Шпаргалка - это искусство

     Шпаргалка (она же шпора) – носитель информации, используемый на экзаменах, зачетах, коллоквиумах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть и списать то, что следовало бы выучить. В более широком смысле, особенно в англоязычной среде, выражение «шпаргалка»  применяется к коротким, на одну-две страницы, справочным материалам, в частности, относящимся к математическим и химическим формулам, используемым в программировании командам, комбинациям клавиш и т. п.
     Были времена юности, были экзамены, были билеты с конкретными вопросами, на которые нужны были конкретные ответы. Готовились заранее – писали шпаргалки. Роль шпаргалок в учебном процессе сложно недооценить. Для одних маленькая скомканная бумажка стала предметом, с которым связана не одна забавная история. Другие, благодаря этому приспособлению, смогли сдать самый сложный в семестре экзамен, списав у самого строгого преподавателя. Для третьих сам факт наличия шпаргалки во внутреннем кармане пиджака является отличным подспорьем, вселяющим в первую очередь уверенность в собственных силах. У каждого, кто сидел на школьной, а позже – университетской скамье найдется, что рассказать о видах, формах шпаргалок, о том, как их правильно сделать, спрятать, списать.

Бомбы

—  Философия для людей, которым не особо хочется шевелить мозгами, но нравится приобщаться к высшему разуму, — заметил в виртуальном разговоре Александр*.
—  Логично. Спасибо. Себе прям законспектирую. Уважаю мужчин! Умные!!!
—  Мужчинам лень философию зубрить, но все как-то выкручиваются на хорошо и отлично. Зато женщинам сопромат легче даётся. А по философии – только конспекты, зубрёжка и шпаргалки... Стипендию получать все хотят.
—  У меня память дырявая. В университете на персом курсе мех-мата чуток шпорами пользовалась, а потом только бомбовоз и бомбы! Шедевр... Современные дети такого не знают. Мобилки... Зубрить не зубрили, но трудные темы досконально и последовательно разбирали (за что и получали пятёрки), а вытащить листок-бомбочку, дело техники.
—  У нас в группе одна девица даже сделала себе тройную юбочку, – вспоминает Александр, – нашила там специальный кармашек формата А4, куда и складывала заранее написанные ответы на билеты. Потом находила нужный и с невозмутимым видом хладнокровно списывала. Конечно, у пацанов рот был до ушей (но сочувствовали, ибо симпатичная была), когда она, выбрав удачный момент, поспешно начинала копаться в своих складочках. самое главное, чтобы преподы этого не видели. Но только по гуманитарным предметам она так плавала. А вот математика, физика, химия и прочее ей давались легко. Щёлкала задачки, как белочка.
—  Образование даётся не для того, чтобы всё в башке держать. А чтобы понять, где найти знания, когда надо. Бомба – это лист с готовым ответом, написанном вручную... Мы его только вытаскивали из-под юбочек из бомбовоза, аккуратного мешочка, внизу на пуговичках, вверху на пояске вокруг талии. И всё. Даже не списывали. Конечно, перед экзаменами была длительная подготовка, писали ответы на все вопросы, пополняя БД (базу данных) бомбовозика на конкретный экзамен...
—  Спасибо за ликбез. Бомба! Только на старости лет узнал, как называется то, что видел в далёкой юности... нет, бомбовозами не пользовался... эх!
—  Ах, вы ж мальчики в штанах! И, вообще, самые умные.

