Зачем Бог собирает острые камни в один мешок?

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА недавно расшифрованные из аудиофайла

Может ли камень помочь косе
или зачем Бог собирает острые камни в один мешок?

Беседа-чаепитие после Божественной Литургии в Воскресный день
в Казанском Храме пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня с вами собрались после Божественной Литургии на беседу-чаепитие, которая подобна у нас, как у первых христиан была агапа, т.е. христиане собирались на совместную трапезу и делились друг с другом едой, чтобы исполнить заповедь Христову: богатые помогали бедным, и все могли насытиться после Божественной Литургии. Мы сегодня собрались, и каждый принёс свою еду, и мы делимся этой едой друг с другом, вместе кушаем. Кушать можно только с человеком, которому доверяешь. Мы знаем, что, если за наш стол садиться человек неприятный, то мы не сможем с ним трапезничать, потому что это будет несопоставимые вещи.
Трапеза – она имеет глубокий смысл, потому что вместе с телесной пищей входит нечто духовное. Перед едой и после мы молимся и просим Господа освятить пищу.
Давайте сегодня с вами поговорим о проповеди, которую вы слышали после Божественной Литургии. К Иисусу Христу подошли, искушая Его. Но Бог все искушения и испытания обращает в добро. Не нужно нам бояться искушений и испытаний, потому что, если их не будет, то не будет и очищения. Вот Господа испытывали, а через это осталось упоминание в Евангелие, где мы можем узнать о двух наибольших заповедях. Самая из них наибольшая – это любовь к Богу. Мы не можем любить ближнего, если Бог нам не даст любовь.
Святитель Феофан Затворник говорит: «Иисус Христос сказал о двух главных заповедях, но присовокупил, т.е. добавил о том, что Иисус Христос есть Бог». Т.е. Господь после этого засвидетельствовал ученикам и всем, кто Его окружал в то время о том, что Он есть Бог. Почему? Святитель Феофан отвечает: «Потому что заповеди невозможно исполнить без Бога».
Бог есть Любовь, и эту Любовь можно взять только у Бога. Без Бога мы не можем полюбить ни Бога, ни ближнего. Любовь – это дар. Как нам стяжать этот дар?
Почему дети добрые? Потому что их воспитали родители в доброте. У злых родителей, часто и злые дети. А мы не можем взять любовь, доброту, терпение ни от куда, мы можем взять только у Бога.
Почему на проповеди мы говорили сначала о ближнем, а потом о семье? Потому что семья – это есть самое ближнее: семья в Церкви (главенствует священник), семья домашняя (главенствует мужчина), семья в коллективе, на работе. Легко помочь человеку, который находится далеко, но очень тяжело помочь человеку, который находится рядом. Например, очень тяжело терпеть человека, который нас раздражает, который нас провоцирует. Такой человек становится для нас врагом. Вот почему семьи распадаются? Муж и жена – это самые ближние, это нулевое родство, это единое целое. Ребёнок и родители – это первое родство. Терпеть ближнего очень тяжело. Господь говорит полюбить ближнего как самого себя. Господь нас испытывает не через далёких людей. Человек должен помогать ближнему, который находиться рядом в доме, за соседней партой, на соседней скамейке в Храме. Если мы не поможем своему ближнему, который находиться рядом, значит мы не исполним послушания.
Молитва Серафима Вырицкого «От Меня это было» - это обращение Бога к душе человека, т.е. Господь говорит: «От Меня это было». Всё, что происходит с христианином – это от Бога.
А с неверующим человеком всё ли происходит от Бога? В Евангелие сказано: «Невозможно служить двум господам: Богу и маммоне». Верующий человек живёт по воле Божьей, потому что он отдаёт себя на служение Богу. Если даже он согрешил в чём-то и на какое-то время он отошёл от Бога, всё равно Бог его не отпускает из Своих рук, всё равно Бог бережёт этого человека, притягивает к Себе. Если человек проявляет к Богу интерес, Бог его обязательно к Себе притягивает. Но человек, которому не нужен Бог, который хочет жить по своей собственной воле или ещё хуже по демонической, то, конечно же, с таким человеком Бога нет. Такой человек уже не живёт по воле Божьей, он живёт по попущению Божьему.
Почему Бог попускает зло? Почему в мире столько страданий? Почему умирают дети? Почему такая несправедливость в мире? Почему Бог не наказывает этих злодеев? Почему Бог разрешает грешникам действовать в этом мире? Этот момент называется теодицея. Это переводится как отношение Бога к людям, отношение Его Святой Воли к нашей воле. Есть замечательная книга «Илиотропион», её написал дедушка Святого Иоанна (Максимовича) Шанхайского. Иллиотропион переводится с греческого как подсолнух. Если проехать мимо поля подсолнухов утром, то можно увидеть, что подсолнухи свои цветы повернули к дороге, потом вечером они уже разворачивают цветы в другую сторону. Подсолнух на своём стебле поворачивает цветок практически на 360 градусов, он поворачивается за солнышком. Даже, если тучи на небе, подсолнух всё равно «видит» солнце, он «чувствует» солнце. Мы тоже должны, как подсолнухи, поворачивать к Богу своё лицо.
