Великие мастера портрета. Кипренский и Крамской
Великие русские мастера портрета: Орест Адамович Кипренский и Иван Николаевич Крамской
Заголовок на экране
19 век в России - золотой век развития литературы, архитектуры, искусства, живописи. Живопись развивается во всех стилях и жанрах. На смену сентиментализма, приходит романтизм, на смену романтизма реализм. Особенное богатство и разнообразие произведений мы находим в жанре портрета. И сегодня мы поговорим о русских живописцах, мастерах портрета Оресте Адамовиче Кипренском и Иване Николаевиче Крамском.
Орест Адамович Кипренский
(1782-1836)
Фото портрета
Орест Адамович Кипренский - крупнейший портретист первой трети 19 века. Его творчество развивалось в период русской истории, отмеченный такими событиями и вехами, как Отечественная война 1812 года, движение декабристов, жизнь и творчество А.С. Пушкина, правление Александра Первого и Николая Первого. Блестящий период, отмеченный развитием и достижениями культуры и искусства связан с патриотическим подъёмом российского народа.
Благодаря творчеству поэтов и писателей, таких как: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, начинается расцвет русской литературы.
В городах Российской империи создаются великолепные архитектурные ансамбли. Свои шедевры создают русские живописцы и скульпторы: О.А. Кипренский, С.Ф. Щедрин, В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, И.П. Мартос и многие другие.
Кипренский в глубоко поэтических портретах передал лучшие черты людей своей эпохи: взволнованность чувств, богатство внутреннего мира, героические, благородные стороны натуры, черты обаяния.
Кипренский родился 24 марта 1782 года в местечке близ Копорья Ораниенбаумского уезда под Петербургом, в имении помещика А.С. Дьяконова. Орест жил и воспитывался в семье крепостного Адама Швальбе, но по предположению был побочным сыном Дьяконова. Вольная была дана ему сразу при рождении, а фамилию изменили на выдуманную: Кипренский.
Шестилетнего мальчика помещик Дьяконов определил в петербургскую Академию художеств. Орест учился 15 лет, вначале в Воспитательном училище, затем в классе исторической живописи, где его руководителем и наставником был исторический живописец профессор Г.И. Угрюмов. Передовые веяния в мировой живописи проникали и в российскую Академию. В годы обучения Кипренского во главе её стояли высокообразованные художники-преподаватели: вице-президент П.П. Чекалевский, конференц-секретарь А.Ф. Лабзин, чуткий воспитатель и опытный педагог К.И. Головачевский.
Академия прививала своим воспитанникам профессиональное мастерство в области рисунка, композиции. Основной, ведущей считалась историческая живопись. Но Кипренского с ранних лет влекло к портрету, он посещал классы и портретной живописи.
В 1803 году Кипренский окончил Академию, получил аттестат первой степени и шпагу, которыми награждали лучших учеников, но не был удостоен за свою программу золотой медали. Золотая медаль давала ученикам право на заграничное пенсионное образование за счёт Академии художеств.
Видя талант Кипренского, академическое начальство продлило ему срок пребывания в академии, чтобы дать возможность ещё раз участвовать в конкурсе на золотую медаль. В 1805 году Кипренский исполнил историческое полотно "Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем". Утверждение советом академии темы из отечественной истории говорит о патриотических настроениях в российском обществе перед Отечественной войной 1812 года. Совет Академии художеств присудил Кипренскому за эту картину большую золотую медаль. Однако в Европе шли наполеоновские войны и Кипренский не смог уехать в заграничную поездку для дальнейшего обучения. Поездку он сможет осуществить лишь в 1816 году.
Несмотря на успех исторической картины, Кипренский решил посвятить себя портретной живописи. Ещё в 1804 году на выставке в Академии художеств он выставил портрет своего названого отца Адама Швальбе.
Фото портрета Адама Швальбе
Портрет привлёк внимание преподавателей и зрителей. Он был исполнен в духе романтического направления, которое развивалось в живописи первой трети 19 века. В крепком седом старике художник изобразил мощь и волю к жизни. Портрет написан в тёплых тонах, широким, свободным мазком, построен на контрастах света и тени. В живописи этого портрета чувствуется увлечение Рубенсом и Рембрантом, стремление по-своему претворить их художественные приёмы.
