Актёры, правьте ремесло!

«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры», – одна из наиболее цитируемых фраз Шекспира.

На днях служители Мельпомены отмечали свой профессиональный праздник. В связи с этим, хочется поговорить о деятелях культуры и об их роли в жизни общества.

На мой взгляд, актерское искусство – это один из самых интересных и трудных видов деятельности. В жизни каждый из нас играет определенные роли, другое дело – профессионально изображать разнохарактерных персонажей, убеждая в достоверности происходящего.

Здесь приходят на ум признанные мастера своего дела, известные артисты театра и кино: Евгений Лебедев, Олег Борисов, Олег Янковский, Леонид Филатов, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих и многие другие.

Говоря о театре как о «храме искусства и пищи для ума», я вспоминаю о великом художнике, вся жизнь которого была посвящена служению Его Величеству Театру, о моем любимом театральном режиссере – гениальном Георгии Александровиче Товстоногове.

Общеизвестно, что Георгий Товстоногов, проповедуя систему К.С. Станиславского и руководствуясь методами и учениями В.И. Немировича-Данченко и В.Э. Мейерхольда, создал свой неповторимый «театр единомышленников», который на мировом уровне служил образцом классического сценического искусства.

Товстоногов всегда добивался правды… правды, которая через работу воображения была бы обращена к совести зрителя.

Ведь главная задача искусства – это просвещение умов и воспитание душ, или, как говорил Дени Дидро: «Каждое произведение искусства должно выражать какое-нибудь правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо».

К счастью, еще жива русская театральная школа, прославленная нашими великими творцами, поэтому, как завещали Блок и Товстоногов:

«Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!»


Рецензии
Из книги Г.А. Товстоногова «Зеркало сцены»:

«Театр сравнивают с кафедрой, со школой. Как всякое сравнение, его нельзя понимать
буквально. Театр — школа, в которой не учат в обычном смысле слова. В этой школе не задают
уроков и не требуют запоминаний. В этой школе нет учеников и учителей. С высокой кафедры —
сцены, вопреки школьному этикету, подсказывают зрителям ответы. И чем незаметнее эта
подсказка, тем лучше «ученики»-зрители воспринимают «урок»-спектакль.

Театр — школа, в которой учатся с удовольствием, учатся, не замечая того, что учатся.
Как только зрители замечают, что их учат, поучают, повторяют одно и то же и давно
пройденное, такую школу перестают посещать. В театре-школе ничего не вдалбливают, ничего
не рассказывают, ничего не читают. В этой школе только показывают — показывают жизнь.

Театр — зрелище. Театр — праздник. Театр — развлечение. Все это тоже верно, но тоже в
очень своеобразном смысле. На этом празднике не только смеются, но и плачут, волнуются и
страдают, решают философские проблемы. Праздничность, зрелищность, развлекательность
театра не всегда выражаются в ярких красках, звонких песнях и пестроте событий.

Театр обязан быть праздником и зрелищем только в том смысле, что каждое
представление должно быть увлекательным и интересным. Театр умный, но скучный — не
театр. Театр, в котором только весело,— балаган.

Фейерверк красив. Фонтаны Большого каскада в Петродворце прекрасны. Разноцветные
воздушные шары, танцевальная музыка и иллюминированные корабли на Неве в дни праздников
веселят души. Они нужны для полноты нашего счастья. Хотя полезного и поучительного ни в
салютах, ни в фонтанах как будто нет.

Современный театр обязан соединить, сплавить воедино школу с праздником, мудрость
с развлечением, урок со зрелищем».

Майская Светлана   05.04.2022 12:02     Заявить о нарушении