Инна Ульянова, Инезилья из Таганки
…Артисткой Инна мечтала стать с детства – с ранних лет она любила танцевать, петь, читать стихи на публике. Как поется в старой песенке: «Если очень хочешь – своего добьешься». Иными словами – верь в свою мечту и она сбудется!
Окончив школу, в 1951-м девушка приезжает из Украины в Москву «становиться актрисой». На вступительном отборе перед приемной комиссией Ульянова выразительно и ярко читает стихотворение Ильи Сельвинского «Москва пирамидальная». Ее приняли. Курс, на котором училась будущая знаменитость, поистине можно назвать звездным: вместе с Инной азы актерского мастерства постигали впоследствии ставшие народными любимцами Александр Ширвиндт, Василий Лановой, Олег Стриженов, Лев Борисов, Юрий Яковлев. В 1957 году Ульянова окончила Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой) и сразу была принята в ленинградский Государственный театр комедии (реж. Н. Акимов), в котором прослужила шесть лет. В 64-м из-за «антиакимовской» кампании Инне Ивановне пришлось покинуть Ленинград и вернуться в Москву, где удалось попасть в только что образовавшийся Театр драмы и комедии на Таганке под начало Юрия Любимова.
Вспоминает актер, режиссер, писатель Юрий Ершов: «У Ульяновой был роскошный концертный номер, она его играла со своим коллегой по Театру комедии Николаем Трофимовым – до БДТ он работал у Акимова. Это была миниатюра под названием «Репетиция» по новелле Карела Чапека. Когда Ульянова вернулась в Москву и решила показываться в театры, она искала себе партнера. Маша Пантелеева предложила меня, дала хорошие рекомендации.
Маша в качестве режиссера ввела меня в отрывок «Репетиция», и я отправился подыгрывать Инне на ее показе в Театр на Таганке. Не знаю, почему Ульянова решила устраиваться именно туда – возможно потому, что Таганка тогда была очень модным и популярным «оазисом свободы». Показ прошел замечательно, и Ульянову приняли. Уверен, что Инне не стоило туда стремиться – это был театр не ее эстетики, не ее драматургии. И если у Акимова она была одной из ведущих артисток труппы, а со временем имела все шансы стать примадонной, то у Юрия Петровича Любимова ее мало занимали, да и роли были далеко не главными». («Юрий Ершов: "Инна Ульянова – актриса Божьей милостью"», записал П. Соседов, «Караван историй», № 5, май 2020 г.)
Со спектакля «Добрый человек из Сезуана» началась новая эпоха советского театра и новый период в жизни Инны Ивановны. Рассказывают, что общение Ульяновой и Любимова сразу началось с неординарного случая. Когда режиссер предложил ей сделать пробный показ, она, будучи уже опытной и любимой зрителями актрисой, гневно отказалась. Тогда он ввел ее в эпизод одного из спектаклей со словами: «Если понравитесь – останетесь». И тут Ульянова позволила себе уж совсем резкий выпад: «Это если вы понравитесь – останетесь». Любимов стерпел…
В общем, Инна Ивановна вытащила счастливый билет – ей предлагают сыграть в первой же постановке режиссера – спектакле «Добрый человек из Сезуана» по пьесе немецкого драматурга и поэта Бертольда Брехта (роль Старой проститутки, домовладелицы Ми Тци). Тогда же состоялось ее творческое знакомство с Владимиром Высоцким, в этом же спектакле сыгравшим роль Летчика Янг Суна.
Ульянова вспоминала: «Когда я увидела спектакль «Добрый человек из Сезуана», он мне показался безумно интересным. Любимов предложил дебют, и я согласилась.
Сказать, что я ничему там не научилась – враки. Любимов чувствовал время, он понимал: что-то меняется в ценностях, они удешевляются. Он слышал время, и благодаря ему я тоже стала внимательно прислушиваться ко всему окружающему. Он учил соотносить свою роль с тем, что происходит сегодня вокруг. Вот, например, в спектакле «Галилео Галилей» был такой диалог. Главный герой, которого играл Володя Высоцкий, говорил моей героине: «Настанет новое время, чудесное! Одно удовольствие жить в это время, госпожа Сарти». И я отвечала: «Надеюсь, в это новое время мы сможем заплатить за молоко»… Любимов бился со мной три часа, прежде чем я смогла произнести эту фразу так, чтобы каждый зритель понимал, о чем мы хотели сказать». (С. Капков, «Королевы смеха. Жизнь, которой не было?» (2011), глава «Инна Ульянова: "Я человек ироничный и в лирике не очень интересна"».)
