Глава 84. Вспомнить все в романе МиМ

Глава 84. Вспомнить все в романе МиМ

Все знают фильм "Матрица", в которой герой должен разобраться и выбрать между реальностью и сном, иллюзией. Для этого нужно выпить красную таблетку. Вытащить жучок, победить психиатра, а затем спасти мир и т.д. Все верно, это все элементы фильма "Вспомнить все" (1990 г.).
Ключевым в фильме является эпизод, где главный герой Куэйд вступает в поединок профессором, который убеждает, что Куэйд до сих пор пребывает во сне, и чтобы пробудиться должен выпить красную таблетку. В этом поединке профессор проигрывает.
Теперь посмотрите следующий короткий отрывок из главы «Поединок между профессором и поэтом» (не Сталкер), в романе «Мастер и Маргарита».

«— О нет, — уверенно возразил Стравинский, — он никуда не уйдет, ручаюсь вам. И помните, что здесь у нас вам всемерно помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? — вдруг многозначительно спросил Стравинский и ЗАВЛАДЕЛ ОБЕИМИ РУКАМИ Ивана Николаевича. ВЗЯВ ИХ В СВОИ, ОН ДОЛГО, В УПОР ГЛЯДЯ В ГЛАЗА ИВАНУ, ПОВТОРЯЛ: — Вам здесь помогут... Вы слышите меня?.. Вам здесь помогут... вам здесь помогут... Вы получите облегчение. Здесь тихо, все спокойно. Вам здесь помогут...».

Итак, профессор берет руки Ивана, глядит ему в глаза и повторяет одну и туже фразу 4 раза.

Теперь посмотрите сцену из фильма «Вспомнить все» с Арнольдом, где мутант Куато овладевает его руками и повторяет фразу «Открой свой разум, открой свой разум, открой свой разум…».

В конечном итоге речь идет о генераторе атмосферы, скрытом на планете Марс.

Совпадение очень слабое. Почти шутка. Правда, давайте отмотаем диалог с Куато чуть-чуть назад.

«Что Вы хотите, мистер Квейд?
- То же, что и вы, вспомнить.
- Но зачем?
- Чтобы опять стать собой.
- ТЫ – ЭТО ТВОИ ПОСТУПКИ. ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО ДЕЛА, НЕ ВОСПОМИНАНИЯ. ПОЖАЛУЙСТА, ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ ЗА РУКИ».

А теперь посмотрите, что говорит Профессор Ивану про его паранойю и попытку спасти мир, и как он анализирует его действия и сравните этот эпизод с поединком Квейда и профессора в фильме "Вспомнить все".

« — Ну, вот и славно, — облегченно воскликнул Стравинский, — а если так, то давайте рассуждать логически. Возьмем ваш вчерашний день, — тут он повернулся, и ему немедленно подали иванов лист. — В поисках неизвестного человека, который отрекомендовался вам как знакомый Понтия Пилата, вы вчера произвели следующие действия, — тут Стравинский стал загибать длинные пальцы, поглядывая то в лист, то на Ивана, — повесили на грудь иконку. Было?
— Было, — хмуро согласился Иван.
— Сорвались с забора, повредили лицо? Так? Явились в ресторан с зажженной свечой в руке, в одном белье и в ресторане побили кого-то. Привезли вас сюда связанным. Попав сюда, вы звонили в милицию и просили прислать пулеметы. Затем сделали попытку выброситься из окна. Так? Спрашивается: возможно ли, действуя таким образом, кого-либо поймать или арестовать? И если вы человек нормальный, то вы сами ответите: никоим образом».

Это совпадение, если рассуждать логически, уже более серьезно. Но и оно было бы скучным, если бы не третье совпадение. Оно заключается в том, что Даг (Квейд) в фильме спасает Марс путем активации реактора – генератора атомсферы. В результате на Марсе появляется КИСЛОРОД.

Именно про кислород говорит профессор Стравинский на прощание Ивану.
«— Ну вот и славно! — по своему обыкновению заключил беседу Стравинский и поднялся, — до свиданья! — он пожал руку Ивану и, уже выходя, повернулся к тому, что был с бородкой, и сказал: — Да, а КИСЛОРОД попробуйте... и ванны».

2. Теперь менее смешная часть. Фильмы «Вспомнить все», «Приключения Алисы», «Матрица» построены на концепции или парадоксе бабочки и Чжуан-цзы.
Вы не сможете понять, Даг находится во сне, или автор фильма парит нам мозг. Потому что реальность развивается в точном соответствии с техническим заданием, которое сам же Даг и определил в начале фильма, перед тем как заснуть. В результате, очень сложно понять, действительно ли Даг весь фильм находится в кресле офиса компании «Вспомнить все» или он в реальности спасает планету.

Это было скучное отступление. Теперь вспомните красную и синюю пилюлю в фильме «Матрица», которую Морфиус предлагает Нео. Тот выпивает и пробуждается в другом мире.

Тоже самое, то есть красную пилюлю, предлагает Дагу неожиданно появившийся профессор в середине фильма «Вспомнить все». Обратите внимание на хитрейший словесный поединок про паранойю и межпланетный заговор против Квейда, который также глубок как диалог профессора и Ивана. Единственное, здесь Арни справляется с искушением, убивает профессора и выплевывает красную пилюлю.

Точно также поступает Иван Карамазов, который долго беседовал во сне с чертом, так как не мог понять, это он сам или черт, так как в черта он не верил. Пришлось надеть на голову МОКРОЕ ПОЛОТЕНЦЕ и кинуть в черта чашкой.