Так как Кипренский не мог выехать за границу, то его оставили пенсионером при академии. По заданию президента он делал рисунки с картин Рафаэля, Рубенса, Корреджо, Бароччио для гравирования, блестяще исполнил копию с портрета антверпенского бургомистра работы Ван Дейка.
Фото Автопортрета 1809 г.
К ранним его живописным произведениям принадлежит автопортрет, написанный около 1809 года. Кипренский изобразил себя подчёркнуто интимно, но одновременно и вдохновенно-приподнято, в состоянии творческого порыва. Художник в халате, волосы спутаны, за ухом кисти. Голова рельефно выступает на фоне тёмно-зелёной драпировки, и внимание зрителя привлекает сосредоточенный и полный горения взгляд. Сильное боковое освещение создаёт контрасты света и тени, живописную игру золотистых пятен на смуглом лице, оливковом халате. Всё это рождает ощущение внутреннего движения, изменчивости, взволнованности. Такое впечатление создаёт и энергичная, смелая манера письма. В портрете передана страстная, кипучая натура художника-артиста.
Фото портрета мальчика Челищева
Кипренский изображал людей в исключительные моменты, в минуты подъёма душевных сил. Принципы романтической живописи нашли своё яркое воплощение в портрете мальчика Челищева, написанного тоже около 1809 года. Особая эмоциональность образа создаётся здесь всем строем произведения, колоритом, яркими, насыщенными, чистыми тонами красного, синего, белого в одежде. Сильно освещённое лицо выделяется на тёмном фоне и живёт напряжённой жизнью, огромные глаза смотрят несколько вопросительно, как бы вбирая в себя впечатления окружающего. Мальчик Челищев представитель пылкого юного поколения Пети Ростова из романа-эпопеи Л.Н. Толстого, исполненного патриотизма и любви к России.
С 1809 года художник живёт и работает в Москве. Посещая московский дом графа Ф.В. Ростопчина, Кипренский пишет портрет его жены Екатерины Петровны Ростопчиной, один из самых поэтических образов созданных Кипренским.
Фото портрета Е.П. Ростопчиной
Он передал лучшее, что увидел в Ростопчиной. В основе портрета представление художника о прекрасном человеке. Но портрет создан как обобщение типичных черт своих современников. Её образ внутренне созвучен пушкинской Татьяне Лариной из "Евгения Онегина".
Фрагмент видео о портрете Ростопчиной
Фото портрета Е.В. Давыдова
В этом же 1809 году художник исполнил портрет Евграфа Давыдова, в котором с такой силой воплощено горение чувств, героический дух людей эпохи борьбы с Наполеоном. Евграф Владимирович Давыдов лейб-гусарский полковник, брат поэта партизана Дениса Давыдова, участник и герой Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов.
На портрете он стоит свободно и непринуждённо, опираясь на садовую балюстраду, положив руку на эфес сабли. В его лице отвага и мужественность. При всём блеске и парадности внешнего блика в лице Давыдова есть задумчивость, мечтательность, даже задушевность. Это человек, готовый совершить подвиг и способный к ярким человеческим чувствам.
В 1812-1814 годах Кипренский работает над серией карандашных портретов российских офицеров, военных, участников войн с Наполеоном. Если портреты в Эрмитаже живописца Доу парадны, торжественны и романтичны, то работы Кипренского интимны, лиричны и в хорошем смысле по-человечески просты. Художник изображает портреты: Ефима Игнатьевича Чаплица, Алексея Романовича Томилова, Петра Алексеевича Оленина и многих других.
В этот же период Кипренский создаёт карандашные портреты крестьянских детей, исполненные с большой проникновенностью.
Фото портрета девочки-калмычки Баяусты
Красными и чёрными пастельными карандашами, широким жирным штрихом сделан портрет Баяусты, девочки-калмычки, жившей в семье А.Н. Оленина. Милое, улыбающееся лицо девочки светится лукавым задором, вся она добрая, живая и подвижная.