Из книги польской писательницы Марлены Зимной «Высоцкий: две или три вещи, которые я о нем знаю» (2007), глава «Большому поэту…»: «Инна Ульянова вспоминает, как в одной из сцен спектакля «Добрый человек из Сезуана» Высоцкий, согласно сценарию, жмет ей руку. «Внезапно я почувствовала, – говорит она, – что ладонь Володи, – как ледышка, а сам он выглядит как-то нехорошо. «Володя, что с тобой? Что случилось?», – прошептала я. А он: "Плохо себя чувствую, Инна, очень плохо. Но никто мне не верит, что на самом деле мне плохо"».
Сохранилось несколько фотографий, сделанных во время одного из спектаклей – на них в кадр попали и Старая проститутка, и Летчик.
Участвовала актриса и в следующей постановке Любимова, спектакле по книге американского писателя Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» (1965), и вновь в роли… Проститутки (в сцене «Хаос»). Высоцкий в спектакле играл красного Матроса.
В шуточных куплетах, написанных к капустнику к 100-му спектаклю «Добрый человек из Сезуана» (1965), строфу под номером шесть Владимир Высоцкий посвятил Инне Ульяновой, поэтически обыграв в ней роли, сыгранные актрисой в театральных постановках:
Наша неизменна<я> блондиночка!
Может, роли и не очень те,
Но обе проститутки ваши, Инночка,
На большой моральной высоте!
«В своей жизни я переиграла массу проституток – молодых, старых, задорных, унылых. Я уже не говорю о Екатерине II в Театре на Таганке», – рассказывала актриса. (С. Капков, «Королевы смеха. Жизнь, которой не было?» (2011), глава «Инна Ульянова: "Я человек ироничный и в лирике не очень интересна"».)
Очень скоро в театре за Ульяновой закрепилось прозвище Инезилья. Так актрису прозвали за темперамент, остроумие и талант. Ее коллега Вениамин Смехов (Гедройц) впоследствии отзывался об Инне Ивановне: «Артистизм и интеллигентность из самого высококачественного материала. Человек неподдельной радости. Недаром она была любима всеми». (Интернет-сайт Российского информационного агентства «Новости» ria.ru, 30 июня 2009 г., «"В любви я – Эйнштейн". Инна Ульянова и ее роли», глава «Театральная жизнь».)
Премьера следующего спектакля «Жизнь Галилея» состоялась в 1966 году. Афиша свидетельствовала: с немецкого пьесу Брехта перевел Лев Копелев, стихи к постановке написали Наум Коржавин (Мандель) и Давид Самойлов (Кауфман). В спектакле были заняты Владимир Высоцкий (главная роль – Галилей), Дальвин Щербаков, Вениамин Смехов (Гедройц), Зинаида Славина, Рамзес (Расми) Джабраилов, Готлиб Ронинсон, Валерий Золотухин и другие артисты. Инне Ульяновой в постановке досталась скромная роль Госпожи Сарти.
Москвичка, тогдашняя школьница Ольга Ширяева описывает в своем дневнике посещение спектакля Театра на Таганке «Десять дней, которые потрясли мир» (по книге американского писателя Джона Рида, реж. Ю. Любимов, премьера – 2 января 1965 г.). Судя по ее описаниям, артист Высоцкий – «не в форме», по-видимому, не в первый раз вышел на сцену в состоянии алкогольного опьянения…
«24. 01. 67 – Когда он произносил свою речь: «По России бродит призрак. Призрак голода», – то «путал» слова и вместо «призрак» говорил «признак». Зал покатывался со смеху. Володя нес сплошную отсебятину, при этом имея на это право: он ведь не знал текста. Керенского за ним не было видно на сцене, он терялся в массовке. Высоцкий неистовствовал, переходя из одного состояния в другое. То вдруг подлетал к Ульяновой и орал: «Клава! Ну хоть ты-то меня не позорь!», то начинал шататься, показывая, что унтер вдребезги пьян, и охране Керенского приходилось его поддерживать. Он то истерически рыдал, когда Керенский говорил, что Россия в опасности, то разом выпаливал команду: «Справа налево ложись!», а потом, собрав с пола бабьи юбки и уткнувшись в них носом, безудержно плакал, а потом с блаженной, идиотской улыбкой слушал заповеди своих подопечных… Ничего подобного я в своей жизни не видывала! Зрители рыдали от смеха». (О. Ширяева, «Из личного дневника Ольги Ширяевой. "Безгранично Верю"», «Вагант», N 12, 1990 г.)
