Чтобы помнили! - Пётр Андреевич Вяземский!..

           23 июля  2022 года исполняется 230 лет Петру Андреевичу Вяземскому...




           Вяземский Петр Андреевич (23 июля 1792, Лондон – 22 ноября 1878 г.) -

       Русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист,
   мемуарист, государственный деятель. Сооснователь и первый председатель
   Русского исторического общества, действительный член Академии Российской,
   ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Камергер,
   тайный советник, обер-шенк. Отец историка литературы и археографа Павла
   Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина.


       Петр Андреевич Вяземский (1792 – 1878) родился  в Москве в семье
   действительного тайного советника, нижегородского и пензенского наместника
   князя Андрея Ивановича Вяземского и Дженни О’Рейли. В честь рождения Петра его
   отец в августе 1792 года за 26 тысяч рублей приобрел небольшое (152 крепостных
   души) село Остафьево и усадьбу с прекрасной липовой аллеей, наличие которой и
   стало  решающим аргументом при покупке. За семь лет отстроил там шикарный
   двухэтажный особняк (ныне музей «Русский Парнас»).

       Имение Вяземских, в котором провел свои юношеские годы Петр, стало одним
   из средоточий культурной жизни России начала XIX века. В частности, князь
   пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Николая Карамзина, который с
   1804 по 1815 годы работал здесь над «Историей государства Российского».

       Карамзин был женат на сводной незаконнорожденной сестре Петра Екатерине (в
   девичестве - Колывановой). В ранней молодости Петр Вяземский осиротел - когда
   ему было всего 10 лет, умерла мать, а спустя 5 лет не стало в живых и отца. Он
   остался единственным наследником большого состояния. Карамзин был назначен его
   опекуном. У них были столь теплые отношения, что в одном из своих
   стихотворений Петр назвал его «вторым отцом».

       Благодаря опеке Карамзина, юный князь с ранних лет вошёл в среду
   московских литераторов карамзинского круга. Он получил прекрасное домашнее
   образование, а в 1805 году был отдан в Петербургский иезуитский пансион при
   Педагогическом институте. Однако всего через год Пётр вернулся в Москву, так 
   как его неудержимо влекла разгульная жизнь и совсем не нравилось монастырское
   воспитание. Дома начал брать частные уроки у приглашаемых немецких
   профессоров.  В 1805 году поступил на службу в Межевую канцелярию юнкером.

       Мальчик очень рано начал пробовать перо. Первое известное произведение —
   франкоязычную трагедию «Эльмира и Фанор» он написал в 1802 году – в 10 лет. В
   1808 году в «Вестнике Европы» вышло его первое опубликованное стихотворение
   (под криптонимом К. П. В..ий) — «Послание Жуковскому в деревню».

       В раннем творчестве испытал мощное влияние со стороны ведущих русских
   поэтов конца XVIII-начала XIX вв. — Гавриила Романовича Державина, Ивана
   Ивановича Дмитриева, Василия Андреевича Жуковского, а также французской
   «лёгкой поэзии». В то время русский язык ещё не стал основополагающим
   литературным. Его создателем считается Пушкин. А с ним Вяземский познакомился
   и подружился намного позже.

       Регулярно публиковаться Петр Вяземский начал с 1809 года.  В 1813—1817 
   годах он уже считался одним из самых перспективных молодых поэтов России. Он
   достаточно быстро выработал собственную манеру, которая поражала современников
   «Вольтеровой остротой и силой» (А. Ф. Воейков) и одновременно вызывала
   ассоциации с «живой и остроумной девчонкой» (К. Н. Батюшков), писал  в самых
   разных жанрах — от эпиграммы и дружеского послания до басни и сатирических
   куплетов. Он вступает в литературное общество «Арзамас», заводит множество
   дружеских связей в литературных кругах, находится в постоянном личном и
   творческом контакте с Василием Жуковским, Константином Батюшковым, Василием
   Пушкиным.

       В 1817 г. друзья выхлопотали Вяземскому назначение в Варшаву в качестве
   переводчика при императорском комиссаре в Царстве Польском. Он неоднократно
   лично встречался с императором Александром I, был переводчиком при императоре.
   Вяземский присутствовал в Польше, когда открывали первый сейм, составлял
   вместе с другими чиновниками «Государственную грамоту Российской империи»,
   обсуждал с императором вопросы, связанные с будущей конституцией. В  марте
   1819 года Вяземский получил чин надворного советника, а уже 19 октября того же
   года — равный полковнику чин коллежского советника.

