Муслим Магомаев и Владимир Высоцкий
Писатель, публицист Сергей Цветаев: «Были у нас во времена оные два человека, по обстоятельствам внешним, казалось бы, никак не связанные (и даже ничем), – Высоцкий и Магомаев.
Первый (ведь разорвут за кривую формулировку) – поэт и певец, бард волею народной. Второй – оперный певец и композитор, артист волею народной.
Оба играли в кино.
И создали образы по меньшей мере дидактические.
Высоцкий воплотился в Жеглова, и, где бы и что бы в отечестве нашем многострадальном не приключалось, мы знаем – есть он, Жеглов, и в шкафу у него, на смену единственному костюму ношеному, – парадный китель с наградами и карточки продовольственные. Если вдруг украли у кого последние и дальше только смерть, он отдаст свои.
И будет прикидывать с Шараповым на пару с неизменной своей обреченно-оптимистичной усмешкой, как на капусте и картошке до жалования государева доживать.
Магомаев воплотился в Низами, мыслителя и поэта, всеми силами державшегося дальше от власти и ближе к людям, пусть и не идеальным, но сохраняющим искру божественного присутствия в душах своих – надо лишь было им об этом время от времени напоминать. «Творца мы не видим – видим только созданное Им. Значит, нам надо постигнуть себя» – слова из фильма, оставшиеся в памяти, кажется, уже навсегда.
Так о чем я?
Известно ли вам (конечно, известно), до какой степени оба этих человека – и Высоцкий, и Магомаев – были обласканы судьбой?
Любимцы народа (без громких слов) – их готовы были носить на руках, непререкаемые авторитеты, одно имя которых двигало горы (думаете, всё в прошлом?), жившие широко, денег почти не считавшие и так ничего и не накопившие, оставшиеся непримкнувшими к кому-то, но такими, как и были: сами по себе в убеждениях и вместе с нами по духу. Кто они в день сегодняшний? В день великого культурного водораздела?
Непререкаемые авторитеты.
Высоцкий ушел, шагнув с тоненькой досочки, в небо.
Магомаев прежде ушел в тишину, и мгновения не подумав о «долгих еще годах целесообразности пребывания на сцене», а после...
Как вечна на небе солнца позолота,
Так прочна любовь и верность Дон Кихота!..
Помните? Голос Магомаева, взрывающий Колонный зал Дома Союзов, помните? Высокий улыбающийся мужчина, неизменная бабочка – все это так старомодно, да? Хочется зверской насыщенности, и чтоб мелькало, и звон в глазах и везде, и поживее как-то бы всё... Да?
Мы успели в гости, к Богу не бывает опозданий...
Уж куда живее, чем Высоцкий спел: вот вышли мы из дома, пусть бы и за хлебом, а попали... в гости к Богу.
Время нешуточное.
Быть в нем достойно – надо закалку иметь.
Творить в нем достойно – двойная нужна закалка.
И Магомаев, и Высоцкий хорошо и просто вписываются в сегодняшний шторм. Оба при обстоятельствах и данностях похожих не единожды могли остаться за границей, да им и предлагали это не единожды на самых прекрасных и умилительных условиях.
Не остались.
Хотя вопросов к государству и у одного, и у другого хватало.
Здесь мой дом. Здесь все, кто мне дорог. Здесь я рос, здесь получил ту силу, что вывела меня в люди. Если в доме моем непорядок – некому, кроме меня, все исправить и на лад обустроить. Почему так? Да потому, что здесь мой дом.
Чтобы сегодня всем хоть немного приблизиться (не уровнем – это невозможно) разумением к этим двум, Высоцкому и Магомаеву, надобно вспомнить (и помнить в каждый миг) про неизбежность «в гости к Богу», про безусловность «так прочна любовь и верность».
И еще.
Уровнем профессиональной крутизны Магомаев и Высоцкий с легкостью заткнули бы и тогда, и сейчас многих. Но где тот «пафос артиста священный» в них? Найдите и покажите. Нету его? А как же так-то?..
Вы поняли». (Интернет-сайт «Рамблер / КИНО» kino.rambler.ru, 30 апреля 2022 г., С. Цветаев, «Диаметрально едины».)
Отклик пользователя о написанном. Шиш Беш: «Муслим Магомаев покорил энергичной песней «Ватусси» и неаполитанскими, изданными на большом диске. Высоцкий – описанием Перестройки, когда и слова такого никто не знал: «Переворот в мозгах из края в край, В пространстве – масса трещин и смещений: В Аду решили черти строить Рай Для собственных грядущих поколений. Известный черт с фамилией ...» Хорошее начинание предложил автор статьи. Стихи – концентрированная мысль».
31 октября 2024 года на интернет-сайте «Дзен» dzen.ru, страница «СКВОЗЬ ШУМЫ», размещена грамотно и интересно написанная статья «Концерт памяти Высоцкого в «Олимпийском» (1998). Что это было?», рассказывающая о сборном выступлении артистов эстрады, театра и кино, посвященном 60-летию со дня рождения поэта и актера.
Из комментариев к материалу.
Канал о каркасном строительстве: «Высоцкий всегда писал песни «под себя». Этим он отличается, например, от Магомаева, Кобзона – которые тоже были отличными исполнителями ,а все-таки над их песнями трудились профессиональные композиторы и поэты-песенники. А значит, песня легко звучит и в отрыве от исполнителя».