Есть правило любого боя, когда на тебя нападают: не опускать глаза, смотреть на противника. Только ты отвернёшься, то ты получишь удар и тебя забьют. Мы должны смотреть на искушения и не бояться дьявола, потому что дьявол бессилен. Бог сильный, Бог смотрит на наши испытания. Помните, как Иова, он находился в страданиях, у него погибли все кроме его жены, погибли его дети, все богатства погибли, он лежал и скребком соскребал с себя гной. Бог видел его страдания, но через страдания он очистился как золото. Святой Иов стал примеров для всех людей на земле.
Подсолнухи весь день смотрят за солнцем, даже если оно за тучей. Потом, когда солнышко заходит за горизонт, подсолнух поворачивает цветок назад и отдыхает. Так вот, мы можем отдыхать только ночью, когда солнце зашло. В этот момент мы можем отдохнуть, но и то, если наша душа молится днём, то она и ночью не забудет Бога.
Почему ночью человеку снятся кошмары и плохие сны? Если человек днём смотрит какие-то фильмы, делает какие-то плохие дела, всё это потом переходит ему и в ночь. Ночью он не может сопротивляться, потому что душа ночью беззащитна. Если человек вечером не помолился, если он днём не сопротивлялся злу, то и ночью он сопротивляться злу не сможет.
Нам нужно постоянно пытаться думать о Боге. В чём главное отличие Святого человека от не святого? Если человек только начал верить в Бога, то он только десять раз в день вспомнит о Боге. А Святой человек настолько погружён в дело Божье, ему настолько интересно быть с Богом, что он всего десять раз за день забудет о Боге.
Святые настолько любят Бога, что не хотят от Бога отходить, поэтому они Его не забывают, поэтому они не грешат.
Мы сегодня говорим о семье. Есть такой фильм «Поп», который я советую вам посмотреть, потому что он касается каждого русского человека. Можно ли сейчас священника называть поп? У нас на Руси принято называть священника батюшка. В Греции, например, живёт современный старец, которого называют папа Янис. В самом слове «поп» ничего плохого нет, но из-за того, что в советское время его испортили, поэтому сейчас православный христианин не может назвать священника попом. Это воспринимается как оскорбление, или так говорят совершенно неверующие люди.
Есть еще одно слово «товарищ». Откуда оно возникло? Это слово есть в Евангелие.
Историю нужно знать, беречь и защищать, потому что историю начали переделывать. Например, если в Америке спросить молодых людей кто выиграл Великую Отечественную войну- Вторую Мировую, то они ответят: «американцы». А представьте себе: американцы эту войну и начали. История чётко об этом говорит: сначала Германию после Первой Мировой Войны довели до нищенского состояния – в 30-х годах это была одна из нищих стран, там была страшная безработица. Потом им дали кредиты, построили заводы, и потом настроили, чтобы уничтожить Россию. Это сделал Запад, он кормил Гитлера, он делал всё, чтобы Гитлер набрал сил. И потом они не открывали второй фронт, который был очень нужен, сколько за это время погибло наших солдат. Если бы был открыт второй фронт, то тогда бы не погибло столько жителей. Сейчас некоторые американцы с «промытыми мозгами» говорят, что они выиграли эту войну, хотя они вступили только в конце войны и только для того, чтобы разделить мир, видя, что Россия побеждает.
Некоторые говорят сейчас страшные вещи: «Хорошо бы, чтобы нас завоевали немцы, потому что мы бы сидели и пили пиво, и у нас был бы порядок». Это полная ерунда, потому что архивные данные истории показывают, что немцы, когда шли по Европе, у них у каждого в кармане было указание: «Не разрушать ни одного памятника, не убивать людей». Поэтому они маршами прошли сквозь Францию и всю Европу. Когда они подошли к России, им эту картоночку заменили совсем на другую. В этом указании было каждому солдату написано: «Убивать нещадно, всё сжигать», потому что Гитлер не хотел оставлять русский многонациональный народ. У Гитлера была идея: арийская раса, и он ещё хотел сохранить только «чистые» народы. Россия настолько многонациональна, что там уже не отделить татарина от русского, азербайджанца, грузина – все мы перемешаны кровью. И поэтому Россия была под уничтожение, никто не собирался варить для русского народа пиво. В лучшем случае русские бы были рабами, а никаких православных Храмов не было бы.
Сейчас переделывают историю и о семье. Почему сейчас в Европе убирают слово «родитель»? В Европе запрещают называть мама и папа. Почему? Потому что там уже разрешены однополые браки, которые берут детей из детских домов, усыновляют из России, и дети попадают в эти страшные семьи. Вот эти родители, так называемые, кого они вырастят? Мы знаем о том, что подобное притягивается к подобному. Если в такую семью попал ребёнок чистый, светлый, у него шансом там очень мало остаться чистым и светлым, потому что он будет видеть то, что происходит в этих страшных семьях. Это и семьёй назвать нельзя. Это Содом и Гоморра. Какое наказание Божье, которое постигло Европу, сразу же через неделю, после принятия этого закона? Сгорел Собор Парижской Богоматери - одна из главных Святынь Европы. Бог посмотрел, пождал неделю, что сделают православные христиане, защитят они семью или нет.
