Зыбучие пески

<черновик>

Виртуальная повесть в записках

     Через много лет вспомню – себе писавшую. Живи, где-то в цветущих Страницах, где-то внутри меня. Живи, там, где мы будем с тобой.

Регистрация на литературном сайте

     Рано или поздно, время от времени, но многие пользователи Интернет попадают на какой-нибудь сайт с поэзией или прозой. Почему попадают? Причин много, но, в целом, их все можно назвать одним красивым русским словом – «хреново». Только русский человек поймёт, как много включает в себя это слово. Здесь и усталость от работы, семьи, любви, жизни, скоростного века. Здесь и боль физическая, и душевная, боль утрат и переживаний. Здесь и любопытство с глупостью, нехватка и переизбыток времени, изоляция или общество, влюблённость. Приходят сюда на пике бури чувств. Для сброса этой бури в ложе искусства. 
     Кого-то позвали, кто-то сам пришёл в надежде на слово, чтобы понять свою значимость в этом мире. Если уже в голове такая мысль шевельнулась, то приходит и действие. Итог – регистрация на сайте.
   Всё, я автор! К тому же, вместе с регистрацией мне предоставляется личная, индивидуальная коморка для души, будто в реале выдали участок под строительство дома. Фундамент, кабинет автора есть, и я начинаю строить свой духовный дом.

Инкубатор

     Пусто. Но всё-таки приятно зайти – отдельный кабинет, разные там перечни всяких правил и рекомендаций. А кто из русских читает инструкцию, прежде чем что-то сделать? Лично я, нет. Метод тыка привычнее. Я писатель? Писать – не пишу, да и не очень-то люблю. Я читатель? В школе, юности читалось, потом некогда, разве что профессиональная литература и школьные учебники детей. Кручусь, чего я тут забыла?
     Ах, да. Забыла. Меня же один поэт знакомый по социальной сети, позвал, по-дружески пригласил на сайт писать ему отзывы к стихам. Значит, нахожу автора в строке «поиск» и читаю его произведения. Произведения – это, в основном, стихи.  Автор просил не только читать, но и писать рецензии.
     Кроме того, открывая и читая стих знакомого автора, ты уже видишь комментарии других. Любопытство берёт верх – автоматически переходишь на новые творческие странички. Там не такой обшарпанный пустой кабинет, как у меня, что-то выложено, как на витрине магазина. Тихонечко смотрю.
     Смотрю, что на сайте таких вылупившихся авторов много, даже больше, чем ожидаешь. В целом, все в чем-то похожи – на страничке есть творчество! Общий дух «коллективного творчества»! Вроде люди, как люди, как я. Это даёт эмоциональную зарядку. Ух ты, здесь все равны. В итоге, инкубаторский период пребывания на сайте закончился благополучно, понимаешь, как тут много умных людей. Так почему бы не почитать стихи авторов. Серьёзного отпечатка этот период для читателя не оставляет, бывает, читатель сразу уходишь с сайта – его стихи не интересовали и не интересуют. А меня стихи тоже никогда не интересовали, но осталась из любопытства.
     Плюсы литсайта для читателя – появился интерес к чтению, минусы – интерес питается временем, личным временем. Хочу сказать, что я из этих – из авторов! Но без произведений! Пока ещё не создала! И ясно вижу свой тиснёный силуэт, иду творить, пока ещё не поздно...

Первые дни

     Авторы выставили стихи напоказ и приглашают читателя, косвенно или открыто, (на своей страничке или в социальных сетях), к общению, прочтению, желают получить отзыв о написанном.  Вполне естественное человеческое желание: написал талантливо, самому нравится, хочется, чтобы и другие оценили. 
     Так бегу к своему знакомому комментировать стихи. Я же только с ним только лично знакома, и то, не очень близко, случайные друзья по соцсети. В процессе прочтения стихотворений я попадаю под обаяние слова, в голове моментально рисуются художественные образы (рисовать-то я чуточку умею), мне хочется видеть мысли и других поэтов на заданную тему стихотворения, я нахожу стихи других авторов, классиков и любителей. Мне так все они нравятся! Каждое стихотворение дополняет другое, не оттесняя его. Сколько разных мыслей! Вот тут я совершаю первую ошибку, когда в комментарий добавляю чужое стихотворение или мысли из произведений классиков. Вдохновлённая темой, я пишу своё мнение, порой ставя автора в тупик. А он часто не знает, что мне ответить. Но шаблон для ответа воспитанного автора всегда есть – спасибо, читатель.
     В процессе общения с автором понимаю: автор – наставник для читателя, его больше интересует одобрительное мнение, рецензия с плюсом, и не мои рассуждения на тему стихотворения. Мысли и стихи других поэтов не приветствуются, так как всё это отвлекает другого читателя от произведения автора. Автору для рейтинга важно количество полученных рецензий и читателей, поэтому привлекаются друзья по социальным сетям, которых со временем заменил на сайте искусственный интеллект. Важно, чтобы эти читатели, «инкубаторские подопечные», не пытались взять инициативу в свои руки и не вмешивались в работу настоящего поэта.