28 июня 2020 года пользователь Адольф Байбородин на своей странице «Стакан молока» (интернет-сайт «Дзен» dzen.ru) размещает «аналитическо-литературоведческую» статью «Идейные расхождения Шукшина и Высоцкого». Материал – ни о чем, а вот комментарии пользователей к нему оказались весьма любопытными. Приведем один из них, касающийся героев этой главы.
Ежедневник лудомана пишет: «Высоцкий – плод периода начала активного разрушения страны, результат общественных противоречий, возникших после смены сталинского курса. Не больше и не меньше. Сравнивать Высоцкого с Пушкиным смысла не имеет – разный уровень. Его можно сравнить с другими артистами, но не с глыбами поэтического цеха 19-го века. Условно говоря, тот же Муслим Магомаев едва ли менее талантлив – просто он не брался сочинять и петь о тех вещах, о которых имел посредственное представление. Тот же Высоцкий смело брался практически за все, и в цель он попадал далеко не всегда, но умел зацепить своими песнями личные переживания».
Что касается Владимира Семеновича, то на долгое время «гибкая пластинка с песнями из «Вертикали» (выпущена в 1968 году. – А. С.) так и останется единственной. Его голос не устраивал руководство студии (ВСГ «Мелодия». – А. С.). Директор спрашивает Высоцкого: «А почему вы так поете? У вас красивый баритон, а вы поете с хрипом, с надрывом. Это неестественно для певца». Высоцкий сразу нашелся: "А у вас такие замечательные певцы – Магомаев, Хиль, Мулерман. Вы имеете возможность записывать прекрасные голоса. Почему я должен встать в этот ряд? У меня такой голос, я иначе петь не могу. И не буду"». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Что ждать от власти?», 13 мая 2020 г., «Как гибкая пластинка спасла от голода семью Высоцкого».)
В январе 1970 года режиссер Леонид Гайдай на Киностудии «Мосфильм» затеял пробы актеров на главную роль в свой новый фильм «12 стульев» (1971) по роману И. Ильфа и Е. Петрова.
«С Остапом Бендером все оказалось непросто. На роль претендовали полтора десятка известных советских актеров, среди которых – Спартак Мишулин, Анатолий Кузнецов, Владимир Высоцкий, Никита Михалков, Алексей Баталов, Михаил Казаков, Владимир Басов, Фрунзик Мкртчян, Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт и Андрей Миронов. Чуть позже этот список пополнили Олег Басилашвили, Александр Ширвиндт и Леонид Каневский.
Сам Гайдай рассматривал кандидатуру известного певца Муслима Магомаева, восточная внешность которого подходила на роль турецкого подданного». (Интернет-сайт «Сплетен.нет» cpleten.net, Mari, «"12 стульев" Леонида Гайдая: упущенная роль Высоцкого, верующая мама Пуговкина и мучения Филиппова».)
«На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.
В итоге Гайдай позвал на роль Владимира Высоцкого. Но не удались и съемки – Высоцкий ушел в «загул», попросту запил...» (Интернет-сайт «ДНИ.РУ» dni.ru, 31 января 2003 г., «Высоцкий и Гафт хотели стать Остапами».)
С ролью проходимца Бендера в картине прекрасно справился актер Арчил Гомиашвили – она стала его звездным часом.
Слышу: не плачь – всё в порядке в тайге,
Выигран матч СССР – ФРГ,
Сто негодяев захвачены в плен,
И Магомаев поет в КВН.
(В. С. Высоцкий, «Жертва телевидения», 1972 г.)
Вся ирония в том, что Муслим Магометович никогда не выступал и не пел своих песен в Клубе веселых и находчивых (КВН)...
«Почему Высоцкому запретили сниматься в «Земле Санникова».
Фильм, вышедший в 1973 году, считается классикой советского приключенческого кино. Однако в историю отечественного кинематографа он вошел еще и как самый скандальный. В решение конфликта между режиссерами и актерами пришлось вмешаться чиновникам «Мосфильма», которые отстраняли от съемок провинившихся артистов.
Отказ известных актеров
«Мосфильм» доверил съемки «Земли Санникова» молодым режиссерам Альберту Мкртчяну и Леониду Попову, а они пригласили на главные роли «звезд» тогдашнего кино. Руководителя экспедиции, Ильина, должен был играть Армен Джигарханян, роль Губина – Игорь Ледогоров, а Игнатия – Евгений Леонов. Но изюминкой фильма планировалось сделать Владимира Высоцкого в роли певца Крестовского и его супругу, Марину Влади, которая должна была сыграть невесту Ильина. Однако первая тройка артистов не захотела работать с молодыми режиссерами и сниматься отказалась. Вместо Джигарханяна и Ледогорова пришли Владислав Дворжецкий и Сергей Шакуров. Привлечь удалось только одну «звезду» – Георгия Вицина, который согласился сниматься вместо Леонова. Певец Муслим Магомаев утверждал, что роль Ильина предлагали и ему, но он отказался, понимая, что его хотят привлечь не из-за актерских способностей, а как популярную личность.
Немецкое радио
Роль импульсивного и яркого певца Крестовского очень нравилась Высоцкому. По сценарию, персонаж должен был спеть в фильме несколько песен и специально для него Владимир Семенович написал две песни «Белое безмолвие» и «Кони привередливые», однако съемке помешала политика. Почти перед началом работы над «Землей Санников» на волне Западногерманского радио «Немецкая волна» прошла передача, в которой играли песни Высоцкого. В самом эфире певца представили как борца с советским режимом и бунтарем. По воспоминания режиссера Мкртчяна, генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов сообщил ему, что Высоцкий и Влади не подходят. Оказалось, что руководитель Отдела культуры ЦК КПСС Василий Шауро посчитал радиопередачу протестной акцией и решил отстранить Владимира Семеновича от всех проектов.
Все против всех
На роль Крестовского взяли Олега Жерко (Даля), который очень обиделся, что стал заменой Высоцкому». (Интернет-сайт «Русская Семерка» russian7.ru, «Почему Высоцкому запретили сниматься в "Земле Санникова"».)
В 1973 году на ВСГ «Мелодия» вышла гибкая пластинка-миньон Муслима Магомаева («М. Магомаев. Песни» 33Д-00035143-4, в содержании: «Белла Чао», «Когда святые маршируют;», «Приснившаяся песенка», «Долалай»), на которой звучала на английском языке одна из самых популярных американских песен начиная с 1920-х годов «When the Saints Go Marching In» («Когда святые маршируют»), мелодия которой была написана, предположительно, Эдвардом Боутнером (автор текста неизвестен, да и варьировался он разными исполнителями, став фактически фольклорным). Сочиненная в стиле спиричуэлс, песня вошла в репертуар многих певцов, приобретя джазовое звучание. Особенно сильно способствовало ее мировой известности исполнение Луи Армстронга – как раз в джазовой манере.
В том же 73-м Владимир Высоцкий для фильма Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли» по роману Леонида Леонова сочиняет песню «Марш футбольной команды “Медведей”» («Когда лакают святые свой нектар и шерри-бренди...»). Единственная сохранившаяся авторская фонограмма «Марша» датируется декабрем 1973 года. Можно предположить, что к этому времени Высоцкий уже услышал или увидел у кого-то из знакомых или на прилавке магазина пластинку Магомаева – к которому он, кстати, уважительно и доброжелательно относился. В этом случае пластинка, хотя бы визуально, могла для активной творческой памяти поэта оказаться своеобразным напоминанием о песне. Как известно, картина и вся песенная серия в ней, имела направление на западную жизнь, восходящую к американской культуре (таков был сценарный замысел). Но, естественно, аллюзии на жизнь советскую в подтексте там, конечно, тоже присутствуют. (А. Куликов, "Когда святые... Об одном источнике «Марша футбольной команды "Медведей"»", «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 27, февраль 2017 г.)
Пародия – неизменная спутница славы, популярности и известности. Стать ее героем – почетно, престижно. «За свою карьеру Винокур спародировал таких советских знаменитостей, как Михаил Боярский, Владимир Высоцкий, Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев, Андрей Миронов, Эдита Пьеха, Эдуард Хиль и многих других». (Интернет-сайт «homsk» homsk.com, bingo, «Райкин, Карцев и др.: чем запомнились самые знаменитые советские стендаперы времен, когда и слова такого не знали», глава «Владимир Винокур».)
«Владимир Высоцкий, как и многие советские артисты (Муслим Магомаев, Алла Пугачева, Геннадий Хазанов, Валентина Толкунова), имел очень низкие концертные ставки. Долгие годы ставка Высоцкого составляла 11 рублей 50 копеек. Впоследствии она была повышена до 19 рублей». (Интернет-сайт «Русская Семерка» russian7.ru, «"Ижевское дело": за что в СССР судили Высоцкого, Хазанова и Толкунову», глава «Ижевское дело».)
Пятигорский журналист Валерий Перевозчиков: «Когда партия и правительство начали очередную кампанию борьбы с незаконными доходами артистов, они вовсе не собирались сажать всенародно известных знаменитостей, таких как Кобзон, Магомаев, Хазанов, Толкунова, Пугачева и, конечно же, Высоцкий. Ведь народ любит своих кумиров, и если их всех вдруг взять и посадить, то в их виновность люди все равно не поверят, будучи уверены, что народных любимцев просто подставили хапуги из числа концертных администраторов. И будут еще больше озлоблены на власть, которая лишила их счастья общаться с кумирами. В Кремле все это прекрасно понимали». (В. Перевозчиков, «Неизвестный Высоцкий» (2005), глава «Виктор Шеманский».)
«Популярный артист обогнал даже своих самых успешных коллег.
Лишь немногие советские артисты не только завоевали любовь поклонников, но и заработали внушительные капиталы. Владимир Высоцкий и Муслим Магомаев могли похвастаться рекордными заработками, которым завидовали практически все их соотечественники. Однако не они были самыми богатыми знаменитостями Советского Союза.
Как оказалось, Юрий Антонов зарабатывал самые большие деньги. Он выступал в одиночку, что позволяло ему не делить гонорар с помощниками. А так как десятки его песен становились всесоюзными хитами, то Антонов отправлялся на концерты постоянно.
И, как утверждают СМИ, в один период он получал 10-15 тысяч рублей каждый месяц. При этом средняя зарплата в стране составляла около 120 рублей, что делало Антонова настоящим миллионером. И до сих пор многочисленные авторские отчисления приносят музыканту завидный доход, несмотря на отсутствие концертов и новых композиций». (Интернет-сайт «КИНОАФИША» kinoafisha.infо, 10 марта 2014 г., А. Чапыгин, «Все завидовали миллионам Высоцкого и Магомаева, но вот кто был еще состоятельнее».)