До чего дошёл прогресс – до невиданных чудес

    Тема шпаргалок – отдельная и интересная, прогресс касается всего, что существует в нашем мире, для всего есть причины возникновения или исчезновения.
    Когда я училась в школе, шпаргалками не пользовалась, учёба давалась легко, мне было интересно учиться, на уроках всё объясняли, долго закрепляли материал. Сложные домашние задания старалась разобрать, если было непонятно, обращалась к учителям за помощью. Мне нужно было понимание, как делать. В школе ребята списывали у меня домашние задания. Не дураки, умные ребята, просто они не заморачивались на домашних заданиях, но сдать их было надо...
    На выпускных экзаменах по истории в школе делала небольшую шпаргалку на важные даты, они забывались, на всякий случай, не пригодилось. На первом курсе делала мини-шпору в рукавчик по алгебре, там было пять самых страшных длинных теорем, доказательство которых невозможно было запомнить, но можно было хотя бы понять. Мы с подругой их разбирали. Преподаватель сказала, кто мне докажет одну из этих теорем, сразу пять. Мне таки попалась, шпаргалка пригодилась, я списала и объяснила. Пять получила.
    Объём информации сильно возрос в университете. Мозги уже ставили заглушку на объём информации и вопрос, а тебе это надо? При всё моём интересе к учёбе, если можно увильнуть, я увильну. К тому же есть ещё театр, кино. Это даже интереснее для нашей компании. Были дети, которые учили всё от и до, были случаи, когда от перенапряжения и переутомления они попадали в больницу. Некоторым пришлось бросить учиться.
    Система шпаргалок-бомб спасала наши мозги от возросшей нагрузки и лишней информации... В мои студгоды, 1982-1987 года, СССР, г.Одесса, была система бомб в среде девочек. Про мальчиков не задумывалась, как они списывали. Хотя на экзамене по геометрии, помню, у нас один в наглую просто списывал с книги, прошло... В наши годы были чёткие вопросы на экзамены, полноценные лекции от преподавателей (в которых были ответы на эти вопросы). Поэтому система бомб нам очень подходила. Писали подробные ответы, аккуратно систематизировали, складывали в бомбовоз по порядку номером. Времени тратили много. Но это было надёжно. Пока писали, что-то начинали понимать. У нас только одна девочка была с феноменальной памятью, она прокручивала в голове и выдавала, будто читая, текст.
    Вопреки распространенному мнению, что шпаргалками пользуются лентяи и двоечники, выходит так, что шпаргалки делают только старательные студенты. Потому что лентяи и двоечники не делают ничего.
    Современным студентам бомбы-шпаргалки не подойдут, совсем другая система обучения, где нет чёткости, конкретики, большинство преподавателей не дают такие лекции по которым можно учиться и отвечать на вопросы, со школьников и студентов требуют самим искать информацию, развиваться самостоятельно. Давая им саморазвития, редко направляют в нужное русло: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. А преподам – свободное время для личных нужд и денежное дополнение от самых ленивых студентов. Плюсы и минусы есть в каждой системе и современные дети легко подстраиваются под свою среду.
    Прогресс касается всего, что существует в нашем мире, и шпаргалки – не исключение. Возможно, новый миллениум человечество встретит с целым арсеналом новейших шпаргалок. Примеры: чистая сыворотка информации, которая встраивается в вашу нервную систему на генетическом уровне. Или, например, закодированный текст на эпидермисе вашей ладони, который расшифровывается у вас в голове с помощью кибер-имплантов. Удаленное чтение мыслей клонированного гения древности по узконаправленному лучу. И каждый тестируемый будет проходить тест Тьюринга, чтобы подтвердить, что он не андроид, отправленный на тест ленивым хозяином. Хотя это будет бесполезно, так как искусственный интеллект уже научится обходить любой тест-проверку.
    С другой стороны, все эти ухищрения будут абсолютно напрасны. Человечество так разовьет технологии связи и мысленного общения, что каждый человек будет двадцать четыре часа в сутки подключен к всей общности человечества. И какой смысл тестировать отдельного индивида, если он может спросить совета у сверх-сознания одним усилия мысли? В это время проведения теста в комнате, экранированной от мыслей других людей, станет настоящим наказанием. Страх остаться одному, без возможности спросить совета у других – станет основным страхом эпохи. И тут уже никакая шпаргалка не поможет.

Психолог

   Психолог. В студенческие годы был у нас небольшой курс психологии, даже не лекции, немного практики, точнее, ничего. Психолог всё наблюдал нас длительное время, тестировал, у местных бывал в семьях, записывал, подсчитывал, потом публиковал статьи в журнале… Он собирал статистический материал, на основании которого делал свои выводы. Похоже на рабочий компьютер. Каждый из нас немного такой психолог, на основании преобладающего информационного материала делаем выводы о ком-то, о чём-то. И верим этим своим выводам, даже, если сердце твердит порой обратное.

Удовлетворительно

    Оценка за обучение "удовлетворительно". Это значит, что государство удовлетворяют знания студента?


*Александр Савостьянов, proza.ru/avtor/17sad


Рецензии
Не думаю, что это на основе Вашего опыта. Наверное просто байки.
Это только песенка такая - от сессии до сессии... В моё время и в ВУЗе оказалась типа школьная система. Преподы и без экзаменов знали кто по-чём. А если тебе поставили автомат, то и без шпор сдал бы. А на работе вообще нет смысла чего-то не знать. Да и на аттестациях нет билетов. Вот космонавты, например, шпорами не пользуются, хотя у них на рабочем месте есть шпаргалки. Да и не только космонавты.
Но написано интересно, типа ностальгия.
Вас с праздником! Сегодня стали мы на целый год старей. Хоть это про днюху, но и про Новый Год тоже.

Филимонов Сергей Владимирович   04.01.2025 11:44     Заявить о нарушении
Всё правда. У нас на факультете среди девочек была такая культура сдачи экзаменов с "бомбовозами" (сшитыми сумочками с застёжками, которые надевали под юбочку), заполненные "бомбами" (тетрадные листы, вручную записанные ответы на вопросы билетов). Первую сессию первого курса ими ещё не пользовались, потом вошли в курс дела :)). Думаю, преподаватели знали эту систему. Иногда встанет экзаменатор около девушки, любуясь на её ножки, и не отходит, а она бомбу вытащить не может... Оценку всё равно хорошую поставил. Коллектив преподов хороший был, посвящение в студенты, день факультета (1 апреля) - декан на белом коне... Шикарно праздновали день факультета, три дня не учились, готовились за полгода заранее... Всё ушло. Все эти традиции ушли.

Рина Арчи   04.01.2025 23:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за поздравление.

Да, слишком много изменений свершилось за прошедшие года, всё стало по-другому.

Рина Арчи   05.01.2025 03:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →