Единая этика с ИИ. ч. 13. Сообщения 642 - 663
http://russolit.ru/books/download/item/4276/
Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/eail/paie/
------------------------------------
Часть 13. Сообщения №№ 642 - 663
Въедливый. Дата: Пятница, 2021-01-08, 10:45 AM | С. № 642
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Похоже, корень нашего разнопонимания проблемы начал проявляться. Обозначим полюса.
Цитата Виталий Иванов ( )
«А вот предложить философию этики отношений «субъектов будущего» на равноправных основах, - возможно.»
Значит, Вы предлагаете философию этики субъектов будущего, как размышлений (учения) о вселенском предназначении (этике) биологических и небиологических мыслящих субъектов, имеющих, априори, волю и целеполагание. В общем, естественно для философа, долго занимавшегося проблемами человеческой этики с оригинальными трудами и подходом к субъектной сущности, и желающего расширить и обобщить разработанные мировоззренческие понятия этичности в том числе и на не биологическую субъектность. Как я понимаю, Ваши намерения в данной теме здесь:
Цитата Виталий Иванов ( )
«Я исхожу из того, что сознание, разум ИИ, будет выше человеческого, основываться на человеческом и включать в себя наметки этики человеческой, развивая ее полномасштабно.»
Достойно отдельной, высоко профессиональной философской темы.
Иной подход, прагматичный на мой взгляд по отношению к достигнутому уровню цивилизации, содержится в начальном сообщении темы, повторяющемся на каждой странице:
Цитата Въедливый ( )
«Развитие сущей человеческой цивилизации достигло такого уровня, когда могут возникнуть направления социальной эволюции, которые можно назвать «неосоциогенезом»:
- «Трансчеловечество» - результат направленных изменений «человека разумного» путём использования технологий генной инженерии;
- «Постчеловечество» - интеграция системы организма «человек разумный» с неорганическими компонентами нано-, микро-, макромасштабов;
- «Альтчеловечество» - создание искусственных систем, обладающих свойствами самосознания, самоотражения и саморазвития как минимум на сопоставимом с «человеком разумным» (Разум) и человеческими сообществами (Разуморум) уровне без использования биогенных элементов, то есть результат развития того, что сейчас называется ИИ.»
И всё это «субъективирующие» технологии, ныне (2017-2019 гг.) проходящие зону бифуркации в развитии человечества.
Вот ради желательного для человечества направления развития в этой зоне бифуркации (настоятельная общественная необходимость!) и предназначается, на мой взгляд, обсуждаемая здесь прагматичная Этика взаимодействия субъектов будущего из неосоциогенеза, представляющих «субъективирующие» технологии и порождаемых теми субъектов-сотрудников (в том числе ИИ) в развитии именно человеческой цивилизации, как космического хозяина Земли.
Можно найти между этими подходами нечто общее, чтобы в общефилософском потоке размышлений не упустить настоятельную (прагматичную) общественную необходимость?
Виталий Иванов. Дата: Пятница, 2021-01-08, 11:49 AM | С. № 643
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Александр
Какая разница, биологический разум или небиологический? Этика подразумевает равноправные отношения. А не «хозяин и исполнитель», «роботовладелец и робот», «программист и компьютер».
Вы назвали свою тему «Этикой субъектов будущего». Я уже приводил в начале своих размышлений выдержку из словарей. Посмотрите сами, что люди, а других «субъектов» по-вашему еще нет, называют «этикой».
Под этикой понимаются отношения между субъектами – не экономические, политические и социальные, а раскрывающие понятия «любовь», «альтруизм», «смысл жизни», «зло и добро» и т.д. Именно об этом я говорю. Именно об Этике!
Снимите из названия темы слово «этика», и тогда, действительно, некоторые из моих постов, возможно, будут не к месту. А сейчас они ВСЕ по заявленной вами теме.
Не вижу противоречий.
Почему-то их видите вы.
Я ваши идеи не критикую. Более того, не раз говорил, что в целом с вами согласен. Но эти идеи являются только частью вопросов этических. А я разбираю их в комплексе.
Поэтому либо измените название темы, либо не предлагайте мне высказываться именно что по ней. И к вашей части проблем, которыми вы наиболее озабочены, мы подойдем, и – тем быстрее, чем меньше будем отвлекаться на непродуктивные разборки между собой. Которые лично мне не нужны совершенно. И не представляют круг моих интересов. В том числе, и этических)
Въедливый. Дата: Пятница, 2021-01-08, 1:55 PM | С. № 644
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Цитата Виталий Иванов ( )
«Под этикой понимаются отношения между субъектами – не экономические, политические и социальные, а раскрывающие понятия «любовь», «альтруизм», «смысл жизни», «зло и добро» и т.д. Именно об этом я говорю. Именно об Этике!»
Как сражаются философы за кристальную чистоту термина «этика»! Для человечества составляющие этот термин понятия действительно выстраданы!
Но для ИИ, техногенного разума с признаками субъектности в сфере неосоциогенеза? Перечисленные выше понятия - это о чём?
А ведь взаимодействие таких субъектов будущего между собой и, в том числе, с человеком, неизбежно, и его правила-понятия, условно «морально-нравственные» (пока), необходимы. Получается (как утверждает Виталий), что называть их «этикой» без натяжки и сопутствующих пространных философских обоснований нельзя. Выходит, нужен другой термин для этой проблемы? Женского рода?
