Учительство

Школьные годы
Педагоги – они по призванию,
Педагоги – они от Бога.
Не важны им медали и звания,
Не нужна им пурпурная тога.
Им бы видеть глаза пытливые,
Им бы слышать вопросы с подвохом.
От улыбки они счастливые.
Знают, что хорошо, что плохо.
Эти люди, особой породы,
Только с виду кажутся разными.
Дай им, Боже, на долгие годы
Приходить на урок, как на праздник!
(1995 г.)

***
Галине Федоровне Мамонтовой, моей учительнице физики, в день ухода из школы на заслуженный отдых. (Декабрь 1996г.)
1.
Она заснула на часок, и ей привиделся урок
Безликий, рядовой, привычный, но что-то было необычно:
В давно заученные фразы вплеталась вирусно зараза.
Размерности весов и масс терзали Ньютонами класс.
И, Боже ж мой, какие лица из менделеевской таблицы
Сходили, обретая плоть! (То было в ночь под Новый год).
2.
-Эйнштейн, вы снова опоздали! Минут на десять раньше б встали!
-Что, Ньютон, с яблоком опять? Да прекратите «рымыгать»!
-Ах, как неловки вы, Бернулли, зачем так трубку изогнули?
-Прочь от корыта, Архимед, еще наделаете бед!
-Вы любопытны, Ломоносов, не слишком много ли вопросов?
-А вы все вертитесь, Коперник, танцульки в голове, наверно?
- О чем задумались, Капица?
Не класс – тупица на тупице!!!
Притихший класс слегка дрожал, Грузился двойками журнал.
3.
Наставник вел то вглубь, то ввысь. Он заставлял работать мысль,
В неведомое погружал.  И разум рос, крепчал, мужал.
Учитель – это первый шаг, учитель – чародей и маг,
Учитель – это первый старт. Пусть ученик умней стократ –
Он плод души его, ума. Ему обязан всем сполна:
От точности крылатых фраз и до престижной Nobel Prise.
4.
Проходит ночь, а с нею сон. Увы и ах, не в руку он.
Ведь можно рано не вставать, а полежать и почитать,
Потом попить чайку с вареньем ничем не портя настроенье,
На пироги запарить дрожжи… Но все же, все же, все же, все же
Ваш первый дом не там, здесь. Дай Бог Вам хлеб насущный днесь.
И (физике не изменю) горячих солнечных «аш ню».


***
Экзамен. Мы в дозоре – обязывает сан.
А хочется на море в заветный Карасан.
Глядеть, как в дымке синей купается туман,
Под сенью звонких пиний перелистать роман.
Познав чужие страсти, погрезить, помечтать,
Не отвечать на «здрасьте», журнал не заполнять.
Не рваться, не метаться, не морщить умно лоб,
И аромат акаций тянуть в себя взахлеб.
И так прелестно в мире, так манят ширь и даль,
А все масла эфирные и полуацеталь!
В душе поют стозвоны и сладко оттого,
Что плещутся ионы в безбрежном «аш два о».
(2/06 2000)

***
К юбилею школьной учительницы.
Ах, юбилей, заноза в сердце: приоткрывает старость дверцу,
Но очень ловко и умело её захлопывает зрелость.
Заискивать ей не пристало. И пусть она слегка устала,
Пока взбиралась на вершину, прошла то только половину!
Учитель счет ведет годам от сентября до мая.
Считает время по звонкам, ну, а для дат, он знает,
Есть четкий календарный план, учебная программа…
Учитель – это как бы сан, а школа вроде храма,
Где, веруя своим богам, в исканиях и муках
Он выстрадано, по слогам слагает гимн наукам.
Опять звучат слова – елей почти для протокола.
Мы начали про юбилей, а перешли на школу!
Стряхнем же мел, расправим плечи.  Где зеркало? Ещё не вечер!
Ещё полжизни впереди. Хоть с перебоями в груди
Стучит родное. Мы и рады. Какие нам нужны награды?
Какою счастье мерим мерой? Надеждою, Любовью, Верой!



***
О развивающем обучении
Чтоб детишек развивать, надо очень много знать:
Быть строителем и мэром, гидом, милиционером,
Астронавтом и врачом, кулинаром и ткачом.
Знать любые минералы, петь, как Пугачева Алла,
В блицтурнирах без труда отвечать « Что? Где? Когда?»
И вязать, и мастерить и еще их всех любить!


***
Первой учительнице
Это просто, словно пропись:
Вы для нас, как Мэри Поппинс.
Разве мы Вас уважаем?
Мы Вас просто обожаем!
С Вами нас умчит экспресс
На урок – в страну чудес.


***
Мы изомеры. Разные снаружи,
Но одинаковые изнутри.
Нас очень даже просто обнаружить
По качественным признакам: сгорим,
Светя другим, от бед не скиснем,
Не выпадем в осадок от обид,
Проблема? Докопаемся до истин,
Дилемма? Значит, выведем гибрид.
И, окрыленные единой верой,
И призванные знания дарить,
Гордимся тем, что все мы изомеры
Снаружи разные, но равные внутри!


***
Установка на летние каникулы
Однодумцы, одномыслицы,
Абстрагироваться, выспаться,
Передышку дать уму,
Напрочь выбросив АМУ (Атомно – молекулярное учение)
В парикмахерской прическу:
Крошка шарма, капля лоска.
В модном мокром перманенте
Позабыть про элементы,
Про заряды, оболочки,
И без всякой проволочки
Начинать нормально жить,
А не Химии служить.
Не искать в любой напасти
Составляющие части.
Радоваться: воздух есть!
Просто воздух, а не смесь.
И, вдохнув его едва,
Вычеркнуть «Эн два с О два»
Пробовать, да со сноровкой
Воду – не дистиллировку!
Вкус и привкус, запах оной,
Только не % ионов!
И на море в отпуску
Не по кварцу – по песку,
Загорая, поваляться…
Недоступная абстракция!


***
Завучу – физику
Докопаемся до сути: классный завуч – это круто!
Ведь ему по постулату надобно ума палату,
В сутках 27 часов, в голосе – регистр басов.
Внешность, данные модели.
И тогда на самом деле
Нам на школьной авеню
Радостно блеснет «аш ню».    (квант света)


***
История – это капризная Муза,
Не терпит она легковесного груза.
Не любит поправок, не терпит помарок,
Фальшивок, подделок, зашоренных рамок.
История – это серьёзные даты,
Победы и лавры, позор и утраты.
Пусть будет урок не бременем –
Полетом в машине времени.


Рецензии