«В 1976 году, по рассказу администратора В. Гольдмана, в Севастополе анонсировали крупные эстрадные концерты на местном стадионе. «Звездой программы» должен был стать Муслим Магомаев. Но он в последний момент отказался, и устроители пришли в ужас – без него концерты принесли бы одни убытки. Гольдман вылетел в Москву, встретился с Высоцким, а еще до встречи рискнул: позвонил в Севастополь и заказал афиши. В итоге риск оправдался, согласие было получено, далее, по словам Гольдмана "в Севастополе все билеты были проданы в течение полутора часов – ведь на афише появилось имя Высоцкого!"» (В. Попова, В. Мешков, «Крымские тайны Высоцкого: концерты, круизы, кино...», «Московский комсомолец – Крым», 25 июля 2016 г.)
Однако, следует констатировать: воспоминания некоего Гольдмана о выступлениях Владимира Семеновича на стадионах Севастополя нигде, никем и ничем не подтверждены. Скорее всего, это глупая выдумка так называемого «администратора».
Ленинградский кинокритик Виктор Матизен: «(Этот текст был написан в 1977 году... Писал, что называется, в стол – опубликовать это в те годы было абсолютно невозможно, а когда стало возможно, славить Высоцкого кинулись все, и не хотелось присоединяться к хоровой осанне.)
"...Что в Высоцком бьет в глаза, точнее, в уши – невероятная энергия, рвущаяся из каждой песни, безотказно заряжая слушателей. Энергия – и отчетливо выраженное мужское начало его песен. Советские эстрадные певцы – Хили, Лещенки, Магомаевы и tutti quanti бесполы, авторская песня женственна, у Галича мужское сплавлено с гражданским. Мужское начало Высоцкого выражено хотя бы в том, что он не столько поет, сколько орет, налегая на согласные, тогда как другие тянут гласные. У всех «Йааа кооонеееей нааапооойуууу», а у него – «Йййа ккконннеййй нннапппойййу». Фонвизинским языком говоря, Высоцкого не отнесешь ни к гласным, ни к согласным: несмотря на свою громогласность, он до сих пор полугласен"». (Интернет-сайт «Кинопресса» kinopressa.ru, В. Матизен, «Восхождение Высоцкого» (1977).)
О совместном выступлении артистов пишет журналист, писатель, биограф поэта Федор Раззаков: «20 октября 1977 года Высоцкий был в Ташкенте, где вечером дал концерт на самой большой спортивно-концертной площадке города – во Дворце спорта, вмещающем 10 тысяч зрителей. На этом концерте, организованном ЦК КП Узбекистана, присутствовал сам хозяин республики Шараф Рашидов со своей многочисленной свитой. Помимо Высоцкого, в нем были задействованы многие звезды советской эстрады: Муслим Магомаев, Полад Бюль-Бюль Оглы, Роман Карцев и Виктор Ильченко, ансамбль "Березка"». (Ф. Раззаков, «Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне» (2009), глава «1977 год».)
Об этом же концерте поклонник творчества Высоцкого Владимир Фетисов пишет: «Марк Цыбульский, известный исследователь жизни и творчества Владимира Высоцкого, в своей книге «Планета Владимир Высоцкий», написанной на основе воспоминаний очевидцев, так описывает один из концертов со слов музыканта Зиновия Шершера (Туманова): "Концерт организовывало узбекское (верно: узбекский. – А. С.) ЦК партии. Какой-то план они там выполнили... Они организовали этот концерт во Дворце спорта, вмещающем десять тысяч человек. Я тогда работал с оркестром Бюльбюль оглы. Мы были на гастролях в Краснодаре и нас сорвали с гастролей и отправили туда. Когда мы приехали, то поражены просто были, потому что туда собрали и ансамбль «Березку», и Муслима Магомаева, и Карцева с Ильченко... В общем, все лучшие силы.
Пригласили туда и Высоцкого..."» (Интернет-сайт «nuz.uz» nuz.uz, 22 июля 2015 г., В. Фетисов, «Мой Высоцкий».)
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ – О МУСЛИМЕ МАГОМАЕВЕ (из концертного диалога):
«Вопрос из зала: Скажите несколько слов об отношении к Муслиму.
В. Высоцкий: Я очень хорошо отношусь к Муслиму... Я так понял, что это цветы для Муслима, да? (Смех в зале.) Очень хорошо я отношусь к Муслиму Магомаеву. Считаю, что он прекрасный певец и очень хороший человек, – я знаю его лично». (Из выступления В. Высоцкого 25 января 1978 года в ДК имени Ленина, г. Ворошиловград, Украинская ССР. Цит. по книге В. С. Высоцкий, «Четыре четверти пути», М., «Физкультура и спорт», 1988 г., глава «"Бег иноходца" (Владимир Высоцкий о песнях, о себе)».)
«23. 07. 1978
Еще мне предстоит записать неприятнейший разговор с Любимовым по поводу концерта в театре. На «Добром» («Добрый человек из Сезуана», спектакль Театра на Таганке в постановке Ю. П. Любимова по пьесе немецкого драматурга и поэта Б. Брехта, премьера состоялась 23 апреля 1964 г. – А. С.) он поздоровался с Высоцким за руку. Мне не подал.
– Здравствуйте, товарищ Золотухин. Ну, вы совсем прям Муслим Магомаев. На концерте вас имел честь видеть... И обращенье, и манеры...
– А что, голосовые данные у него не хуже, – поддержал Высоцкий.
– Лучше, что вы, лучше...» (В. С. Золотухин, «Секрет Высоцкого», М., «Алгоритм», 2003 г., глава «"Смоктуновский являлся мне..." (1978)».)