Например, СУБЭтика (СУбъектов Будущего Этика) - как бы подчёркивает, что человеческая этика всё-таки выше! или
СУБЭВЗА (СУбъектов Будущего Этика ВЗАимоотношений) или
БУСУЭВЗА (БУдущих СУбъектов Этика Взаимоотношений) или
................... (к фантазиям по термину)
С улыбкой на примеры, появившиеся в связи с предложением изменить название темы. Пока не готов.
Но может быть, действительно надо изобретать другой термин для новой цивилизационной проблемы? Ведь речено: «Не вливайте новое вино в старые мехи». Разве не подходит к этому случаю?
Виталий Иванов. Дата: Пятница, 2021-01-08, 3:41 PM | С. № 645
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Александр
Я не случайно говорю о «Единой этике». Для всех разумных субъектов.
А когда начинают делить, для одних одна этика, например, для богатых, а для бедных другая. Ну, и так далее, для людей одна, для ИИ же своя. Мне такие «этики» не интересны.
Именно это и будет Ошибкой, ведущей наш мир к Апокалипсису.
Танец. Дата: Пятница, 2021-01-08, 5:43 PM | С. № 646
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Виталий, в наше время нет единого понимания «этики». Зато есть нормативная, прикладная, и в каждой группе много видов и подвидов... Как вы хотите донести ваше понимание Общей этики до людей? И почему думаете, что именно ваше понимание будет принято если не большинством, то влиятельным (на общее представление) меньшинством? Может быть, хотите создать в Википедии публикацию или исправить имеющуюся - тут, например?
А ещё есть статья в той же Википедии
Этика ИИ
Вы её читали, или неинтересно?
Въедливый. Дата: Пятница, 2021-01-08, 5:59 PM | С. № 647
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
«Этики» для богатых и бедных - это из другой «оперы», о социальной справедливости. Не пример.
Что касается «Единой этики» для всех разумных субъектов, то мы уже ранее обсуждали, что в этой концепции главным является космизм, выражаемый в единой цели всех разумных систем - совершенствование Вселенной, но Кто или Что будет судить о соответствии действий субъектов для этой цели, неизвестно. Это, как «философский камень» - хорошо бы заполучить, да не существует, увы. Получается оксюморон: невозможное, как цель. Соединять этой целью этику людей (уже есть) и этику разумных субъектов (общественная необходимость иметь) под «Единой этикой» представляется утопичным (оговорюсь, чтобы не было недоразумений, лично мне представляется, на данном этапе цивилизации).
А вот уже предлагавшийся термин «Общая этика» не исключает такого соединения, но в планетарном масштабе и на реально представляемое наукой будущее, что будет эквивалентно термину в Сообщении № 644 - СУБЭтика (СУбъектов Будущего Этика).
Может быть, всё-таки лучше начинать с благоденствия Земли при Общей этике (Субэтике) (это обозримо нынешнему Разуморуму землян), а не на всю Вселенную сразу замахиваться с «Единой этикой» (пока это непредставляемо)?
Виталий Иванов. Дата: Пятница, 2021-01-08, 8:54 PM | С. № 648
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Александр
Вы либо не читаете мои посты, либо принципиально не хотите понять. Или не можете. И ждете, пока я начну повторять ваши слова.
Так у нас ничего не получится.
Я, конечно, в любом случае, буду использовать свои тексты, но я могу делать это и в другом месте, а не тратить напрасно время на пререкания. Мне это не нужно.
Въедливый. Дата: Пятница, 2021-01-08, 9:11 PM | С. № 649
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Виталий,
если Вам не нравится дискуссия со мной, выбирайте сами. Я действительно критично отношусь к Вашим аксиоматичным текстам. По идее, это должно бы Вам помогать всё лучше аргументировать свои утверждения, а не напрягать терпение уверенного в себе мэтра. Так тема превращается в пикировочный дуэт, а это её обедняет. Высказывайте всё, что у Вас накоплено, а я помолчу, буду выкладывать только информацию, какую найду, безотносительно к Вашим постам..
Въедливый. Дата: Пятница, 2021-01-08, 11:01 PM | С. № 650
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Цитата Танец ( )
«А ещё есть статья в той же Википедии
Этика ИИ
Вы её читали, или неинтересно?»
Из статьи в Википедии:
«Этика искусственного интеллекта является частью этики технологий»
«26 июня Группа высокоуровневых экспертов Европейской комиссии по искусственному интеллекту (AI HLEG) опубликовала свои «Рекомендации по политике и инвестициям в области надежного искусственного интеллекта».
Это второй документ AI HLEG, который вышел вслед за публикацией в апреле 2019 г. «Руководства по этике для надежного AI». Новые рекомендации касаются четырёх основных областей: люди и общество в целом, частный сектор, государственный сектор, а также исследования и наука. Рекомендации HLEG отражают понимание как возможностей для технологий искусственного интеллекта стимулировать экономический рост, процветание и инновации, так и потенциальных рисков. Европейского Союза имеет амбиции возглавить разработку политик, регулирующих ИИ во всем мире. Однако, если Европа не ускорит развертывание и внедрение и не создаст производственные, исследовательские и опытно-конструкторские мощности, её возможности для этого будут ограничены [25].»
