Русский Сказ. Новая версия
Песня – душа народа – сказал иркутский поэт-песенник Юрий Коньков.
Потому что именно песне суждено восстановить жизнь того, что было разрушено до того, как на Земле снова родился очередной поэт-песенник, автор-исполнитель или бард.
Потому что только песня как и Русский Сказ трёхжильна – текст, музыка и мысль.
С основе той или иной территории лежит единственный коренной сказ.
И обычно это символ определённого дерева. Например, берёзы, сосны, дуба, рябины и других деревьев.
И причём, независимо от того, где родился будущий автор-исполнитель.
Пример того, как сказ может с течением на подсознательном уровне войти через сознание поэта-песенника и восстановить часть того коренного сказа, можно рассмотреть на примере песни
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
Песня написана на русском языке, хотя сам поэт МАРК БЕРНЕС не русского происхождения.
Так же как и составитель словаря Живого Великорусского Языка Владимир Даль про происхождению был белгом, но родился на Русской Земле и написал не мало стихов о русской природе. Ибо мысленный язык и мысленные образы и мотивы проклюнулись в нём через его мать, которая перед его рождением жила в русском городе, пила русскую воду, ела русскую пищу и общалась на русском языке с русскими людьми. НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ПРОПАГАНДА ВОЕВАЛА С КУХНЕЙ И ВЛИЯЛА ДАЖЕ НА НАЗВАНИЕ БЛЮД. И тогда родился тот, кто всей своей жизнью дал самый огромный плод Руси – словарь Владимира Даля.
Теперь смотрим – другой человек – Марк Бернес. И ТЕКСТ ЕГО ПЕСНИ НАСТОЯЩИЙ, СТЕРЖНЕВОЙ, ОТ КОТОРОГО ИДЁТ РАЗВИТИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ В ПАМЯТИ РУССКОГО НАРОДА МНОЖЕСТВА ПЕСЕН И ОБРАЗОВ.
Текст песни
1.С чего начинается Родина?
Родина часто рассматривается как духовно-нравственная ценность, святыня. В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ РОДИЛОСЬ МНОГО НОВЫХ ПЕСЕН О РОДИНЕ КАК О СВОЕЙ СТРАНЕ – ОТЧИЗНЕ. И НАЧАЛОСЬ РАЗВИТИЕ ТЕМЫ СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ.
НО СТЬ ЕЩЁ И ПОНЯТИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ, КОТОРОЕ ВВОДИЛИ В ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕ СРАЗУ, А ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ.
ИМЕННО НА ЭТО НАМЕКАЕТ СЛЕДУЮЩАЯ СТРОКА. НЕВОЗМОЖНО ОДНОЙ КАРТИНКОЙ ПЕРЕДАТЬ ВСЁ РАЗНООБРАЗИЕ ЖИЗНИ НАШЕЙ СТРАНЫ.
2. С картинки в твоем букваре
В БУКВАРЕ МНОГО КАРТИНОК. КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ВЫБИРАЕТ СВОЮ. И ИМЕННО ОНА КАК НЕКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ со стороны ФОРМИРУЕТ ЕГО ПОДСОЗНАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ И ЕГО САМОГО. ЕСЛИ РЕБЁНОК БУДУЩИЙ ХУДОЖНИК – ОНА СТАНОВИТСЯ ОСНОВОЙ ЕГО СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТИ. НО – ЕСЛИ БЫ У СТРАНЫ СОВЕТОВ БЫЛ ЕДИНЫЙ БУКВАРЬ И С 1922 ГОДА НЕ ПЕРЕИЗДАВАЛСЯ БЫ НИКОГДА – СОВЕТСКИЙ СОЮЗ НИКОГДА БЫ НЕ РУХНУЛ. Ведь теперь всем известно, что СССР рушили изнутри.
3.С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
НЕ С ДРУЗЕЙ, НИ С СУДАРЕЙ, НИ ОДНОКАШНИКОВ, НИ С ГОСПОД, А ИМЕННО С ТОВАРИЩЕЙ. ТО ВАРИЩ КАК ОБРАЩЕНИЕ В СССР В БУКВАРЯХ 90-Х ГОДОВ 20 ВЕКА УЖЕ ИСЧЕЗЛО.
