Глава 47. Гиперкуб и нехорошая квартирка
Можно ли увидеть Ковчег или Грааль, брошенный на улице, или на даче в виде шашлычницы? Искомый людьми веками, но находящийся у всех на виду?
Без веры в чудеса, наверное нет. Потому что отсутствие веры кастрирует разум, человек превращается в барашка, который щиплет траву и ничего не видит вокруг. Но если поверить в чудо, наверное можно.
Возьмем, к примеру, ту же самую нехорошую квартирку из романа "Мастер и Маргарита".
Напомню, что квартирка очень, очень странная. Для начала, из нее телепортируется Степа Лиходеев, прямо в Ялту. Те, кто знаком с литературкой легко узнают в этом эпизоде отсылки к рассказу Зощенко "Землетрясение". Но это не так важно. Важно то, что в этой квартирке происходят странные вещи.
То Могарыч какой-то падает с потолка. То Коровьев неожиданно появляется прямо перед Маргаритой на выходе. К тому же в ней происходит целый бал, но его никто не замечает. Конечно же квартирку пытаются исследовать, но никого не обнаруживают, кроме кота Шредингера. Во время попытки его поймать почему-то слышен голос Воланда, которого никто не видит.
Это вызывает вопросы. Давайте спросим об этом вместе с Маргаритой Николаевной (глава 22 "При свечах") у Коровьева (далее речь пойдет о пятом измерении, прошу прощения за большой кусок вырванного текста).
"Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую они попали. Ничего не было видно, как в подземелье, и Маргарита невольно уцепилась за плащ Азазелло, опасаясь споткнуться. Но тут вдалеке и вверху замигал огонек какой-то лампадки и начал приближаться. Азазелло на ходу вынул из-под мышки Маргариты щетку, и та исчезла без всякого стука в темноте. Тут стали подниматься по каким-то широким ступеням, и Маргарите стало казаться, что им конца не будет. Ее поражало, как в передней обыкновенной московской квартиры может поместиться эта необыкновенная невидимая, но хорошо ощущаемая бесконечная лестница. Но тут подъем кончился, и Маргарита поняла, что стоит на площадке. Огонек приблизился вплотную, и Маргарита увидела освещенное лицо мужчины, длинного и черного, держащего в руке эту самую лампадку. Те, кто имел уже несчастие в эти дни попасться на его дороге, даже при слабом свете язычка в лампадке, конечно, тотчас же узнали бы его. Это был Коровьев, он же Фагот.
Правда, внешность Коровьева весьма изменилась. Мигающий огонек отражался не в треснувшем пенсне, которое давно пора было бы выбросить на помойку, а в монокле, правда, тоже треснувшем. Усишки на наглом лице были подвиты и напомажены, а чернота Коровьева объяснялась очень просто — он был во фрачном наряде. Белела только его грудь.
Маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто на самом деле — словом, Коровьев — раскланялся и, широко проведя лампадой по воздуху, пригласил Маргариту следовать за ним. Азазелло исчез.
"Удивительно странный вечер, — думала Маргарита, — я всего ожидала, но только не этого! Электричество, что ли, у них потухло? Но самое поразительное — размеры этого помещения. Каким образом все это может втиснуться в московскую квартиру? Просто-напросто никак не может".
Как ни мало давала свету Коровьевская лампадка, Маргарита поняла, что она находится в совершенно необъятном зале, да еще с колоннадой, темной и по первому впечатлению бесконечной. Возле какого-то диванчика Коровьев остановился, поставил свою лампадку на какую-то тумбу, жестом предложил Маргарите сесть, а сам поместился подле в живописной позе — облокотившись на тумбу.
— Разрешите мне представиться вам, — заскрипел Коровьев, — Коровьев. Вас удивляет, что нет света? Экономия, как вы, конечно, подумали? Ни-ни-ни. Пусть первый попавшийся палач, хотя бы один из тех, которые сегодня, немного позже, будут иметь честь приложиться к вашему колену, на этой же тумбе оттяпает мне голову, если это так. Просто мессир не любит электрического света, и мы дадим его в самый последний момент. И тогда, поверьте, недостатка в нем не будет. Даже, пожалуй, хорошо было бы, если б его было поменьше.