В спектакле «Пугачев» (1967) по одноименной поэме Сергея Есенина Инне Ивановне выпало сыграть роль не кого-нибудь, а Императрицы Екатерины II (Владимир Семенович – Хлопуша).
Пользователь Феликс Бобчинский 16 февраля 2009 года на интернет-сайте «Проза.ру» proza.ru разместил статью «Владимир Высоцкий и Таганка», в которой делится воспоминаниями о посещении и просмотре спектакля «Пугачев». В мемуарах уделяется место и Инне Ульяновой.
«На гастроли приехал Театр на Таганке. Привез десять спектаклей, среди которых «Пугачев», «Добрый человек из Сезуана», «А зори здесь тихие», «Десять дней, которые потрясли мир».
В те годы Таганка был культовым театром. Не скажу, что все газеты писали про него, но каждый, уважающий себя деятель культуры (интересное словосочетание, пожалуй, такое же, как «работник органов») в своих интервью обязательно касался спектаклей этого театра.
По отзывам знакомых, в город налетели родственники-москвичи, которые, живя в Москве, не могли попасть на спектакли по несколько лет.
Конечно, такой «завзятый театрал», как я, не мог пропустить этого события. Душу мне грели билеты, хоть и на последний ряд балкона, зато практически на все спектакли гастролей.
А устроился я просто замечательно – сидел на ступеньках амфитеатра, который подковой окружал партер, так что я был даже ближе к сцене, чем дамы в драгоценностях с пятого ряда.
Из привезенного репертуара к спектаклям в классическом понимании, можно отнести только два – «Доброго человека» и «Зори».
Остальные смело – к монтажам.
Известно ли нынешней молодежи, что такое монтаж, но раньше на концертах школьной самодеятельности это были самые популярные номера.
Представьте – на сцену гуськом выходит с десяток ребятишек, становятся рядком и начинают произносить текст, то по очереди, то хором.
Так вот, любимовские спектакли мне напомнили именно монтажи. Да, там был игровой момент, актеры надевали театральные костюмы, но каждый из них выходил со своим номером, потом его сменял коллега.
Зрители реагировали главным образом, на персоналии.
То есть Аллу Демидову и Валерия Золотухина встречали и провожали бурей аплодисментов, менее популярных Фараду и Ронинсона прохладнее.
И, конечно, зал ждал выхода Владимира Высоцкого.
Покаюсь, на тот момент я читал отпечатанную на машинке подборку его стихов, был потрясен его ролью в «Служили два товарища» – и все.
Магнитофона у нас в семье отродясь не водилось, по радио и на пластинках звучало лишь «Если друг оказался вдруг». Так что – не слышал я песен Высоцкого! Я знал о его существовании – не более.
И вот – первая встреча.
«Пугачев».
На сцене – дощатый помост, поднимающийся от авансцены куда-то вверх, к колосникам.
Публика добродушно-приветлива, на сцене исполнители в холстинах произносят текст есенинской поэмы.
Тепло принимают Инну Ульянову в роли Императрицы. Еще лет десять до «Покровских ворот», «широкая театральная общественность» ее практически не знает, но эпизод путешествия в Крым принимается «на ура». В антракте зрители только и ищут в программках: «А кто это играет Екатерину? Ульянова? Кто это? Надо бы запомнить!»
Начинается второе действие. Постепенно зал электризуется. Все ждут! Ждут!
И вот звучит «Пропустите меня к нему!» Неповторимый хриплый голос.
Он. Он! Высоцкий!
«Я хочу видеть этого человека!»
Невысокий, голый по пояс человек, спускаясь по помосту, яростно кидается на натянутые цепи, ломая на пути все преграды.
