Бетапоэзия
Можно утверждать, что поэзия жива своей востребованностью, поэзия существует лишь тогда, когда читатель берет книгу и читает, или применяет новые способы чтения, а также прослушивания. Это указывает на то, что именно читатель окропляет живой водой тексты, именно слушатель предлагает стихам эликсир бессмертия.
Что же поэт, что же автор драгоценных строк? Заканчивается ли роль автора в этом процессе оживления стихотворений после сдачи произведений в печать (слив в аккаунт редактора)? Не придадим большого значения потугам автора склонить издателей увеличить тираж или заказать верхнюю строку в поиске браузера. Читатель разборчив, капризен и непредсказуем в симпатиях (последнее утверждение труднодоказуемое).
Не очень хотелось бы в этой статье восклицать примерами из деятельности классиков, но знаем, что и великим, гениальным авторам приходилось немало времени проводить в малоинтересных компаниях издателей, редакторов, рецензентов. Поэты, догадываюсь, что без особого удовольствия, т.е. чуть-ли не вынуждены были открывать свои журналы, самиздаты и другие формы книгопечатания. Но все-таки пример: С.А. Есенин удостоился полного собрания сочинений только после своей смерти. При жизни много хлопотал, но результата не было. По этому поводу я даже сочинил небольшой хронологический этюд «Поэт С.А. Есенин и среда» http://stihi.ru/2017/04/12/4987.
Каждый сочинитель знает, что издать книгу – это апофеоз деятельности. На этой ценности заработано немало денег. Всеми участниками процесса, кроме, разумеется, читателя. Впрочем, частенько и автор не попадал в список акционеров этого предприятия.
Что дальше ожидает стихотворение? В 99, 9 % случаев - полное, фундаментальное забвение. Соглашусь, что и эта цифра сильно занижена. И.А Бродский считал, в смысле говорил, что одного поэта на эпоху вполне хватит. Как интересен каламбур «считал – говорил» в данном контексте. Реальность, к счастью читателей, выдерживает значительное большее количество писателей, склонных к стихотворству. Поэтический портал Стихи. ру насчитывают около 800 тысяч авторов, и у них около 50 млн. произведений. Крайне трудно удержаться от улыбки при озвучивании этих цифр.
Эти мегатонны поэзии может хранить без катастрофических последствий для читателей только всемогущий интернет, вернее нанослои электронных монстров.
Слегка запыхавшись от прочитанного, мой читатель спросит – не многовато ли предисловий, куда же лежит наш путь? Отвечаю не задумываясь – к читателю.
Именно этот путь меня интересует, хочу знать какими дорогами и каким транспортом поэзия достигает конечного пункта под красивым и долгожданным названием «Читатель», в том числе «Слушатель». И все предыдущие рассуждения были аргументами в доказательстве, что стихотворение обречено на смерть, если оно не читается человеком. И только читающий спасает произведение от неминуемой гибели на стеллажах библиотек или в анналах интернета. И только заучивший наизусть текст обеспечивает жизнь стихотворению на срок существования памяти человека.
Обходим стороной произведения, написанные исключительно «в стол», обреченные на неизвестность или на любознательность потомков. Этому явлению есть объяснения, но оставим их для другой статьи.
В идеале, цель любого произведения – сделать мир лучше, а человека счастливее. Допускаю возможные интерпретации этой цели, а также злоупотребления с помощью этого искусства. Условимся: не обращать внимания на отступников.
Не зарываясь в глубины веков, не листая пыльные фолианты, вспомним прошлое на расстоянии вытянутой руки, т.е. жизни человеческой.
60-е годы. Эдуард Асадов с трагической черной повязкой на лице собирал полные залы Домов культуры, заводских и фабричных клубов. Связка поэт – читатель налицо.
70-е годы. Выступления в Политехническом музее. Пронзительные голоса Е. Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, А. Вознесенского, Р. Рождественского и других поэтов тонули в восторженных овациях. Тогда же маститые чтецы, М. Козаков и с ним другие на Маяковской площади готовы были до утра читать и читать. Истинная, материализовавшаяся поэзия - результат взаимотворчества поэта и читателя.
Книги, журналы, антологии, телепередачи более технологичный способ, позволяющий тираж, охват, с позволения сказать, многотысячной аудитории. Одного не хватает: нет сиюминутной реакции читателя, нет обратной связи. Текст идет туда, в народ, а оттуда – молчание, нередко воспринимаемое как согласие или одобрение, что привело и к такому оптимистичному выводу – поэзию любят все, ну или почти все.
Прошло время. Любители поэзии слегка одряхлели, любительницы вышли замуж, да и чтецы как-то незаметно притихли и поугасли пылом.
Еще прошло немного лет, появились компьютеры и интернет. Эта двоичная система обеспечила всех желающих не только дефицитной печатной машинкой, но собственными радиостанцией, телецентром, издательством и прочими необходимыми средствами производства поэзии в необычайных масштабах. Поэт стал больше, чем поэт. Только мертворожденных стихов стало еще больше. Поэтическая пандемия приобрела такой размах, что выжить смогли одиночки. Выжили стихи тех, кто пестовал свои произведения с ясельного возраста до зрелости. Вероятно, что кроме стихотворений, входящих в обязательную школьную программу и билеты ЕГЭ, никто ничего никогда не читал. Конечно были исключения, но на этих отклонившихся от общего образовательного курса свои поэтические таланты не реализуешь. Надо идти в народ. И пошли. Не только как поэты, но и как администраторы сайтов и порталов. Не жалея времени, не стремясь к недосягаемости, не причисляя себя к небожителям, стали общаться с читателем. Мгновенно, без экивоков, без аншлагов и антерприз. С каждым. Обсуждать, спорить, ругаться, не опасаясь потерять авторитет мэтра.
При этом уровень поэзии может быть и не соответствовал требованиям экспертов литинститута им. Горького, но удерживался на читательском плаву.
Такую деятельность я предлагаю называть «бетапоэзия». Бета, как вторая буква греческого алфавита означает, что в такого рода поэзии участвуют обязательно двое – поэт и читатель. Вдвоем эта узкая компания обеспечивает жизнеспособность стихов, выполняет функцию существования стихов как материальной и духовной силы общества. Технический прогресс не только продлевает век машин, навязывает бесчувственную среду для человечества, но, вопреки обязательному сглаживанию извилин мозга, ответственных за эмоции и чувства, развивает человека, как существо эмоционально богатое, как субъекта чувственно одаренного, приближает к идеалу человека будущего.
Бетапоэзия, как симбиоз творческой деятельности поэта и читателя, определяет поэзии надежное будущее, служит благодатным образом сочувственному восприятию произведений в стихотворной форме, расширяет пространство общения. Поэт и читатель становятся соавторами поэтического духовного продукта, что позволяет надеяться на лучший мир, на счастливые перспективы.
Поэзия рождается благодаря поэту, живет благодаря читателю.
Москва, март 2022г.
На фото:
Письмо С.А. Есенина в Литературный отдел Госиздата.
Источник - библиотека автора.
Сергей Есенин, собрание сочинений в двух томах.
Стихотворения, поэмы, проза, статьи, письма.
Москва, «Советская Россия», 1990, «Современник».
Тираж 7 000 000 экз.
т.2, стр. 350
Свидетельство о публикации №122032703523
С уважением.
Валери Кудряшов 14.09.2022 08:08 Заявить о нарушении
Максимов Игорь 14.09.2022 19:58 Заявить о нарушении