Анабаптисты

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Причиной эпохи Возрождения было не бегство византийцев в Европу вследствие падения под натиском турок – османов Византийской империи в 1453 году, а благодатная почва, которую это бегство нашло в среде мастеров, ремесленников, купцов, банкиров укрепившихся европейских городов – республик. Эпоха породила универсальных гениев, составивших славу человечества: в Италии: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарку (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375),  Пизано, Джотто, Орканью; мастеров Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буанарроти (1475-1564), Рафаэля  Санти (1483-1520), Антонио да Корреджо (1489-1534), Тициана (1488/1490-1576); Позднего Возрождения: Тинторенто (1518/1519-1594), Андреа Палладио (1508-1580); вне Италии: Джона Уиклифа (1320-1384), Яна Гуса (1369-1415), Иоганна Рейхлина (1455-1522), Томаса Мора (1478-1535), Эразма Роттердамского (1469-1536), Мартина Лютера (1483-1546), Ульриха Цвингли (1484-1531), Хуана Луиса Вивеса (1492-1540), Франсуа Рабле (1494?-1553), Мишеля де Монтеня (1533-1592); Мигеля де Сервантеса (1547-1616), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Уильяма Шекспира (1564-1616). Идеи Возрождения нашли поддержку у части князей, стремившихся избавиться от засилья пап.
 
МАРТИН ЛЮТЕР
Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года – день, когда, по легенде, Мартин Лютер прикрепил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». Мартин Лютер – человек Возрождения, доктор богословия Виттенбергского университета, создатель перевода Библии на немецкий язык и норм общенемецкого национального языка, реформатор образования и музыки. В своих «95 тезисах» он утверждал, что папство не является посредником между Богом и людьми, что человек оправдывается не через церковь и её обряды, а через веру по благодати Бога. Основополагающим принципом спасения Лютер считал только веру, только благодать и только Писание. Лютер опровергал авторитет Священного предания, постановлений церкви и папских декретов, оставляя единственным мерилом истины Священное Писание. Труды и высказывания христианских деятелей прошлого ценны, но они всегда должны приниматься критически и поверяться Писанием.

УЛЬРИХ ЦВИНГЛИ
Швейцарский христианский реформатор, гуманист и философ Ульрих Цвингли (1484-1531) родился несколькими неделями позже Лютера. С 1494 по 1498 гг. учился в школе Св. Теодора в Базеле. После этого в школе Генриха Лупулуса в Берне начал писать стихи, освоил игру на всех известных тогда инструментах. Высшее образование Цвингли получил  в  Венском  и  в  Базельском  университетах, где изучал классическую литературу, усердно читал Священное Писание, общался с базельским богословом Виттенбахом, с гуманистами и в том числе с Эразмом Роттердамским. 29 января 1523 г. на публичном диспуте в Цюрихе Цвингли отстаивал свои 67 тезисов учения о Священном Писании, как высшем авторитете веры, о Христе, как о единственном посреднике между Богом и людьми, о вере, как единственном средстве спасения, о Церкви, как единстве всех верующих и т. д. В результате в Цюрихе католическая месса и иконы были устранены, богослужение упрощено, латинский язык заменён немецким, монастыри были обращены в школы, приюты, госпитали, монастырское имущество секуляризованы, безбрачие духовенства упразднено. В церковной организации  Цвингли проводил начала пресвиторианского управления. Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффхаузене, Санкт-Галене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии.
 
В период Реформации магистерское реформационное движение, которого придерживались лютеране и кальвинисты, действовало в связке со светскими властями – князьями и городскими советами (магистратами). Радикальные евангельские реформаторы противоставшие злоупотреблениям в католической церкви, подвергли критике и коррупцию в расширяющемся магистерском реформационном движении.
   
Ульрих Цвингли, в 1520-21 гг. служивший в церквах Цвиккау, был уволен за уже не лютеровское содержание своих проповедей. Если Лютер шёл на союз с князьями, то Цвингли, обличая тиранию монархов и князей, отстаивал республиканские идеи. Феликс Манц (1498-1527), сын каноника церкви Гроссмюнстер, родился, жил и умер в Цюрихе, имел гуманитарное образование с глубоким знанием иврита, греческого и латыни. После приезда Цвингли в Цюрих в 1519 году, Манц стал его последователем. В 1521 году к группе присоединился Конрад Гребель, ставший другом Манца. 17 января 1525 г. на публичном диспуте с Цвингли друзья поставили под сомнение мессу, отношения церкви и государства и крещение младенцев. Цвингли был признан победителем в диспуте.

АНАБАПТИЗМ
Анабаптизм зародился как движение в русле Реформации в Швейцарии, как критика цвинглианства, требовавшая более далеко идущих реформ в Цюрихе. Поддерживая вначале цвинглианскую критику нерешительности реформаторской деятельности Лютера, анабаптисты впоследствии подвергли критике и самого Цвингли.
 