Молния! Сгусток энергии!
Весь зал у него в кулаке. Дышит в унисон.
Сижу ошалевший, вспотевший.
Монолог окончен, артист убегает со сцены.
Все! Чудо кончилось.
Медленно прихожу в себя. Такого просто не может быть».
В это же время Инна Ивановна «встретила любовь всей своей жизни – французского летчика русского происхождения Константина Фельдзера. Он был пилотом легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман», а после окончания войны остался жить в СССР.
Фельдзер бывал в Театре на Таганке, приятельствовал с Высоцким и видел Инну на сцене. Он влюбился в нее с первого взгляда, хотя был почти на 20 лет старше. Однажды после спектакля летчик стоял у театра с букетом, чтобы пригласить актрису на свидание. Когда эта сцена предстала перед взором Ульяновой, она дар речи потеряла от возмущения: поклонник влюбленно улыбался каждой проходившей мимо даме. Потом выяснилось, что он плоховато видел, боялся пропустить Инну и на всякий случай улыбался всем подряд.
У актрисы и летчика начался роман, который продлился четыре года. Константин несколько раз делал Ульяновой предложение, но она переживала за карьеру отца-чиновника – боялась, что его снимут с работы, если его дочь выйдет замуж за француза.
Когда Фельдзер уехал в Францию, они с Инной часто писали друг другу и говорили по телефону. Но однажды на звонок Ульяновой никто не ответил, а потом она узнала, что Константин умер. Тогда актриса от горя сожгла в камине послания от летчика, которые хранила годами…» (О. Гражина, «"В любви я Эйнштейн!" Инна Ульянова и ее мужчины "второго плана"», «"Аргументы и факты" в Беларуси», № 21, 29 мая 2023 г., глава «Сожженные письма».)
Дела амурные никак не отражались на творческой жизни актрисы.
Хотя в постановке шекспировского «Гамлета» (1971) режиссер Юрий Любимов не нашел роли для Инны Ульяновой… Высоцкий же блеснул в ней в роли принца Датского.
Следующим спектаклем с участием наших героев была любимовская постановка 1975 года «Пристегните ремни» по пьесе писателя Григория Бакланова (Фридмана), посвященная 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Инна Ивановна исполнила в спектакле роль Полины Прищемихиной, жены Андрея (В. Смехов-Гедройц). Владимир Высоцкий довольствовался эпизодической ролью Солдата. Кроме того, в постановке он исполнял под гитару свои военные зонги. Об одном из них сам автор рассказал зрителям на одном из концертных выступлений: «Сейчас песня «Мы вращаем Землю» идет в спектакле нашего театра. Бывает так: я напишу, а потом Любимов вставит песню в спектакль. Вот в спектакле «Пристегните ремни» эта песня звучит рядом с такими гениальными песнями, как «Враги сожгли родную хату», «Темная ночь», рядом с песнями Окуджавы. Я ее сам пою в этом спектакле, в полной выкладке солдатской, с автоматом».
…Отношения Инны Ивановны с режиссером Таганки, как уже известно, были сложные, натянутые, поэтому Ульянову занимали мало: ролей доставалось немного, да и те, как правило, были второго плана. Но такое «неяркое» положение в театре компенсировалось тем, что актрисе довелось работать в звездной труппе, составившей славу гремевшего на весь СССР коллектива – с Владимиром Высоцким, Николаем Губенко, Валерием Золотухиным, Вениамином Смеховым (Гедройцом), Леонидом Филатовым, Аллой Демидовой, Борисом Хмельницким, Готлибом Ронинсоном, Алексеем Граббе, Иваном Бортником, Зинаидой Славиной, Александром Филиппенко, Виталием Шаповаловым, Александром Пороховщиковым (Барабадзе), Юрием Шлыковым, Арнольдом Колокольниковым, Юрием Медведевым, Александром Калягиным, Борисом Буткеевым, Валерием Погорельцевым, Дальвином Щербаковым, Татьяной Сидоренко, Семеном Фердманом (Фарадой), Марией Полицеймако, Анатолием Васильевым, Сергеем Арцибашевым, Леонидом Ярмольником, Юрием Беляевым, Иваном Дыховичным, Таисией Додиной, Людмилой Возиян, Дмитрием Межевичем, Вячеславом Спесивцевым, Феликсом Антиповым, Татьяной Иваненко, Ниной Шацкой, Константином Желдиным (Швабауером), Юрием Смирновым (Таунбартом), Игорем Петровым, Натальей Сайко, Борисом Галкиным, Анатолием Меньщиковым и другими.