Сейчас все силы ада набросились на семью, потому что, если будет сломлена семья – маленькая лодочка, то ни один человек не сможет подплыть к большому кораблю – Кораблю Спасения. Если в маленькой лодочке, маленькой семье не будет оказана помощь духовная, то ни один маленький ребёнок, который не умеет ещё плавать, не сможет доплыть до борта Церкви.
Есть такая пословица «Нашла коса на камень». На самом деле, Бог соединяет косу и камень, чтобы камень наточил косу. Почему иногда Бог ставит здорового с больным, быстрого с тихим, богатого с бедным? Чтобы они дополняли друг друга. Если будет два богатых, два бедных, два здоровых или два больных – что будет? Все погибнут, просто не будет никакого спасения. И поэтому богатый помогает бедному, здоровый – больному, медлительный человек становится немного быстрее. Бог хочет спасение души. Все наши дарования – они помогают спасению.
Какая тема была еще затронута на проповеди? Человек рождается глыбой, а нужно стать Ангелом, как это происходит? Почему говорил Господь притчами? Если бы мы были в то время рядом с Иисусом Христом, то мы бы заметили Он не сидел на горе во время общения, а ходил по земле в сопровождении толпы народа. Когда Он шёл с учениками, то увидев птиц, говорил и показывал: «Посмотрите на птиц небесных, что они не трудятся, не прядут, но Господь их питает». Потом видит Иерусалим и говорит: «Вот Иерусалим, и он будет разрушен». Т.е. Бог показывал людям на примере чувственных вещей. В этом и заключается смысл и современной проповеди, что мы должны видеть, что перед глазами, и с помощью этого более фиксировать, потому что у нас не только есть слух, но у нас ещё есть зрение, обаяние и другие чувства. Поэтому притча помогает человеку усвоить это с помощью своих чувств, и тогда многогранно он понимает эту вещь: не просто то, что он услышал, а он понимает на всех уровнях чувств, даже через запах. Если мы видим растение и говорим: «Вот растение славит Бога». Например, видим ветер, а ветер увидеть невозможно, можно его увидеть только действия ветра.
Есть притча: человек рождается глыбой мрамора, как некий кусок скалы, и кто его обтёсывает? У нас есть Художник, есть Скульптор. Кто Это? Это Господь Бог. Но Бог действует через ближнего. Смысл заключается в том, что наш ближний является помощником этого Скульптора. Бог даёт инструменты даже нашим врагам для того, чтобы они подошли и откололи от нас кусок. Когда откалывается кусок от скалы, скале больно? Конечно, больно. Ведь человек живой, ему больно, когда происходят различные испытания, искушения бедствия. У него, например, умирает близкий человек, и он остаётся один на один. Потом человек идёт в Церковь и оказывается, что он не один, у него есть Бог. Получается, что человек после смерти своего близкого приобретает Бога. А Бог то намного ближе. Через испытания Бог нас приближает к Себе.
Кто из вас читал молитву Николая Сербского за врагов? В этой молитве, что самое главное, чего нет в других молитвах, там Святитель Николай Сербский говорит такие слова: «Благодарю Тебя за врагов, потому что враги намного больше принесли мне духовной пользы, чем друзья. Они привлекли меня к Тебе. Они лишили меня всего земного, они лишили меня карьеры, они лишили меня богатства, лишили меня здоровья, славы - лишили всего. Но с помощью этого я прилепился к Тебе». Если вы, братья и сестры, начнёте эту молитву читать, то уже к врагам не будете относиться как к врагам, они не будут вашими врагами, они будут вашими друзьями.
Преподобный Паисий Святогорец говорит, что нам приносят пользу люди не те, которые нас кормят пирожными, не эти наши друзья, а те, которые нас ругают, потому что, когда нас кормят пирожными, когда нас хвалят, то мы расслабляемся и теряем бдительность. Когда нас ругают, мы собираемся с мыслями и идём по пути Божьему и, мы становимся трезвыми. Поэтому христианин должен молиться за врагов как за друзей, как за своих благодетелей и благотворителей. В этом и есть смысл христианской жизни.
Святой Силуан Афонский сказал такие слова: «Есть единственный критерий христианина – молитва за врагов».
В Евангелии сказано: «Какая вам за то благодарность, если любите любящих вас?» Потому что язычники, неверующие люди тоже самое делают. Разбойники тоже любят друг друга. Иоанн Златоуст говорит: «Если разбойники не будут любить друг друга, то банды не будут существовать». Внутри банды они не воруют, потому что такого человека убьют и из банды выкинут. Поэтому любовь есть и среди бандитов, у них есть свой закон.

