Аннотация от Нелли Рибак К поэме Любовь казака к п

                Аннотация от Нелли Рибак
                К поэме "Любовь казака к полонянке",
Поэма "Любовь казака к полонянке", стилизованная под форму народного сказа, рассказывает о событиях 16 века, когда Русь постепенно продвигалась на Восток. Сибирь и Дальний восток были источником пушнины, которая существенно пополняла государственную казну, истощённую недавно отгремевшей смутой. Пушной и рыболовецкий промысел должен был встать на самообеспечение продовольствием. Требовалась и вооружённая охрана границ государства, и поэтому стали появляться сельскохозяйственные поселения и казачьи, пограничные заставы. Леониду Трапезникову удалось в поэме передать ощущения молодого казака, его тревожного и радостного ожидания перемен к лучшему, рассказать о зарождении трепетного чувства к сбежавшей пленнице.


Вместо послесловия

Вся история России сделана казаками…
Лев Николаевич Толстой
Нефтекамский писатель Л.Д. Трапезников стал интересоваться историей со школьной скамьи. «Без прошлого нет будущего», - считает автор книги Леонид Дмитриевич. Обращение к исторической теме в своем творчестве неслучайно. Скорее всего это возможность увидеть в прошлом России свое - близкое - сегодняшнее и вечное.
История Российского государства знала немало исторических событий о казачестве. Казаки – представители сложного этноса, сформировавшегося в низовьях Дона, Днепра и Волги, из которого к 16-му веку выросли крупные вооруженные формирования; в них вливались беглые холопы и служивые люди, сбивавшиеся в ватаги и в разбойничьи группы. Империя пыталась подчинить казачество своим интересам, что вызывало противодействие. Процесс присоединения к государству был непростым и болезненным. Вольные люди не горели желанием расстаться с волей. Казаки поднимали крупные восстания после подавления, которых произошло их обуздание. Русское казачество было столь неотъемлемой частью российской православной государственности, что после ее сокрушения в 1917 году оно потеряло главный – историософский – смысл своего существования как щита. Но в последнее время мы стали возвращаться к теме казачества как возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли, традиций казачества, основанных на чести и достоинстве. Казачество — нечто большее, чем этнос, национальность и сословие.
Образ казака, его мужественность и самопожертвование, силу духа, углубленность в свои мысли и переживания, ярко выраженные казацкие думы представлены вашему вниманию в книге «Сказание о казаках», которая содержит две поэмы: одноименную «Сказание о казаках» в двух частях и "Любовь казака к полонянке". Сюжет литературно-художественного издания составляет реальные исторические события времён колонизации Зауралья купцами и солепромышленниками Строгановыми, похода Ермака в Сибирь. Строгановская вотчина на протяжении многих десятилетий оставалась опорной базой для освоения Сибири русскими. А Строгановы еще раз доказали не только свою приверженность государю, но и подтвердили расчетливость и “купеческую хозяйственность”, оставшись на столетия наместниками на уральских и сибирских землях.
Особая ценность поэмы – сцены, где очень точно отображены картины быта «неведомых людей воинского сословия» от Камы до Иртыша: даже свое хозяйство они развивали главным образом для того, чтобы иметь возможность служить Отечеству. Мелодичное казачье наречие, коим написана поэма, является частью народного языка, нашей национальной культуры.
Беспощадные к врагам, казаки были всегда щедры и гостеприимны, благодушны и оптимистичны, размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни.
Автор мастерски передает дыхание эпохи 16 века, тщательно прорисовывает образы казаков, раскрывает перед нами их многогранный духовный мир. Исторические поэмы Леонида Трапезникова наполнены глубоким смыслом и читаются на одном дыхании.
Нелли Рибак.


Рецензии