Золотой период

     Продолжая экскурсию по литературному сайту читателем, всё больше, кроме чтения, общаешься с соседями. Чувствую, здесь публика, в отличие от соцсетей, более культурная, образованная. Автора, в первую очередь, оцениваешь по стихам. Понравились стихи, в душу запали – значит, человек хороший. Видишь, что мысли в произведениях совпадают с твоими – значит, ещё и единомыслие с автором. К тому же, умение автора вести беседу, мило улыбнуться, кинуть комплимент читателя, всё ведёт к лёгкой влюблённости в автора, и ты считаешь его своим другом. Понравился автор – он в списке «Избранные авторы». А если и тебя в список «Избранных» добавят, а кому ж это не нравится?
     Читаешь стихи – нравятся! Общаешься с авторами – с тобой мило обсуждают тему. В процессе общения многое начинаю понимаешь по теме. Возникает желание отблагодарить автора. У меня, как читателя, это вылилось в публикацию произведений с открытками-коллажами и словами благодарности. Но с момента первой публикации я стала  полноценным автором сайта, не только читателем. К нему теперь уже другие авторы могли и отзыв написать. С этого момента и я почувствовала, каково быть авторам на сайте поэзии.
     Зависимость. Это мой необъяснимый возросший интерес к полученным рецензиям, счётчику и списку лиц, посещаемых страницу. Получая положительные рецензии, хочется отблагодарить автора за добрые слова, наносишь ответный дружеский визит на его страничку. Оставляя рецензии автору, ждёшь ответа. Сайт всё больше затягивает, всё больше хочется общения и чтения. Личное свободное время, а порой и рабочее, проводишь на сайте. Всю прелесть, попавшего в Паутину Инета, мотылька я прочувствовала.
     Будучи по натуре обязательным человеком, старалась больше общаться и писать рецензии людям старшего возраста. Они такие умные, много написали, а вдруг они скоро уйдут из жизни, а я им слова доброго в их адрес не успела сказать. (Смейтесь, не смейтесь, но такие мысли возникали). К тому же мне, действительно, интересны на сайте люди старшего возраста, «за шестьдесят», (дорогие авторы, не думайте, что читатель глуп и не ориентируется в возрасте автора, как бы вы не сбрасывали года, какие бы юные фото на аватарки не помещали, я учусь у них жить. Мне интересен их духовный мир. В конце концов, каждый человек иногда хочет поумнеть. Тем более, я всегда считала литературу средством образования, раньше мы учились грамотно писать именно по книгам, читая классиков.
     Правила поведения на сайте: быть культурным, не хамить; всегда отвечать на рецензии, положительно; наносить ответный визит автору, написавшему тебе рецензию, писать положительную ответную рецензию.
     Все эти простые правила добропорядочного автора я усвоила с первых же дней пребывания на сайте. Они меня не удивили. Здравым умом я понимаю, что на сайте одни авторы-поэты, читатели здесь не регистрируются, а если и регистрируются, то надолго не остаются. Незарегистрированным читателям право голоса не дано. А и скоростной век дал свои результаты – не сильно кто-либо из пользователей Инета будет в наше время читать, тем более писать отзыв. Самое большее, что может осилить современный читатель – нажать на кнопочку «нравится», «не нравится», а и то полениться. Современного читателя, пожалуй, только шоу человеческих страстей и сплетни привлекают.
     Так что все эти нехитрые правила я быстро усваиваю. Дашь на дашь. Ты мне – я тебе. Хотя в реале я не живу по таким правилам, но здесь же не взятка, здесь же слово! Разве от меня убудет, если я скажу доброе слово в адрес произведения,  пополняя тем самым количество добрых людей Интернета. И процесс клонирования золотых людей сайта продолжается… Позолота слова всё больше впитывается в мою душу, привлекая блеском добра, ослепляя, заставляя всё больше и больше время тратить на литсайт.   
     Мозговой штурм золотого периода. Плюсы (+): быстрый поиск информации; участие, обсуждение темы; переписка, друзья, общение; положительные эмоции; окультуривание; смысл жизни обеспечен. Минусы (–): потеря времени; проблемы с работой (ведь многие торчат здесь в рабочее время); пренебрежение семьёй; (потеря реальных друзей), (потеря здоровья), (потеря работы).