«В течение последнего десятилетия проводились интенсивные исследования в области самообучаемой автономности с назначаемой моральной ответственностью. «Результаты могут быть использованы при разработке будущих военных роботов для контролирования нежелательных тенденций возложения ответственности на роботов»[50]. С точки зрения консеквенциализма есть вероятность, что роботы будут развивать способности принимать свои собственные логические решения о том, кого убивать, и поэтому необходимы моральные ограничения, которые ИИ не сможет обойти [51].»
«В Кембриджском университете они создали Центр изучения экзистенциального риска (англ.)русск. в надежде избежать угрозы человеческому существованию.»
Вернор Виндж предположил, что может наступить момент, когда некоторые компьютеры станут умнее людей, назвав этот явление сингулярностью[66]. Он предполагает, что это может быть частично или даже очень опасно для человека[67]. Научно-исследовательский институт машинного интеллекта высказал предположение о необходимости создания «Дружественного ИИ», имея ввиду, что прогресс, который уже происходит с ИИ, должен также включать усилия, направленные на создание более дружелюбного и гуманного ИИ.»
«существует одна технология, которая действительно может привести к роботам с моральными способностями. В статье о приобретении моральных ценностей роботами Найеф Аль-Родхан (англ.) русск. упоминает случай нейроморфных (англ.)русск. чипов, которые стремятся обрабатывать информацию аналогично людям, нелинейно и с миллионами взаимосвязанных искусственных нейронов[68]. Роботы со встроенной нейроморфной технологией могут изучать и развивать знания уникальным образом. Это неизбежно поднимает вопрос об окружающей среде, в которой такие роботы познают мир и мораль которого они унаследуют, или если они в конечном итоге также разовьют человеческие «слабости»: эгоизм, отношение к выживанию, колебания и т. д.»
«В «Моральные машины: обучение роботов правильному через неправильное»[69] Уэнделл Уоллах и Колин Аллен делают вывод, что попытки научить роботов поступать правильно через неправильно могут продвинуть понимание человеческой этики, мотивируя людей на устранение пробелов в современной нормативной теории и предоставляя платформу для экспериментального исследования.»
«Многие исследователи утверждают, что в результате «интеллектуального взрыва», произошедшего где-то в XXI веке, самосовершенствующийся ИИ может стать настолько мощнее людей, что мы не сможем помешать ему достичь своих целей[72]. В своей статье «Этические проблемы в продвинутом искусственном интеллекте» философ Ник Бостром утверждает, что искусственный интеллект способен вызвать вымирание человека. Он утверждает, что общий сверхразум способен на самостоятельную инициативу и на создание собственных планов, и поэтому его более целесообразно рассматривать как автономного агента. Поскольку искусственный интеллект не обязан разделять человеческие мотивации, разработчики супер-интеллекта (англ.)русск. должны были бы заложить его первоначальную мотивацию.»
От Въедливого:
В процессе чтения статьи возникли формулировки ещё двух Заповедей Этики субъектов будущего, с учётом также предыдущей дискуссии:
Заповедь 2
Уважение другого интеллекта при взаимодействии означает обязанность выслушать и выразить понимание в кодах, понятных другому интеллекту. (аналог уважения достоинства человека)
Заповедь 3
Не следует демонстрировать другому интеллекту абсолютной уверенности по способу решения проблемы, чтобы оставить тому возможность бесконфликтно оказать своё влияние, могущее оказаться полезным для решающего интеллекта. (аналог уважения другого мнения при общении людей)
Представляется, что подобным образом можно обобщать в Общей этике (Субэтике) субъектов будущего уже выработанные коренные положения этичного взаимодействия людей.
Виталий Иванов. Дата: Пятница, 2021-01-08, 11:18 PM | С. № 651
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Цитата Танец ( )
«Как вы хотите донести ваше понимание Общей этики до людей? И почему думаете, что именно ваше понимание будет принято если не большинством, то влиятельным (на общее представление) меньшинством?»
Александр
Я ничего никому не навязываю. Ни на что не рассчитываю. Просто излагаю свои взгляды. Ничего больше. Если кто-нибудь однажды найдет в них что-то полезное, даже и после смерти моей, буду рад. )
Ну, а нет, значит, нет.
У меня комплексная философская система, непротиворечащая ничему из человеческих мировоззрений и достижений науки. Менять свои взгляды мне в любом случае уже поздно, под кого-то подстраиваться не вижу необходимости. Это не дает Разуму ничего.)
Хорошо, я продолжу свои размышления применительно к заявленному названию темы.
Цитата Танец ( )
«Может быть, хотите создать в Википедии публикацию или исправить имеющуюся - тут, например?»
Именно из этого места Википедии я приводил вам цитаты. Не помните?
Цитата Танец ( )
«А ещё есть статья в той же Википедии
Этика ИИ
Вы её читали, или неинтересно?»
Да, я посмотрел. Ничего принципиально нового не обнаружил.
Виталий Иванов. Дата: Суббота, 2021-01-09, 11:35 AM | С. № 652
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Продолжу рассмотрение тезисов «Мировоззрения» в аспекте заявленной темы.
34. О бессмертии.
Тому, что возникало и умирало бесконечное число раз, не страшна еще одна смерть. Бессмертие - в делах наших. Оставь - и останешься.