       Либеральная атмосфера Варшавы того времени была горячо воспринята легко
   увлекающимся Вяземским. Будучи представителем когда-то влиятельного древнего
   рода, он тяготился деспотизмом самодержавия, возвышением новоиспечённой
   аристократии и изоляцией старинного родовитого дворянства.

       Переживания Вяземского этого периода близко совпали с настроениями и
   идеями декабристов. В 1820 году он вступил в Общество добрых помещиков и
   подписал записку об освобождении крестьян, поданную императору графом М. С.
   Воронцовым.

       Однако отказ Александра I от идеи проведения масштабных реформ разочаровал
   Вяземского. Свои убеждения он не боялся демонстративно высказывать в
   получивших широкую известность стихах («Петербург», «Негодование», «К
   Кораблю»), частных письмах и беседах. В результате Вяземский был отстранён от
   службы. В апреле 1821 года, когда он находился в отпуске в России, ему
   запретили возвращаться в Польшу. Оскорблённый князь подал в отставку,
   отказавшись, в том числе, и от придворного звания камер-юнкера. Александр I
   высказал ему неудовольствие и отставку принял.

       В итоге Вяземский стал считаться опасным оппозиционером. Начиная с 1820
   года за ним была установлена тайная слежка. Вплоть до 1828 года он был в опале
   у властей и жил, в основном, в Москве.

       В это время поэзия для Вяземского заметно отошла на второй план — он
   увлёкся журналистикой, работал в популярнейшем русском журнале «Московский
   Телеграф», выступал с острыми критическими статьями и рецензиями, перевёл на
   русский язык роман Бенжамена Констана «Адольф» и «Крымские сонеты» своего
   близкого друга Адама Мицкевича, планировал написать роман.

       Журналистская деятельность князя и его критические выступления вызывали
   неудовольствие правительства. В 1827 году против Вяземского была развернута
   настоящая кампания травли — его обвиняли в «развратном поведении» и дурном
   влиянии на молодёжь. В 1828-29 годах князь, пытаясь защитить своё честное имя,
   обратился к Николаю I с «Запиской о князе Вяземском, им самим составленной», в
   котором откровенно объяснял свою позицию, и одно время даже собирался
   эмигрировать.

       В итоге Вяземский всё же вынужден был оставить «Московский телеграф».

       К 1829 году материальное положение семьи Вяземских стало совсем плачевным.
   Ради семьи Петр решил примириться с императором и написал Николаю письмо с
   извинениями. Монарх потребовал принести их в устной форме не только ему, но и
   своему царственному брату в Варшаве.

       После принесенных извинений Вяземский был принят на службу чиновником
   особых поручений при министре финансов. В связи с поступлением на службу в
   апреле 1830 года переехал из Москвы в Петербург, а позже перевёз в столицу
   семью.

       Дальнейшая служба Вяземского также была связана с Министерством финансов:
   он занимал должности вице-директора департамента внешней торговли (1833—1846),
   управляющего Главного Заёмного банка (1846—1853), члена совета при министре
   финансов (1853—1855).

       Рос и в чинах: статский советник (1833), действительный статский советник
   (1839), получал награды — орден Святой Анны 2-й степени с короной (1837),
   орден Святого Станислава 1-й степени (1848), неоднократно награждался
   денежными выплатами и арендой.

       За время работы он написал несколько статей экономического характера,
   участвовал в разработке русско-английского договора 1843 года, неоднократно
   управлял департаментом внешней торговли в отсутствие директора, выступил
   организатором Второй Всероссийской промышленно-художественной выставки в
   Москве в  1831 году. Фактически на протяжении 13 лет внешняя торговая политика
   России находилась в ведении Вяземского. Не возглавил департамент он по чисто
   формальной причине: поскольку в структуру ведомства входил Корпус пограничной
   стражи, директором департамента мог быть только военный.

