Глава 42. Банда черная кошка в романе МиМ

Глава 42. Банда черная кошка в романе МиМ

Как говорил один из героев фильма «Место встречи изменить нельзя» - очень трудно искать черного кота в черной комнате, в особенности, если его там нет.

Тем не менее, я попробую последовать совету профессора Стравинского и попробую помочь Ивану Бездомному разоблачить банду «Черная кошка», с чем он никак не мог справиться и поэтому перемешал кучу произведений в одном романе.

Итак, попробуем разобраться с бандой «Черная кошка».

1) Демон Баал мог превращаться в кота, человека и жабу. Весьма кровожаден. Обитал в Сирии. Делал своих спутников невидимыми, как в главе «Конец квартиры №50». Также известен как Кронос или Сатурн. В честь него отмечали пышные сатурналии, описанные в романе Булгакова. В настоящее время этот праздник превратился в Новый год. Нет, не то.

2) Тамплиеры. Поклонялись какому-то черному демону-коту, за что и были уничтожены инквизицией и т.д. Нет, не то.

3) Физики-ядерщики, поклоняющиеся черному коту-Шредингера, который одновременно и жив, и мертв, пока не откроешь черный ящик. Например, институт теоретической физики им. Капицы, также известный как Капичник. Все герои, начиная с Льва Ландау и заканчивая Курчатовым и Абрикосовым, совпадают с образами нехорошей пятерки. Нет, не то.

4) Черный кот Бегемот. Не женится. Весь черный. Обросший. Платежеспособен, имеет золотые гривны, но на трамваях ездит зайцем. Большой любитель сказок «1001 ночь», особенно, если убрать оттуда нули. Носит браунинг, стреляет на опережение с криком «Ремиз!». Также починяет примус, который взрывается в Торгсине, ресторанах и других общественных местах. В общем, просто ужас. Этот кот значительно опаснее, чем кот Базилио и лиса Алиса из сказки про Буратино. Не зря Шариков из «Собачьего сердца» целую службу по уничтожению котов создал.
Это уже гораздо ближе к правде. Это черный кот, наводящий на всех ужас.
Если так, то его лучшим другом и спутником должна быть лиса. Присмотримся повнимательней к Коровьеву. Я уже разоблачал этого дирижера-регента (см. фильм «V значит вендетта») и большого любителя песни про бочки, и плавание в бочках. С усиками-перышками, лицо такое ехидное. Все его знают. Это знаменитый Гай ФОКС, который чуть не разнес пол Лондона, включая Парламент. Его маска известна взрослым и детям. Он же представляет интересы организации «Легион». Но об этом см. другие очерки.
Пока же достаточно напомнить про это этого ФОКСА или Лису.

***

2. Это были вводные. Теперь пора начать разоблачать банду «Черная кошка». Эта банда согласно истории братьев Вайнеров работала в Москве, отличалась особой жестокостью и неуловимостью. Этим наводила ужас на москвичей. В качестве знака оставляла на месте преступления черного кота либо котенка. Именно маленького КОТЕНКА.

Но, конечно же, хотя в романе «Мастер и Маргарита» есть банда «Черная кошка», там никто не подкидывает котенка. Хотя нет, подождите.

В главе «Неудачливые визитеры», после того как Соков с изрезанной и перебинтованной головой пробежал мимо разбитого окна и прибежал в клинику к Кузмину, там оказался КОТЕНОК. Кто-то подбросил. Вот отрывок.

«Выяснилось, что все пальто целы. Но зато, когда профессор вернулся к столу, содрав наконец с себя халат, он как бы врос возле стола в паркет, приковавшись взглядом к своему столу. На том месте, где лежали этикетки, сидел черный котенок-сирота с несчастной мордочкой и мяукал над блюдечком с молоком.

— Это что же такое, позвольте?! Это уже... — он почувствовал, как у него похолодел затылок».

***

3. Тот факт, что в фильме «Место встречи изменить нельзя» Шарапов бегал с разрезанной разбитым окном головой и также наткнулся на подкидыша, не ахти какое совпадение.
Вот если бы он попал на странный допрос в нехорошей квартире, где из под него вышибли табуретку, а потом подкинули деньги в сберкассе, то другое дело.
Ах да, действительно, в той же главе «Неудачливые визитеры», именно это и происходит с Соковым. Под ним ломается табуретка.
Но все это несерьезно.