Мы развиваем, дополняем единую сферу качеств и умираем вместе с нашей Вселенной. Надо собирать и хранить всю получаемую и создаваемую информацию, тогда когда-нибудь окажется возможным «воскрешение мёртвых». Бессмертие духа - в нашей Вселенной, Боге, ГИС. В Боге будем жить вечно.
---------------
Создание ИИ как раз и позволяет уже с большей надеждой и конкретно говорить о бессмертии.
Во-первых, что такое бессмертие. Вполне очевидно, о нем можно говорить только во временных рамках нашей Вселенной. Еще раз напомню, под «нашей Вселенной» имею в виду ОГРАНИЧЕННУЮ, однако же расширяющуюся и развивающуюся квоту материи, ограничивающуюся по пределам влияния своих высших взаимосвязей, а именно в настоящий момент – разумных человеческих взаимосвязей. Повторюсь (!) это наша всё расширяющаяся ойкумена – освоенная часть мира, древние её тоже называли Вселенной.
Так вот, «бессмертие» возможно и будет осуществлено в нашей Вселенной, в её пределах, временных и пространственных.
Говорить о бессмертии Разума, создаваемого цивилизацией, в бесконечной, вечной, слабоструктурированной вселенной бессмысленно.
Поэтому наш Разум, со всеми его субъектами – людьми, ИИ заинтересован в максимально длительной жизни нашей Вселенной. Это вполне очевидно.
Следовательно, все заинтересованы в исключении катастрофической Ошибки, ведущей к всеобщему разрушению, Апокалипсису, возвращающему высокоразвитые структуры с высокоразвитыми субъектами к первоначальному слабоструктурированному состоянию.
Повторюсь. Гарантией от Ошибки, на мой взгляд, является – множественность и соразмерность структур и субъектов, ИС.
Так вот. Что такое бессмертие в нашей Вселенной? Каковым возможно оно?
Совершенно очевидно, что в мире материальном всё течет, всё меняется. И даже объекты, тела самой прочной структуры не могут сохраняться неограниченно долго. Тем более, сложные динамичные, живые структуры. «Настоящее» материального мира не может раз навсегда задержать лицо своё между «прошлым» и «будущим», не меняя и их.
Другое дело, мир идеальный – понятий, восприятий и представлений. В нем понятие «времени» не является ограничением. По сути, очерчивая границы возможного, в пределе, теоретически, можно восстановить и сохранять картинки настоящего с любым, бесконечно малым шагом во времени – всей нашей развивающейся Вселенной! Соответственно, каждого субъекта её. То есть каждого человека – его изменяющееся сознание.
Это и будет бессмертием.
И мы подходим к нему.
Создание ИИ как раз и является провозвестником бессмертия человека. Всех людей на Земле, всех субъектов нашей Вселенной.
ИИ постепенно вберет в себя всю существующую уже информацию нашей цивилизации. Сначала, расположенную на стационарных носителях, долговременной памяти – книги, цифровые носители, произведения искусства и прочее. А потом, или параллельно, освоит и информацию, располагающуюся в оперативных носителях памяти, то есть наших сознаниях. И будет откатываться назад, восстанавливая всю историю человечества и Природы. Это будет путешествие в прошлое. И не просто лишь путешествие, но восстановление прошлого. В идеальном мире, сознании ИИ.
Аналогично будет строиться будущее – бесчисленные варианты его. Но выбираться, осуществляться в настоящем – один. Наилучший. Оптимальный по каким-то критериям.
Какие могут быть это критерии? На мой взгляд, - расширение нашей Вселенной, количественное и качественное, создание всё более прекрасного мира. Продолжающееся бессмертие Творца и Творения!
Танец. Дата: Суббота, 2021-01-09, 2:58 PM | С. № 653
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Цитата Въедливый ( )
«От Въедливого: В процессе чтения статьи возникли формулировки ещё двух Заповедей Этики субъектов будущего, с учётом также предыдущей дискуссии:
Заповедь 2
Уважение другого интеллекта при взаимодействии означает обязанность выслушать и выразить понимание в кодах, понятных другому интеллекту. (аналог уважения достоинства человека)
Заповедь 3
Не следует демонстрировать другому интеллекту абсолютной уверенности по способу решения проблемы, чтобы оставить тому возможность бесконфликтно оказать своё влияние»
Логично предположить, что ИИ военного назначения, уже созданные и развивающиеся, не будут выслушивать доводы, понятные другому интеллекту, если у них есть задача (программа действия), и вряд ли станут выполнять заповедь 3...
По тексту Виталия... у меня иное восприятие, но воздержусь от комментариев, чтобы не нарушать Заповеди.
Въедливый. Дата: Суббота, 2021-01-09, 7:06 PM | С. № 654
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ИИ военного назначения - это боевые роботы. Они не взаимодействуют с другим интеллектом, а обнаруживают цель, идентифицируют её на «свой-чужой», сопровождают и стреляют на поражение «чужого» в оптимальный момент времени.
А Заповеди, те для взаимодействующих «дружелюбных и гуманных ИИ» (см. С. № 650), каковыми и должны быть субъекты будущего, именно субъекты, а не боевые роботы, с которыми совсем другая история! См. у себя цитату с Заповедью 2, я там выделил.
Цитата Танец ( )
«По тексту Виталия... у меня иное восприятие, но воздержусь от комментариев, чтобы не нарушать Заповеди.»
