешь с любовию трудиться, а только с отвращением, то лучше бы тебе труд свой оставить и сесть на паперти, чтоб милостыню получать от тех, чей труд им в радость.
 Ведь если ты печёшь хлеб с равнодушием, печёшь ты горький хлеб, который утоляет голод лишь наполовину.
 И если давишь виноград со злобой, то злоба выделяет яд в вино.
И если ты поёшь, хотя как ангел, но в песне нет любви, ты заглушаешь голоса и дня, и ночи для человека.


Рецензии