<текст в режиме корректировки>

Зыбучие пески

     Мой духовный дом возвышался: в фундаменте моя личность; стены, комнаты – взаимоотношения с авторами, их личности; стихи – окна в мир. Сначала авторы казались мне умными, воспитанными, добрыми, отзывчивыми. Вот это – улыбан, вот этот добромэн, один боготворит женщин (мужчин), другой всех людей. Кто-то поддержит, кто-то улыбнётся.
     В целом, авторы делились на две категории: те, кто пишет (читает) стихи давно, с детства, юности;  те, кому увлечение стихами пришло недавно, в зрелом возрасте. Эти авторы делились на две категории:  профессионалы, имеющие хорошее  образование;   непрофессионалы, не имеющие литературного образования.  Все опять делились на две категории: поэты;  читатели, причём из  читателей авторы быстро переходили в поэты-писатели. И вновь, в целом, разделение на тех, кто рекламирует своё профессиональное творчество, и тех, кто исцеляется творчеством (читает или пишет). Ведущие активный образ жизни на сайте (признанные гении) и ведущие пассивный образ жизни на сайте (непризнанные гении). Каждая категория опять-таки делится на молчаливых и болтливых авторов. Можно классификацию расширять и расширять… В целом, все – творческие личности с достаточно развитым самомнением (кто открыто, кто в душе).
     Прошло время. Я стала смотреть на авторов другими глазами: этот не улыбан, а дурбан, а этот (эта) – всего лишь самовлюблённая(ый) эгоистка (эгоист), которая(который) общается только с теми, кто её боготворит. Этот кричит, что женщин уважает и обожает, а я-то вижу, что ему этот матриархат нужен только для собственного отдыха или увлечения своим хобби – получение знаний, развитие своей личности (а кому-то надо эту личность и обхаживать). А этот эгоист, любящий совершенство, да, он всех заморил своей доскональностью, занудством и т.п. . И, в целом, тебя только используют,  приходят, когда от тебя что-то нужно – поддержать уставшего поэта или порекламировать его творчество… А, когда в твой день рождения тебя не только не поздравят, а её хлестанут по морде,  нахамят, то… Короче, эмоций накопилось отрицательных много. Все хотят, что я их читала, читала, читала, положительные отзывы писала, писала, писала… Кто вверх зовёт – айда на рейтинг! Кто вниз тянет – будь милосердной, сочувствуй авторам, павшим духом. Да сколько можно падать?! А меня не ценят, не замечают, не учат (вопросов накопилось много, а авторы редко отвечают).  Ну, достали все!!! И зачем мне стихи авторов? Я от них, не то, чтобы поумнела, боюсь, как бы не поглупела. И я уже, не то, чтобы люблю, я уже всех и всё тихо ненавижу… Меня уже все раздражают.
     Мой духовный дом медленно погружался в зыбучие зовущие пески сайта…   Стены отношений с авторами перекашивались. Даже и не заметила, как мой духовный недостроенный домик перекосился.  Я всегда смотрела на авторов через радостную линзу восприятия, когда она успела помутнеть? А вы слышали о таких зыбучих песках сайта? Нет... Не слышали?

Перекрёстки наших встреч

     Прошло десять лет. Отношение к процессу пребывания и общения на сайте – не изменилось. Изменились эмоции  –  их не осталось, сердце уже не бьётся быстро, волнительно и трепетно при виде знакомых имён авторов, нет радости встреч. Изменились ожидания  –  поддержки, сюрпризов, поздравлений на личные праздники не жду. Понимаю, все мы были в какой-то Игре и она закончилась. Все мы были попутчиками до каких-то перекрёстков. Имена авторов забываются, даже тех, о ком думала, что никогда не забуду.
     Задумалась, почему с одними людьми идёшь только до определённого момента времени,  а с другими долгую жизнь? Где сливаются дороги, как пути становятся едины?  Небеса от нас закрыли тайну перекрёстков наших встреч…

Как снова найти себя

     Читаю публикацию на тему «Как снова найти себя, обрести независимоcть». Пишу рецензию:
–  Замечательная публикация. Благодарю. С уважением.
–  Спасибо огромное за Вашу оценку и отклик! На фоне рецек, которые напоминают высказывания религиозных кликуш, Ваш отклик  –  светлое пятно!
–  Ой, благодарю Вас, уважаемый автор! Так приятно почувствовать себя Светлым Пятном на фоне Вашей публикации.  Обычно, поэты меня на фоне своих произведений воспринимают как Тёмное Пятно. «Как снова найти себя, обрести независимоcть», вот что значит Тема! Ура! Я нашла себя! Я – Светлое Пятно!