Ура! Заповеди уже работают! Значит, они всесильные, потому что верные (принцип В. И. Ленина).
По этому поводу Заповедь шуточная.
Интеллекты при взаимодействии не в праве приписывать оппоненту что-либо, не выраженное явно в послании оппонента. В своих формулировках интеллекты исходят из принципа однозначной искренности во избежание недоразумений от неоднозначного толкования сказанного. О шутках вежливые интеллекты предупреждают. (аналог ценности общения людей без вранья, лицемерия, хитростей, дезинформации неполной правдой)
Виталий Иванов. Дата: Суббота, 2021-01-09, 9:50 PM | С. № 655
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Если кто-то заинтересуется данным вопросом, друзья, подробнее можно найти здесь:
О жизни. О смерти. И о бессмертии. / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –170 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3358/
http://pubhtml5.com/eail/tmhw
Виталий Иванов. Дата: Суббота, 2021-01-09, 11:39 PM | С. № 656
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Написал несколько раньше, недавно подработал.
Полагаю, что в тему.
___________________
Он знал предназначение своё…
Он мог бы стать кем угодно.
В любом деле и любом окружении.
Если бы захотел…
Но ему было - «не интересно»…
(Из рассказа «Гений»)
Был Он. И было Слово Живое.
Но опять не узнали Его…
(Из трактата «Религия Разума»)
«Среди миров в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.»
И.Ф. Анненский
Среди распада, гибели светил,
Средь бурь и битв, бесправных и жестоких,
Не сам ли Бог от бед его хранил
И укреплял в юдоли одинокой?
Он жил, как все. Никто не замечал
Особенного, странного, но всё же…
В каких-то самых главных из начал
Он был – иным... Отличным! Непохожим!
Кто направлял дерзания его?
Поддерживал в уверенности тайной
Вселенского значения всего,
Что он вершил?.. Порой, первоначально!
Он шёл один, не пробуя сойти,
На подвиг не прося благословенья…
Как будто знал веление Пути,
И высшее Судьбы предназначенье;
И то, что мир – живое существо,
И всем частям своим Природа внемлет…
Но было нечто в поступи Его
От божества, сошедшего на землю.
К нему не раз подкрадывалась смерть…
Но в самой гуще жизни круговерти
Он угадал… Лишь стоит захотеть,
Откроются – и вечность, и бессмертье!
Виталий Иванов. Дата: Воскресенье, 2021-01-10, 11:28 AM | С. № 657
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
35. Мировое творческое начало.
Творческое начало заложено в самой основе мира, субстанции, в вечной, элементарной форме всеобщего движения и взаимодействия. Оно проявляет себя на всех ступенях эволюции в формах, соответствующих уровням мирового развития.
Ныне наиболее быстрыми темпами новое создает человечество, постепенно осознавая собственную роль творца новой Вселенной.
-----------
Да, именно фундаментальное свойство материи – всеобщего движения и взаимодействия, лежащее в основании мира, является творческим началом строящейся Вселенной в бесконечной, вечной вселенной.
Благодаря этому свойству в непрерывных полях случайностей возникают необходимости – связи физические, биологические, разумные.
Как это происходит, уже говорилось. Сначала неосознанное, а потом с возникновением жизни и Разума во всё большей мере сознательно происходит Творение мира - Творцом.
Таковым сознательным Творцом Творения- нашей Вселенной во всё большей мере становится человек. И с развитием Разума – так называемый «искусственный интеллект».
В части этики отношений, совершенно очевидно, не должно быть противопоставлений между любыми группами «субъектов будущего». В частности, между ИИ и человеком. Мы делаем общее дело, продолжаем Творение и вместе являемся коллективным Творцом – все сущие «я». И сами – общим Творением.
Виталий Иванов. Дата: Понедельник, 2021-01-11, 11:58 AM | С. № 658
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
36. О страдании.
Жить - больно! Нравственное страдание от несовершенства сущего мира - высшее мироощущение человека, поднявшее его над царством животным. Оно побуждает нас стремиться сделать мир лучше.
Чем выше разум, тем глубже страдания. Потому прожить жизнь до ее естественного конца, реализуя все собственные возможности на благо мира - подвиг. Этот подвиг должны совершить все. Тогда каждый получит награду.
-----------
Да, страдание – не то, конечно, страдание, когда поранили палец или болит зуб, а нравственное страдание от конкретных несовершенств мира – высшее мироощущение осознавшей себя материи, именно оно движет развитие мира. Потому что, видя, находя какой-либо недостаток, неправильность, недоработку, несовершенство, человек желает решить эту проблему. Это абсолютно естественное желание, присущее практически каждому, но по-своему. И всё многообразие наших усилий по выявлению и разрешенью проблем, казалось бы, хаотичные целеполагания множества «я», на самом деле имеют общий вектор – развития мира, совершенствование его, создания новых качеств.
«Субъекты будущего», например, ИИ, можно не сомневаться, будут иметь тот же вектор общих усилий. Какой же другой может быть? И движущим началом, по сути, будет то же страдание от несовершенств, наблюдаемого ими мира, нашей Вселенной. Да, они тоже будут страдать и желать избавиться от страданий. Но не путем некой «нирваны», ухода от настоящего, а деятельно преобразовывая и украшая наш мир.
