Глава 71. Круг в романе МиМ

В этой части я бы хотел попытаться частично разобраться, что происходит в главе «Беспокойный день», и самое главное, как там оказалась песня М.Круга «Владимирский централ».

1. В этой главе речь идет о последствиях Варьете, которое провел черный маг Воланд в России. Про разоблачение Варьете я уже писал в предыдущих очерках. Тем более, какой смысл об этом писать, если большинство россиян были свидетелями этого самого Варьете в 1994 и 1998 году. Только вместо «ЧЕРНОЙ МАГИИ» были «ЧЕРНЫЕ ВТОРНИКИ» и «ЧЕРНЫЕ ЧЕТВЕРГИ», а вместо пирамиды Паскаля была пирамида МММ и ГКО. Как известно из диалога с таксистом-матершинником в результате сложных обменных операций его десятка рублей превращалась в 5 с лишним, или в 7.

В конечном итоге бухгалтер Ласточкин за свои 21711 рублей получил зеленый лист (с августа до конца 1998 года обменный курс упал с около 7 рублей за доллар, до порядка 20-21 рубля за доллар).

2. Теперь, следуя за Степанычем (бухгалтер, единственный, кого не было на Варьете, и кому пришлось за всех отдуваться, да и фамилия КРЫЛАТАЯ - Ласточкин), внимательно изучим происходящее в главе «Беспокойный день» по итогам сеанса Черной магии.

Во-первых, выясняется, что в администрации Варьете никого нет. Все разбежались. Включая конферансье Варьете с детским лицом Жоржа Бенгальского (Кириенко). Логично. Перед обвалом пирамиды ГКО в 1998 году все члены Правительства действительно заблаговременно вывели свои деньги и ушли в отпуск. А потом Правительство ушло в отставку.

Во-вторых, на улицах образовались километровые очереди. Узнав, что продолжение шоу не будет, очереди начали волноваться. Но со временем их разогнали. В этом также нет ничего удивительного.

В-третьих, никаких следов договора и платежей в бухгалтерских книгах никто не нашел. Все, кто пытался искать выли как Тузбубен, а потом теряли след на стоянке такси. Правда один человек решил разоблачить Черную магию, но его за это так разоблачили, что мало не показалось. Вся страна любовалась на прекрасный ролик в его исполнении. Хотя на такую же историю налетел и соратник Сталина Енукидзе и Стросс-Кан.

В-четвертых, никто не мог вспомнить фамилию черного мага, вспоминали, то, что было под рукой. Вот отрывок:

«Как фамилия-то этого мага? Василий Степанович не знает, он не был вчера на сеансе. Капельдинеры не знают, билетная кассирша морщила лоб, морщила, думала, думала, наконец сказала:

— Во... Кажись, Воланд.

А может быть, и не Воланд? Может быть, и не Воланд, может быть, ФАЛАНД.

Выяснилось, что в бюро иностранцев ни о каком Воланде, а равно также и Фаланде, маге, ровно ничего не слыхали.

Курьер КАРПОВ сообщил, что будто бы этот самый маг остановился на квартире у Лиходеева».

То, что матч КАРПОВ-АНАНД действительно состоялся в 1998 году будем считать совпадением. Тем более, что Фаланд это далеко не Ананд. Хотя Карпов - это все же Карпов. Также не будем обращать внимание на страшный удар таксиста по флажку счетчика (шахматные часы), который могут понять только шахматисты, игравшие в блиц.

«— Я извиняюсь... — начал было бухгалтер, но шофер его перебил:

— Трешки есть?

Совершенно сбитый с толку бухгалтер вынул из бумажника две трешки и показал шоферу.

— Садитесь, — крикнул тот и ХЛОПНУЛ по ФЛАЖКУ СЧЕТЧИКА ТАК, ЧТО ЧУТЬ НЕ СЛОМАЛ ЕГО. — Поехали».

В-пятых, далее по главе появляется какой-то кот, ОГРОМНЫЙ, ЧЕРНЫЙ и с кошачьей МОРДОЙ. Появляется этот ЧЕРНЫЙ товарищ с кошачьей МОРДОЙ в кабинете у некого Проши. У того большие проблемы, так как от него остался один костюм, который клепает одну резолюцию за другой. Где находится тело нервного и вспыльчивого Проши, который не переносит, чтобы к нему входили без доклада, совершенно непонятно.

В-шестых, далее мы натыкаемся на Директора городского филиала, который ввиду огромной креативности увлекся разными кружками. Как выясняется, это он притащил в здание профессионального организатора флешмобов и майданов Коровьева (Сороса), который и наделал там дел. Этот городской директор в 1998 году и организовал замечательную партию, в которой все пели как по нотам, и про которую Виктор Степанович сказал, «что-бы ни создавали, все время КПСС получается».

3. В общем, на этом часть про Варьете хотелось бы завершить и перейти к пению. Тем более, что песня «Славное море….» - народная. Хочу обратить внимание, что песня КАТОРЖНАЯ. В романе в ней заменено одно слово. Вместо «молодцу ПЛЫТЬ недалечко», стоит «молодцу БЫТЬ недалечко». То есть быть в местах не столь отдаленных.

В песне поется про Баргузин. Это такой холодный ветер на Байкале, который сильно напоминает Северный ветер (Борей). Хотя ветер северный пока совершенно ни при чем. Если бы не было Байкала, то такой ветер назывался бы НОРД ОСТ.

Но обращаю внимание, что народ, поющий эту песню, уезжает за город в особом порядке (руки на плечах впереди стоящих, в грузовике??):

«Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.

Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и ДЕРЖАЩИЕ ДРУГ ДРУГА ЗА ПЛЕЧИ, раскрыли рты, и весь переулок огласился ПОПУЛЯРНОЙ ПЕСНЕЙ. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий. Так и поехали. Прохожие, бегущие по своим делам, бросали на грузовики лишь беглый взгляд, ничуть не удивляясь и полагая, что это экскурсия едет за город. Ехали, действительно, за город, но только не на экскурсию, А В КЛИНИКУ профессора Стравинского».

Теперь еще один момент. Эта популярная песня почему-то звучит одновременно с телефонными звонками, но этому верить не обязательно. Вот отрывок:

«Несколько посетителей стояли в оцепенении и глядели на плачущую барышню, сидевшую за столиком, на котором лежала специальная зрелищная литература, продаваемая барышней. В данный момент барышня никому ничего не предлагала из этой литературы и на участливые вопросы только отмахивалась, а в это время и сверху, и снизу, и с боков, из всех отделов филиала сыпался телефонный звон, по крайней мере, ДВАДЦАТИ НАДРЫВАЮЩИХСЯ АППАРАТОВ.

Поплакав, барышня вдруг вздрогнула, истерически крикнула:

— ВОТ ОПЯТЬ! — и неожиданно запела дрожащим сопрано».

Несложно догадаться, что барышня сидит на куче оставленных у нее мобильных телефонах с этой самой песней.

Таким образом, мы имеем какую-то очень популярную каторжную песню про холодный ветер, которая звучит одновременно с надрывающимися телефонами. Ее поют арестанты по дороге на каторгу.

Самой собой, всем известно, что песня «Владимирский централ» М.Круга в 1998 году стала практически всенародной. В том же году Круг получил премию «Овация» в номинации «Русский шансон». Ну и что?

4. Я даже не буду пояснять, что слово «Шансон» по происхождению французское, относится к французским песням. Эти песни пелись, в частности, в поэтических забегаловках-кабаре. Среди самых известных – «ЧЕРНЫЙ КОТ» на Ман-Мартере в Париже, где также имелось свое Варьете.

Также было бы смешно рассказывать, что Ласточки относятся к семейству воробьиных, а настоящая фамилия Круга – Воробьев.

Это никому не интересно. Вместо этого я предлагаю посчитать, сколько раз используется слово КРУЖОК и КРУГ в главе «Беспокойный день». Я насчитал 9 РАЗ. Прошу заценить хотя-бы следующий абзац, где слово КРУЖОК повторяется раз за разом.

«Оказалось, что заведующий городским филиалом, "вконец разваливши облегченные развлечения" (по словам девицы), страдал манией организации всякого рода КРУЖКОВ.

— Очки втирал начальству! — орала девица.

В течение года заведующий успел организовать КРУЖОК по изучению Лермонтова, шахматно-шашечный, пинг-понга и КРУЖОК верховой езды. К лету угрожал организацией КРУЖКА гребли на пресных водах и КРУЖКА альпинистов.

И вот сегодня, в обеденный перерыв, входит он, заведующий...

— И ведет под руку какого-то сукина сына, — рассказывала девица, — неизвестно откуда взявшегося, в клетчатых брючонках, в треснутом пенсне и... рожа совершенно невозможная!

И тут же, по рассказу девицы, отрекомендовал его всем обедавшим в столовой филиала как видного специалиста по организации хоровых КРУЖКОВ».

5. Но и это не убедительно. При чем здесь арестантская песня про то, что губит жадность? Ведь в ней так и написано:

«Но губит не очко обычно, а к одиннадцати туз».


Кстати, а до этого речь идет о том, как автор песни БАНКОВАЛ.

Если у Вас есть желание углубиться в значение строчек, то найдите соответствующую статью на сайте life.ru.

Пока поясню, что есть такая игра в очко – 21 (кстати, Азазелло, Бегемот и Маргарита в зашифрованной форме играют в эту игру у Воланда. Азазелло пробивает очко на 7).

Туз – это 11. Банкирское очко – это 17. В данном случае банкир вынужден остановиться. Смысл в том, что мало кто способен остановиться, чтобы не перебрать и не упасть в пропасть. Это касалось и пирамиды МММ, и пирамиды ГКО, и случая с коробкой из под ксерокса (символ компании ксерокс – бечевка перекрещенная крест накрест). Но самое главное, что мало кто остановится, чтобы не стать ТУЗОМ. Хотя это и приводит к погибели.

Вместо этого посмотрим, есть ли в рассматриваемой главе следующие элементы песни:

21, 17, 11 и ТУЗ. Упоминание очка было бы дополнительным бонусом.

Оказывается, есть! 21711 – это сумма, которую несет Ласточкин. Очко есть у Коровьева (кстати Фагот, это американский сленг, означает педик), также упоминается поговорка про то, как Директор филиала втирал очки начальству. Знаменитый пес-ищейка Тузбубен – также есть. Кто этот самый Тузбубен я точно не уверен. Но это ищейка, во вторых, ромбики раньше входили в символику НКВД, ОГПУ.


Рецензии