4. А может она начинается
С той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
ЧТО НЕ ОТНЯТЬ – КАЖДЫЙ ПОНИМАЕТ ПО СВОЕМУ. НО ПЕСЕН О МАМЕ БЫЛО НАПИСАНО НЕ МАЛО
5.С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот
СКАМЬЯ, СКАМЕЕЧКА, ЛАВОЧКА, ЗАВАЛИНОК
И СНОВА МНОГО ПЕСЕН НА ЭТИ ТЕМЫ
А ПАРЕНЬ С МИЛОЙ ДЕВУШКОЙ НА ЛАВОЧКЕ ПРОЩАЕТСЯ, СКАЬЯ РЕЗНАЯ У ВОРОТ.
ДЛЯ ЧЕГО БЫЛА НУЖНА СКАМЬЯ? ДЛЯ ДРУЖЕСКИХ БЕСЕД. И ДАЛЬШЕ – МНОЖЕСТВО ПЕСЕН О ДРУБЕ И БЕСЕДКАХ
6.С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь растёт
ПЕСНИ О БЕРЁЗКЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫ. ТО ЕЁ ЛОМАЮТ, ТО БЕРЕГУТ.
А У МАРКА БЕРНЕСА ОНА ТАК И ОСТАЛАСЬ В ПАМЯТИ – РАСТУЩЕЙ НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО. НО ПОЧЕМУ-ТО ОДИНОКОЙ
7.А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца
ПЕСЕН О ВЕСНЕ, О СКВОРЦАХ И ДОРОГАХ ТОЖЕ ВСПОМИНАЕТСЯ МНОГО. И ЧЕМ ЧЕЛОВЕК СТАРШЕ – ТЕМ БОЛЬШЕ ВСПОМИНАЕТСЯ. И ПАМЯТЬ ЕГО РАСШИРЯЕТСЯ И СПЛЕТАЕТСЯ С ПАМЯТЬЮ РУССКОЙ ЗЕМЛИ.
8. С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали
Со старой отцовской буденовки
Что где-то в шкафу мы нашли
В 90-Х БУДЁНОВКУ ИЗ ВСЕХ ТЕКСТОВ РЕЗКО УБРАЛИ. НО БУДЁНОВКА – ЭТО НЕ ТОЛЬКО НОВАЯ МОДЕЛЬ ШАПКИ КРАСНОАРМЕЙЦА, РАЗРАБОТАННАЯ СТО ЛЕТ НАЗАД ВО ВРЕМЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ МЕЖДУ БЕЛЫМИ И КРАСНЫМИ.
ОСНОВА НЫНЕШНЕЙ РУСОФОБИИ - СТРАХ ВОСХОДА НАД МИРОМ РУССКОЙ ЗАРИ.
Но в природе существует НЕ ОДНА, А ДВЕ ЗАРИ - утренняя и вечерняя. Все варианты ДРЕВНЕЙ КАЗАЧЬЕЙ ПЕСНИ "ТАМ ВДАЛИ ЗА РЕКОЙ" сегодня пророчат Русским Закат, когда огни загораются, а заря догорает. А что является признаком РАССВЕТА? Когда огни догорают, а заря загорается. И ОБЫЧНО ЭТУ СТРОЧКУ С ЗАГОРАЮЩЕЙСЯ ЗАРЁЙ СТАВЯТ В САМОМ КОНЦЕ ПЕСНИ. Даже Казачья песня времен войны 1904 г. про реку Ляо-Хэ трубит о том же. ЗНАЧИТ И ТАМ ЖИЛИ РУССКИЕ ИСПОКОН ВЕКОВ И ЯПОНЦЫ ИХ ПОД СЕБЯ ПОДМЯЛИ. А что касается СОТНИ ЮНЫХ БОЙЦОВ ИЗ БУДЁНОВСКИХ ВОЙСК, то будёновка - это всего лишь старинный русский подшлемник с таким же остриём как шлем - ЧТОБЫ ГОЛОВА ДЫШАЛА. Будивельник и будённик - однокоренные слова - одно ушло в украинский как просто строитель, а БУДЁННИК - как строитель нового мира - стало основой фамилии (или псевдонимом?) маршала БУДЁННОГО.
9. А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы которую в юности
Ты ей в своем сердце принёс
С чего начинается Родина...?
ПЕСНЯ ОКАНЧИВАЕТСЯ ВОПРОСОМ - КАК ВСЁ, ЧТО СОЗДАВАЛОСЬ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ – И ПЕСНИ, И ПОВЕСТИ И ФИЛЬМЫ. ЗАЧЕМ? ЧТОБЫ ПРОБУДИТЬ В ЧИТАТЕЛЕ ХОРОШИЕ МЫСЛИ И СТРОИТЬ БУДУЩЕЕ ДАЛЬШЕ.