Люди делают друг другу добро, но добро – это не есть христианство. Христианство – это, когда человеку сделали зло, а он делает на это добро. Когда ему делают неприятности, а он молится за них как за благотворителей, которые его спасают и отсекают от него всё лишнее и ненужное.
В Царствие Божье можно пройти только через тесные, узкие Врата. А чтобы туда проникнуть, нам нужно сбросить с себя всё лишнее.
В Иерусалиме есть врата, называются игольные уши. Когда основные врата закрываются, и когда стоят на страже воины, то можно пройти только через эти маленькие узкие игольные уши. Там может пройти человек без поклажи, т.е. в горный Иерусалим ни один человек с поклажей не войдёт. Мы нагие родились в мир, и нагие вернёмся, ничего не будет у нас. Но, если мы хотим в Царствие Божье войти, нам нужно всё отбросить. Если у нас кто-то отнимает, значит это нам не нужно. Есть такая песня: «Я ничего с собою не возьму, а значит мне ничего не надо. Я ничего с собою не возьму, а значит мне ничего не надо». Эта песня подсказывает нам, что если нам туда ничего не взять, то и ничего не надо брать в этой жизни.
Если нам нужна на этот день еда, то она нам будет дана. Что становилось с манной, если её набирали израильские люди больше, чем на день? Она превращалась в гниль с червями, она портилась. И только, когда набирали перед субботним днём манну, то она сохранялась, потому что в этот день Бог повелел не работать, т.е. Бог заботится.
Если человек пытается делать, как он хочет, живёт по своей воле, пытается накопить богатства, то эти богатства у него исчезают.
Один человек в семье жил по своей воле и хотел копить богатства. Он, когда ещё не женился, он хотел скопить на свадьбу себе денег. Он пошёл на сделку со своей совестью. Он работал в торговле, у него был свой маленький магазинчик. Он подкрутил весы. В своём журнале он каждый день записывал на сколько он обманул людей, и он знал эту сумму конкретно до копейки. Вот он смог подкопить деньжат, он сыграл свадьбу, у него родились семеро детей. Через некоторое время дети его стали болеть. Он стал их лечить по заграницам. У него была вторая тетрадка, где он записывал сколько он тратит на лечение детей. Когда дети выросли и создали свои семьи, они всё равно были все больными. Он взял на пенсии и посчитал две тетрадки, и сумма совпала копейка в копейку – то, что он обманул за свою жизнь людей подкрученными весами и то, что он потратил на лечение детей. Сумма была копейка в копейку. Бог у него забрал то, что он забрал у людей.
Поэтому, нам братья и сестры, спасение у нас происходит в семье, спасение у нас происходит от нашего ближнего.
Есть духовная пословица: «Самое важное время – это настоящее; самый важный человек – это ближний, который находится рядом со мной в это настоящее время; самое важное дело – это сделать дело ближнему сейчас, в настоящее время».
Человек разрознен, потому что он живёт или прошлым, или будущем. А христианин должен жить настоящим, потому что Бог находиться вне времени, и Он сейчас хочет от нас, а не потом.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

03.10.2021 г.

Молитва о врагах

Свт. Николай Сербский

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.
Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.
Они мучили меня, когда я от мук бегал.
Они поносили меня, когда я льстил себе.
Они плевали в меня, когда я был горд собой.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.
Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.
Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.
Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.
Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.
Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.
Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.
Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.
Да истают надежды мои на земное, как паутина.
Да воцарится смирение в душе моей.
Да станет сердце мое могилой близнецам злобным — гневу и гордости.
Да соберу на небесах все сокровища свои.
Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.
Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.
Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.
Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла — враги или друзья.
Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.
Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.
Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.
Благослови врагов моих, Господи.
И я их благословляю и не кляну.


Рецензии