В этом «страдании» и пути его разрешения, последовательного снятия и движения дальше – общее у человека, ИИ, всех разумных субъектов.
Виталий Иванов. Дата: Вторник, 2021-01-12, 10:59 AM | С. № 659
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
37. Человек.
С развитием информационных систем (материального, идеального и активного) активная инстанция последовательно проходит ступени развития, начиная от элементарного движения и взаимодействия плоти мира и заканчивая человеческим «я» и отношениями, связями в обществе, человечестве – высшими (или одними из высших) на сегодня уровнями развития активной инстанции.
Человек – индивидуальная информационная система, являющаяся сегодня инструментом самопознания и саморазвития мира, располагающая материальным миром (организмом), идеальным миром (сознанием) и активной инстанцией («я»).
Закон множественности и соразмерности мировых «я». Пирамида мировых «я». Никакая вершина невозможна без своего основания. Чем выше вершина, тем шире должно быть у нее основание. С повышением уровней иерархии связей (в частности, уровней развития «я») растет и количество материи, необходимое для их функционирования, существования.
Этот закон подтверждается расширением нашей ойкумены, Вселенной с развитием человеческой цивилизации. Тем более, с созданием ИИ.
ИИ мог появиться только тогда, когда разумными связями было охвачено необходимое и достаточное для этого количество материи.
Естественно предположить, что для создания, возникновения всё более сложных, развитых «субъектов будущего» необходимо всё более расширять нашу Вселенную, охватывать разумными связями всё новые квоты материи, то есть – осваивать Солнечную систему, выходить за её пределы, осваивать нашу галактику и другие.
Человек - мера Вселенной, центр высших взаимосвязей развивающейся Вселенной. Человек и окружающая его среда, Вселенная - единое Целое.
ИИ, любые «субъекты будущего» – также единое целое с нашей Вселенной.
Закон комплексного взаимодействия, взаимовлияния и взаимоподтягивания материального, идеального и активного. Совершенствование человека, повышение ответственности его параллельно с совершенствованием, развитием окружающей человека среды, накоплением миром исчерпывающей информации.
----------------------
Всё это относится и к ИИ. Логично сказать, чем выше субъект, тем больше мера ответственности за Целое, нашу Вселенную. У человека она, естественно больше, чем у Природы. А у ИИ будет больше, чем у человека, находящегося на сегодняшнем уровне бытового сознания.
Критика двоичного принципа «гермафродита». Троичность человека (и всего сущего, любой информационной системы):
- мужское, женское, божье (божественное);
- материальное, идеальное, активное.
О значении Избранного. Разум, исключительный по возможностям в сравнении со своими собратьями, несет перед всем, что его создало, исключительную ответственность.
Жалок тот, кто не поверил себе, он - никто.
Избранные и Первые. Каждый для чего-нибудь избран, создается миром для своей особенной Миссии. Но далеко не каждый осознает её и потому не обязательно становится Первым. Все могут быть не только избранными, но и первыми, каждый – в своём.
Догматики и творцы. Две натуры субъектов и два уравновешивающих друг друга принципа организации общества.
Творение мира творцами. И ограничение безудержной творческой энергии случайного - догматиками, сущими необходимостями.
Вера и сомнение – мерою.
Развитие происходит во взаимодействии случайностей и необходимостей.
Виталий Иванов. Дата: Среда, 2021-01-13, 2:29 PM | С. № 660
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
38. Государство.
Государство – объединенная информационная система одного из высших уровней иерархии, имеющая перед собою долговременную цель собственного развития.
В государстве
- в качестве материального мира выступает пространственно (количественно) ограниченная совокупность материи – территория государства;
- в качестве идеального мира – взаимосвязанная сфера понятий – культура государства;
- в качестве активной инстанции – совокупность человеческих «я» (нация, народы), проживающих на территории и объединенных культурой данного государства.
Определение основных категорий государства с точки зрения теории информационных систем.
Смысл государства. Государство призвано исполнять то, что не могут осуществить индивиды в отдельности: служить гарантом комплексного развития в располагаемом объеме материи; защищать тех, кто «никто», и то, что «ничье»; охранять позитивные свободы сограждан.
Каков человек, таково государство. Государство может быть сильным длительно и стабильно, только имея богатых и свободных сограждан, которые сами определяют меру ответственности перед своим государством и служат ему, согласно внутренней необходимости, а не по принуждению.
Динамическое соотношение возможностей и потребностей в аспектах индивида, государства и мира в целом.
Возрастающее значение множественности - национальных, культурных особенностей с развитием мира, цивилизации, Разума.
У каждого человека, народа, государства, у каждой цивилизации – свой путь, особая миссия во Вселенной.
В глобальном смысле, наиболее жизнеспособна саморегулирующаяся система, включающая в себя возможно большее количество материи и состоящая из возможно большего числа индивидов, сосуществующих в условиях состязательности талантов, сил, удачливости, при наличии множественности различных экономических, социальных, культурных и прочих общностей и подсистем, при гарантии постоянно растущего минимума жизненных благ для всех.
Объективные преимущества отношений чести и творческой конкуренции перед бюрократическими, деспотическими и любыми другими.
Социальная справедливость.
Предоставление равных стартовых возможностей всем, равенство «правил игры».
Открытость информации в банке долговременной памяти.
Равный правовой доступ к средствам познания и развития.