Точно так же и СКАЗ.
ЯВЛЯЯСЬ ДРЕВНИМ СТЕРЖНЕМ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ, ОН ОЖИВЛЯЕТ СОБОЙ ВСЁ, ЧЕГО КАСАЕТСЯ СВОИМ СЛОВОМ И СВОЕЙ СВЯТОЙ ЖИЗНЬЮ.
ОДИН ПОВЕСТВУЕТ О ДУБАХ И БЕРЁЗОВЫХ РОЩАХ, ДРУГИЕ О ТЕХ МЕСТАХ, ГДЕ НЕТ ДЕРЕВЬЕВ И ДАЖЕ ТРАВЫ.
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ
Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти; Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, — муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.
Ездит старый по Святым горам.
Тут колеблется мать сыра земля,
Осыпаются камни в пропасти,
Выливаются быстры реченьки».
РУССКИЙ СКАЗ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА ПЕРЕЖИВАЛ ГОНЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ. ЕГО ЗАПРЕЩАЛИ ЗАПИСЫВАТЬ ПИСЬМЕННО.
ОТ ТОГО И РОДИЛАСЬ УСТНАЯ ТРАДИЦИЯ ПЕРЕДАЧИ сказов, сказаний и былин ИЗ УСТ В УСТА, ИЗ ГЛАЗ В ГЛАЗА ИЗ ДУШИ В ДУШУ. ТО ЕСТЬ ВЖИВУЮ.
И ВСЕ ОНИ – ПРОДОЛЖЕНИЕ ОДНОГО ИЗНАЧАЛЬНОГО СКАЗА - Сказа о начале Русской Земли. И это не остров Буян с дубом посередине. Это вся Русская Вселенная, внутри которой мы живём. Есть ещё и другие миры, о которых повествуют сказители на языках других народов, прибывших на нашу планету в глубокой древности. Например, Гомер в своей ИЛЛИАДЕ рассказывает о греческих богах и взятии ими Трои. Но где она – до сих пор не найдено. И скорее всего находится далеко в космосе.
Такие произведения называются эпосом.
Например «Э;пос о Гильгаме;ше», или поэма «О всё видавшем», — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в XXII веке до н. э. в Древнем Шумере. Судить о нём можно только по гораздо более поздним спискам из клинописной библиотеки Ашшурбанапала, царя Ассирии, относящимся к VII веку до н. э. Согласно другой версии — создавался в течение тысячи лет.
После войны, бывшей ещё до князя Владимира, и не только на Руси общая песенная традиция знаний вживую у всех без исключения народов была разрушена и раздробилась на литературное, художественное и музыкальное творчество. И всеобъединяющим искусством стало кино. Но стоит различать – искусство и творчество это разные понятия.
ИСКУСНО ОБРАБОТАННЫЙ СКАЗ О ПРОШЛОМ ЭТО ОДНО, СКАЗ, НАПИСАННЫЙ О БУДУЩЕМ И РОЖДЁННЫЙ НА СЦЕНЕ ПРЯМО ПЕРЕД ЗРИТЕЛЯМИ – ДРУГОЕ.
И ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ЭЛЕКТРОНИКИ МЫ МОЖЕМ ЗАПЕЧЕТЛЕВАТЬ ЭТО ЧУДО РОЖДЕНИЯ БУДУЩЕГО.
НО КАК ТОЛЬКО ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАКОНЧИЛ СВОЮ ПЕСНЬ – ЭТО ЕГО БУДУЩЕЕ УШЛО В ПРОШЛОЕ. И ПРИ ПЕРЕПИСЫВАНИИ НА БУМАГУ КАЖДЫМ, КТО ЕГО СЛЫШАЛ, ОБЯЗАТЕЛЬНО УХОДИТ В СТОРОНУ.
Искажения, которые пришли в нашу жизнь, начались давно. Почти тысячу лет назад.
И ДАЖЕ СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ – ЭТО ПЕРЕДЕЛКА. ПРИЧЁМ СВЯЗАННАЯ С РЕФОРМАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕННО ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ НЕ СЧИТАЕТСЯ ПОДЛИННИКОМ.
Существуют две копии Слова, а подлинника нет. КНЯЗЬ ИГОРЬ СЕВЕРСКИЙ, РЕКА СЕВЕРСКИЙ ДОНЕЦ, ГОРОД СЕВЕРОДОНЕЦК - ВСЁ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО КАРАМЗИН УМЫШЛЕННО СКРЫЛ ПРАВДУ О КНЯЗЕ ИГОРЕ, ЕГО ПОХОДЕ К ПОЛОВЦАМ И ОБО ВСЁМ ДРУГОМ, ЧЕМУ МЫ ВСЕ ТАК ДОЛГО ВЕРИЛИ.
ВОТ отрывок из ТЕКСТА СЛОВА:
Не леполи ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича! начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы.
Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ; соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ; соколовь на стадо лебедей пущаше, н своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху.
ЭТО НЕ РУССКИЙ ЯЗЫК. ЭТО ДРВНЕБОЛГАРСКИЙ. ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА РУССКИЙ ИСЧЕЗЛА ЕГО ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ – РИТМИЧНОСТЬ.
И академик Лихачёв у же в наше время его восстановил, но как бы на свой лад:
Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоря,
Игоря Святославича?
Начать эту песнь надо,
следуя былям сего времени,
а не по замышлению Бояна.
Ибо Боян, вещий,
если кому хотел песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Существует и множество других переводов
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Перевод В. Жуковского
Не прилично ли будет нам, братия,
Начать древним складом
Печальную повесть о битвах Игоря,
Игоря Святославича!
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.
Мы очищаем свои Родовые Русские Земли и основу Русской истории не только от американцев, но и от масонов. Ибо и Карамзин тоже был масоном, главной целью которых было уничтожение подлинников и переписывание их под видом новых копий на свой лад.
И ГДЕ ОНИ, ЭТИ САМЫЕ ПОЛОВЦЫ И ИХ ПОТОМКИ, КОТОРЫЕ ГОТОВЫ КРОВЬЮ ЗАЩИЩАТЬ СВОИ УКРАИНСКИЕ СТЕПИ?
УБЕГАЮТ НА ЗАПАД В ВИДЕ НАЦИСТОВ И ЖГУТ ВОКРУГ СЕБЯ ВСЁ.
А ИХ СКАЗОВЫЕ ТРАДИЦИИ? Чистый вымысел да и только.
МЫ ЖИВЁМ В УДИВИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ.
ИМЕННО СЕЙЧАС Пришло время пересмотреть и этот исторический документ. ИГОРЬ СЕВЕРСКИЙ БЫЛ РОДОМ С СЕВЕРСКОГО ДОНЦА И ЗАЩИЩАЛ СВОИ ЗЕМЛИ ОТ АНГЛОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ МОНГОЛАМИ И ВМЕСТЕ С ГЕРМАНЦАМИ ПРИШЛИ ИЗ МОНГОЛИИ И БЫЛИ СКУЛАСТЫМИ И ДИКИМИ И ОСТАВЛЯЛИ ПОСЛЕ СЕБЯ ВЫЖЖЕННЫЕ ПУСТЫНИ.
Но жизнь продолжается и новые поэты, барды и авторы-исполнители в разных традициях и по всей планете снова и снова рождаются на земле.
И чаще всего настоящий СКАЗ они начинают писать уже в зрелом возрасте.
Сказывание, сказительство, сказочничество – абсолютно разны виды деятельности
Сказыватель – тот, кто сам творит вживую свои сказы. И каждый раз это уже новый сказ.
Сказитель – тот, кто воспроизводит то, что сотворили до него. И методов передачи и воспроизведения сказовых произведений от сказителя к сказителю множество.
Сказочник – тот, кто пишет и сочиняет сказки.
Сказывание как процесс ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Шергин Борис Викторович
Борис Викторович Шергин (1896-1973) родился 28 июля 1896 года в Архангельске в семье потомственных кораблестроителей и моряков. В 1913-17 годах посещал Строгановское художественное училище в Москве и затем 5 лет руководил в Архангельске мастерской художественных ремесел. В 1915 году начал публиковать записи народных рассказов, песен, былин и стал признанным устным рассказчиком. В 1921-33 годах работал в Москве в институте детского чтения. Первый сборник народной поэзии в пересказе Шергина "У Архангельского города, у корабельного пристанища" опубликован в 1924 году, первый сборник рассказов "Шиш Московский" – в 1930-м.
Умер писатель в последний день октября 1973 года, в Москве. Еще недавно жил среди нас писатель, который старательно реставрировал полувыцветшие страницы из большой историко-культурной летописи России.