В 1815 году Академия художеств одобрила труды Кипренского представленные им на соискание и присудила ему звание академика. В этот период он дружит с художниками, скульпторами, писателями и рисует в карандаше их портреты: И.А. Крылова, слепого поэта И.И. Козлова, К.Н. Батюшкова, скульптора В.И. Демут-Малиновского, П.А. Вяземского и конечно живописный портрет В.А. Жуковского.
Фрагмент видео о портрете Жуковского
В шутливом стихотворении Батюшков передаёт атмосферу в этом кругу представителей русского искусства:
"...Меж тем как замечает
Кипренский лица их
И кистию чудесной,
С беспечностью прелестной,
Вандиков ученик,
В один крылатый миг
Он пишет их портреты..."
В 1816 году Кипренский, наконец, уезжает в Италию, которая уже давно влекла к себе его воображение. В Италии он покорён искусством Рафаэля. Кипренский ставит его выше всех художников и стремится овладеть его совершенной, гармоничной формой, которую находит у старых мастеров. Однако отрыв от родной русской почвы тяжело сказался на творчестве Кипренского. В большинстве произведений этого периода нет подлинной глубины, горячей взволнованности чувств, отличавших его работы на Родине.
Фото портрета С.С. Щербатовой
Однако карандашный портрет княгини Софьи Степановны Щербатовой, исполненный в 1819 году, одно из самых совершенных созданий Кипренского. Художник продолжает линию поэтических женских портретов. Кипренский нарисовал её в Риме, когда она путешествовала со своим мужем князем А.Г. Щербатовым, героем и участником Отечественной войны 1812 года. Её портрет, как и портрет графини Ростопчиной - женские образы поэзии А.С. Пушкина. Они словно иллюстрации к роману "Евгений Онегин".
В 1827 году А.С. Пушкин возвращается в Петербург после длительной южной ссылки. Он встретился со своим лучшим другом поэтом А.А. Дельвигом. Дельвиг и заказал Кипренскому портрет. Кипренский и Пушкин встретились в доме Шереметева на Фонтанке и сразу же начали сотрудничать и работать. Запечатлев вдохновенные черты Пушкина, Кипренский создал портрет-памятник. Образ поэта строг и величав. Спокойна и сдержанна поза. Руки сложены на груди. В лёгком повороте головы присутствует внутреннее движение. На благородном лице тень грусти. В ясном взгляде голубых глаз творческая озарённость, вдохновение. На заднем плане скульптурка божества поэзии и искусства.
Портрет отвечает эстетическим требованиям самого поэта: "Прекрасное должно быть величаво, в - нём всё исполнено строгой гармонии и в то же время взволнованной внутренней жизни". Сам Пушкин высоко ценил портрет. После смерти Дельвига в 1831 году он купил его у его вдовы. Портрет висел в доме поэта, в его гостиной.
Портрет Пушкина стал замечательным творческим достижением Кипренского.
Фрагмент видео о портрете Пушкина
Жизнь Кипренского последних лет в Италии, в Риме, омрачена лишениями и болезнями. Он мечтал вернуться в Россию, но простудившись, заболел и умер в Риме 5 октября 1836 года.
Творчество Ореста Адамовича Кипренского занимает значительное и важное место в русской живописи, является отражением целого периода русской культуры. Художник развивал линию интимного портрета, обращаясь к внутреннему миру человека. Прославил русскую портретную живопись на весь мир.
Иван Николаевич Крамской
(1837-1887)
Фото портрета
Одним из крупнейших продолжателей портретных традиций О.А. Кипренского во второй половине 19 века был Иван Николаевич Крамской. Он принадлежит к тем замечательным деятелям русской культуры, произведения которых навсегда входят в духовную жизнь человека, сопровождая его с юношеских лет до старости.
Портреты Крамского - удивительные по психологической глубине, правдивости, по мастерству раскрытия наиболее существенных и значительных сторон человеческой личности. Большой историко-художественный интерес представляет его галерея портретов деятелей русской культуры и науки, являющихся гордостью российского народа. Портреты Л.Н. Толстого Н.А. Некрасова, П.М. Третьякова, С.П. Боткина, М.Е. Салтыкова-Щедрина известны всем.
