Глава 63. Стивен Хокинг в романе Мастер и Маргарит
В этой части хотел бы пройтись по блоку романа «Мастер и Маргарита», посвященному Степе Лиходееву. Как известно, в главе «Нехорошая квартирка» после печальной истории с Берлиозом он просыпается с ужасного похмелья, чтобы наткнуться на Воланда, который целый час дожидается его пробуждения. Заканчивается это весьма печально для товарища Лиходеева. Он неожиданно оказывается в Ялте и не может понять, где он. Далее его ищут Римский и Варенуха, к которым он пообещал подойти через пол часа. У этих товарищей шоу-Варьете на носу, а Директора Варьете все нет. Каково же их удивление, когда они начинают получать Степины телеграммы из Ялты, ЛИСТик за ЛИСТиком (последний был черным).
И тут мы вплотную подходим к загадке, которую открытым текстом загадывает нам автор. Каким образом, Степа умудрился позвонить из своей квартиры Римскому в 11:20 минут. А в 11:30, как следует из телеграммы, он уже был в угрозыске в Ялте? Этой загадке посвящена существенная часть романа.
1. Курьезы Степы Лиходеева. Черная дыра.
Первый курьез заключается в том, что при встрече с Воландом у Степы Лиходеева образовался большой провал в памяти. Он не помнит вчерашнюю встречу с Воландом. Он много чего помнит, но вот Воланда в упор не помнит. Вот конкретный отрывок.
«Да, вчерашний день лепился из кусочков, но все-таки тревога не покидала директора Варьете. Дело в том, что в этом вчерашнем дне зияла преогромная ЧЕРНАЯ ДЫРА. Вот этого самого незнакомца в берете, воля ваша, Степа в своем кабинете вчера никак не видал.
— Профессор черной магии Воланд, — веско сказал визитер, видя Степины затруднения, и рассказал все по порядку».
Тот факт, что автор использует термин, который принялся только в районе 60-ых, не представляет большого чуда, так как теоретически, ничто не мешает читателю представить просто обыкновенную дырку.
Хотя у меня представить эту самую дырку ни в мозгу Лиходеева, ни во времени (т.е. во вчерашнем дне) не получается. Или нет. Все наоборот.
В главе речь идет об исчезновении информации из головы Лиходеева. Что, вероятно, связано с нарушением нейронных соединений. Черные дыры известны тем же самым. Там пропадает информация. Хотя вот парадокс. Пропажа информации в черных дырах представляет большую научную проблему. А пропажа информации из мозга – нет.
Но вот, что странно. Во-первых, начало главы.
«В этой голове гудел тяжелый колокол, между глазными яблоками и закрытыми веками проплывали КОРИЧНЕВЫЕ ПЯТНА с ОГНЕННО-ЗЕЛЕНЫМ ОБОДКОМ».
Это сильно напоминает внешний вид черной дыры. Но смотрим дальше. Дальше описывается, как многочисленные жильцы этой самой квартиры пропадают как в черную дыру. Что также не так важно. Интереснее следующее:
«Говорить ему было трудно. При каждом слове кто-то втыкал ему иголку в мозг, причиняя адскую боль.
— Как? Вы и фамилию мою забыли? — тут неизвестный улыбнулся.
— Простите... — прохрипел Степа, чувствуя, что похмелье дарит его новым симптомом: ему показалось, что пол возле кровати ушел куда-то и что сию минуту ОН ГОЛОВОЙ ВНИЗ ПОЛЕТИТ К ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ В ПРЕИСПОДНЮЮ».
Это уже больше похоже на черную дыру или кротовую норму. Еще больше на падение в черную дыру похожа концовка главы, когда Лиходеев проваливается через кротовую нору из Москвы в Ялту:
«— Я это и говорю, — прогнусил рыжий и, повернувшись к Воланду, добавил почтительно: — Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы?
— Брысь!! — вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть.
И тогда спальня завертелась вокруг Степы, и он ударился о притолоку головой и, теряя сознание, подумал: "Я умираю..."
Но он не умер. Открыв слегка глаза, он увидел себя сидящим на чем-то каменном. Вокруг него что-то шумело. Когда он открыл, как следует, глаза, он увидел, что шумит море, и что даже больше того, — волна покачивается у самых его ног, и что, короче говоря, он сидит на самом конце мола, и что под ним голубое сверкающее море, а сзади — красивый город на горах».