***

4. А серьезно следующее. Самым главным звеном в раскрытии банды Черная кошка является некая Аннушка или Аня.

Как Вы, наверное, помните, банда «Черная кошка» в фильме промышляла грабежами продовольственных магазинов (чем и занимался кот-Бегемот в Торгсине). Это продовольствие затем сбывалось через Аннушку, которая работала в вагоне-ресторане. Проще говоря, Аннушка обеспечивала сбыт награбленного продовольствия.

Теперь посмотрим на Аннушку в романе «Мастер и Маргарита», которая с утра до вечера бегала по Москве с бидонами масла. Так как роман «Мастер и Маргарита», это антиевангелие (это известно даже булгаковедам), где каждому абзацу соответствует аналогичная история в Библии, сразу раскрою, что это отсылка к Библейской Аннушке. Пророк Елисей помог бедной вдове, и она смогла разливать масличко в любую тару которую только находила. Масличко она продавала на рынке, этим и жила. В общем, занималась сбытом продовольственного товара, а именно, масличка.

Иван Бездомный был, правда, недалеким человеком, поэтому Аннушку посчитал дурой и думать о ней не стал. Вот его диалог с профессором Стравиинским:

«— Знакомый Понтия Пилата? — спросил Стравинский, очевидно, отличавшийся большой понятливостью.

— Именно он, — подтвердил Иван, изучая Стравинского, — так вот он сказал заранее, что Аннушка разлила подсолнечное масло... А он и поскользнулся как раз на этом месте! Как вам это понравится? — многозначительно осведомился Иван, надеясь произвести большой эффект своими словами.

Но эффекта не последовало, и Стравинский очень просто задал следующий вопрос:

— А кто же эта Аннушка?

Этот вопрос немного расстроил Ивана, лицо его передернуло.

— Аннушка здесь совершенно не важна, — проговорил он, нервничая, — черт ее знает, кто она такая. Просто дура какая-то с Садовой. А важно то, что он заранее, понимаете ли, заранее знал о подсолнечном масле! Вы меня понимаете?

— Отлично понимаю, — серьезно ответил Стравинский и, коснувшись колена поэта, добавил: — Не волнуйтесь и продолжайте».

****

5. Но мы будем умнее и сразу же заподозрим, что Аннушка работает на банду «Черная кошка». Более того, является ключом к ее разоблачению.

Вы, конечно же, засомневаетесь, и скажете – нет, не может быть такого, чтобы Аннушка занималась сбытом чужих вещей. Тогда у нее могут начаться проблемы с Петровкой. Хотя посмотрим главу «Извлечение мастера» (обратите внимание на фразу «— Ты, старая ведьма, если когда еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай, а за пазуху не прячь!»):

«Услышав, что шаги стихают, Аннушка, как змея, выскользнула из-за двери, бидон поставила к стенке, пала животом на площадку и стала шарить. В руках у нее оказалась салфеточка с чем-то тяжелым. Глаза у Аннушки полезли на лоб, когда она развернула сверточек. Аннушка к самым глазам подносила драгоценность, и глаза эти горели совершенно волчьим огнем. В голове у Аннушки образовалась вьюга: "Знать ничего не знаю! Ведать ничего не ведаю!... К племяннику? Или распилить ее на куски... Камушки-то можно выковырять... И по одному камушку: один на ПЕТРОВКУ, другой на Смоленский... И — знать ничего не знаю, и ведать ничего не ведаю!"

Аннушка спрятала находку за пазуху, ухватила бидон и уже собиралась скользнуть обратно в квартиру, отложив свое путешествие в город, как перед нею вырос, дьявол его знает откуда взявшийся, тот самый с белой грудью без пиджака и тихо шепнул:

— Давай подковку и салфеточку.

— Какую такую салфеточку-подковку? — спросила Аннушка, притворяясь весьма искусно, — никакой я салфеточки не знаю. Что вы, гражданин, пьяный, что ли?

Белогрудый твердыми, как поручни автобуса, и столь же холодными пальцами, ничего более не говоря, сжал Аннушкино горло так, что совершенно прекратил всякий доступ воздуха в ее грудь. Бидон вывалился из рук Аннушки на пол. Подержав некоторое время Аннушку без воздуха, беспиджачный иностранец снял пальцы с ее шеи. Хлебнув воздуху, Аннушка улыбнулась.

