Возрождение

 Колокол Торжественный, установленный на колокольне Храма Христа Спасителя, крупнейший в России. Ещё до отливки на ЗиЛе литейщики присвоили славному детищу завода имя «Благовест».
 Уменьшенная копия (в 205 раз) Главного Колокола России — изготовлена в трёх экземплярах. Одна у Патриарха Алексия, другая у Е. М. Чебуркова, и третья у М. А. Машина.
Звонари Храма Христа Спасителя заметили: стоит зазвонить колоколам — и сквозь тёмную пелену пасмурного московского неба сразу начинают пробиваться солнечные лучики. Это чудесное явление природы происходит над столицей и чарует красотой горожан и гостей красавицы Москвы. 

 Колокол — живое существо. При изготовлении колокола металлурги ведут с ним тайные задушевные беседы.

 Сначала уделяют много времени подготовке к сложному технологическому процессу отливки красавцев. Решают когда, где, как и кто будет изготавливать колокол. Величие каждого колокола, даже самого маленького, требует чувств людского чистого сердца и светлой души, иначе изделие не запоёт чистейшим ангельским голосом.

 Каждый красавец вбирает в собственную душу тысячи добрых слов, несёт необыкновенно чарующий голос в безбрежную синеву небес.
 
 Если приложить к подвеске колокола или к язычку хотя бы крошечное усилие, то есть чуть-чуть слегка гаечку подвернуть или лёгким нежным прикосновением прикоснуться к телу дивного красавца. то этот бронзовый друг отзовётся чудесным ласковым малиновым звуком.

Чудо, созданное человеком, оловянно медным чувственным сердечком, в которое вложены мечты и труд десятков людей,  любящих нелёгкое литейное дело, чувствует каждого звонаря и готовится запеть так, чтобы по округе разнеслась музыка торжества жизни.

 Сказочное творение человека, как бы чувствуя заботу о себе, отдаёт красоту напевов окружающему миру. Несёт каждому человеку, живущему в чудесном раю нашей Земли, великое умиротворение торжества собственного жития на Планете.

 Если вдруг человек с недобрым внутренним чувством нанесёт сильный удар кулаком по внешней части колокола, то талантливый Божий певец промолчит, обидевшись на грубость.

 Но, если ласково с чистым сердцем и душой будете поглаживать космического солиста ладошкой по корпусу в том же месте, где невежда ударил кулаком, душа колокола мгновенно отзовётся мелодичными малиновыми обертонами.

 Российский народ свято чтит и хранит в глубине сердец живую жизнь колоколов Храма Христа Спасителя:

 Главный храм России — Храм Христа Спасителя, разрушенный в годы советской власти, восстанавливали, что называется, всем миром.

Мастера реставраторы по возведению стен и росписей съехались из необъятного православного мира. Желающих участвовать в возрождении святыни было много. Во главу решения труднейшей задачи поставлено решение восстановления колоколов.

 Чудом остался один колокол из Главного храма столицы, который хранился в Троице-Сергиевой Лавре. В архиве нашлись колоколов  нечёткие старые фотографии некоторых остальных красавцев. Также обнаружено краткое текстовое описание в книге Н. Оловянишникова: «История колоколов и колокололитейное  искусство», вышедшей в 1912 году. И в брошюре М. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» 1883 года.

 За годы Советской власти технология литья колоколов в России канула в небытие. То есть утеряна. Чертежи отсутствовали, модели не сохранились.
 
  Святейший Синод решил: создать и освоить в России технологический процесс: подобрать мастеров металлургического дела, сделать сложнейшие расчёты профилей колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку. Разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла.
Внедрить новый технологический процесс литья колоколов из вновь разработанных специальных формовочных смесей. Найти краску для изготовленных форм. Отлить колокола, очистить на изделиях пригар, придать красоту русского колокольного искусства. При этой архисложной работе, оставить характерное звучание российских древнейших колоколов. Мастерам литейщикам удалось установить, что мелодичный звон родных колоколов храма Христа Спасителя, выстроен в тональности ля-минор.

 Вот, что вспоминает Евгений Михайлович Чебурков, проживающий в Расторгуево, об изготовлении Главного Колокола России:
 К 1995 г. на участке цветного литья литейного цеха №1 завода ЗиЛ было организованно и отлито 4,5 тыс. церковных колоколов. В изготовлении колоколов непосредственное участие, как на стадии организации, так и на стадии работ по отливке изделий принимало Общество древнерусской музыкальной культуры, в том числе руководитель Общества Нюнин Борис Николаевич.

 К моменту объявления конкурса работники ЗиЛа освоили выпуск малых и средних колоколов с некоторым художественным убранством, с чудесно чистым звучанием.

 Это достигалось за счёт применения изготовления проекта компьютерной программой, разработанной профессором Нюниным Борисом Николаевичем.

 Кроме того программа после отливки колокола отливать колокол, и настраивать за счёт механической дообработки в местах, обнаруженных и исправленных программой после контрольного звона.

 Колокола ЗиЛа покупались, как на территории России, так и в других странах.
Завод имел репутацию мастеров бронзового литья.

 В конце мае или июне 1995 г. Святейший Синод объявил конкурс на отливку колоколов для Храма Христа Спасителя. Организатором конкурса единогласно  назначен Буркин Александр Иванович, председатель Российского Общества антикваров —  член попечительского Совета строительства Храма Христа Спасителя, на месте разрушенного.

 В помещении Российского Общества антикваров собрали соискателей конкурса. Было представлено 5 или 6 фирм. В том числе и итальянцы, которые брались изготовить тяжёлые колокола за три года, голландцы готовы уложиться  в изготовление за полтора года.

 Многочисленный коллектив зиловцев: работники 1-го литейного  цеха обещали сделать сложнейшую работу за 10 месяцев.

На заседании присутствовали соискатели конкурса представители завода имени И. А Лихачёва: Чебурков Е.М., Нюнин Б. Н. и Машин М. А.

Требования условий конкурса к конкурсантам: сжатые и нелёгкие сроки.

 На отливку 10 колоколов весом в 10 кг и до 2,5 тонн участниками конкурса отводилось короткое время.

 Жёсткие технические требования к каждому  изделию по соответствию, звучанию и оформлению техническому заданию отлить к 24 декабря 1995г.

 В случае неудачного соответствия колокола по требуемым параметрам отливки предлагалось уничтожить, то есть без права передачи в другие храмы.

 Позже стало понятно, что эти условия составлены под конкретную фирму, которая отлила колокола для храма на Поклонной горе — руководитель Чернов Константин Геннадиевич, и уже приступила к изготовлению колоколов для Храма Христа Спасителя.

 Естественно, что фирмы России отказались участвовать в конкурсе.

 Решение об участии ЗиЛа в конкурсе принималось на совещании у директора металлургического производства Е.М. Чебуркова.

 Совещание было организовано, с привлечением мастеров металлургического дела ЗиЛа и представителя Общества древнерусской музыкальной культуры в лице Нюнина Б. Н.

Условия конкурса жёсткие: каждый участник обязан изготовить на собственные средства и представить не менее 10 колоколов весом в 8 кг и до 3,5 тонны.

 Оставалось получить техническое задание, однако пакет с условиями появился только 15 сентября.

 За три месяца предписывалось разработать впервые новые технологии отливки больших, художественно оформленных колоколов. Изготовить модельную оснастку и собственно отлить колокола. Задача трудная, но не выполнимая, на что и рассчитывали конкуренты.

 Сама идея сплотила коллектив рабочих, инженеров и руководителей ЗиЛа. Люди работали, не считаясь со временем, не за деньги, а за идею.

  Освоением технологии отливки колоколов занимались работники научно-производственного отдела (руководитель В. Н. Иванов) и цветного участка литейного цеха №1. В технологии художественного оформления колоколов инженер-технолог Федоров Андрей и слесарь Постников А.О., работавший в цехе литья по выплавляемым моделям. Два брата — инженеры модельного цеха Чеховичи  (имена, к сожалению, забыл). Братья разработали компьютерную программу для станков с ЧПУ. Изготовили деревянную модельную оснастку, минуя стадию чертежа. Модели изготовили в  модельном цехе завода (начальник цеха Новиков А. И.).

 Работы велись самыми ускоренными темпами.

 Участники работ без принуждения выходили работать по выходным. Люди жили мечтой участия в конкурсе.

 Однажды во сне мне приснился огромный колокол с передним ярким образом Иисуса Христа с рукой, поднятой в благословении. Это было в ночь на субботу. Утром, придя на участок цветного литья, я рассказал о сновидении и предположил, что ЗиЛ выиграет конкурсе. Позже при посещении Церкви Илии Пророка Обыденного увидел там изображение Иисуса Христа такое же, как во сне.

 Поняв, что ЗиЛ серьёзно участвует в конкурсе в адрес руководителей проекта и литейного цеха №1 стали поступать угрозы. Начальника цеха М. А. Машина  избили у собственной квартиры. Работникам завода дали понять, что за право отливать колокола уплачены большие суммы денег. А ЗиЛ  конкурс проиграет.

 Но остановить процесс отливки колоколов было невозможно, даже если бы заводчане захотели. Это стало делом коллектива объединения ЗиЛа.

 Тогда в прессе появились статьи, что ЗИЛ не сам отливает колокола, а заказывает на стороне, поскольку в цеху установлены только 2 печи по 600кг. Изготовить колокола свыше 1 тонны завод не может. Для того чтобы разрушить слухи, литейщики организовали отливку колокола весом 2,5 тонны в присутствии телевидения и процесс заливки транслировался по телевидению.

 Условия конкурса жёсткие: каждый конкурсант обязан отлить на собственные средства и представить не менее 10 колоколов: (вес 8 кг до 3,5 тонн).
24 декабря 1995г колокола доставили к Храму Христа Спасителя. Колокола конкурентов поступили позже наших. Доводка конкурсных изделий велась вечер и ночь, непосредственно на площадке храма.

 Конкурс.
 Для участия в смотре колоколов оба участника конкурса (ЗиЛ и Команда К.Г. Чернова, и Ю.М. Лужкова) пригласили звонарей. Заводчанам помогал Коновалов Игорь Васильевич — старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя.

 В день смотра стояла морозная погода. На площадке перед строящимся храмом выставили временные звонницы с колоколами. На стенах храма собрались строители храма. На площадке у звонниц члены комиссии телевизионщики и участники конкурса. На поверхности колоколов соперников просматривались отпечатки пальцев.

 Колокола ЗиЛа, отлитые в старославянском стиле. Изображения выполнены в стиле икон, узоры в старинном стиле. Для придания колоколам старинного вида колокола покрыли серебром, по специальной технологии, разработанной физико-химической лаборатории ЗиЛа.

 После осмотра колоколов началось прослушивание звучания. Первыми звонили в колокола ЗиЛа. Вторыми - колокола конкурентов. Как только начали звонить в колокола конкурентов, строители храма повернулись и ушли.

  Оценку выше дать невозможно.

 Через три дня Машин М. А. позвонил мне и сообщил, что комиссия признала победителями колокола конкурентов, а ЗиЛ увезти свои изделия и переплавить.

 На площадке перед колоколами я встретил Буркина А. И., который узнал меня, хотя мы виделись один раз. Узнав цель визита, Буркин, при осмотре колоколов, не согласился с мнением комиссии, т.к. изображения живых людей (лики А. М. Лужкова и Патриарха Алексия) на колоколах противоречат церковным канонам (приравниваются к иконам, а канонизация живых людей не проводится). Кроме того, наши колокола соответствуют православным канонам.

 Буркин А. И. немедленно пошёл на заседание штаба строительства храма и высказал замечания. Штабом было решено: повторно осмотреть и прослушать колокола. Члены штаба вышли к звонницам.

 Чернов К. Г. присутствовал в штабе строительства с командой звонарей, а я был один. Попросив у членов штаба 10 минут, я бегом направился в храм Илии Пророка Обыденного и упросил диакона храма с сыном помочь в качестве звонарей.

В результате повторного прослушивания решение по победителю конкурса было отложено на месяц, а через месяц в присутствии мэра Москвы Ю. М. Лужкова и Патриарха Алексия ЗиЛ объявили победителем конкурса.

 В благодарность за помощь в подарок храму Илии Пророка Обыденного завод отлил 2 тн колокол, поверхность которого покрыта снизу доверху надписью с фамилиями рабочих, инженеров, руководителей и церковных служителей, участвовавших в отливке колоколов для Храма Христа Спасителя.

 Таким образом, сон оказался вещим. Бог свёл в одном месте меня, Буркина А. И. и диакона Храма Илии Пророка Обыденного.

 Подготовка к отливке больших колоколов.

 Решения по организации отливки тяжёлых колоколов принимались коллегиально инженерами и руководителями Металлургического производства ЗиЛа.

 Первая задача — где отливать.

 Рассматривались варианты Литейного цеха №3, Ярцевского литейного завода.
Эти подразделения ЗиЛ имели достаточные плавильные мощности.  Окончательный выбран вариант: организация участка формовки и заливки на площадях Литейного цеха №1.

 Для оснащения участка в Италии купили спроектированный технологами литейного цеха смеситель смесей для изготовления форм.
 Производственно-монтажное управление ЗиЛа (начальник Дюков Б. И.) заказало 200-тонный гидравлический кран для поднятия форм (вес формы с залитым металлом свыше 120 тн).
 Цех печей и приборов (начальник Виштак Ю. И.) спроектировал и изготовил 40-тонную отражательную плавильную печь.
По моей просьбе немецкая фирма «МАГМА» промоделировала процесс кристаллизации 27 тонного колокола и определила время кристаллизации, что позволило устранить механическое разрушение колокола в случае раннего раскрытия формы.

 К сожалению, в связи со смертью генерального директора ЗиЛа Новикова В. В. А с приходом Носова В., с которым мы не сошлись в деловых вопросах, я уволился с завода. Отливка тяжёлых колоколов проводилась без меня.

 Выпускник Московского института стали и сплавов, Михаил Алексеевич Машин, прошедший путь от сталевара до начальника корпуса на ЗиЛе, на протяжении работы в литейном цехе (50 лет) вёл разработку технологического процесса колокольного литья, одновременно изучал акустику и музыкальную грамоту. Стремился, чтобы колокола имели силу и красоту малинового звучания.

 Многочисленный коллектив зиловцев помог сталевару превратить мечту   в жизнь. Благородный труд превратился в громадный праздник для авторов колоколов. Мечта Мастера ожила в поднебесной песне колоколов Храма.

 По праздникам Москва слышит малиновый звон гаммы колоколов Главного Храма России.

 При событии отливки гигантского колокола для Храма Христа Спасителя присутствовал Патриарх и коллектив авторов  колоколов. Фото запечатлели факт мастерства российского искусства литья колоколов. Свидетели и авторы живы и сегодня.

 В цехе с утра подготовились к заливке колокола. Патриарх Алексий подозвал Михаила Алексеевича и дал  баул с золотыми изделиями со словами: «Михаил Алексеевич, золото собирала вся Россия, чтобы у колокола имели чудесный голос». Патриарх повторил: «Народ собрал». Плавильщики участка плавки открыли лётку печи. По специальному жёлобу пошёл металл. Машин дал команду рабочим бросить по горсти золота в расплав. Рабочие спокойно, аккуратно опускали золото на струю зеркала металла, как обыкновенную добавку. Алексий удивился отношению людей к золоту. В глазах Патриарха заблестели слёзы, слёзы гордости за русских парней, творящих историю.
Двадцать пять минут шла струя медного сплава, заполняя форму. В течение нескольких дней форма, заполненная металлом, остывала естественным способом. Затем отливка (колокол-великан) была извлечена из опоки. Впереди предстояла работа по превращению первого крупнейшего изделия в  произведение искусства. В течение месяца с готовой отливки оригинальным способом удалили пригар. Произвели расчеканку колокола и полировку корпуса. Красавца покрыли бромистым серебром и зачистили.

 Впервые в православной России, в присутствии Патриарха Алексия, на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва отлили Первый громадный на то время Колокол — Торжественный.

 В июне 1997 года колокол торжественно подняли на юго-западную колокольню храма Христа Спасителя. Впервые в мире в лаборатории колокольной акустики на заводе имени Лихачёва сделали акустические открытия:

 Звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста. Никто этого не предполагал: ни звонари, ни литейщики раньше не знали. Кроме того, колокол при ударе во время звона сжимается и растягивается.
 Итальянские врачи, исследовали в лабораториях и доказали, что колокольный звон способен убивать вирусы гриппа и других болезней.
Реестр колоколов, изготовленных заводом ЗиЛ:

 1.Колокол — Торжественный, весом 27101 кг, вместил на наружной поверхности шесть рельефных изображений. Вверху: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, внизу в медальонах императоры — Александр I, Николай I, Александр II. В верхнем поясе колокола отлиты надписи: «Благовествуй земле радость величию, хвалите небеса Божию славу», «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», а в нижней части пояса: «В лето от сотворения мира 7335-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя императора Александра Николаевича, всея России, вылит сей колокол для Храма во имя Христа Спасителя в Москве, в возблагодарение за явленные свыше благость и милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа при нашествии на Россию галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году и на вечную память в Бозе почивших Благочестивейших императорах Александре I и Николае I». Колокол звучит 4 раза в год по самым великим православным праздникам.

 Рабочие литейного цеха дали колоколу народное имя: «Благовест»,  — Первый вестник и пусть несёт звуки с Благой Вестью по необъятной России.

 2.Воскресный колокол — Праздничный, весом 15889 кг, с рельефными изображениями святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и надписями: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его по множеству величия Его». Его голос можно услышать в дни двенадцати церковных праздников.

 3.Колокол Полиелейный, весом 10401 кг, с рельефными изображениями: Св. Николая Чудотворца, Св. Александра Невского и Св. Зосимы Соловецкого и надписями: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его».

 4.Колокол Будничный, весом 5291 кг, с рельефными изображениями: Св. Праведной Елизаветы, Св. царицы Александры, Св. Марии Магдалины. С надписями: «Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии. Внидите перед Ним в радость».

 5.Колокол, весом 3358 кг, с рельефными изображениями: Св. Равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия, Апостола Павла и великомученика Георгия, с надписями: «Воспойте Господеви песнь нову. Хвалите Его в церкви преподобных».

 6.Колокол, весом 1884 кг, с изображениями: Св. Архангела Михаила, Св. царя Константина и Св. Николая Новгородского, с надписями: «Во всю землю изыде вещание и в концы вселенные глаголы их. Господи помощниче мой и избавителю мой».

 7.Колокол, весом 835 кг, с изображениями: Св. Анны Пророчицы, Св. Великомученицы Екатерины, Св. царицы Елены и Св. благоверной княгини Ольги, с надписями: «Вся земля да поклонится Тебе поёт Тебе: да поёт же имени Твоему, Вышний».

 8.Колокол, весом 459 кг, с изображениями: Св. Апостола Петра, Св. Димитрия Ростовского и Св. князя Вячеслава, с надписью: «Разумейте языци и покоряйтеся яко с нами Бог».

 9.Колокол, весом 229 кг.

 10.Колокол, весом 98 кг.

 11.Колокол, весом 49 кг.

 12.Колокол, весом 33 кг.

 13.Колокол, весом 14 кг.

 14.Колокол, весом 10 кг.

 Колокола размещены на четырёх колокольнях Храма: на юго-западной – Праздничный колокол; на северо-восточной — Воскресный; на северо-западной — малые колокола; на северо-восточной — Будничный и остальные десять колоколов.

 По благословению его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, комплекс работ по обустройству надвратных колоколен Храма Христа Спасителя и надвратной Спасо-Преображенской колокольни Храма Державной Иконы Божией Матери на Волхонке выполнили, звонари Общества Церковных звонарей Московской Патриархии. Руководил работами художественный руководитель колокольных звонов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Коновалов И. В.


Рецензии
Прочитал с интересом! Такие подробности надо внести (если их там нет) в историю Храма Христа Спасителя! На заводе ЗиЛ я был летом 1987 года. Мы с другом ездили в Набережные Челны (тогда город Брежнев) за новым КамАЗом. В машину нам загрузили попутный груз - камазовские двигатели для завода ЗиЛ. Вот так мы и попали на ваш завод. Это было что-то - город в городе! Чтобы угробить такое предприятие, нужен был «талант»! И такой «талант» во власти нашёлся. Обидно! Всего тебе тёзка самого НАИЛУЧШЕГО! Жму руку!🤝

Мироныч   07.11.2024 17:07     Заявить о нарушении
Олег, первые Камазы прошедшие !976 году прошли по Красной Площади. К первые двигатели Камазов проходили в экспериментальном цехе испытания в бюро двигателей. Испытания проводил Игорь Елисеев начальник группы (правнук Рябушинских и Елисеевых. В 90-ые уехал в США он был доктор технических наук. Специалист по дизелям. Мой сосед по даче. Двигатели собирали в моторном цехе. Детали изготавливали в 3 литейке. На них стояла цифра 8.

Олег Черный   07.11.2024 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.