Движение Швейцарских братьев (как сами себя назвали анабаптисты) возглавил сын влиятельного члена городского совета Цюриха, один из руководителей богословской школы, открытой Цвингли в Цолликоне, вблизи Цюриха, Конрад Гребель. Он основывался на многих местах Священного Писания, в частности на книге Деяний Апостолов, где (Деян.2;37,38,41), услышав проповедь Апостола Петра, люди «умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа вследствие прощения грехов и получите дар Святого Духа... Итак, охотно принявшие слово его крестились». Для того, чтобы креститься, людям надо было услышать слово благовествования, охотно принять его, уверовать в Иисуса Христа, как в Спасителя и Господа, умилиться сердцем, спросить: «Что нам делать?», покаяться вследствие прощения грехов и в крещении пообещать Богу быть Ему верными, добрыми, не ленивыми и не лукавыми рабами. 1Пет.3;18-21: «И Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». Крещение спасает. Значит, людям, крещённым в младенческом возрасте, желающим заключить завет с Богом, необходимо перекреститься, так как крестя младенцев, и затем уверяя не крещённых в соответствии с Писанием людей в том, что они крещённые, католическая церковь лишала их спасения.

Креститься – это не только признать Иисуса Христа нашим Спасителем, но и Господом, Господином нашей жизни, в умилении сердца решимость стать Ему добрыми и верными рабами, отвергнуться себя, взять свой крест и последовать за Христом, куда бы Он ни пошёл.

Итак, услышать слово благовествования, охотно принять его, уверовать в Иисуса Христа, как в Спасителя и Господа, умилиться сердцем, спросить: «Что делать?», покаяться вследствие прощения грехов и в крещении дать Богу обещание доброй совести. Что из этого может совершить младенец?». Ничего. Покаяние и крещение должны осуществляться людьми в сознательном возрасте, в добровольном порядке, а принятое в католичестве крещение младенцев идёт вразрез с Писанием. Основными признаками анабаптизма (перекрещенства) стали призыв к крещению по вере в сознательном возрасте, отрицание централизованной церковной организации, отрицание присяги, военной службы, отказ подчиняться правительству в сферах, противоречащих религиозным убеждениям.

21 января Конрад Гребель в доме Манца крестил Джорджа Блаурока, а тот, в свою очередь, - всех остальных. Возникла первая церковь радикальной Реформации, в которой Манц активно евангелизировал. 5 января 1527 года Манц принял мученическую смерть в водах Цюрихского озера, казнённый по решению Магистерских протестантов. Конрад Гребель (ок.1498-1526) с 1522 года увлечённый последователь Цвингли. После крещения от Джорджа Блаурока благовествовал и выступал с проповедями в близлежащих к Цюриху городах. В октябре 1525 г. был арестован, заключён в тюрьму. В тюрьме написал брошюру по крещению. В марте 1526 г. бежал из тюрьмы, опубликовал свою брошюру, продолжил служение, но в июле или августе умер.

Джордж Блаурок (ок.1491-1529) получил образование в Лейпцигском университете, служил католическим священником. Около 1524 года прибыл в Цюрих, примкнул к Цвингли, стал одним из основателей анабаптизма. В день, когда Манц был замучен в Цюрихе 5 января 1527 года, Блаурок был жестоко избит и изгнан из Цюриха, работал в Берне, Биле, Граубюндене, Аппенцелле. Был арестован и изгнан в апреле 1527 г. В Тироле в 1529 г. стал пастором в церкви, бывший пастор которой Михаэль Кюршнер был сожжён на костре. Здесь Блаурок вёл очень успешное служение. В августе он и его сотрудник Ханс Лангеггер были арестованы властями Инсбрука, подвержены пыткам и 6 сентября 1529 года сожжены на костре около Клаузена.

Маленькая община Шлайтхайм с населением около 2 тысяч человек расположена на севере швецарского кантона Шаффхаузен, почти на границе с Германией, недалеко от Шопфхаима. Здесь 24 февраля 1524 г. группа Швейцарских братьев приняла Шлайтхаймское исповедание, ставшее главным вероисповедным документом анабаптистов Швейцарии и Южной Германии. Автором исповедания считается Михаэль Заттлер (1490-1527).

В Шлайтхаймском исповедании отрицается крещение младенцев, утверждается крещение верующих в сознательном возрасте; допускается отлучение членов церкви, решившихся следовать за Христом, но вернувшихся на путь греха, и не раскаившихся после наставления со стороны церкви; устанавливается причащение лишь для принявших крещение в сознательном возрасте и живущих согласно заповедям Христа; устанавливается отделение церкви от государства; устанавливются правила избрания священнослужителей; устанавливается христианский пацифизм; запрещаются всякого рода клятвы и присяги. Бальтазар Губмайер, видный деятель анабаптизма, критиковал декларируемые в Исповедании принципы отделения церкви от государства и непротивления злу. Швейцарские братья направили текст Шлайтхаймского исповедания для ознакомления Ульриху Цвингли и Жану Кальвину, но Цвингли и Кальвин отвергли Исповедание.

Преследования анабаптистов, вызванные их богословием, возросли в результате Крестьянской войны в Германии. Анабаптисты  подвергались жестоким гонениям, во время которых ни католические ни протестантские владыки не проявляли к ним жалости. Анабаптисты восходили на костры и эшафоты десятками с удивляющей современников стойкостью, которую Лютер объяснял сатанинским наваждением.


Рецензии