Стеклянная хрупкость
 
     Авторы, стихи, встречи меня многому научили, дали возможность разобраться в себе, не бояться трудностей. Что же заставило мою линзу восприятия на людей помутнеть? Всего лишь жалость к себе, хотела хоть капельки сострадания. Ведь, никто за меня мои проблемы не решит. Здесь на сайте никто никому ничего не должен, я видимо, чего-то хотела большего от сайта, поэтов, поэзии...
     Но, если хочешь встреч – иди первым, внимание само не приходит. Если хочешь читателя – ищи сам, читатель сам не приходит. Если хочешь радости – радость пей с другими, улыбайся сам, дари улыбку, комплименты другим, бескорыстно, искренне. Если хочешь праздника – делай его сам. Если больно и тоскливо – горе и печаль пей в одиночку. Никому твоя боль не нужна. Но, по возможности, замечай боль другого, поддержи – прочувствовав чужую боль, сам не сможешь причинить зло другому.
     Научись говорить "нет" – безотказность глупа по сути, чтобы злобу внутри не копить, не стыдись отказать иногда, научись говорить "нет", чтоб легко говорить "да". Если нужен совет, помощь – действуй и ищи сам. Хочешь быть известным – умей рекламировать и презентовать себя сам, учись самостоятельно. Хочешь знаний – учись сам! Но не бойся спрашивать, помни: в любом вопросе есть и ответ. Спрашивая о помощи, совета – не жди ответа и помощи: пришла – будь благодарен. Можешь, знаешь – помоги другим, но не жди при этом благодарности.
     Если хочешь быть любимым – научись любить людей по-настоящему: ни за что, просто, за радость встречи и уроки мудрости… Если хочешь стать поэтом(писателем) – стань читателем. Если хочешь писать – научись читать. Если хочешь писать – научись учиться и работать над творчеством и собой. Если чего-то не понял в этом мире поэзии – возвращайся к стихам… Они исцелят, плохому не научат. Береги любые мысли, стихи, рецензии, встречи, не торопитесь удалять – они ещё научат.
     Много чего «если», но свою истину в поэзии, как читатель, я давно нашла, а у каждого человека она своя и каждый к ней придёт самостоятельно… И, самое главное, нельзя спешить с выводами...
      Я научилась на обидные слова внимания не обращать. Я сердцу доверяю. Думала раньше – разум и мудрость умны, потом считала, что только душа права. Разум мыслями обвешан. Душа иллюзией мечты и воображением покрыта. Оба слепы... А сердце не врёт, оно любит. Любит жизнь. А жизнь свою полюбишь, то и всех, кого в ней судьба послала, полюбишь.
     Люблю я всех авторов, с кем дорожки здесь пересеклись. Не знаю почему, как родные вы мне, я такая же, сердце к вам тянется.  Сердце вас любит. Сердце вас чувствует. Спасибо жизни за встречи. Будут неожиданные встречи – буду рада, нет – всё в сердце останется.
     И, главное, я поняла, что мне интересны здесь на сайте не произведения, а люди, их судьбы. Притягивают личности, их мысли, произведения, знания, опыт, их память – память эпохи беспамятства. Жизнь – это три дня: вчера, сегодня и, возможно, завтра. Ностальгия и память помогают связать эти три дня воедино.
     В этом мире имеет значение не наша настоящая сущность, а тот образ, который сложился у окружающих. Радость встречи – счастливые мгновения, когда спокойное сердце кому-то или чему-то улыбается. Но радоваться встрече можно тогда, когда уйдёшь взором в глубинную сущность человека, много его "прочитаешь", много пообщаешься, пропустишь его радость и боль через себя. Тогда встреча состоялась. Иначе, мы просто столкнулись и прошли мимо.
     Думаю, многие авторы на сайте прошли разные этапы пребывания на сайте. Интернет, этот сайт – хорошая проверка личности, её целостности, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи, как есть, сделать свои выводы и, если надо, сказать об этом. Целостная личность – та, которую не терзают противоречия. А кого из нас здесь не терзали эти самые противоречия?  Не один год я на сайте, но противоречия иногда меня одолевают вновь и вновь, до целостной личности мне далеко.
     А, может, это и правильно. Женственная хрупкость, несовершенство, уязвимость, – рождают силу человека. Будь мы неуязвимы, не существовало бы языка, связывающего нас с другими, не будь языка, не было бы передачи опыта от поколения к поколению, ни коллективной памяти человечества, ни стихов, ни прозы, ни любви, ни дружбы, ни вопросов, ни сомнений, ни науки, ни литературы, ни театра. Была бы непробиваемая стена из бесчувственных аксиом и равнодушия, мы бы просто не понимали друг друга. Мы, женщины, особенно уязвимы, состоим из внутренних противоречий. Нам это мешает, но помогает адаптироваться к обстоятельствам, понимать другие противоположные точки зрения, развиваться, меняться, искать.
     Как читатель, я поняла, никто мне ничего не должен, хочешь чего-то, ищи, учись, анализируй, развлекайся сама.
     Как автор, я поняла, никого ничему не научишь, не заставишь сделать, пока он сам не захочет, не поймёт, что это ему действительно надо. В душе я благодарна тем, кто проявил ко мне искренний интерес, пытался понять мой текст, по-доброму (без давления) объяснял свой, пробудил во мне желание познать тот или иной вопрос, жизненную тему.