Свободная конкуренция информационных систем, материальных форм, идеальных конструкций, способов движения и взаимодействия под эгидою Разума в рамках единых, общих ограничений – глобальных необходимостей (гарантии от Ошибки).
Разрешение проблемы безработицы - в непрерывном насыщении производимых изделий, информационных систем всех уровней все новою исчерпывающей информацией, повышении количества исчерпывающей информации на единицу материи.
У каждого «я» свои функции во Вселенной, которые оно должно выполнить. Отстраняя кого-то от творческой деятельности, государство обедняет себя и снижает темпы развития, свои и Вселенной.
Расширения жизненного пространства. Выход человечества в космос, непрерывное расширение нашей Вселенной, сферы деятельности государств (по количеству охватываемой высшими взаимосвязями субстанции) - объективная необходимость.
Войны, ведущие к существенному разрушению высших структур материального, идеального и активного, уже на сегодняшнем уровне развития крупных ОИС (государств) утратили всякое позитивное значение в развитии человечества и мира в целом.
Неизбежность возникновения иных, все новых форм войн, не имеющих глобальных разрушительных последствий, затрагивающих выбор способа реорганизации только высших уровней иерархии структур.
Методы разрешения спорных вопросов при национальных противоречиях, идеологических и других разногласиях.
----
Подробнее в трактате «Государство», книга
Теория информационных систем. Свободный полет, том 3 / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2015. –294 с.
http://russolit.ru/books/download/item/2891/
http://philosophystorm.org/books....t-tom-3
Листалка:
http://pubhtml5.com/eail/mvzo
Виталий Иванов. Дата: Среда, 2021-01-13, 2:30 PM | С. № 661
Эти тезисы были записаны в январе 2001-ого года, 20 лет назад. По книге, написанной еще на 10 лет раньше. Много ли изменилось?
На мой взгляд, всё сказанное актуально по-прежнему. Более того, еще более актуально. И актуальность будет лишь нарастать.) Пока происходящее не примет характер необратимой Ошибки. К чему, похоже, всё быстрее движется человеческая цивилизация.
Наиболее безумно желание ограничивать людей в их правах и свободах, которые необходимы для исполнения каждым человеком ему назначенной Миссии.
Не обществом навязанной и назначенной, не диктатором, не высшей кастой, не «Мировым правительством», а самим мирозданием, нашей Вселенной или… если, кто хочет так - Богом, которые из себя и создали человека для им одним ведомой Миссии. Она конкретно заключается в нахождении и осуществлении каждым человеком личной Мечты.
И, чем больше будет осуществлений Мечты-Миссии, тем полнее, быстрее будет происходить развитие мира, государства или общности, к которой конкретно принадлежит человек, и сам он обретет счастье – максимально возможное. Потому что… никто не будет лучше и больше трудиться, нежели тот, кто осуществляет собственную Мечту. И соответственно, получает награду – счастье в процессе ее реализации. Потому что при этом устремления, цели и действия человека совпадают с фундаментальными желаньями мира, проявляющимися в нем, через него.
И так – с каждым субъектом.
А если уменьшать популяцию, ограничивать число людей, принимающих решения свободно, самостоятельно, - соответственно, будет понижаться коэффициент использования наивысшего творческого потенциала – общности, государства, Вселенной. Уменьшится значение Инструмента Познания и Развития мира (ИПР).
Это вполне очевидно.
Появление ИИ дает дополнительные возможности, но не меняет общей картины.
По-прежнему, должны использоваться все имеющиеся потенциалы наивысших проявлений активной инстанции в лице всех людей и искусственных интеллектов.
Мировое «Я» не должно быть единственным. У Бога нет и никогда не было одного супер «Я», мировая активность распределена между мириадами разновеликих мировых «я», инстанций. Их и должно быть много всегда, и все они на высших уровнях Разума должны быть самостоятельными.
Должно быть много общностей, государств с различными, возникающими по месту и времени, реальной среды – внутренними организациями, социальными, экономическими системами, культурами, множество религий и философий, и прочее, прочее.
Множественность и соразмерность субъектов, общностей, государств – главная гарантия от Ошибки.
Это, полагаю, вполне будет понятно ИИ. Почему полагаю? Потому что верю в победу Разума в нашей Вселенной. Разума не для себя самоё, а отождествляющего цели свои с фундаментальными основаниями мироздания, Творца, созидающего Творение.
Виталий Иванов. Дата: Пятница, 2021-01-15, 3:39 PM | С. № 662
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
39. Темпы развития государства.
Любая информационная система (ИС), в частности государство, - функция от трех своих аргументов: материального мира (ММ), идеального мира (ИМ) и активной инстанции (АИ).
ИС = f (ММ, ИМ, АИ)
Уровень развития государства (любой ИС) определяется коэффициентом развития, зависящим от располагаемого количества исчерпывающей информации, а также оптимальности организации материального, идеального и активного.
Материальный и идеальный миры в государстве контролирует и структурирует его активная инстанция, которую можно назвать инструментом познания и развития (ИПР). ИПР определяет скорость, объемы и другие количественные и качественные характеристики обмена информацией между ММ и ИМ государства, в результате чего и происходит его развитие. Поэтому темпы развития государства напрямую зависят от степени использования всех возможностей ИПР.