Партнер Инны Ивановны по сцене (в 1976-79 гг.), актер массовки Юрий Шлыков вспоминал: «Надо сказать, что такое Таганка. Это Таганка 76-й, 77-й, там, 78-й год – это невозможно объяснить. Я не могу объяснить это ни студентам, никому. Это не то, что вся площадь запружена в поисках, там. билета, всего их там не было. Я, вот, метро кольцевое – на каждой станции были люди, требовали лишние билеты. Билетов не было. Почему? Во-первых, потому, что это был самый модный театр и там были самые модные, ну самые талантливые артисты того времени, да: Высоцкий, Золотухин, Шаповалов, Зина Славина, Алла Демидова, Инна Ульянова, Саша Пороховщиков, Готлиб Ронинсон, Сайко…» (YouTube-канал «Центральная Городская Деловая Библиотека», 17 марта 2021 г., «Творческая встреча с Народным артистом России Юрием Шлыковым 12 марта 2021 года в Центральной Городской Деловой Библиотеке».)
Электрик Сергей Арцибашев, впоследствии почему-то ставший актером театра и кино, театральным режиссером, одно время пробавлявшийся на Таганке, придерживался иного мнения насчет творческих отношений Любимова с актрисой:
«– В интервью Инна Ивановна как-то сказала, что на его сцене «много раз перевоплощалась то в палку, то в мешок, да все без толку». Отношения с Юрием Петровичем у нее не сложились?
– Я бы так не сказал – она была занята практически во всех его спектаклях, начиная с «Доброго человека из Сезуана», где блистательно играла домовладелицу Ми Дзю. Инна хорошо вписалась в новую потрясающую команду – Володя Высоцкий, Леня Филатов, Боря Хмельницкий, Иван Дыховичный… Никого из них уже нет в живых, надорвались и погибли, как солдаты на фронте… Они же играли с сумасшедшей отдачей и нервом, работали по 24 часа в сутки. К тому же нужно было строить театр, который достался нам от прежнего руководства в плачевном техническом состоянии». (Л. Грабенко, «После расставания с любимым человеком – летчиком из легендарной эскадрильи «Нормандия – Неман» актриса Инна Ульянова так и не устроила личную жизнь, а со временем начала пить»: интервью с С. Арцибашевым, «Бульвар Гордона» (г. Киев, Украина), № 26, 30 июня 2014 г.)
И все же, была ли Инна Ульянова довольна своей творческой судьбой в любимовском театре – вопрос спорный. С одной стороны, родная Москва, новаторски смелые постановки, именитые коллеги. С другой – превращение из «звезды», узнаваемой каждым прохожим на Невском проспекте, в рядового члена актерского ансамбля. «Тетка в бушлате и телогрейке, которой я оказалась у Любимова на Таганке, – не мое», – признавалась сама Ульянова.
Александр Вилькин, актер, режиссер: «Актерски однозначно счастливыми бывают только полные идиоты, профессия такая, но Иннуле многие актрисы завидовали. У Любимова она играла много, хотя для актрис такого типа мало ролей. Все, что он ей давал, она выполняла первоклассно, но он ее видел в определенном секторе, ведь специфика нашего театра была такой, что ни о ком не говорили серьезно, как об актерах. Ни о Высоцком, ни о Филатове, ни о Демидовой…» (Интернет-сайт «Биография. Жизнь» biography-life.ru, «Инна Ульянова: "Я веселый и счастливый человек!"»)
Тем не менее, несмотря на творческие дрязги, менять театр, режиссера и партнеров Инна Ивановна категорически не хотела…
Помимо участия в спектаклях у Ульяновой и Высоцкого случались и другие творческие пересечения. Вспоминает все тот же актер Юрий Ершов: «Моя ближайшая подруга Инна Ульянова работала в Театре на Таганке. Мы с ней когда-то сделали отрывок из пьесы Чапека. Она этот отрывок играла в Ленинграде, а потом приехала в Москву и надо было показываться, поэтому я ввелся и помогал ей в этом показе. Потом мы часто играли этот отрывок в концертах. Иногда эти выступления совпадали с концертами актеров Таганки, и Володя там бывал тоже». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Юрий Николаевич Ершов» (2012), интервью брал М. Цыбульский.)