Коровьев понравился Маргарите, и трескучая его болтовня подействовала на нее успокоительно.
— Нет, — ответила Маргарита, — более всего меня поражает, где все это помещается. — Она повела рукой, подчеркивая при этом необъятность зала.
Коровьев сладко ухмыльнулся, отчего тени шевельнулись в складках у его носа.
— Самое несложное из всего! — ответил он. — Тем, кто хорошо знаком с ПЯТЫМ ИЗМЕРЕНИЕМ, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов! Я, впрочем, — продолжал болтать Коровьев, — знавал людей, не имевших никакого представления не только о пятом измерении, но и вообще ни о чем не имевших никакого представления и тем не менее проделывавших чудеса в смысле расширения своего помещения. Так, например, один горожанин, как мне рассказывали, получив трехкомнатную квартиру на Земляном валу, без всякого пятого измерения и прочих вещей, от которых ум заходит за разум, мгновенно превратил ее в четырехкомнатную, разделив одну из комнат пополам перегородкой. Засим эту он обменял на две отдельных квартиры в разных районах Москвы — одну в три и другую в две комнаты. Согласитесь, что их стало пять. Трехкомнатную он обменял на две отдельных по две комнаты и стал обладателем, как вы сами видите, шести комнат, правда, рассеянных в полном беспорядке по всей Москве. Он уже собирался произвести последний и самый блистательный вольт, поместив в газете объявление, что меняет шесть комнат в разных районах Москвы на одну пятикомнатную квартиру на Земляном валу, как его деятельность, по не зависящим от него причинам, прекратилась. Возможно, что он сейчас и имеет какую-нибудь комнату, но только, смею вас уверить, что не в Москве. Вот-с, каков проныра, а вы изволите толковать про пятое измерение.
Маргарита, хоть и не толковала вовсе про пятое измерение, а толковал о нем сам Коровьев, весело рассмеялась, прослушав рассказ о похождениях квартирного проныры".
***
Все это, конечно же, очень увлекательно. Булгаковеды сразу же догадались, что речь идет о московских коммуналках, создании новых комнат из ничего, различных обменах и т.д. Это просто прекрасная версия. Правда, про 5-ое измерение они совсем забыли, а про лестницу в небо, естественно, даже не задумывались.
Стоит ли, при этом удивляться насчет 5-го измерения?
Вообще-то, наверное, стоит (к примеру известный физик М.Каку целую книгу написал об этом "Гиперпространство"). Но не очень. В те времена эта тема гремела, и не в последнюю версию благодаря Эйнштейну, который со своей теорией Относительности (ОТО) пытался свести всю вселенную к геометрии. Даже знаменитый путешественник во времени Уэллса счел своим долгом порассуждать на эту тему.
Но те, кто немного разбираются в популярной науке, смогли бы узнать, что речь идет о знаменитом Гиперкубе. Это куб, только в 5 измерениях. Если я начну его описывать, рассказывать про Тессеракт (вспоминаем картину С.Дали), у нас начнет трещать голова.
Гораздо проще посмотреть фильм "Гиперкуб" или прочитать коротенький известный рассказ "Дом который построил Тил" Р.Хайнлайна. В этом рассказе, детально описаны принципы создания Нехорошей квартиры. Автор практически повторяет историю загадочного менялы из рассказа Коровьева (ключевая роль здесь снова отводится землетрясению).
И неожиданно Нехорошая квартирка начинает обретать понятные очертания. Вы обнаруживаете все странные эффекты, которые могут происходить в гиперкубе и много чего интересного. Но будет ли кто-то этим интересоваться на самом деле?
Вряд ли...
Свидетельство о публикации №122031405965