Фрагмент видео о портрете М.Е. Салтыкова-Щедрина
Другой цикл портретов Крамского - представители простого русского народа, крестьянства: "Полесовщик", "Мина Моисеев", "Крестьянин с уздечкой".
Портрет крестьянина "Мина Моисеев"
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня небольшого уездного городка Острогожска Воронежской губернии. В 12 лет потерял отца.
В 1857 году он приезжает в Петербург, чтобы осуществить сою мечту поступить в Академию художеств. Крамской начинает систематические упражнения в рисовании с гипса. Рисунок с головы Лаокоона, поданный им в Совет Академии, принят одобрительно.
Осенью 1857 года Крамского зачисляют в Академию под руководство профессора А.Т. Маркова. Во время обучения, за знание анатомии человеческого тела Крамской получает серебряную медаль. За первую работу маслом "Смертельно раненный Ленский" он получает вторую серебряную медаль.
Образ пушкинского героя далёк от литературного прообраза. Он похож на современника художника конца 50-х годов.
В 1861 году Крамской заканчивает академические классы и получает право на соискание золотой медали картины на тему "Поход Олега на Царьград". Картина осталась незаконченной. Однако в 1862-1863 годах на академической выставке она всё же была показана, но золотую медаль Крамской получил за произведение "Моисей источает воду из скалы", представленное на той же выставке.
Вне стен Академии в начале 60-х годов Крамской сделал немало портретов своих товарищей по Академии и близких ему людей. В портретах он выступил новатором, используя технику соуса, мало известную для России, в это время. Соус был "мокрым" и "сухим", его основу составляла прессованная сажа. "Мокрым" писали кистью, "сухим" рисовали как карандашом или углем. Крамской в технике соуса создаёт портреты В.П. Крейтана, художников П.П. Чистякова и Г.Г. Мясоедова.
Фрагмент видео "Дом передвижников"
Да, в начале 60-х годов Крамской становится лидером молодых художников, демократично настроенных против формального преподавания в Академии художеств и против правила ограничивать приём представителей всех сословий. Это событие получило название "бунта 14-ти". Но главное, что новое движение во главе с Крамским выступало за широкое изображение российской действительности, за "уход в народ" художников, за изображение крестьян, мещан, а не только дворян и аристократов. Что для настоящего художника не имеет значения, из какого сословия человек. Эту идею начал воплощать в своём творчестве ещё Орест Адамович Кипренский. Из "бунта 14-ти" возникнет петербургская "Артель художников". Известное в дальнейшем как движение "Художников-передвижников" с передвижными выставками их картин по всей России, возглавляемое И.Н. Крамским. После смерти Крамского его заменит И.Е. Репин.
Фото портрета П.М. Третьякова
В 1869 году "за искусство и отличные познания в живописи портретной" Крамскому присвоено звание академика. В этом же году происходит знакомство Крамского с Павлом Михайловичем Третьяковым, который только начал собирать коллекцию живописи своей будущей галереи. По его заказу Крамской пишет свои лучшие портреты великих людей: И. Гончарова, В. Григоровича, А. Суворина, В. Соловьёва, В. Перова, А. Литовченко, Я. Полонского, П. Мельникова-Печерского, С. Аксакова, Ф. Васильева, М. Антокольского, М. Клодта, Е. Репина, продолжая этот цикл. В 1873 году Крамской пишет два портрета Л.Н. Толстого. Один для семьи писателя, другой для П.М. Третьякова.
Фото портрета Л.Н. Толстого
О своей работе над портретом великого писателя Крамской напишет в своём дневнике: "Я перед собой видел в первый раз редкое явление: развитие, культуру и цельный характер.
Фото портрета И.И. Шишкина
Летом этого же года Крамской создаёт портрет великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина, изображая его среди знакомой нам природы его картин.
В конце жизни Крамской создал две свои знаменитые картины "Неизвестная", 1883 г. и "Неутешное горе", 1884 г.