Кстати, если Вам интересно, то сцена Арни в мокром полотенце на голове находится в начале фильма. Там же сцена с извлечением жучка, которая продублирована в фильма «Матрица».

3. Все вышеизложенное было бы полным бредом, если бы голове у Степы Лиходеева, который каким-то очень странным способом отправился в Ялту, не образовалась ЧЕРНАЯ ДЫРА с потерей памяти (при том, что о черных дырах стало известно только в 60-ых). Если бы в той же главе не упоминался ПИРАМИДОН, и Степа Лиходеев не упал в ОБМОРОК от вида кота-мутанта, то все было бы нормально.

Теперь возвращаюсь к началу диалога Дага Квейда с хозяином Куато.

«Слышал о ПИРОМИДАЛЬНОЙ шахте? – Да
- Найденное в ней сильно напугало Кохагена
- Что? Инопланетяне?
- Тебе лучше знать.
- Но я не знаю.
- Знаешь. Поэтому ты здесь. Большой секрет Кохагена в ЧЕРНОЙ ДЫРЕ, КОТОРУЮ НАЗЫВАЮТ МОЗГОМ. И Куато намерен откопать его.
- Ты ведь Куато?
- Нет. Так что НЕ ПАДАЙ В ОБМОРОК когда увидишь его».

А это диалог Воланда и Степы Лиходеева в главе «Нехорошая квартирка».
«Степа нащупал на стуле рядом с кроватью брюки, шепнул:

— Извините... — надел их и хрипло спросил: — Скажите, пожалуйста, вашу фамилию?

Говорить ему было трудно. При каждом слове кто-то втыкал ему иголку в мозг, причиняя адскую боль.

— Как? ВЫ и ФАМИЛИЮ МОЮ ЗЫБЫЛИ? — тут неизвестный улыбнулся….
— Дорогой Степан Богданович, — заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, — никакой ПИРАМИДОН вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, — лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.
….
Да, вчерашний день лепился из кусочков, но все-таки тревога не покидала директора Варьете. Дело в том, что в этом вчерашнем дне зияла преогромная ЧЕРНАЯ ДЫРА. Вот этого самого незнакомца в берете, воля ваша, Степа в своем кабинете вчера никак не видал.

— Профессор черной магии Воланд, — веско сказал визитер, видя Степины затруднения, и рассказал все по порядку».

Итак, у Степы решительный провал в памяти.
«Итак, водка и закуска стали понятны, и все же на Степу было жалко взглянуть: он решительно не помнил ничего о контракте и, хоть убейте, не видел вчера этого Воланда. Да, Хустов был, а Воланда не было».

Ну, и заканчивается все Степиным обмороком, напуганным видом Азазелло и кота-Бегемота.

4. Провалы в Степиной голове были бы совсем непонятны, также как и где сон, а где реальность в романе «Мастер и Маргарита» (как и в фильме «Вспомнить все»), но нужно признать, что знаменитая сцена с опросом Арни в кресле в романе также присутствует.

К примеру, вот начало главы «Поединок между Профессором и поэтом» (обратите внимание, как Степа теряет сознание, а Иван тут же просыпается):
«Как раз в то время, когда сознание покинуло Степу в Ялте, то есть около половины двенадцатого дня, оно вернулось к Ивану Николаевичу Бездомному, проснувшемуся после глубокого и продолжительного сна».
Вот сцена с Иваном в кресле.
«После этого Ивана Николаевича повели по пустому и беззвучному коридору и привели в громаднейших размеров кабинет. Иван, решив относиться ко всему, что есть в этом на дивно оборудованном здании, с иронией, тут же мысленно окрестил кабинет "фабрикой-кухней".

И было за что. Здесь стояли шкафы и стеклянные шкафики с блестящими никелированными инструментами. Были кресла необыкновенно сложного устройства, какие-то пузатые лампы с сияющими колпаками, множество склянок, и газовые горелки, и электрические провода, и совершенно никому не известные приборы.

В кабинете за Ивана принялись трое — две женщины и один мужчина, все в белом. Первым долгом Ивана отвели в уголок, за столик, с явною целью кое-что у него повыспросить. Иван стал обдумывать положение. Перед ним было три пути. Чрезвычайно соблазнял первый: кинуться на эти лампы и замысловатые вещицы, и всех их к чертовой бабушке перебить и таким образом выразить свой протест за то, что он задержан зря. Но сегодняшний Иван уже значительно отличался от Ивана вчерашнего, и первый путь показался ему сомнительным: чего доброго, они укоренятся в мысли, что он буйный сумасшедший. Поэтому первый путь Иван отринул. Был второй: немедленно начать повествование о консультанте и Понтии Пилате. Однако вчерашний опыт показал, что этому рассказу не верят или понимают его как-то извращенно. Поэтому Иван и от этого пути отказался, решив избрать третий: замкнуться в гордом молчании.

Полностью этого осуществить не удалось и, волей-неволей, пришлось отвечать, хоть и скупо и хмуро, на целый ряд вопросов».

5. Тема шизофрении, а вернее раздвоения личность, которая является ключевой в романе «Мастер и Маргарита», также является ключевой в фильме «Вспомнить все». В частности, в последнем фильме Арни сражается сам с собой. Старый или ветхий Иван сражается с новым Иваном.

6. Голограмма. Это одна из фишек фильма "Вспомнить все". В конце фильма десяток солдат стреляют в Арни, но не наносят ему никакого вреда. Эту сцену можете обнаружить в главе "Конец квартиры №50".

7. И наконец, странную тучу можете увидеть в самом конце фильма.


Рецензии