Вся эта история с черной дырой была бы не только фантазией, но и очень скучной гипотезой, если бы Степа Лиходеев не начал слать Варенухе с Римским какие-то непонятные телеграммы-сверхмолнии. Умолял ВЕРИТЬ. По прочтении этих телеграмм Варенуха с Римским начали сходить с ума, тщательно изучать часовые стрелки. Именно ЧАСОВЫЕ СТРЕЛКИ, прямо как в фильме «Интерстеллар. Неужели в этих телеграммах было зашифровано какое-то сообщение?
Само собой, нет. Ведь сказано же (от Луки, глава 16), что из того места передать информацию, почти невозможно.
«И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем (комментарий – ПИРАМИДОН – ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ СРЕДСТВО. В ГЛАВЕ ОБЫГРЫВАЕТСЯ ЭТА ЧАСТЬ ПРИТЧИ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ). Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».
Тем более, что речь идет просто о замедлении времени при путешествии вблизи черной дыры. Пока Степа сгонял в Ялту, на Земле прошло более 2 часов.
И будет, наверное, еще более некорректно, если я начну утверждать, что автор, вкрапляя небольшие комментарии, хитро намекает на Стивена Хокинга (имена Степан и Stephen – родственные).
1) Кривое лицо.
«..Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар» (глава «При свечах»).
2) Кресло.
«Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем.
— Откровенно сказать... — начал он, ЕЛЕ ВОРОЧАЯ ЯЗЫКОМ, — вчера я немножко...
— Ни слова больше! — ответил визитер и ОТЬЕХАЛ С КРЕСЛОМ в сторону».
3) Проблемы с голосом.
«— Добрый день, СИМПАТИЧНЕЙШИЙ Степан Богданович!
Произошла пауза, после которой, сделав над собой страшнейшее усилие, Степа выговорил:
— Что вам угодно? — и сам поразился, НЕ УЗНАВ СВОЕГО ГОЛОСА. Слово "что" он произнес дискантом, "вам" — басом, а "угодно" у него совсем не вышло».
4) Он не в состоянии встать.
«Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: "Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!" — Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: "Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но Я НЕ ВСТАНУ".
Само собой, что все эти комментарии связаны с тяжелым похмельным синдромом Степана Лиходеева, и никак не связаны со Стивеном Хокингом. Тем более, что Лиходеев все-таки встал. В отличие от Хокинга, который был атеистом, в Бога не верил, потому встать никак не мог.
Единственное, что не совсем понятно, зачем Воланд пришел к 10 часам к Лиходееву домой, если тот категорически не помнит, что назначал встречу? Все несложно. Стивен Хокинг организовал вечеринку, на которую пригласил «путешественников во времени». Самой собой, что пригласил он их уже после самой вечеринки, чтобы проверить, может ли его навестить хоть кто-то, кто обладает возможностью перемещаться во времени. Правда, к нему никто не пришел. Кроме Воланда…
2. Краткая история времени. Автор знал про временную разницу с Крымом?
Второй момент, который подтверждает, что со Степой все нормально, и черная дыра тут не при чем, заключается в следующем. Любопытно, что, несмотря на многочисленные попытки автора заинтересовать этой загадкой читателя, никто ей сильно не заинтересовался. Более чем за 40 лет.
Повторю суть загадки.
В районе 11:20 Степа позвонил к Римскому и пообещал быть у него через 30 минут. Естественно, что в этот срок никто не появился.
В районе 2:05 (речь идет о стрелках, 14:05 или 2:05, если быть объективным, в романе не уточняется) Римский с Варенухой получают телеграмму из Ялты, где говорится, что:
Лиходеев в 11.30 нарисовался в угрозыске в этой самой Ялте.
Практически пол главы «Вести из Ялты» и затем «Слава петуху!» посвящены обсуждению вариантов решения этой загадки. Вариантов очень много. И само собой решить задачу не просто. Так как даже загадка с «Бристолем» на Московских процессах не нашла однозначного ответа по прошествии многих лет, так как врали тогда почти все. Можно принять за версию, что Степа уехал кататься на машине, а может и в закусочной «Ялта» в Пушкине. Но автор замечает, что угрозыск от своих показаний все же не отказывался.
Если же Степа все же был в Ялте, то решений может быть несколько.
1) Лиходеев туда телепортировался через кротовую нору.
2) Ялта, как и нехорошая квартира, это не совсем то, что мы думаем.
3) Лиходеев имеет двойника.
4) Лиходеев танцевал под песню Ялта (это уже ближе к Борису Николаевичу, о чем я уже писал).
5) Теперь самый простой и самый очевидный вариант. Между Ялтой и Москвой была 2-х часовая разница. За это время Степа сел в свой президентский самолет и спокойно долетел до Ялты. Как и полагается Степе, который немножко страдал от спиртного, в самолете он немного выпил, а потом пошел гулять по Ялте в одних носках. Единственное, суля по описанному, речь идет вообще не о Ялте, а о визите к Хустову в Вашингтон. Но это другая история.
