Почему в семьях такие разные характеры?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайлов

Проповедь на Божественной Литургии в Воскресный день
в Казанском Храме пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
«Терпением вашем спасайте души ваши», - такие слова мы сегодня слышали на Божественной Литургии во время Евангельского чтения. Мы сегодня, дорогие братья и сестры, слышали три Евангельских чтения. В одном из Евангельских чтений мы с вами слышали о том, как некий фарисей искушал Господа и спросил Его о самой наибольшей заповеди. Спаситель ответил, что самая главная заповедь – это «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею». А вторая заповедь: «И ближнего твоего возлюби как самого себя». Вот на этих двух заповедях держится всё. И мы с вами сегодня можем приобщиться вот к этим двум заповедям.
Все, кто сюда пришёл, они и почтили первую заповедь. Они пришли прославить Господа и Спасителя, они пришли отдать время своему Небесному Отцу, т.е. пришли почтить Воскресный день.
Но как же мы сможем исполнить вторую заповедь о любви к ближнему? Прежде всего мы можем её исполнить в своих семьях. Это духовная семья – это Храм – это и есть одна большая семья. Во главе этой семьи стоит Бог Христос, Он наш Отец, а мы Его дети. У нас есть ещё и вторая семья – это наша домашняя церковь, где мы являемся родителями и одновременно детьми у своих родителей. Так вот там нужно провести репетицию и исполнить заповедь о любви к ближнему. Это становится часто камнем преткновения, потому что очень легко любить некого аборигена в Африке, пытаться ему помочь и посылать какие-то средства или посылать средства в какой-то фонд ребёнку, и успокоить свою совесть, сказав, что все свои дела уже сделал, мне больше ничего делать не надо. Но вот эти успокоения совести не проходят у Бога. Свою совесть невозможно так успокоить и потом забыть. Дело всё в том, что Бог по-настоящему будет нас испытывать и по-настоящему предоставлять нам возможность делать добрые дела. Добрые дела мы как раз будем делать или не делать в своих семьях. Ещё наша семья бывает на работе. Сейчас, к сожалению, работа человека превратилась в зарабатывание денег. А совсем ещё недавно коллектив на работе был семьёй. Сейчас это крайняя редкость, и поэтому об этом сейчас сложно говорить.
Поэтому мы сейчас сосредоточимся на семье. Что такое семья? Семья – это ячейка общества, но это ещё и ячейка Церкви, потому что семья – есть домашняя маленькая церковь, маленький корабль спасения, где человек отдыхает от своих трудов, где он наполняется силами, где он вдохновляется, где он может совершить свои главные подвиги в жизни.
Если человек не смог исполнить что-то из добродетелей, он может этим добродетелям научить своих сыновей и дочерей, и эти добродетели исполнятся в детях. А мы часто пытаемся на своих детях реализовать свои страсти к сожалению, свои несбыточные планы, свои несбыточные карьеры – и это ужасно.
Бог хочет другого. Бог хочет, чтобы мы исполнили добродетели. И самое главное – это возлюбить Бога и возлюбить своего ближнего.
Есть такая удивительная пословица: «Какое самое важное время? Какое самое важное дело? Какой самый важный человек?» Самое важное время – это настоящее время; прошлого уже нет, а будущего может и не быть никогда. Настоящее – это то время, когда мы можем сделать подвиги. Самый важный человек – это ближний человек – тот, который находиться рядом с нами, который сидит рядом с нами не скамейке здесь в Храме, который находиться рядом с нами на кухне, который готовит нам еду или, наоборот, зарабатывает средства. Самый важный человек – это наши родители, которым мы не позвонили или не пришли к ним на помощь, когда они нуждались в этом. И самое важное дело – это то дело, которое мы можем сделать в настоящее в это время самому ближнему человеку, который находится рядом.
Бог хочет, чтобы мы помогали здесь и сейчас, никогда то потом, или мы вспоминали какие-то прежние свои заслуги. Бог хочет, чтобы мы сейчас помогли тому, кто находиться рядом. Если мы этого не сделаем, то ни о какой любви к Богу мы говорить не сможем. Это будут пустые слова.
Когда мы говорим, что любим Бога, Бог обязательно проверит нашу любовь, Он обязательно поставит нас в те условия, где представится возможность показать любовь к Невидимому Богу через любовь к видимому ближнему.
Семью домашнюю, семью церковную, семью на нашей работе можно уподобить некому мешку кожаному, в котором находятся острые камни. И вот эти острые камни имеют всего два варианта своей жизни: или эти острые камни притрутся друг к другу, и там даже образуются маленькие камешки – наши дети и внуки, наши потомки, или второй вариант: эти камни острыми краями раздерутся между собой, и будут искры, и они разрежут острыми краями мешок, и вывалятся наружу.
С чем же еще можно сравнить семью? Кто из вас смотрел фильм Владимира Хотиненко «Поп», тот помнит удивительный эпизод о том, как ссорились и как любили друг друга батюшка и матушка. Священник Александр очень любил свою матушку, но однажды он сказал своему другу, когда они шли по деревне: «Мы с матушкой очень любим друг друга, но мы очень разные люди. Но вот эта разность между нами помогает нам исправляться и видеть в себе различные недостатки». И он с любовью называл свою матушку «точильным камнем». Этот «точильный камень» и помогал ему совершенствоваться, стать тем, кем он стал.
У каждого у нас в семье: в домашней семье, на работе, в церкви есть свой точильный камень. Это может быть начальник, это может быть жена, которая постоянно пилит своего мужа, это могут быть наши родители, это могут быть наши дети – это всё есть точильный камень, который оттачивает нас до того, чтобы мы смогли стать святыми.
Человек, когда рождается в этот мир, он похож на некую скалу, на кусок мрамора. Но Господь, как художник, подходит к этому куску мрамора и откалывает потихонечку кусочки. А потом Он посылает людей, которые также приходят и с помощью различных испытаний откалывают от нас с помощью инструментов кусочек за кусочком.
Если мы будем сопротивляться, если мы будем вырываться из рук нашего Мастера, то мы с вами превратимся просто в груду камней.
Но, если мы с вами стиснем зубы, если мы в терпении будем спасать свои души, то через некоторое время мы посмотрим на себя и увидим, что из глыбы получается Ангел.
Дорогие братья и сестры, мы знаем, что Ангелы спали с Неба в одно мгновение, и поэтому из Ангела очень легко превратиться в дьявола. Поэтому христиане, приходящие в Церковь, готовые думать, что они уже Ангелы, должны твёрдо смотреть за своими душами, за своими сердцами, за своими мыслями, потому что в одно мгновение можно превратиться в беса, если только мы возгордимся и отойдём от Бога.
Дорогие братья и сестры, пусть каждый из нас постарается все силы применить для того, чтобы полюбить своего ближнего, увидеть в нём точильный камень, который обтачивает нас, как обтачивается стрела для того, чтобы улететь в небо, для того, чтобы из глыбы появился образ Ангела.
Помогай нам, Господь, в этот день, когда Господь заповедует возлюбить Его и возлюбить ближнего, каждому из нас увидеть в своём ближнем дорогу ко спасению.
Пусть каждый из нас скажет: «Да, меня унижают, да, меня обижают, да, меня воспитывают, но всё это нужно мне для спасения моей души».
Помогай, Господь, каждому из нас отложить в своём сердце, записать золотыми буквами слова сегодняшнего Евангелия: «В терпении вашем спасайте души ваши». Аминь.

03.10.2021 г.


Рецензии