Дух места
 
   Конечно, когда новичком попадаешь на творческий сайт, неплохо, если другие участники сайта тебя поддерживают, побуждают к написанию, помогают закрепиться на сайте на долгие годы. Это касается не только литературного сайта, а и любого, незнакомого ранее для человека, пространства. Когда приходим на новое место работы или отдыха, даже обладая знаниями по предмету, нам необходима адаптация, ведь везде своя специфика, свои правила и требования.
     Хорошо, когда есть люди, которые введут в курс дела данной отрасли, доброжелательно помогут советом новичку. Действительно, в пространстве, пропитанным творческим доброжелательным духом, легче жить, творить, работать или отдыхать. При этом, характер участников коллектива разный, но общий дух коллектива всё равно чувствуется. Я работала в таком коллективе на заводе. Хотя в новой деятельности всегда сначала полагалась на профессиональную книгу, изучала азы, практиковалась. Только долгая практика (и наличие первоначальных знаний) поможет новичку хорошо и долго жить в новом пространстве. Но всё это при условии общего доброжелательного духа коллектива, а каждый мелкий коллектив входит в более крупное предприятие, предприятие состоит из многих отделов, подразделений, семья живёт в государстве и так далее, большое накладывает отпечаток на малое…
     Каждый город, каждый сайт, имеем свой дух места. Соответственно, образ сайта создаётся объектами (автором, коллективом авторов) и пространствами (их страничками), на каждой страничке реет свой дух. Общий дух сайта – совокупность множества мелких пространств со своим настроем. Современный сайт сильно отличается от того вида, в котором он возник. Его структура – знакоткань, во многом определяющая развитие и повседневную жизнь, может быть привязана к новым элементам жизни, причём не так, как это бывало раньше. Сегодняшний литературный сайт не сводится только к «населению» и наполнению, как раньше. От него ожидаешь более важного – знака, символа, души… И это ожидание не всегда оправдывается.
     Порой кажется, что поиск точек, связующих сайт и нечто доброжелательное идеальное, обречён на неудачу, что в знаковой ткани зияют неустранимые прорехи, которые пытаются жители сайта латать, старательно строя «духовные дома». Построить «дом», конечно, можно. Можно наполнить его всякой «духовной утварью». Но наполнить его жизнью, радостью, светом гораздо труднее. И «храмы страничек», новые или реставрированные, светят не ярко или вовсе гаснут… Сколько на сайте уже закрытых страничек, чьи «храмы», духовные дома, притягивали читательские души? Сквозящая пустота на месте «Автор закрыл свою страницу», где жили талантливые поэты…
     От людей, бывавших в Нью-Йорке, слышала, что они ощутили Манхэттен изнутри, как структуру, обладающую такой духоподъёмной силой, с которой могут сравниться разве что своды крестово-купольного храма, где символика и энергетика, прежде всего, связаны не с его внешним видом, а с внутренним устройством. Разноцветная нью-йоркскую толпу с разными человеческими типами и разным цветом кожи. В Нью-Йорке большинство квартирок – маленькие, поэтому вся жизнь снаружи. Кажется, все спешат или заняты рутинными будничными делами, но ощущение праздника не покидает. Конечно, для такого пространства важна информативность, ясность внутреннего обустройства, чтобы легче было ориентироваться, горизонтали… И башни, небоскрёбы, рукотворные вертикали, от которых взлетает взгляд помимо воли, духом поднимаешься к высотам и спускаешься обратно в будни…
     Вообще, есть странички авторов с таким небоскрёбом, где понятно и ориентироваться, и есть полёт, и будни. Неординарные личности. У них построен такой «город», разлит дух, о котором я писала выше. Я говорю только о своём круге общения, но есть множество других славных градов на сайте. Это руки мастеров, способных переводить всё в знаки и символы, делающие знакоткань главным строительным материалом, а свой творческий город – строительной площадкой, связывающий воедино разные множества…
     А сколько же на сайте не творческих небоскрёбов, а тихих уютных городков, сёл, деревень с разным характером. Люблю деревню не меньше чем город… Дух литературного сайта, как дух страны, – одно из чудес, никто не знает откуда он появился и как реально выглядит. Дух просто живет на сайте и принимает активное участие в его жизни. А внешность, и настроение его бывает очень-очень разным… В целом, он мне нравится. Я от него ничего уже не ожидаю, не оцениваю. Я ему доверяю. Я просто здесь живу, даже когда нет выхода в Интернет, часто мыслями с ним.