В сентябре 1979 года Владимир Высоцкий побывал в городе Пятигорске. Работница местного ТВ Римма Туманова вспоминала: «Утром Володя захотел посмотреть город, и мы повезли его на «питьевую галерею». Он пил все подряд. Но смешно было не там...
Спустились мы вниз, идем мимо аптечного киоска, и стоит такой столик выносной… И тетка – вот такая, наша тетка стоит. Володя подошел: «Эвкамона нет?» – «По записи! Знаешь ведь, что по записи...» И потом кое-что она еще добавила... Володя: «Да ради Бога...» – повернулся и пошел. Женщина, которая была с нами, останавливается и говорит: «Вы хоть соображаете, кому вы отказали!» А тетка: «А кому? Пугачевой, что ли? Или Муслиму Магомаеву...» – «Какая Пугачева? Это же Высоцкий!» – «Это который про Нинку, что ли? Парень! Вертайся!»
А Володя уже по-о-шел себе. Ну, забрала я этот эвкамон, и до сих пор у меня он старый-престарый лежит...» (В. Перевозчиков, «Римма Васильевна Туманова», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 1, 2011 г.)
Теперь послушаем рассказ-воспоминание певца и музыканта Александра Градского (Фрадкина):
«– Александр Борисович, теперь вы выступаете в Кремлевском дворце съездов, в «Октябрьском». А ведь были лихие рокерские времена, когда пели в клубах и камешках...
– А мне абсолютно все равно, где петь. Вспоминаю один из своих лучших концертов, в котором участвовали следующие исполнители: Зыкина, Магомаев, Пьеха, Высоцкий, Ободзинский, Пугачева, Ротару... Сей концерт происходил в Центральной московской бане для 40 банщиков. Цель была наиблагороднейшая – получить в пятницу время для помывки на весь наш дружный коллектив. Мы позвали всех, кого знали, чтобы каждый спел по одной песне...» (М. Садчиков, «Александр Градский: «Я считаю всех дерьмом!» Мэтр отечественного рока с каждым годом все больше ненавидит товарищей по цеху»: интервью, «Смена» (г. Санкт-Петербург), 18 января 2006 г.)
Еще один рассказ Александра Борисовича: «Да мне совершенно все равно, где петь, перед кем. Я считаю одним из своих самых памятных концертов тот, где участвовали Зыкина, Магомаев, Пьеха, Высоцкий, Ободзинский, Пугачева, Ротару. Сие случилось много лет назад в... Центральной московской бане, – смеется Градский. – Зрителями были 50 банщиков. Всех нас, звезд-перезвезд, объединила высокая цель – «выбить» в пятницу время для помывки артистов. Ведь тогда в хорошую баню было так же трудно попасть, как в Большой театр. Вот и понадобилось массированно воздействовать на банный коллектив... Помню, в кульминации этого хит-парада, когда все уже не только напелись-наслушались, но и, как положено в бане, напились пива, сцену занял цыганский вокально-инструментальный ансамбль, почему-то исполнявший русские и еврейские песни, а в «Коробейниках» солировал (ну совсем театр абсурда) улыбчивый чернокожий парень! Вот уж натуральный бал у Сатаны...» (М. Садчиков, «Александр Градский: "Готов спеть Мастера, но не Маргариту"»: интервью, «Труд», 3 марта 2006 г.)
Об этом же «банном» выступлении Фрадкин рассказал и в другом интервью, данном два года спустя: «Я считаю одним из своих самых памятных концертов тот, где участвовали Зыкина, Магомаев, Пьеха, Высоцкий, Ободзинский, Пугачева, Ротару. Это супершоу случилось много лет назад в Центральных московских банях. Сейчас их снесли. Зрителями были 50 банщиков. Всех нас, звезд-перезвезд, объединила высокая цель – «выбить» пятницу как день, когда будут мыться только артисты. Нас позвали: «Поддержите. Спойте». Когда часа через два этого банного хит-парада все напились, сцену занял вокально-инструментальный еврейский ансамбль, в котором были одни цыгане, недавно выучившие еврейские песни. При этом конферансье объявил: «А сейчас солист ансамбля Вейланд Родд (негритянский певец, бывший муж певицы И. Понаровской. – А. С.) исполнит русскую народную песню "Коробейники"». На сцену вышел улыбчивый чернокожий парень, и концерт превратился в бал у Сатаны. Только представьте, негр в еврейском коллективе в бане в центре Москвы голосит "Ох, полным-полна коробушка"». (М. Садчиков, «Бал у Сатаны в Центральных банях. Музыкант Александр Градский считает многих своих коллег дерьмом, но не говорит, кого конкретно»: интервью, «Московский корреспондент», 9 апреля 2008 г.)
«В отличие от Высоцкого на «Мерседесе» Магомаев по советской Москве не рассекал. Зато в 1978 году приобрел в Калуге свою первую «Волгу». Накопил с гастролей – тогда он давал по два-три концерта в день, за каждый из которых платили от 200 до 600 рублей (несколько зарплат рядового советского гражданина). Правда, сел за руль артист не сразу.
После «Волги» Магомаев пересел на итальянский «Фиат», который показался ему слишком маленьким. Артист вернулся к просторной «Волге» и только в конце жизни пересел на внедорожник "Мерседес"». (Интернет-сайт «Teleprodramma.pro» teleprogramma.pro, 15 марта 2020 г., Е. Арефьев, «"В моем горле – целое состояние": деньги, женщины и машины Муслима Магомаева», глава «Издалека долго плывет моя "Волга"».)