       В 1830-х годах в жизни Вяземского началась полоса личных трагедий: смерти
   детей, многочисленных друзей, среди которых особое положение занимал Пушкин. В
   связи с пережитыми утратами творчество поэта становится все более
   меланхоличным, в нём преобладают стихи-воспоминания, появляются религиозные
   мотивы.

       От активной литературной деятельности Вяземский постепенно отходит. В
   1831, 1833 и 1836 годах. он ещё планировал издавать собственные журналы и
   альманахи, активно участвовал в пушкинском журнале «Современник», но со
   смертью Пушкина его активность в качестве критика и журналиста практически
   сошла на нет.

       По иронии судьбы, именно в это время приходит официальное признание его
   литературных заслуг — членство в Российской Академии (2 декабря 1839 г.) и
   Санкт-Петебургской Императорской Академии наук (19 октября 1841 г.)

       Во время зарубежных путешествий 1835 и 1838—1839 годов Вяземский свел
   приятельство с многим европейскими писателями; наиболее близкие отношения у
   него возникли со Стендалем, творчество которого князь высоко ценил, также он
   дружил с Адамом Мицкевичем, Шарлем де Сент-Бёвом, общался с Шатобрианом,
   Ламартином, Гюго, Альфредом де Мюссе. Вяземский активно пропагандировал за
   рубежом русскую литературу и добился в этом заметных успехов.

       В 1848 году вышла в свет написанная Вяземским ещё в конце1830-х годов
   биография драматурга Дениса Фонвизина — первая русская биография писателя. Она
   ещё в рукописи получила восторженную оценку Пушкина («книга едва ли не самая
   замечательная с тех пор, как пишут у нас книги»). Однако, пролежав в рукописи
   18 лет, биография опоздала к читателю, да и издана была крохотным тиражом 600
   экземпляров.

       В марте 1848 года Вяземский попытался обратить на себя внимание Николая I
   запиской о цензуре, где предлагал коренным образом реформировать русскую
   цензуру и доверить руководство ей честному и образованному человеку. По следам
   этой записки в России был создан так называемый Бутурлинский комитет, однако
   на служебном положении самого князя это никак не отразилось.

       В 1850 году после смерти своего седьмого ребёнка — 36-летней дочери Марии,
   Вяземский предпринял паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню, после чего
   лечился от тяжёлого приступа нервной болезни в Европе.

       Некий ренессанс случился с Вяземским лишь после начала Крымской войны.
   Пётр Андреевич отреагировал на неё циклом ярких патриотических стихотворений,
   которые широко публиковались в России и были переведены на несколько
   европейских языков. Также он написал по-французски книгу политической
   публицистики «Письма русского ветерана 1812 года о Восточном вопросе,
   опубликованные князем Остафьевским» (1854—55), которая была издана в Бельгии,
   Швейцарии и Пруссии (на русский язык книга была переведена в лишь в 1883
   году).

       После воцарения Александра II, который всегда относился к князю с большим
   уважением и симпатией, Вяземский в июне 1855 года вернулся из Швейцарии в
   Россию и получил пост товарища министра народного просвещения при министре
   Аврааме Сергеевиче Норове. В декабре 1856 — марте 1858 одновременно возглавлял
   Главное управление цензуры, руководил подготовкой цензурной реформы.

       К концу 1850-х годов  Вяземский уже пользовался немалым влиянием при
   дворе, был одним из любимых приближенных императрицы Марии Александровны,
   посвятил немало стихотворений ей и другим членам правящего дома (в том числе
   написал стихи на рождение будущего императора Николая II).

       В августе 1855 года стал тайным советником, в декабре того же года —
   сенатором. В марте 1861 года — гофмейстером Двора Его Императорского
   Величества, а в октябре 1866 года — членом Государственного совета. В 1861 г.
   в Петербурге было торжественно отпраздновано 50-летие литературной
   деятельности поэта.

       Деятельность князя на посту главы русской цензуры вызывала полярные оценки
   — от литераторов старшего поколения он слышал похвалы, от «революционных
   демократов», в том числе Александра Герцена — ругань в свой адрес. Она
   завершилась в марте 1858 года. Вяземский ушёл в отставку, заявив, что
   предпочитает бороться с цензурой как писатель, а не как её начальник. После
   ухода в отставку сохранил, тем не менее, влияние при дворе.