Фото портрета "Неизвестная"
"Неизвестная" это многокрасочный, сияющий портрет. Перед нами прекрасная женщина: в переливчатом блеске бархата, мягком ворсе меха, в атласного блеска лентах и в золотых браслетах. У неё гибкое тело, матово-сияющая здоровая кожа, пышные волосы, выбивающиеся из причёски тугими завитками. Но особого внимания заслуживают её глаза: огромные, полуприкрытые длинными, пушистыми ресницами, они сверкают, как звёзды, и в их блеске чудится зрителю блеск непролитых слёз.
На картине героиня романов Ф.М. Достоевского, Настасья Филипповна из "Идиота" и одновременно будущая прекрасная незнакомка стихотворений А.А. Блока.
Фрагмент видео о "Неизвестной"
Фото картины "Неутешное горе"
Картина "Неутешное горе", задуманная под впечатлением смерти любимого сына, отняла у Крамского много сил.
Образ замкнувшейся в своём страдании матери (её прототипом стала супруга И.Н. Крамского Софья Николаевна Крамская) полон особой значительности, душевной стойкости, благородства. Её фигура в строгом чёрном платье отчётливо выделяется в пространстве комнаты, контрастируя с мастерски написанными цветами, светло-розовым ковром, картинами в позолоченных рамах. Всё здесь просто и правдиво; каждая деталь глубоко продумана художником; колорит, по сравнению с аскетически сдержанной гаммой его прежних работ, отличается большей цветовой насыщенностью.
В картине "Неутешное горе" нашёл своё отражение новый этап в развитии русского искусства, связанный с возрастанием интереса к внутренним переживаниям простого человека, к его душевному состоянию. Умение поднять до высокого искусства взятую из повседневной жизни тему и составляет замечательную особенность таланта Крамского.
Тяжело больной, обременённый многочисленными официальными заказами, которые он вынужден был выполнять для содержания большой семьи, Крамской теряет последние силы. Во время работы над портретом известного доктора К.А. Раухфуса он внезапно наклонился и упал. Подбежавший Раухфус хотел оказать помощь, но художник умер мгновенно. Это случилось 6 апреля 1887 года. Ивану Николаевичу не было и 50-ти лет.
Его внезапный уход из жизни стал трагическим шоком для всей России. В печати сообщалось, что Крамской умер, как солдат в бою за правое, Божие дело, с оружием в руке, с кистью художника.
Иван Николаевич Крамской изменил русскую жанровую и портретную живопись. Своим творчеством и деятельностью основателя и лидера движения "Художников Передвижников" живопись стала свободной, доступной, всем понятной, реалистичной и живой.
Великие мастера, гении и новаторы русского портрета Орест Адамович Кипренский и Иван Николаевич Крамской навсегда остались в истории русского изобразительного искусства. Прославили его на весь мир. Их имена известны с раннего детства всем. Их будут помнить всегда.
Список литературы:
1. Гольштейн, С.Н. И.Н. Крамской. - М.: "Искусство", 1964. - 440 с.
2. Курочкина, Т.И., Иван Николаевич Крамской. - М.: Изобраз. Искусство, 1980. - 208 с.
3. Самин, Д.К., 100 великих художников. - М.: Вече, 2004. - 480 с. (100 великих).
4. Турчин, В.С. Орест Кипренский (К 200-летию со дня рождения). - М.: Знание, 1982. - 48 с.
5. Чижикова, Е.Н. Орест Адамович Кипренский. - М.: Художник РСФСР, 1965. - 52 с.
Видео:
1. История одного шедевра: О.А. Кипренский "Портрет Е.П. Ростопчиной" (ведущий В.В. Татарский);
2. История одного шедевра: О.А. Кипренский "Портрет В.А. Жуковского" (ведущий В.В. Татарский);
3. История одного шедевра: О.А. Кипренский "Портрет А.С. Пушкина" (ведущий В.В. Татарский);
4. Документальный фильм "Дом передвижников" (ведущий В.В. Татарский);
5. История одного шедевра: И.Н. Крамской "Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина" (ведущий В.В. Татарский);
6. История одного шедевра: И.Н. Крамской "Неизвестная" (ведущий В.В. Татарский).
Составитель: Артём Белозёров
Март 2022 года
Свидетельство о публикации №122032405036