И мастер, и мастерство его были особенными. Всю свою прозу и поэзию он знал наизусть. Мог рассказывать и петь произведения, как бы листая невидимую книгу, слово в слово вторя печатному. Сказывание, впрочем, было не просто воспроизведением, а самим процессом творчества. И если возникали "разночтения" с опубликованными текстами, это не память ошибалась: при повторении старого хотелось пошлифовать, поправить уже отлитое типографами. Так рождались обновленные варианты известных произведений. Словно творил не писатель, а певец былин или старинный сказочник. Отдал он этому труду ни много ни мало – целую жизнь.
Подробнее: https://www.labirint.ru/authors/22805/
Борис Шергин: Рассказы, сказки
• Борис Шергин — Волшебное кольцо
• Борис Шергин — Зеркальце
• Борис Шергин — Для увеселения
• Борис Шергин — Рифмы
• Борис Шергин — Миша Ласкин
• Борис Шергин — Детство в Архангельске
• Борис Шергин — Собирай по ягодке — наберешь кузовок
• Борис Шергин — Ворон
Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего. Однако Ванька кажной месяц ходил в город за пенсией. Всего получал одну копейку. Идет оногды с этими деньгами, видит – мужик собаку давит:
– Мужичок, вы пошто шшенка мучите?
– А твое како дело? Убью вот, телячьих котлетов наделаю.
– Продай мне собачку.
За копейку сторговались. Привел домой:
– Мама, я шшеночка купил.
– Што ты, дураково поле?! Сами до короба дожили, а он собаку покупат!
Через месяц Ванька пенсии две копейки получил. Идет домой, а мужик кошку давит.
– Мужичок, вы пошто опять животину тираните?
– А тебе-то како дело? Убью вот, в ресторант унесу.
– Продай мне.
Сторговались за две копейки. Домой явился:
– Мама, я котейка купил.
Мать ругалась, до вечера гудела.
Опять приходит время за получкой идти. Вышла копейка прибавки.
Идет, а мужик змею давит.
– Мужичок, што это вы все с животными балуете?
– Вот змея давим. Купи?
Мужик отдал змея за три копейки. Даже в бумагу завернул. Змея и провещилась человеческим голосом:
– Ваня, ты не спокаиссе, што меня выкупил. Я не проста змея, а змея Скарапея.
Ванька с ей поздоровался. Домой заходит:
– Мама, я змея купил.
Матка язык с перепугу заронила. На стол забежала. Только руками трясет. А змея затенулась под печку и говорит:
– Ваня, я этта буду помешшатьсе, покамес хороша квартира не отделана.
Павел Петрович Бажов
Павел Петрович Бажов родился в поселке Сысертского завода, в семье рабочего горного мастера Петра Васильевича Бажева. Отец писателя был хорошим профессионалом, но с плохим характером, и к тому же страдал пагубной любовью к горькой, поэтому семья постоянно нуждалась. В периоды, когда Петр Бажев был без работы, семья жила на деньги, которые мама Павла Бажова выручала за рукоделье. Где-то в этот период букву «е» в фамилии заменили на «о». Дом, в котором родился и провел детские годы Павел Петрович, был построен в середине XIX века, а куплен его отцом в 1870 году. Дом этот, увы, сгорел в 1892 году. После пожара остался лишь флигель с цокольным этажом, находившийся во владении Бажовых. Дом был продан Бажовым в связи с переездом в Екатеринбург. Во дворе сохранились постройки — баня, сарай, конюшня. В 70-х годах 20 века это ветхое здание было заменено новоделом и с 27 марта 1980 года здесь располагается мемориальный дом-музей Бажова.
Учился Бажов сначала в Екатеринбургском духовном училище, потом отдали в Пермское духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Но становиться священником Павел Бажов не планировал. Принятию сана он предпочел работу учителя.
Преподавал Бажов русский язык: сначала в сельской школе, потом — в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученицы духовного училища были в восторге от учителя: когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, такая была в то время в училище традиция, Павлу Бажову доставалось больше всего. Во время летних каникул Бажов путешествовал по уральским деревням.
Как ни странно, Павел Бажов был ярким революционером, до Великой Октябрьской революции он был эсером, затем вступил в партию большевиков, в 1918-1920 г.г. он вел активную работу по становлению советской власти не только в России, но и в Казахстане, активно участвовал в Гражданской войне, вступив добровольцем в Красную армию, хотя в те годы был уже не молод, ведь 38-40 лет не время юношеских иллюзий. Организовывал подполье, бежал из тюрем, подавлял восстания… Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особо уполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке. Из Казахстана, из Семипалатинска Павлу Бажову пришлось фактически бежать из-за доносов, хотя формальный повод был — тяжелая болезнь и слабое здоровье. Доносы преследовали Павла Бажова более 15 лет, из-за них в 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали.