Решение про 2-х часовой временной разрыв очень простое и очевидное. Только тогда непонятно, что так шокировало Римского и Варенуху. И откуда автор мог знать, что для нас в настоящее время эта загадка будет весьма актуальной. Так как в настоящее время в Крыму московское время. И соответственно никакой часовой разницы нет.
3. Теперь, собственно, предлагаю разобраться, с какого перепугу автор запихал в главу про нехорошую квартиру вопросы космологии, света и тьмы?
Очень просто. Будет ужасной банальностью сообщить, что роман «Мастер и Маргарита» поглотил всего «Фауста» Гете на завтрак, и все сцены из Фауста в обязательном порядке присутствуют в романе.
Какой сцене Фауста соответствует глава «Нехорошая квартирка»? Самой собой сцена встречи Фауста с Мефистофелем в кабинете Мефистофеля. Воспоминание колокольного звона – есть. Фраза: «Вот и я!» - есть. Просьба сообщить фамилию – есть. Печать на двери – есть. Контракт – есть. Бегемот – есть. Упоминание питья какой-то отравы – есть.
Единственное, на чем акцентирую внимание, Мефистофель просит озвучить приглашение три раза. Воланд ни в каком приглашении не нуждается.
Теперь, основное содержание ключевой сцены из «Фауста».
Во-первых, Фауст переводит Евангелие Иоанна Богослова и пытается заменить фразу «Вначале было Слово» на фразу «Вначале было Дело». Далее появляется Мефисто, который обсуждает с Фаустом вопросы света и тьмы, включая происхождение космоса.
«Сцена третья: Кабинет Фауста:
«Мефистофель
Часть вечной силы я,
Всегда желавший зла, творившей лишь благое.
Фауст
Кудряво сказано; а проще - что такое?
Мефистофель
Я отрицаю всё - и в этом суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живёт.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, -
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это всё - моя стихия.
Фауст
Ты мне сказал: 'я часть'; но весь ты предо мной?
Мефистофель
Я скромно высказал лишь правду, без сомненья.
Ведь ЭТО ТОЛЬКО ВЫ мирок нелепый свой
Считаете за всё, за ЦЕНТР ВСЕГО ТВОРЕНЬЯ!
А я - лишь части часть, которая была
В начале всё той тьмы, что свет произвела,
Надменный СВЕТ, ЧТО СПОРИТЬ СТАЛ С РОЖДЕНИЯ
С МОГУЧЕЙ НОЧЬЮ, матерью творенья.
Но всё ж ему не дорасти до нас!
Что б он ни породил, всё это каждый раз
Неразделимо связано с телами,
Произошло от тел, прекрасно лишь в телах,
В границах тел должно всегда остаться,
И - право, кажется, недолго дожидаться -
Он сам развалится с телами в тлен и прах».
Так что ссылки на спор о космологии вполне уместны.
Теперь, что касается спора о свете и тьме. Вот все известный отрывок из первой главы Евангелия от Иоанна:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на;чало быть, и без Него ничто не на;чало быть, что на;чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, И ТЬМА НЕ ОБЪЯЛА ЕГО».
Итак, согласно Евангелию созданию мира предшествовало Слово, проще говоря, аналог программы или матрицы. Это несколько раз подчеркивается в Библии («Небо и Земля прейдут, но слова Мои не прейдут…»). Но меня интересует вопрос борьбы света и тьмы, то есть черные дыры. Как выяснил Хокинг (пока предварительно) вопрос не столь однозначен. В частности, черные дыры порождают излучение, названное излучением Хокинга.
В заключительной части я обращусь к принципу неопределенности Гейзенберга, чтобы понять, почему попытка Римского одновременно рассчитать скорость перемещения Лиходеева и его местоположение (Ялта в Крыму или все-таки закусочная «Ялта» в Пушкине) обречены на провал.
4. Принцип неопределенности Гейзенберга.
Это базовый для квантовой физики принцип, согласно которой у частицы не могут быть одновременно точно измерены положение и скорость (импульс).
Римский пытается вычислить СКОРОСТЬ исходя из знания времени и положения Лиходеева в Ялте в Крыму. Но тогда получается полный бред.
В качестве альтернативы Лиходеев бухает в Ялте в Пушкино, но тогда получается еще больший бред. Римский пытается учесть большое число наблюдателей, в виде сотрудников угрозыска. Но и это ему не помогает.