В 2006 году известный тележурналист Леонид Парфенов снял документальный фильм «И лично Леонид Ильич», посвященный 100-летию со дня рождения Л. И. Брежнева. В нем автор рассказывает, в частности, о музыкальных пристрастиях генсека: «Они были достаточно традиционными для его поколения. Высоцкий и Пугачева казались ему слишком грубыми, слишком громкими. Он их знал благодаря младшим поколениям своей большой семьи, но сам предпочитал Муслима Магомаева и Юрия Гуляева».
МУСЛИМ МАГОМАЕВ – О ВЛАДИМИРЕ ВЫСОЦКОМ (из интернет-чата с поклонниками творчества, 25 января 2008 г.): «Мое мнение: ни один ПОЭТ, в ТЕ ГОДЫ не был НАРОДОМ ОЦЕНЕН в РОССИИ выше, нежели ВЫСОЦКИЙ. До него только Пушкин, Лермонтов и другие Великие Поэты. А о БАРДАХ вообще нет и речи... Извиняюсь, и не только в РОССИИ! Насколько мне помнится – Его Высоко ЦЕНИЛИ и в АЗЕРБАЙДЖАНЕ. Наверное, так ВЕЗДЕ!
ВЫСОЦКОГО БО-Я-ЛИСЬ!!! Мы с Галиной Брежневой как-то говорили на приеме в Кремле о Владимире. Я спросил ЕЕ: «Почему так не любит наше правительство Высоцкого, в то время как ОН – НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ!? Выходит, что правительство не считается с Народом?!»
Галина ответила: «Высоцкий звучит в каждом «высоком» доме, Его ОБОЖАЮТ, но СТРАШНО БОЯТСЯ!!! У ПАПЫ он тоже часто поет... А я, так вообще ЕГО ПОКЛОННИЦА!»
У меня есть книги о Высоцком его родственника и моего бывшего импресарио Павла Леонидова, с которым мы вместе «проштрафились» перед Минкультом СССР в давние времена, дав государству МИЛЛИОНЫ за мои концерты на стадионах...
И возможно, что мы даже пообщались с АКТЕРОМ (когда я пел только классику и меня абсолютно не интересовали певцы – барды). Впервые (я уже рассказывал) услыхал пение Высоцкого на «Мелодии». Я должен был начать запись, а Бабушкин (видимо, речь идет о звукооператоре Викторе Борисовиче Бабушкине (1930-1998). – А. С.) заканчивал обрабатывать запись Владимира Высоцкого.
Вот тогда, я и заинтересовался Высоцким ВСЕРЬЕЗ.
Поэтому, лучше не обвинять Владимира Высоцкого в фантазиях, а меня можно ОБВИНИТЬ в плохой памяти». («МУСЛИМ – Литературно-музыкальный журнал, посвященный творчеству Муслима Магомаева», «Клуб поклонников», «Муслим Магомаев и Владимир Высоцкий», интернет-сайт www.muslimmagomaev.ru.)
Фрагмент из воспоминаний певца: «Был некто Павел Леонидов, хитроумный организатор концертов, который всю жизнь ловко и нагло обманывал государство. По какой-то непонятной линии он приходился родственником Владимиру Высоцкому. Уехав за границу, он написал там книгу «Высоцкий и другие». Когда я прочел то, что он написал в ней про меня, то подумал: если так написана вся книга, ее автора можно поздравить – он в родстве и с гоголевским Ноздревым по части «отливания пуль». Ложь его приторная». (М. М. Магомаев, «Любовь моя – мелодия», М., «Вагриус», 1999 г., серия «Мой ХХ век», глава «"Олимпийские" гастроли».)
Напомним читателям: Павел Леонидович Леонидов (Рабинович) (1927–1984), эстрадный администратор, поэт-песенник, в эмиграции (с 1973 г.) в США – импресарио, редактор, прозаик и мемуарист. Легендарная фигура советской эстрады 1960-70-х годов приходилась Владимиру Высоцкому двоюродным дядей.
«25 января 1998 года в киноконцертном зале «Пушкинский» состоялась презентация премии и чествование первых ее лауреатов. Здесь прошел концерт мастеров искусств, на котором выступили Зураб Соткилава, Елена Образцова, Михаил Жванецкий, Иосиф Кобзон, Сергей Юрский, Геннадий Хазанов, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Муслим Магомаев». (В. Бакин, «Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти», М., «Алгоритм», 2013 г., глава «Своя Колея».)
«Ты, моя мелодия,
Я твой преданный Орфей...
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей...
Уже через несколько дней он сделал студийную запись, которую сразу же прокрутил Тамаре по телефону.
Любопытная подробность: эти долгие разговоры влюбленных слушал еще один человек – телефонистка на междугородной станции. И они такие были не единственные – как известно, разговоры Высоцкого и Марины Влади тоже подслушивали телефонистки. К счастью, желтой прессы в СССР не было, и вреда обеим звездным парам это не принесло. Хотя, возможно, дало пищу некоторым ходившим о Магомаеве слухам». (Е. Мешаненкова, «Муслим Магомаев. Биография», М., «АСТ», 2013 г.)
«"Знакомство было в Баку, потом перезвон в Москве, а потом перезвон Москва-Милан ежедневно", – рассказывает Тамара Синявская. На примете у телефонисток было две пары – Высоцкий-Марина Влади. Магомаев-Синявская. Она в «Ла Скала» – была год на стажировке. Впереди ждали 35 лет такого счастья – семейного и творческого – словами не описать». (Интернет-сайт «ВЕСТИ.RU» vesti.ru, 6 июля 2013 г., П. Ермолаева, «Юбилей Тамары Синявской: «Мелодия» любви длиною в жизнь».)
