Глава 64. Краткая история времени в романе МиМ

Глава 64. Краткая история времени в романе МиМ

В первой части я рассказал о космологических странностях в главе «Нехорошая квартирка», которые почему-то уводят нас куда-то к Стивену (имя Степа и Стивен – родственные) Хокингу, его краткой истории времени и черным дырам. Тем более, что выражение «черная дыра» в главе упоминается дословно и именно в связи с феноменом исчезновения информации.

Все это действительно было бы очень смешно, если бы не одно но… Все дело в мельчайших деталях, которые удивили даже меня. Поэтому приведу их.

1) Как известно, в конце главы Степа попадает в эту самую черную кротовую дыру (я бы еще мог провести детальные параллели с «Алисой в стране чудес», кроличьей норой, пузырьком "Выпей меня", но боюсь Вас утомить), и попадает в Крым. Правда, в результате у него проблема со временем. Вблизи черной дыры время идет очень медленно. Как следствие Варенуха с Римским ничего не могут понять, как Степа оказался в Ялте в указанное время.

Это все философия. Смотрим детальное описание этой сцены в главе «Нехорошая квартирка». Прошу обратить внимание на меркнущий свет, ВРАЩЕНИЕ комнаты и ПРИТОЛОКУ.

«СВЕТ, и так слабый в спальне, и вовсе НАЧАЛ МЕРКНУТЬ в глазах Степы. "Вот как, оказывается, сходят с ума!" — подумал он и УХВАТИЛСЯ ЗА ПРИТОЛОКУ.
…..
Тут кот выпил водки, и Степина РУКА ПОПОЛЗЛА ПО ПРИТОЛОКЕ ВНИЗ.
….
И тут случилось четвертое, и последнее, явление в квартире, когда Степа, совсем уже СПОЛЗШИЙ НА ПОЛ, ОСЛАБЕВШЕЙ РУКОЙ ЦАРАПАЛ ПРИТОЛОКУ.
…..
— Брысь!! — вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть.

И тогда СПАЛЬНЯ ЗАВЕРТЕЛАСЬ ВОКРУГ СТЕПЫ, и он УДАРИЛСЯ О ПРИТОЛОКУ ГОЛОВОЙ и,теряя сознание, подумал: "Я умираю...».

Теперь не сдавайтесь сразу как режиссер фильма «МиМ», а попытайтесь представить, каким образом Степа умудрился царапать притолоку СПОЛЗАЯ НА ПОЛ, а потом еще и удариться об нее головой? И почему все завращалось? У него что там ноги начали вытягиваться вниз что ли, как в мультике?

И опять я пропущу сценку с «Алисой в стране чудес» (хотя весь роман «МиМ» танцует с ней хоровод, все сцены в двух книжках взаимосвязаны, вплоть до цитат), где она съедает что-то и у нее вытягиваются ноги, и она, как Степа ударяется головой о потолок. Тем более, что Алиса попадает в какое-то море слез, а Степа – в Ялту.

Зато все объясняет гипотетическое описание космонавта, попавшего в черную дыру. Как известно, из-за огромной разницы в гравитации даже на небольших отрезках, черная дыра начинает вытягивать к своему центру ноги космонавта, растягивая его как лапшу. Про ВРАЩЕНИЕ черной дыры, я полагаю, все и так слышали.

2) Это, конечно же, не все. В главе упоминается некий ПАТЕФОН. Воспоминания о нем преследуют Степу. Опять же я не буду вспоминать, что Алису в этот момент также преследовала какая-то странная песенка, которую она пела, но, как и Степа, не могла узнать своего голоса.

Вместо этого я вспомню про знаменитую формулу энтропии черной дыры Хокинга. Здесь все сложнее. Ее суть в том, что энтропия (вспомните бардак в Степиной голове) черной дыры пропорциональна площади ее поверхности (говоря научно, горизонту событий). Чтобы проиллюстрировать это, в книге «Мир в ореховой скорлупке» использована картинка ПАТЕФОНА (по форме патефон похож на черную дыру). Дело в том, что черная дыра, поглощая материю, как бы записывают всю информацию о ней на вращающейся пластинке. Излучение Хокинга отсылает небольшие копии этой информации назад во вселенную.

3) Само собой, что это простое совпадение. Но оно заставило меня пролистать книжку Хокинга «Моя краткая история». В главе «Кембридж» Хокинг рассказывает как тяжело ему было, когда он узнал о своем диагнозе (нет, не берлиоз – а боковой амиотрофический склероз, вспомните, как Степа в ужасе не может понять - «что-то с памятью моей стало»). Он даже оправдывается по поводу пьянства. Вот отрывок:

«В то время я часто думал и о том, чтобы пожертвовать своей жизнью ради спасения других. В конце концов, если мне суждено УМЕРЕТЬ, я могу принести пользу другим.

