Знакомство с оперой

В Большом театре довелось побывать впервые, ранее лишь видел его снаружи. Увлекают даже интерьерная красота здания и особая аура театральной среды! Объёмные орнаменты лепнины, фактурные материалы отделки, мягкие цветовые гаммы портьер, фантастически сложные и столь же красивые люстры. Зрительный зал, занимая основной объём величественного здания Новой сцены, впечатляет богатством красок росписи потолка, позолотой перилл между ярусами рядов кресел и приятной мягкостью их велюра. На занавесе кулис многократное изображение Герба России. Звонки и управление освещением напоминают, что это действующий театр, а не музей! Сразу приходит мысль, что существование театра без электричества невозможно. Другими источниками света просто не получится эффективно и безопасно управлять в таком огромном помещении. По поводу года основания Большого театра – 1776-го – есть вопросы: либо тогда было электричество, но историки нас убедили, что его не было; либо театр работал при свечах и чрезвычайной опасности возгорания.
Для первого знакомства с оперой идеально подходит «Сказка о царе Салтане». Знакомый сюжет, да и трансляция текстового сопровождения вокальных партий на отдельные экраны полностью располагали к живому восприятию произведения. Обилие музыкантов в оркестровой яме ещё до начала представления наполняло зал звуками настраиваемых музыкальных инструментов. При первых же секундах постановки звуки стали упорядоченными, чётко выверенными, отстроенными в своей интенсивности с пением артистов. Акустика зала идеально просчитана и реализована тоже как по нотам. Несмотря на то, что зал относительно недавней постройки, всё выдержано в лучших традициях бренда «Большой театр».
Особенностью этой оперы в четырех действиях с прологом явилось привлечение артистов цирка, которые гармонично вписались со своими трюками, акробатикой, воздушными гимнастами в общее повествование.
Еще более важной интерпретацией, на мой взгляд, явилось представление белокаменного города «Леденец» с царствующим в нем царем Гвидоном в образах Санкт-Петербурга и Петра Первого соответственно. Такой намёк (добрым молодцам урок) из сказки был неожиданным, но вполне логичным. Тут и 33 богатыря уже как солдаты Потешного полка – первые морские пехотинцы. А главное, остров Буян, на котором рос одинокий дуб, вдруг по волшебству от Царевны Лебедь стал этим белокаменным городом! То есть, город стоял под водой, залившей его вследствие катастрофы, сопровождающейся наводнением (потопом) и потом вода отошла, город стал пригодным для заселения, которое, собственно, начал организовывать Пётр Первый.
Без сомнений, жанр оперы очень богат выразительными средствами. Здесь и вся эмоциональность музыкального сопровождения, и сценическое мастерство актёров, единство костюмов и декораций с общим замыслом произведения, магия света и авторский подход постановщиков. Благодарность организаторам и исполнителям таких масштабных проектов!

14.03.2022.


Рецензии