Еще из воспоминаний Юрия Николаевича: «Концертная зарисовка «Репетиция» осталась в нашем с Инной репертуаре, и мы очень часто исполняли ее в сборных концертах. Эта миниатюра представляла собой диалог взбалмошной актрисы и скептически к ней настроенного режиссера, который пытается справиться с ее апломбом и темпераментом. Инна играла свою роль просто феерично: живо, гротескно, комедийно и в то же время органично. Ее работа имела неизменный успех у зрителя и всегда награждалась шквалом аплодисментов. Где мы только с этим номером не выступали. И в выездных концертах артистов Таганки, где Владимир Высоцкий, конечно, исполнял свои песни». («Юрий Ершов: "Инна Ульянова – актриса Божьей милостью"», записал П. Соседов, «Караван историй», № 5, май 2020 г.)
Вместе с партнерами по таганковской сцене Инна Ульянова принимала участие в репетициях и премьерном показе спектакля «Владимир Высоцкий» (1981), посвященного памяти актера и поэта (реж. Ю. Любимов).
Польская беллетристка Марлена Зимна: «Высоцкий умел понимать взгляды женщин. Это помогало ему заводить знакомства. Женщинам также импонировало его общество. Вспоминает Инна Ульянова: «Володя был красноречивый, изящный и очень симпатичный». Поэт мог быть чрезвычайно остроумным и обходительным. Он также тщательно следил за своим внешним видом, чтобы производить впечатление на женщин». (М. Зимна, «Высоцкий: две или три вещи, которые я о нем знаю» (2007), глава «…Все женщины были его!»)
Переписатель, «биограф поэта» некто Владимир Новиков: «Актеры Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Леонид Филатов и многие другие собирали вечные аншлаги. Юрия Петровича и его театр много раз критиковали и клеймили за непохожесть, за дерзость и вольнодумство. И в то же время талантом Любимова восхищались и любили. Таганка, заряженная энергией Юрия Любимова, бурлит и по сей день». (В. Новиков, «Высоцкий» (2013) (серия «ЖЗЛ»).)
Высоцковед из Москвы Светлана Сидорина публикует дневниковые записи актера Театра на Таганке и кино Готлиба Ранинсона, которые тот вел во время гастролей труппы во Франции (в Париже) осенью-зимой 1977 года. В дневнике напрямую упоминается героиня этой главы: «19 октября. Сегодня полный аншлаг. Это великолепно, хотя некоторые, как Ульянова, брызгают слюной, не понимают, что успех театра – это успех каждого».
И далее: «(10 декабря 1977 г. – «Гамлет».)
Есть у нас талантливые актеры, но человеческие подонки – Жукова, Ульянова, Шаповалов, но это – актеры». (С. Сидорина, «Дневник Ронинсона», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск-Новосибирск), № 34, сентябрь 2018 г.)
Отвлечемся ненадолго от дел творческих. На одном из интернет-ресурсов читаем о друзьях прославленного легкоатлета, прыгуна в высоту, шестикратного рекордсмена мира, чемпиона и серебряного призера Олимпийских игр Валерия Брумеля: «В его гостеприимном доме частенько собирались друзья – Юрий Сенкевич, Инна Ульянова, Владимир Высоцкий, Майя Плисецкая. Пели, играли в карты…» («РЕЦЕПТ-СПОРТ. Спортивно-информационный портал фонда "Единая страна"» rezeptsport.ru, 3 октября 2012 г., «Брумель Валерий Николаевич. Легенда спорта».)
Смерть Владимира Высоцкого в 1980 году…
Актер Театра на Таганке Игорь Петров вспоминал: «Утром 25 июля в десять утра позвонила мне актриса нашего театра Инна Ульянова и сказала, что Володя умер…» (М. Цыбульский, «Владимир Высоцкий в спектакле "Гамлет"», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск-Новосибирск), № 46, май 2022 г.)