«Существует стереотип, что две сильные творческие личности не могут ужиться друг с другом. Могут, если поделены сферы влияния и супруги являются друзьями-единомышленниками.
Магомаев и Синявская невольно повторили любовную историю двух других знаменитых пар: Ростроповича – Вишневской и Высоцкого – Влади. Две оперные дивы, Синявская и Вишневская, до встречи со своими истинными избранниками находились замужем, и в результате сложились любовные треугольники. Еще одна ситуация повторила песню Владимира Высоцкого «07» про девушку-телефонистку, которая соединяла Москву и Париж, чтобы влюбленные могли услышать друг друга. Такой же ангел-хранитель с международной телефонной станции был и у Магомаева с Синявской. Когда в разгар их романа Тамару послали на стажировку в Италию, то соединяла Москву и Милан одна и та же телефонистка, с которой супруги поддерживали отношения долгие годы». (Н. Лалабекова, «Муслим Магомаев. Так петь сейчас не умеют», «Моя Семья», № 17, апрель 2012 г., глава «Ты – моя мелодия».)
Знаменитый петербургский фотохудожник Валерий Плотников, не раз снимавший Муслима Магомаева и его супругу, оперную певицу Тамару Синявскую, рассказывал: «Я был очень рад за Тамару, потому что было видно, что она его обожает. Они напоминали Марину Влади и Высоцкого». («Фото с историей. "Они напоминали Влади и Высоцкого"», «Собеседник», № 10, 18 марта 2020 г.)
Двоюродная сестра Владимира Семеновича Ирэна Высоцкая: «Марина шепотом повторяла вслед за мужем слова тех песен, что он нам пел. И не сводила с него сияющих глаз. Спустя тридцать лет я увидела, как другая великая женщина, Тамара Синявская, на вечере памяти Муслима Магомаева точно так же едва слышно вторила мужу. А он с экрана пел словно для нее одной. И этот диалог с кинопленкой на мгновение гасил смерть...» (И. А. Высоцкая, «Мой брат Владимир Высоцкий. У истоков таланта», М., «Астрель», 2012 г.)
Лев Лещенко, из интервью: «Если Высоцкий был пророком, то Муслим Магомаев был Данко», – приводит слова певца 28 октября 2008 года информационный интернет-портал «Trade News Agenсу» trend.az в материале «Если Высоцкий был пророком, то Муслим Магомаев был Данко – Народный артист России Лев Лещенко». (Напомним: Данко – герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца».)
Красиво сказал – почти спел!
«На центральной улице Нижнего Новгорода установлен «поп-алтарь». Теперь любоваться любимыми артистами можно не только по телевизору, но и на городской улице. Художник Александр Лавров представил необычную инсталляцию, которую назвал «Поп-алтарь».
В нее входят 12 «апостолов» российского шоу-бизнеса и советской эстрады: Алла Пугачева, Муслим Магомаев, Земфира, Владимир Высоцкий, Майя Кристалинская, Александр Вертинский, солист группы «Песняры» Владимир Мулявин, Иосиф Кобзон, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Виктор Цой, Людмила Зыкина. Под каждым портретом подпись: «Володя, ты лучший», «Цой жив, Цой с нами», «Денег нет, секса нет, музыка сдохла», «Я люблю тебя, Аллочка!» На асфальте стоят вазы и банки с цветами, а рядом с портретами знаменитостей горят свечи. Над необычными экспонатами висит детская игрушка.
– Это своеобразное подношение знаменитостям, – поясняет Лавров.
По его словам, над своей инсталляцией он работал около месяца. За это время он отобрал 12 фотографий звезд, которые нашел в Интернете, нарисовал с них черно-белые портреты. А потом распечатал их на принтере и повесил в центре города на «нижегородском Арбате» в арке Цоя рядом с кафе «СССР».
Теперь 12 портретов «апостолов» будут украшать центральную улицу города. По словам художника, они будут висеть здесь постоянно. В будущем Александр Лавров планирует провести подобную инсталляцию в Питере и Москве». («Муслим Магомаев вошел в число 12 «апостолов» российской эстрады», «Зеркало», 1 июля 2010 г.)
25 октября 2019 года YouTube-канал «Москва–Баку» разместил видео «"Наверное, так приходят только к Магомаеву и Высоцкому". В Москве вспоминают великого Муслима», посвященное открытию в российской столице памятника певцу. На торжественной церемонии Араз Агаларов, предприниматель, владелец «Crocus Group», сказал замечательно: «Радует только то, что люди – помнят, приходят. Вот прошло 11 лет. Я не знаю... Может быть только к Высоцкому, может быть, так ходят. И, наверное, к Муслиму. Больше я не знаю, к кому так относились и относятся».
Новость из Татарстана: «На фасаде зеленодольского Музыкального театра появились барельефы любимых в нашей стране артистов Владимира Высоцкого и Муслима Магомаева.
Именно на сцене Дворца культуры «Родина» исполнители-легенды радовали зеленодольцев больше сорока лет назад». (Интернет-сайт «Новости Зеленодольска» zpravda.ru, 28 сентября 2020 г., А. Саттарова, «На фасаде ЗМТ появились барельефы Владимира Высоцкого и Муслима Магомаева».)