НО Я НЕ УМЕР (в книжке выделено жирным). К своему удивлению, хотя будущее не сулило мне ничего хорошего, я понял, что наслаждаюсь жизнью».

Теперь концовка главы «Нехорошая квартирка».

«И тогда спальня завертелась вокруг Степы, и он ударился о притолоку головой и, теряя сознание, подумал: "Я УМИРАЮ..."

НО ОН НЕ УМЕР. Открыв слегка глаза, он увидел себя сидящим на чем-то каменном. Вокруг него что-то шумело. Когда он открыл, как следует, глаза, он увидел, что шумит море, и что даже больше того, — волна покачивается у самых его ног, и что, короче говоря, он сидит на самом конце мола, и что под ним голубое сверкающее море, а сзади — красивый город на горах».

Само собой, что Хокинг не переезжал в Ялту, так как он переехал на некоторое время на побережье в Калифорнию, но тем не менее.

4) Теперь я загляну в главу «Черные дыры» той же книги. Речь идет о знаменитом пари с Джоном Прескиллом относительно информационного парадокса (может ли пропадать информация в черной дыре?). Вот отрывок.

«В любом случае потеря информации несовместима с положениями квантовой механики. … Информация не теряется, но и не возвращается в удобоваримом виде. Это похоже на СЖИГАНИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ: ПРИ СЖИГАНИИ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ БЫЛА В ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ФОРМАЛЬНО НЕ ТЕРЯЕТСЯ, ПРОСТО ЕЕ НЕВОЗМОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ОСТАТКАХ ДЫМА И ПЕПЛА».

Теперь посмотрим, что скажет по этому поводу Воланд.

«— О чем, о чем? О ком? — заговорил Воланд, перестав смеяться. — Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, — Воланд протянул руку ладонью кверху.
— Я, к сожалению, не могу этого сделать, — ответил мастер, — потому что Я СЖЕГ ЕГО В ПЕЧКЕ.
— Простите, не поверю, — ответил Воланд, — этого быть не может. РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ. — Он повернулся к Бегемоту и сказал: — Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман».

Надо же, Воланд уже это знал. Само собой – это совпадение. Речь шла о втором томе «Мертвых душ» Гоголя. Так что речь шла не о черных дырах, а о мертвых душах. Так что не переживайте, они тоже не горят.

5) Про черного кота Шредингера в нехорошей квартире я уже писал (см.главу "Конец квартиры №50"). Но вот на теории большого взрыва (Big Bang, большой бум произошел с Берлиозом) я немножко задержусь. Дело в том, что сразу после взрыва вселенная обладала огромной температурой, но вскоре ГРАДУС НАЧАЛ СНИЖАТЬСЯ, что позволило начать процесс формирования материи.

«— Ну, что же, теперь, я надеюсь, вы вспомнили мою фамилию?
Но Степа только СТЫДЛИВО УЛЫБНУЛСЯ и развел руками.
— Однако! Я ЧУВСТВУЮ, ЧТО ПОСЛЕ ВОДКИ ВЫ ПИЛИ ПОРТВЕЙН! Помилуйте, да разве это можно делать!
— Я хочу вас попросить, чтоб это осталось между нами, — заискивающе сказал Степа».

Вот Вам и понижение градуса.

6) Что было до Большого взрыва и сингулярности Степа не помнит, так как забыл фамилию Воланда. Стивен Хокинг сам в этом признался. Тем не менее, он решил не радовать Папу Римского, который было обрадовался, что теория Большого взрыва с сингулярностью вначале должна подтверждать существование Бога и придумал историю с мнимым временем, согласно которому вселенная существовала всегда и ее не нужно было создавать.

Хокинг сумел доказать, что информация не может пропадать даже в черных дырах, но почему-то не стал проводить аналогию с мозгом, веруя, что после смерти человека, вся информация о его жизни отправляется в землю. Действительно, поиск такой флэшки, изучение ДНК, явно выходили за пределы космологии, которой увлекался Стивен Хокинг.

"А вот слова Азазелло в главе "Пора!Пора!:

"— Но ты ни слова... ни слова из него не забудешь? — спрашивала Маргарита, прижимаясь к любовнику и вытирая кровь на его рассеченном виске.
— Не беспокойся! Я теперь ничего и никогда не забуду, — ответил тот.
— Тогда огонь! — вскричал Азазелло, — огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем.
— Огонь! — страшно прокричала Маргарита".


Рецензии