Твёрдый носитель

     Что такое стихи и, вообще, творчество? Защитный механизм психики (сублимация), вызванный накопленными от жизни впечатлениями, по большему счёту, недовольством. Пишут, когда болит душа. Пишут, когда вырастают крылья. Самозащита личности полезна, но важно не привыкнуть, потому как в это состояние можно застрять надолго, оно становится альтернативой решения проблем.
     Сосед на сайте поделился своим опытом: «Боль, тогда думал от стихов, привела на сайт. Оказалось, что стихи позволяют снять излишнюю боль, и закрепить на твёрдом носителе. Казалось на время, чтобы потом вернуться и пережить уже спокойно. Не выходит. Появляется привычка. Боль остается непроработанной. Если бы не дотошные читатели, которые время от времени ворошат старые стихи, она бы так и оставалась под толстой коркой новых болей, и стихов. Да, иногда берёт гордость за складно получившиеся строки, но за них, а не себя».
     Переизбыток напряжения, страхов, неопределённости, требуют какого-то увлечения, чтобы переключить мысли. Когда я не могла после университета устроиться на работу, а это длилось несколько месяцев, то занялась очередным рукоделием – научилась вязать крючком по книжке, переписала у знакомой большую книгу со схемами объемных салфеток. Красивые салфеточки были. Когда были проблемы с сыном, он убегал из дома, то хотелось делать яркие открытки на фотошопе и тому подобное. Думаю, в творчество больше трансформируются отрицательные эмоции (или переизбыток положительной, пока она не стала плохой).
     На литсайте я остро ощутила, кто за людей пишет Боль! У одной знакомой поэтессы умер любимый муж, она попала в аварию, проблемы с передвижением, у неё очень красивые стихи были. У другой, жизнь, которой она не была довольна, кульминация – смерть любимого внука: у женщины отказала речь, восстановилась творчеством, стала писать стихи и прозу, сейчас у неё много романов издано. У автора дважды умирают любимые жёны от рака – творчество спасло, сейчас у него есть третья, любимая спутница жизни – и избыток чувств снова в творчестве. Таких примеров много. Один автор делился в своих открытых публикациях, что после стрессов от женщин у него рождались гениальные идеи.
     Бетховен, отказавшись от любви одной из поклонниц, сказал своему другу: «Если бы я таким образом захотел пожертвовать свои силы, что же бы осталось для лучшего, для благородного». Руссо пишет роман «Новая Элоиза» в тот год, когда был безумно влюблен в одну женщину – она не принадлежала ему. Величайшее творчество почти никогда не шло об руку с размеренным благополучием и удачной любовью. Гёте, правда, надул природу: он был женат на неграмотной служанке и жил с ней счастливо долгие годы, но постоянно влюблялся в «прекрасных женщин» при дворе. К слову, его первый роман «Страдания молодого Вертера» был связан с первой неудачной любовью. От этого романа многие стрелялись, и он даже был под запретом. Подобных примеров много.
     Житейские проблемы – творчество лучше всего помогает в борьбе с ними. Но каждый начинающий автор должен хорошо подумать о том, что для него первично и более значимо: размеренная жизнь или удачи в творчестве.
     Фиксация проблемы на компьютере (на бумаге) без её рассмотрения, без анализа, без желания найти причины и разобраться, мало эффективна. Больше понимаешь, когда смотришь на тему со стороны, общаешься с другими людьми по теме, пытаешься понять их точку зрения, встать на их место.
     На литсайте я больше забивала голову чужими мыслями, спасаясь от своих страхов за будущее , пока не поняла зачем и почему я попала в Мир Поэзии. Мир Поэзии – это духовный мир, это переход нашей души из одного состояния в другое. Это переходный период. Настало время разобраться в себе и понять, почему в моей жизни происходит именно так? Могу ли я помочь себе? Мысль и слово – великая сила. Ещё я поняла, что не надо торопиться, время всё уравновесит и подскажет.
     Я убедилась, что чужие произведения помогают уловить мысли, ведущие к узнаванию самого себя. Мысль рождает другую и так далее, пока цепочка не приведет к потайной дверце, скрывающей сущность какой-то черты своего же характера, открыв которую и наведя порядок, перестаёшь бояться будущего, даже если думаешь, что его нет.
     А вот после реабилитации творчеством наступает тонкая грань. Зависимость от этого сайта и своих же освобождённых мыслей. Вот тут они, научившиеся жить самостоятельно, берут в оборот и начинают тобой руководить, частенько требуя к себе внимания. Приходится как-то идти на компромисс и как-то с ними договариваться. У плодов творчества своё право на странствие. Они сами знают, когда нужно отойти, на время исчезнуть.
 
