Мукагали Макатаев. На темени белеет клок волос

Перевод с казахского

          ***

На темени белеет клок волос,
Знак мудрости – решил я для себя.
Лоб с челкой непослушной нынче врозь,
К затылку пряди сдвинулись слегка.
Укроется пусть пеплом голова,
Об этом глупо, видимо, тужить.
Хоть теплится в груди огонь едва,
До срока душу б мне не охладить.
Вчера еще внутри пылал огонь.
Когда успел иссякнуть его жар?
Расплавить камень был способен он.
Теперь и сам тем мертвым камнем стал.
Я помню, как он страстно полыхал,
Но потихоньку стынет его пыл.
Как будто жадной юности не знал,
И глаз девичьих шалость позабыл.
Куда ж ты делся, жар моей души?
Как быстро и безжалостно погас!
Возьму кобыз … Коркыт ата*, скажи,
Ужель вот так же ты себя не спас?

                Примечание:

Коркыт ата (дед Коркыт) * - существует древняя легенда о Коркыте, музыканте, создателе кобыза – самого древнего струнного инструмента на земле, который, по мнению многих специалистов, является прародителем скрипки. Убегая от смерти, Коркыт побывал в четырех концах света, но нигде не обрел вечности. Тогда он понял, что земли обетованной не существует, и решил найти центр земли. Им оказалось побережье Сырдарьи. По преданию, земля здесь соединяется с космосом. И на самом деле, именно отсюда, с космодрома Байконур впервые оттолкнулся человек, дерзнувший проникнуть в глубины Вселенной. А вот как согласно легенде, появился кобыз. Однажды к Коркыту, утомленному однообразием звуков на земле, во сне явился ангел, чтобы сказать: «Коркыт, твой кобыз словно голень шестилетнего холощеного верблюда. Обтяни его кожей одногорбого верблюда, установи сверху подставку из рога темно-рыжего козла и натяни струны из некрученого конского волоса от пятилетнего жеребца. И будешь ты обладать дивным инструментом». Игра Коркыта привлекала все живые существа – летающих птиц, бегающих зверей, которые пытались пройти к нему через пески и людей. Все, в ком была жизнь, сидели на берегу и слушали кобыз. В этих словах легенды заключен ее главный смысл – единение всего живого против самой смерти. И пока пел кобыз Коркыта, смерть бессильна была забрать кого-то из этого мира. Но однажды Коркыт, устав, все-таки заснул. Смерть, приняв облик змеи Кайрат-жылан, ужалила его. «Бег Коркыта от смерти, восстание против смерти, вовсе не было действием самосохранения, спасения собственной души, а было сопротивлением наступающему исламу», - пишет крупный исследователь, публицист Таракты Акселеу.
По просьбе Коркыта на его могилу положили кобыз, который сразу запел под дуновением ветра. Звуки струн кобыза до сих пор слышны в необъятных степях Казахстана. Мемориальный комплекс «Коркыт-ата» в Кызыл Орде с поющими трубами и пирамидой, исполняющей желания, напоминает о музыканте, не избежавшем смерти. Но благодаря волшебным звукам кобыза он навечно остался в мире людей.


Рецензии