Когда Бажов вернулся на Урал, в Камышлов, он поступил на работу в редакцию «Уральской областной крестьянской газете». С тех пор он занимался журналисткой и писательской деятельностью. Дважды он возглавлял редакторский комитет по написанию книг, одна была посвящены строительству Краснокамского бумажного комбината, другая — истории Камышловского полка 29 дивизии, и обе книги не были опубликованы: герои книг были репрессированы. В страшное время жил Павел Петрович!
Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. А уже в 1936 году был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка».
Малахитовая шкатулка
В начале 1930-х годов советским фольклористам было дано задание собирать «колхозно-пролетарский» фольклор. Однако историк Владимир Бирюков на Урале не нашел рабочего фольклора для подобного сборника. Тогда Павел Бажов написал для него три своих сказа, утверждая, что слышал их в детстве от «дедушки Слышко». Впоследствии же оказалось, что сказы придуманы самим Бажовым. Первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в 1939 году в Свердловске. А в 1943 году писатель за этот руд был удостоен Сталинской премией 2-й степени.
Писатель неповторимым языком рассказал о красоте Урала, о несметных богатствах его недр, о могучих, гордых, сильных духом мастеровых. Тематика сказов охватывает времена от крепостного права до наших дней.
Сказы были переведены на десятки языков мира, но переводчики отмечают практическую непереводимость сказов Бажова, связанную с двумя причинами — лингвистической и культурной. В 2013 году уральские сказы Бажова вошли в список «100 книг», рекомендованный Министерством образования и науки РФ школьникам для самостоятельного чтения.
МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА
У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался.
Настасья в сиротстве росла, не привыкла к экому-то богатству, да и не шибко любительница была моду выводить. С первых годов, как жили со Степаном, надевывала, конечно, из этой шкатулки. Только не к душе ей пришлось. Наденет кольцо… Ровно как раз впору, не жмет, не скатывается, а пойдет в церкву или в гости куда — замается. Как закованный палец-то, в конце нали посинеет. Серьги навесит — хуже того. Уши так оттянет, что мочки распухнут. А на руку взять — не тяжелее тех, какие Настасья всегда носила. Буски в шесть ли семь рядов только раз и примерила. Как лед кругом шеи-то, и не согреваются нисколько. На люди те буски вовсе не показывала. Стыдно было.
— Ишь, скажут, какая царица в Полевой выискалась!
Степан тоже не понуждал жену носить из этой шкатулки. Раз даже как-то сказал:
— Убери-ко куда от греха подальше.
Настасья и поставила шкатулку в самый нижний сундук, где холсты и протча про запас держат.
Как Степан умер да камешки у него в мертвой руке оказались, Настасье и причтелось ту шкатулку чужим людям показать. А тот знающий, который про Степановы камешки обсказал, и говорит Настасье потом, как народ схлынул:
— Ты гляди, не мотни эту шкатулку за пустяк. Больших тысяч она стоит.
Он, этот человек-от, ученой был, тоже из вольных. Ране-то в щегарях ходил, да его отстранили; ослабу-де народу дает. Ну, и винцом не брезговал. Тоже добра кабацка затычка был, не тем будь помянут, покойна головушка. А так во всем правильный. Прошенье написать, пробу смыть, знаки оглядеть — все по совести делал, не как иные протчие, абы на полштофа сорвать. Кому-кому, а ему всяк поднесет стаканушку праздничным делом. Так он на нашем заводе и до смерти дожил. Около народа питался.
Настасья от мужа слыхала, что этот щегарь правильный и в делах смышленый, даром что к винишку пристрастье поимел. Ну, и послушалась его.
— Ладно, — говорит, — поберегу на черный день. — И поставила шкатулку на старо место…
Как видите – литературная традиция и приверженность к академическому слогу выхолащивает изначальный язык народа.
Поэтому писать сказы важно и нужно, но заниматься надо не имитацией и звуковым и смысловым подражательством, а писать своё, НОВОЕ, ТО, ЧТО ЕЩЁ НИКТО НЕ ПИСАЛ.
А для этого нужно много читать, чтобы знать – а что было до тебя?
13.03.2022 г.
Свидетельство о публикации №122031302699