Вот этот смешной отрывок из главы «Вести из Ялты».
«Может быть, не Степа сегодня говорил с ним по телефону из собственной своей квартиры? Нет, это говорил Степа! Ему ли не знать Степиного голоса! Да если бы сегодня и не Степа говорил, то ведь не далее чем вчера, под вечер, Степа из своего кабинета явился в этот самый кабинет с этим дурацким договором и раздражал финдиректора своим легкомыслием. Как это он мог уехать или улететь, ничего не сказав в театре? Да если бы и улетел вчера вечером, к полудню сегодняшнего дня не долетел бы. Или долетел бы?
— Сколько километров до Ялты? — спросил Римский.
Варенуха прекратил свою беготню и заорал:
— Думал! Уже думал! ДО СЕВАСТОПОЛЯ ПО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ около полутора тысяч километров. Да до Ялты накинь еще восемьдесят километров. Но по воздуху, конечно, меньше.
Гм... Да... Ни о каких поездах не может быть и разговора. Но что же тогда? Истребитель? Кто и в какой истребитель пустит Степу без сапог? Зачем? Может быть, он снял сапоги, прилетев в Ялту? То же самое: зачем? Да и в сапогах в истребитель его не пустят! Да и истребитель тут ни при чем. Ведь писано же, что явился в угрозыск в половине двенадцатого дня, а разговаривал он по телефону в Москве... позвольте-ка... тут перед глазами Римского возник циферблат его часов... Он припоминал, где были стрелки. Ужас! Это было в двадцать минут двенадцатого. Так что же это выходит? Если предположить, что мгновенно после разговора Степа кинулся на аэродром и достиг его за пять, скажем, минут, что, между прочим, тоже немыслимо, то выходит, что самолет, снявшись тут же, в пять минут покрыл более тысячи километров? Следовательно, в час он покрывает БОЛЕЕ ДВЕНАДЦАТИ ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ!!! Этого не может быть, а значит, его нет в Ялте.
Что же остается? Гипноз? Никакого такого гипноза, чтобы швырнуть человека за тысячу километров, на свете нету! Стало быть, ему мерещится, что он в Ялте! Ему-то, может быть, и мерещится, а Ялтинскому угрозыску тоже мерещится? Ну, нет, извините, этого не бывает!... Но ведь телеграфируют они оттуда?»
Отрывок очень смешной. Единственный вопрос, откуда автор взял, что до Севастополя можно добраться по железной дороге?
5. Кот Шредингера
И для тех, кто сомневается, что каждая глава романа посвящена различным опытам, раскрывающим природу реальности, вот краткое описание истории с котом Шредингера из главы «Конец квартиры №50».
Напомню, что же там произошло. Дело в том, что раньше в нехорошей квартире почему-то никого не могли обнаружить. Вроде бы внутри кипела какая-то деятельность, но как только в квартиру вламывались, все исчезало. Обнаружили какого-то кота только благодаря мониторингу парового отопления какими-то водопроводчиками. Это важно! (для экспертов по физике).
В квартире застали черного кота с БРАУНИНГОМ. Долго не могли понять, жив он или мертв. Кот то умирал, то оживал, то обрушил люстру, продемонстрировав какой-то коллапс, то вылетел в окно, как голограмма или волна.
Вы, конечно же, уже догадались, что речь идет о знаменитом коте Шредингера, который одновременно и жив и мертв, пока не закончится эксперимент. А эксперимент Шредингера заключается в том, что внутри запертой коробки находится кот и некая «АДСКАЯ МАШИНКА» (слова самого Шредингера). Там же находится небольшое количество РАДИОАКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА и счетчик Гейгера. Если распад атома происходит (50 на 50), то срабатывает счетчик Гейгера и АДСКАЯ МАШИНКА, в которой содержится ЯДОВИТЫЙ ГАЗ. Тогда кот умрет от химической атаки. Но пока Вы не откроете коробку, кот одновременно и жив и мертв.
Чтобы решить загадку этого кота, были разработаны самые различные вариации этого опыта.
К примеру, Стивен Хокинг однажды воскликнул: «Когда я слышу про кота Шрёдингера, МОЯ РУКА ТЯНЕТСЯ ЗА РУЖЬЕМ!» Он перефразировал известное высказывание, принадлежащее одному из героев пьесы «Шлагетер» Ганса Йоста: «Когда я слышу слово „культура“, то снимаю с предохранителя свой БРАУНИНГ!»).
Такое раздражение физиков легко объясняет слова Бегемота
« — Я совершенно не понимаю, — говорил он сверху, — причин такого резкого обращения со мной...».
Свидетельство о публикации №122031805171