       Ещё в конце 1810-х годов Вяземский начал страдать нервной болезнью, со
   временем только усугублявшейся (современный исследователь Л. А. Юферев ставит
   князю диагноз «рекуррентное депрессивное расстройство»). Болезнь
   сопровождалась тяжелыми приступами депрессии и мучительной бессонницей, от
   которой Вяземский безуспешно лечился с помощью хлоралгидрата; эти образы стали
   одними из главных в поздней лирике поэта.

       С конца 1850-х годов князь преимущественно жил в Европе  - в Германии,
   Австрии, Италии, Франции и Швейцарии. Посвятил множество стихотворений
   европейским городам — Венеции, Берлину, Виченце, Вероне, Женеве, Флоренции,
   Дрездену, Праге, Карлсбаду, Ницце, Веве и т. д. Однако не забывал и родину –
   регулярно бывал  в России, главным образом в Москве, Петербурге и его
   дворцовых пригородах.

       В 1866 году Петр Вяземский  стал основателем и первым председателем
   Русского исторического общества. Летом 1867 года в свите императрицы совершил
   большое путешествие по Крыму и Молдавии, после чего написал большой цикл
   стихотворений «Крымские фотографии 1867 года». Регулярно публиковал в журнале
   «Русский Архив» выдержки из своих записныx книжек, которые с перерывами вел с
   1810-х годов, и мемуарные статьи, в том числе резко полемическую «Воспоминание
   о 1812 годе», направленную против искажения истории в «Войне и мире»
   Льва Толстого.

       О русской литературе 1850—1870-х годов Вяземский отзывался по преимуществу
   отрицательно —  в частности, его возмущали произведения Александра Островского
   и Николая Некрасова. С оговорками он принимал творчество Ивана Тургенева,
   Алексея Писемского, Ивана Гончарова, Алексея Толстого, Аполлона Майкова.

       На протяжении 1850—1870-х годов Вяземский продолжал писать стихи в разных
   жанрах: от политического памфлета и эпиграммы до стихов-посвящений умершим
   друзьям и придворных од.

       В начале октября 1862 года в Москве тиражом в 1186 экземпляров вышел
   первый и единственный прижизненный сборник Вяземского «В дороге и дома»,
   включавший 289 стихотворений. Успех сборника был весьма скромен - за два года
   не удалось продать и половину тиража.

       Если  1850—1860-х годах князь активно публиковался в российской прессе, то
   начиная с 1870-х годов практически перестал печататься. В поздней лирике
   развивал ранние темы и мотивы собственной поэзии, пытался модернизировать
   эстетику классической русской поэзии XIX века, приспособить её к требованиям
   нового времени. Начиная с 1850-х гг. испытывал влияние со стороны одного из
   своих ближайших младших друзей — Федора Ивановича Тютчева; поэты посвятили
   друг другу ряд стихотворений.

       Последняя большая публикация Вяземского в России (20 стихотворений)
   состоялась в апреле 1874 года.

       С 1873 года князь преимущественно жил на водах в немецком Хомбурге, где
   работал над подготовкой 12-томного Полного собрания своих сочинений и
   «постскриптумами» к своим старым статьям. Физическое и психическое состояние
   старого князя постепенно ухудшалось.

       10 ноября 1878 года Петр Вяземский скончался «от старческой слабости» в
   отеле «Beausejour» одного из своих любимых европейских курортов — Баден-Баден.
   Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга...



           * * * * * * * * * * *   




       Пётр Андреевич Вяземский принадлежал к числу старейшин в кругу поэтов
   пушкинской плеяды. Он родился в Москве в семействе потомственных удельных
   князей, в среде старинной феодальной знати.
       Хотя к началу XIX века она изрядно оскудела, но всё ещё сохраняла
   горделивый дух дворянской фронды, с презрением относившейся в неродовитой
   публике, окружавшей царский трон.
       В 1805 году отец поместил сына в петербургский иезуитский пансион, потом
   Вяземский поучился немного в пансионе при Педагогическом институте, а в 1806
   году по настоянию отца, озабоченного вольным поведением сына, вернулся в
   Москву, где пополнял свое образование частными уроками у профессоров
   Московского университета.
       В 1807-м отец умер, оставив пятнадцатилетнему отроку крупное состояние.
   Началась рассеянная жизнь, молодые пирушки, карты, пока Н. М. Карамзин, ещё в
   1801 году женившийся на сводной сестре Вяземского Екатерине Андреевне, не взял
   его под свою опеку и не заменил ему рано ушедшего отца.