В чем разница между искусством и творчеством

     Мне трудно судить, но последнее время попадалось много мнений в пользу творчества, а не искусства. И отзывы об искусстве были далеко не лестными.
     В искусстве содержится гармония. Воспринимая продукт настоящего искусства, чувствуешь в себе потребность к созиданию, испытываешь желание действовать в положительном ключе. А творчество не всегда имеет такую силу воздействия. Да и многие продукты творчества вообще нельзя выносить на публичный суд. Я по себе знаю, мой продукт творчества, отзывы, публикации, коллажи – это для себя лично, просто впечатление и далеко не всегда оно нравится другим, поэтому  редко продукт своего творчества показываю другим.
     В чем разница между искусством и творчеством? Наверное, в том, что занятие творчеством доступно для человека с любыми способностями. Стремление создавать что-то более или менее ценное, вкладывая в это частичку себя, заложено в самой человеческой природе. Но людьми искусства могут называться лишь те, кто благодаря своему таланту и, конечно, трудолюбию, способен представить творческую энергию в её наивысшем проявлении. Это какая-то непостижимая разумом человеческим сила, увлекающая сердце и сознание в сферы, наполненные радостью, светом, отрешённостью, ибо сердце творящее в эти мгновения принадлежит Миру и несёт Миру своё понимание Красоты, Любви и Счастья. Это понимание может быть кем-то отторгнуто, а кем-то принято, но искренность, приносимого сердцем, дара не может быть никем оспорена.
     Искусство – это не просто какой-либо вид деятельности, это стиль жизни человека, его неотъемлемая часть.