— Ах, подковочку, — заговорила она, — сию минуту! Так это ваша подковочка? А я смотрю, лежит в салфеточке... Я нарочно прибрала, чтобы кто не поднял, а то потом поминай как звали!

Получив подковочку и салфеточку, иностранец начал расшаркиваться перед Аннушкой, крепко пожимать ей руку и горячо благодарить в таких выражениях, с сильным заграничным акцентом:

— Я вам глубочайше признателен, мадам. Мне эта подковочка дорога как память. И позвольте вам за то, что вы ее сохранили, вручить двести рублей. — И он тотчас вынул из жилетного кармана деньги и вручил их Аннушке.

Та, отчаянно улыбаясь, только вскрикивала:

— Ах, покорнейше вас благодарю! Мерси! Мерси!

Щедрый иностранец в один мах проскользнул через целый марш лестницы вниз, но прежде чем смыться окончательно, крикнул снизу, но без акцента:

— Ты, старая ведьма, если когда еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай, а за пазуху не прячь!

Чувствуя в голове звон и суматоху от всех этих происшествий на лестнице, Аннушка еще долго по инерции продолжала кричать:

— Мерси! Мерси! Мерси! — а иностранца уже давно не было.

***

6. Совпадение с Аннушкой, конечно, имеет место, так или иначе. Но ведь Карпова посылали на нехорошую квартиру и никого не обнаружили. И горбуна Карпа там не было. Но не нужно забывать, что фильм написан по роману Вайнеров «Эра милосердия». Ключевым элементом детектива и фильма является подкидыш-ребенок, а ключевой мыслью – надежда на приход эры милосердия, которая придет на смену Шариковым в кожаном плаще.

Посмотрим главу «Извлечение мастера».

«— Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка.

Кот возвел глаза к небу и шумно вздохнул, но ничего не сказал, очевидно, помня накрученное на балу ухо.

— Ввиду того, — заговорил Воланд, усмехнувшись, — что возможность получения вами взятки от этой дуры Фриды совершенно, конечно, исключена — ведь это было бы несовместимо с вашим королевским достоинством, — я уж не знаю, что и делать. Остается, пожалуй, одно — обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели моей спальни!

— Вы о чем говорите, мессир? — изумилась Маргарита, выслушав эти действительно непонятные слова.

— Совершенно с вами согласен, мессир, — вмешался в разговор кот, — именно тряпками, — и в раздражении кот стукнул лапой по столу.

— Я о милосердии говорю, — объяснил свои слова Воланд, не спуская с Маргариты огненного глаза. — Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки. Вот я и говорю о тряпках.

— И я о том же говорю! — воскликнул кот и на всякий случай отклонился от Маргариты, прикрыв вымазанными в розовом креме лапами свои острые уши.
— Пошел вон, — сказал ему Воланд».

***

7. Что еще можно вспомнить? Ключевой момент, где Шарапов перехитрил Фокса продиктовав ему собственную же записку за своей же подписью, якобы цитату неизвестного писателя БОРОВского.

Вот аналогичный эпизод из «МиМ» (глава «Извлечение мастера»):

«— Удостоверений мы обычно не даем, — ответил кот, насупившись, — но для вас, так и быть, сделаем исключение.

И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:

— Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши "БОРОВ". Подпись — Бегемот».

Вы спросите, а где же голая Гелла – секретарша Воланда? А посмотрите начало фильма «Город зеро». Там же найдете и главаря банды «Черная кошка» (А.Джигарханян), отрезанную голову и прочее.

***

8. Ну, и осталось только одно. Где же это самое место встречи, которое нельзя изменить? Где этот конечный пункт назначения? Где еще есть хитрая и очень темная каморка? Все правильно. Это место, которое Вы никак не сможете изменить, при всем своем желании. Как и избежать знакомства с Аннушкой (это смерть). Нет, выйти с изрезанной и перебинтованной головой оттуда можно. Но очень затруднительно.

Это нехорошая квартира у Воланда. Постарайтесь к ней подготовиться, далеко не факт, что вам повезет также как и Сокову или Шарапову.


Рецензии