Некто Сергей Жильцов 17 апреля 2009 года на интернет-сайте «LiveInternet» liveinternet.ru размещает материал «Неизвестная рукопись Высоцкого», речь в котором идет об автографе хорошо и давно известном: "В 1990-е Инна Ульянова подарила своей близкой знакомой рукопись песни «Марш физиков» (1964) Владимира Высоцкого. Как рассказала сама актриса, ей в свою очередь подарил и надписал сам автор в 1960-е годы – с припиской в конце «С любовью и почтением»".
Единственное подробное интервью о Владимире Семеновиче, общении и работе с ним, Инна Ивановна дала журналистке, исследовательнице жизни и творчества актера и поэта Виктории Чичериной. Впервые запись беседы с актрисой была опубликована в 13-м номере газеты «Электрик» (издание Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета СПбГЭТУ «ЛЭТИ») от 10 апреля 1992 года.
«– Все-таки всем задаю стандартный вопрос о Владимире Высоцком. Я и пришла в этот театр, как в театр Высоцкого. Я давно занимаюсь изучением его творчества, меня он очень интересует как личность, как актер, как поэт.
– Я честно вам скажу – ведь я очень мало с Володей общалась. Это я говорю в отличие от тех коллег… вы знаете, повальный миф о том, что…
– Все актеры, с которыми я разговаривала, в один голос утверждали, что мало с ним общались.
– Значит, есть еще честные люди. Сейчас я много и с удовольствием выступаю на эстраде. А раньше, еще в 60-х годах, была бригада театра: Юра Медведев, Аида Чернова, Сева Соболев, Володя Высоцкий, Валера Золотухин, Веня Смехов. Мы ездили с концертами, и в Ленинград приезжали.
– А Высоцкий тогда как-то выделялся?
– Нет. Тогда мы все были на равных. Наше общение с Володей было «фрачным»: «Володечка, добрый день!» – «Здравствуй, Инна!» – по-моему, мы были «на ты». – «Как ты? Что ты? Куда? Ну, передай привет каштанам Франции или Праги. Бон вояж!..» «Почему ты мотаешься?» – спрашивала я, когда он себя плохо чувствовал из-за бесконечных переездов из Москвы в Одессу, где он снимался. Он отвечал: «Инна, меня почему-то стала угнетать одна вещь: вроде, меня все знают, а лица-то не знают!» Его узнали, в основном, после «Места встречи…»
В 80-м году, когда в «Добром человеке…» Янг Сун подал мне руку со словами: «По рукам!», я почувствовала вдруг, что рука ледяная. Когда после спектакля мы выходили и расставались, я спросила: «Володя, что такое?» – он говорит: «Инна, мне действительно плохо, никто не верит, что мне действительно плохо…» Вот и мне трудно о нем что-нибудь говорить. Для меня он всегда был талантливым человеком, когда в хорошей форме, то просто элегантным. Но некоторая неприступность с годами у него появилась – не в мой адрес, а просто какой-то барьер, барьер неизвестности…
8 марта 1992 года, 12 часов, Москва, ТнТ, гримерка на Новой сцене, утренний "Добрый человек…"» (В. Чичерина, «Театр на Таганке с Высоцким и без. Люди, события, мнения» (2019), глава «Инна Ивановна Ульянова».)
Но успехи ли, неудачи в актерской карьере Инны Ульяновой не могли заслонить или решить проблем в личной жизни актрисы: нет мужа, нет детей… Эта трагедия и довела ее до алкоголизма. Так считали очень многие. А потом стал известен диагноз – Ульянова умерла от цирроза печени. И это было подтверждением. Пьющие люди часто заканчивают именно так.
Конец актрисы был печален и ужасен: сошла с ума, орала, хохотала, пыталась петь и танцевать, швыряла предметы, показывала фиги и язык, плевалась, ходила голой по подъезду, лежала в собственных фекалиях…
Так умирала звезда «Покровских ворот» Инна Ивановна Ульянова.
«Банально, Хоботов!»
На фото: 1. Актриса театра и кино И. Ульянова (автор снимка В. Плотников); 2. И. Ульянова (Старая проститутка, домовладелица Ми Тци) и В. Высоцкий (Летчик Янг Сун) в спектакле Театра на Таганке по пьесе Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (1964), реж. Ю. Любимов.
Свидетельство о публикации №122031000382