       В грозные дни 1812 года Вяземский вступил в московское ополчение,
   участвовал в Бородинском сражении, где под ним одна лошадь была убита, а
   другая ранена. За храбрость он был награжден орденом Станислава 4-й степени,
   но болезнь помешала ему участвовать в дальнейших боевых действиях. Он покидает
   Москву с семейством Карамзиных и добирается до Ярославля, откуда Карамзины
   уезжают в Нижний Новгород, а Вяземский с женой – в Вологду. . .




           * * * * * * * * * 


       Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792 – 1878) считал себя рюриковичем
   в 25-м колене и на протяжении своей долгой творческой жизни неоднократно
   вспоминал об этом, никогда, впрочем, не упуская возможности признаться и в
   своих ирландских корнях, и в своих кельтских симпатиях. По отцу князь был
   потомком Рюрика, по матери – ирландцем, что в сумме даёт совершенно северо-
   западного человека, ощущавшего своё славянство, свою русскость в разные годы
   по-разному, но всегда отчётливо и памятно свидетельствуя об этом в стихах,
   статьях и письмах.

       Самое откровенное поэтическое признание Петра Андреевича обнаруживается в
   стихотворении 1869 года «Введенские горы». Там, в Москве, на этих горах, на
   единоверческом кладбище была похоронена его мать, княгиня Евгения Ивановна
   (Дженни Кин О'Рейли); её могилу навещал Вяземский, в последние годы лишь
   изредка оказываясь в столице; о ней вспоминает он и после тяжёлых приступов
   болезни в Висбадене:

"Мне не чужда Зелёная Эрина

Влечёт и к ней сыновняя любовь:

В моей груди есть с кровью славянина

Ирландской дочери наследственная кровь.

От двух племён идёт моё рожденье,

И в двух церквях с молитвою одной

Одна любовь, одно благословенье

Пред Господом Одним сливались надо мной. . ."




       История бракосочетания родителей Вяземского, князя Андрея Ивановича и
   княгини Евгении Ивановны (Дженни), подробно изложена в работе Вячеслава
   Бондаренко «Вяземский» (М.: «Молодая Гвардия». – 2014. – С. 19-28). Автор
   усердно исследует генеалогию Дженни Кин О'Рейли (Quin O'Reilly, ирландск.:
   O'Raghailligh), её клановую принадлежность, связи, что достойно уважения, хотя
   в Ирландии О'Рейли, как Смирновых и Петровых в России, – предостаточно.
       Очевидно и важно, что Андрей Иванович, в 1782 году путешествуя по Европе,
   встретил молодую ирландку во Франции, влюбился и – или увёл её от мужа или
   женился на юной вдове. Главное в том, что он, из древнейшего рода Вяземских,
   рюрикович, поэтического и философского склада человек, послужил не
   метафорическому или символическому, а самому действенному и настоящему
   «вливанию» кельтской крови в русскую литературу. Для сугубого подтверждения
   северо-западного присутствия в роду князя Петра Андреевича стоит вспомнить,
   что и дед его, Андрей Фёдорович, был женат на пленной шведке.

       Ирландия – родина рифмы, остров святых и поэтов, «Зелёная Эрина» князя
   Вяземского – заговорила на северо-западном наречии, добавила свою пряность в
   этот букет национальной культуры России, который и благоухает так в силу
   подобного рода «добавок». Доля турецкой крови дала нам Жуковского, кровь
   африканская явила Пушкина, шотландцы «подарили» Лермонтова и т. д.

       На протяжении долгой творческой судьбы к Ирландии у Петра Андреевича
   отношение всегда было тёплым и романтичным.

       На кельтские корни Вяземского обращали внимание те, кто прекрасно
   осознавал значение «ирландскости» в характере этого человека и его творческой
   оригинальности. . .






       * * * * * * * * * * *







       https://pravoslavie.ru/73483.html

       https://lit.wikireading.ru/1123

      
       https://www.liveinternet.ru/users/4000579/post228817921

       https://licey.net/free/14-
      


Рецензии