«В мире русской музыки существует несколько имен, которые стали неотъемлемой частью ее истории и культуры. Среди них можно назвать Владимира Высоцкого, Муслима Магомаева и Виктора Цоя. Эти три титана музыки оставили неизгладимый след в сердцах своих поклонников и в истории русской культуры. Однако возникает вопрос: кто из них настоящий титан русской музыки?
Каждый из этих великих музыкантов имел свой неповторимый талант и оставил неизгладимый след в истории русской музыки. Высоцкий проникновенно рассказывал о жизни и человеческих страданиях. Магомаев покорял своим ярким и чувственным голосом. Цой вдохновлял своим рок-стилем и социальной борьбой. Выбор настоящего титана русской музыки остается индивидуальным и зависит от предпочтений каждого слушателя. Но одно можно сказать наверняка – Владимир Высоцкий, Муслим Магомаев и Виктор Цой останутся навсегда в наших сердцах и будут напоминать о величии русской музыки». (Интернет-сайт «AnyQuestion» ru.anyquestion.info, «Владимир vs Магомаев и Цой: Кто из них настоящий титан русской музыки?», главы «Введение» и «Заключение».)
«В Москве собираются открыть аллею, посвященную Владимиру Высоцкому, Юре Шатунову, Виктору Цою и другим культовым музыкантам. Бронзовые бюсты артистов могут появиться в столице уже осенью текущего года.
Всего их будет десять. В список звезд, которых хотят увековечить, входят также Александр Вертинский, Федор Шаляпин, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина и другие голоса эпохи. Скульптором проекта выступит Народный художник РФ Салават Щербаков». (Интернет-сайт teleprogramma.pro «teleprogramma.pro», 8 июля 2022 г., И. Богомолов, «Высоцкий, Цой, Шатунов: в Москве откроют аллею с бронзовыми скульптурами выдающихся певцов».)
«Осенью в Москве планируют открыть «Аллею славы», посвященную российским музыкантам разных эпох. В предварительном списке – десять имен, среди которых Александр Вертинский, Иосиф Кобзон, Владимир Высоцкий, Федор Шаляпин, Муслим Магомаев, Виктор Цой...» (Интернет-сайт «78» 78.ru, 12 июля 2022 г., «Организатор акции объяснила, как Шатунов оказался на «Аллее славы» с Вертинским и Высоцким».)
В 2000 году фирма «Мелодия» выпустила альбом «Команда молодости нашей». В компакт-диск вошли популярные песни о спорте (записи 1958-89 гг.). Из содержания: Владимир Высоцкий – «Утренняя гимнастика», Муслим Магомаев – «Стадион моей мечты», «Герои спорта».
Альбом «23 песни о летчиках и небе» представила в 2016 году рекорд-студия «Moroz Records». Из содержания компакт-диска: Владимир Высоцкий – «Як–истребитель», «Их восемь нас двое», «Песня о погибшем летчике», Муслим Магомаев – «Любимый город», «Огромное небо».
«...Многие жаждут быть знаменитыми. А знаменитым порой хочется быть забытыми. Забытыми всеми.
Никакой певец в Советском Союзе и далеко за его пределами не мог состязаться с Магомаевым в популярности. Даже Владимир Высоцкий, который также был кумиром миллионов. Но вот, назвав Высоцкого, я невольно задумался об аналогии между ним и Муслимом. Кстати, в одной из своих песен Высоцкий называет и Магомаева как знаковое имя.
Конечно, их нельзя сравнить по вокальным данным. Магомаев – профессиональный певец, с хорошо поставленным бархатным баритоном, прошедший школу «Ла Скала», одинаково владевший и оперным, и эстрадным репертуаром... И Высоцкий с его хриплым голосом, почти речитативным пением с одной лишь гитарой...
Это почти то же самое, как сравнивать, скажем, живопись Рафаэля с полотнами Пиросмани. Что же общего между Магомаевым и Высоцким? А то, что каждый из них по-разному, на разных уровнях выразил свою эпоху. Высоцкий выражал горечь и боль советской действительности. Он утешал миллионы людей с доброй улыбкой, порой с жестокой иронией, рассказывая им о них самих – он был певцом нескончаемых советских очередей и коммунальных квартир, вытрезвителей и запретов лететь туда, куда хочется. Муслим тоже утешал людей – утешал, пробуждая в их душах самое светлое, самое заветное, приглашая их в мир любви, красоты, чарующих мелодий, в мир, недоступный для большинства поклонников...» (Интернет-сайт www.anl.az, Анар, «Прощание с Муслимом».)
А актеров и певцов продолжают помнить – и поклонники творчества, и коллеги.
«Для нас это легенды и кумиры, а для Владимира Винокура они были друзьями: Леонид Утесов, Андрей Миронов, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон, Владимир Высоцкий, Людмила Гурченко, Муслим Магомаев, Анна Герман, Эдуард Хиль, Валерий Ободзинский и др.» (Интернет-сайт «Тульские новости» newstula.ru, 17 октября 2021 г., «Владимир Винокур о концерте в Ясной Поляне: Для нас честь выступать для такого зрителя»: интервью.)
«Как так случилось, что кумиром страны стал Стас Михайлов? Страны, где совсем недавно кумирами были Высоцкий и Магомаев». (Интернет-сайт «MAXPARK» maxpark.com, 17 ноября 2012 г., А. Бенуа, «От Высоцкого к Стасу Михайлову».)
Свидетельство о публикации №122031005584