Общение текстами

     Общаясь с личностями и их творчеством, общайтесь текстами, собирайте базу данных собственных впечатлений для дальнейшего интереса. Бесцельно шляться по сайту, всё же не стоит. И я не хочу быть автором, пользователем сайта, который читает, что хочет, кого хочет и когда хочет. И пишет, что хочет и как считает нужным. Я хочу всё же на сайте чувствовать себя комфортно, а когда общаешься со всеми подряд, пишешь что хочешь, не ощутишь комфорта.
     Каждый автор – индивидуальность, профи в своей области, говорящий на своём диалекте, выраженной спецификой своей профессии, национальности и условиям проживания и т.п. Прежде чем вступать в разговор, следует всё же присмотреться к автору (его требованиям к другим пользователям сайта, его интересам, мировоззрению и т.п.), его творчеству, его разговору с другими, оценить свои умственные и литературные способности, силы, и прежде чем лезть к Автору со своими рецензиями, хорошенько подумать, а стоит ли? В большинстве случаев ответ будет очевиден. И ты пройдёшь мимо. Если бы я об этом думала и анализировала бы, то избежала бы многих неприятных ситуаций и многих встреч.
     Вообще, по натуре я молчаливый человек, избирательна, и не стремлюсь вступать в разговор с незнакомыми людьми. Говорить, что хочу и как хочу я могу с очень ограниченным кругом людей, с теми, кому я доверяю. С такими болтаешь, ляпаешь языком, не задумываешься, потому что знаешь, тебя понимают, принимают и т.п. Такие люди не всегда есть или остались на других отрезках жизни...
     Люди внесли в виртуальность тоже, что было у них и в реальной жизни, те же отношения. Но, всё же, здесь другой мир, особенно на литературных сайтах, мир поэзии, мир живых мыслей, а не людей, и, думаю, общаться уже следует как-то по-другому: общаться нужно текстами, не переходя на личности.
     Вот тут я автор, который читает, что хочет, кого хочет и когда хочет. И пишет, что хочет и как считает нужным, потому что реагирую только на текст и пишу мысли, которые возникли в голове после прочтения...
     Если я пишу рецензию Автору, то пишу не ему конкретно (с ним мы чужие люди разной культуры и возрастной категории, разного достатка и мировоззрения, разного пола, у нас нет общих тем, нет общих знакомых, говорить друг с другом не о чем), а его тексту (тексту в прозе или стихах), выражаю свою реакцию, своё отношение к нему. В этом случае, стираются все границы, которые отделяют людей друг от друга.
     Но не всегда происходит общение текстами. Не все готовы. Да и как только примеришь текст на себя, на свою личность, увы, что-то теряется, понимаешь, мне это ни к лицу да он, вообще, меня оскорбил и т.п.. Возникают эмоции разные, от глубокой радости до слёз, сильной обиды. Всё не просто, Виртуал – новая среда, законы которой нам мало известны.
     Есть профи, на уровне интуиции я чувствую и вижу, с ними лучше общаться текстами. Они многое видят и понимают, даже, если молчат. И я, читатель, для них не враг. Они не обидят меня собственными мыслями. Поверьте, отношение к читателю от автора очень ощущаешь, порой, до физического недомогания и сильного дискомфорта.
     С большинством авторами следует общаться не текстами, а, просто, как с людьми, уважая их личностные принципы, не задевая их, иначе они сильно обижаются. Если я начинаю им писать свой информационный хлам, свою реакцию на их текст, то частенько получаю по шапке. Моя информация часто видится им ужасным Монстром, которая портит внешний вид их публикаций, она удаляется или просят удалить меня свою рецензию.
     «Ведь это только отзыв, впечатление от прочитанного, – спросите вы. – Зачем тогда выходить к людям со своим творчеством. А существуют ещё и критики, профессиональные и не очень, независимые и не очень...»
     Зачем выходить... Да просто так.  Побазарить. Мир посмотреть. Себя показать.
     А когда поболтать не с кем, типа "выпить" душе не с кем, одиноко, то старые яркие впечатления спасают. Прошлые эмоции бывших встреч и бесед – цветной яркий узор на жёсткости, спасают нас в нужный час...
     К тому же, многое из виртуальной жизни мы переносим и в реальную, когда хотим узнать и попробовать что-то новенькое, то, чем владеет другой. Пожалуй, Мир и люди не меняются, просто, мы узнаём о них больше... И мы, люди, все от времени, нуждаемся в общении: в первую очередь, для сбора собственных впечатлений, создаём для себя такую маленькую законсервированную базу данных – «на зиму».
     Я после одной беседы о перчике с мёдом и прочтении рецепта в Интернете немного виртуальности внесла в реальность на ужин. Жарила сладкий перец до ужина, там перчик сладкий жарится, выкладывается в тарелочку, потом лук крупными кольцами жарится, потом помидоры, выкладывается сверху и сверху свежим соком чеснока спрыскивается. Не удержалась добавила чуток к сладкому перцу горького, и мёда в это блюдо ещё влила. Домашние съели, не заметили добавку, но понравилось. Конечно, если б я им горького перца забабахала да мёда побольше, они б рты пооткрывали, как дракончики. Это было лишь экспериментальное творчество.
     – А перчика с медом слабо??? Для прикола.
     – О, это на зиму! Этапы заготовки: Банки с закручивающей крышкой простерилизовать. Острый перец тщательно вымыть, хвостики удалять не нужно. На дно стеклянной емкости налить мёд – две-три столовой ложки, в зависимости какие банки вы взяли. Вертикально выстроить в таре острый перец до самого верха. Залить 9% уксусом. Закрутить крышками и перевернуть на полчаса, чтобы проверить, плотно ли они закручены. Острый перец с медом готов. По истечению трёх месяцев маринованный острый перец с медом готов к употреблению. Любители такого ошеломляющего вкуса, могут есть перчик вприкуску с другими овощами и кашами.
     Советую, собирая в Интернете базу данных собственных впечатлений (тексты, музыка, картины), не откладывая в долгий ящик, сразу всё распихивать по полочкам, по папочкам, по алфавиту. Если сразу этого не сделать, то потом вряд ли наверстаете. А информационная база, такой своеобразный словарик впечатлений в течение жизни, вам ещё пригодится не раз.
     Вначале было Слово, но главная книга жизни – Словарь.


Рецензии
Мой приход на сихиру был четвертым по счету после первых на иных сайтах. С первых двух меня попросили. На первом были суровые фрилансеры с не менее суровыми модераторами, забанили за откровенность. Со второго попросили, ибо там были только художники по бумаге и холсту. Третий сайт был необщительным как петроглиф (написал и забыто), потом сам сайт был государством забанен за какие-то проделки. А здесь есть некоторое общение, но народу так много, что становится похожим как встреча со своей половинкой... очень проблематично встретиться. Было общение с двумя авторами и оно было хорошим, активным, но судьба их мне неизвестна. Очень жаль, было приятно общаться.

Вот такие "зыбучие пески".

С уважением!

Александр Козка   18.12.2022 21:29     Заявить о нарушении
Всё, как и в обычной жизни, так и в Интернете: не легко найти своё место, среду обитания по душе, попутчиков и собеседников, с которыми был бы рад встретится.

В целом, мне сайты стихи.ру и проза.ру приглянулись больше других литсайтов. Были этапы очень бурного общения или затишья - в Интернете всё тоже подвержено цикличности. Были встречи - в радость, горечи расставания - авторы покидают страницы по неизвестным причинам или, увы, в связи со смертью. А сейчас как-то такой период, и общаться особо не хочется, у самой в ноябре муж умер, но рада видеть, что странички соседей шевелятся, движутся, что-то публикуется, то есть, они живы...

Рина Арчи   19.12.2022 14:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.