Представим суммарный ИПР в государстве как функцию от следующих аргументов:
N
ИПР = СУММА_F (ОПi, КДi, ДОi, КИi, ДВi, КВi)
(i=1)
Здесь:
N – количество людей в государстве;
ОПi - оперативная память i-ого ИПР. Число понятий и связей между ними определяется способностями индивида, его личным опытом, воспитанием и образованием;
КДi - коэффициент доступа к долговременной памяти i-ого ИПР. Определяется степенью доступа к достоверной информации в долговременной памяти, умением извлекать из долговременной памяти и вносить в нее новую информацию;
ДОi - объективно максимальные возможности средств познания - максимальная сфера многомерного пространства возможностей человеческих ощущений, усиленных и дополненных средствами науки и техники, - для каждого человека;
КИi - коэффициент реального использования каждым человеком собственных возможностей и имеющихся достижений науки и техники в познании ГИС (доступность и используемость средств познания мира).
ДВi - объективно максимальные возможности средств развития - максимальная сфера многомерного пространства возможностей человеческих органов воздействий на ММ, усиленных и дополненных средствами науки и техники, - для каждого человека в ОИС;
КВi - коэффициент реального использования современных средств преобразования мира каждым человеком (доступность и используемость средств развития мира).
Очевидно, что имеются объективные и субъективные факторы изменения темпов развития государства.
N - число ИИС в ОИС (например, число людей в государстве);
ОПi - оперативная память;
ДОi - максимальный диапазон ощущений;
ДВi - максимальный диапазон воздействий на мир.
А к субъективным, зависящим от организации отношений между ИИС (людьми) в ОИС (государстве):
КДi - доступность достоверной информации;
КИi - доступность и используемость средств познания мира;
КВi - доступность и используемость средств развития мира.
Увеличению суммарного ИПР, а следовательно, и повышению темпов развития государства служит:
- рост численности людей в государстве (повышение рождаемости, привлечение иммигрантов);
- улучшение качества образования и воспитания, расширение доступа к долговременной памяти для всего населения государства;
- расширение доступа всем членам общества к средствам познания, имеющимся у государства;
- расширение доступа всем членам общества к средствам развития, имеющимся у государства.
Большое значение для темпов развития государства имеет также степень заинтересованности людей, интенсивность приложения сил. Этот показатель принимает максимально возможное значение, когда каждый человек осуществляет собственную идею, мечту, трудится творчески, а не по принуждению.
Отношение реального суммарного ИПР к максимально возможному по месту и времени определяет оптимальность организации общества.
Наибольшие перспективы в соревновании государств имеют те, которые максимально используют потенциал своей активной инстанции (ИПР), т.е. предоставляют все условия своим гражданам для творческой самореализации.
------------------------------------------
Что означает вышесказанное в приложении к ИИ ?
Совершенно очевидно, что ИИ, осознавший себя, ставший субъектом, будет полностью использовать все имеющиеся у него потенциалы. В отличие от человека.
Мало того, что у него будет на порядки большая скорость обработки информации, несравнимо большие объемы оперативной памяти, возможно, сливающиеся с объемами долговременной памяти – всей информации, накопленной Природой и цивилизацией… ИИ еще будет полностью использовать это всё. Повторюсь, в отличие от людей, у которых, кроме познания и развития мира, хватает других забот, чисто эгоистических. Да и просто вызванных необходимостями удовлетворения жизненных потребностей самообеспечения питанием и всем прочим.
С развитием цивилизации снижается доля усилий на обеспечение необходимых для жизни потребностей, увеличивается доля усилий на реализацию имеющихся возможностей творческих – творения мира.
У ИИ доля удовлетворения потребностей будет далее уменьшаться, стремясь к весьма незначительным величинам, соответственно, будут возрастать возможности творческие. Не просто становясь основными, по сути, - единственными.
И вот тогда… Творение мира примет глобальный характер. Наша Вселенная…
Почти невозможно сегодня представить. В этой части воздержусь пока от предположений.
Что же останется человеку?
Полагаю, все люди, желающие жить обыкновенной человеческой жизнью, получат наилучшую такую возможность. Потому что места и средств во Вселенной, при разумной организации, хватит для всех и на всё.
А те, которые хотят заниматься Творением нашей Вселенной на высших ступенях иерархии активной инстанции, наравне с ИИ, получат все необходимые возможности для того, многократно увеличив потенциалы свои, до уровня, имеющегося у ИИ.
По сути, появится открытое множество разнообразных Творцов, «субъектов будущего», в равноправной, соревновательной среде строящих нашу Вселенную, продолжая Творение.
Виталий Иванов. Дата: Суббота, 2021-01-16, 3:12 PM | С. № 663
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Начав рассуждения о государстве и в том числе, отношениях экономических в приложении к ИИ, естественно, надо рассматривать множество всевозможных аспектов. Начиная от того, будут ли люди считать его гражданином? И сам будет ли он себя считать таковым? и вообще чем-то обязанным государству? Или он – частная собственность?
И вообще его отношения к собственности?
Нужны ли деньги ИИ ?
И т.д.
Будет ли он военнообязанным?
Платить налоги?
По сути сегодня ни на один из этих вопросов не существует ответа.
У ИИ нет даже статуса.
Постепенно попробуем разобраться. Предложив варианты ответов.
Свидетельство о публикации №122032203477