Крики любви 37
В комнате Маяковский и Вероника Полонская*
После короткого молчания Маяковский повторяет просьбу:
– Так ты едешь со мной в Ленинград?
– Если тебе так хочется, езжай сам. Мне нельзя.
– Без тебя не поеду. – Маяковский опять заходил по комнате и стал на своём излюбленном месте: у камина, прислонившись спиной к нему и скрестив ноги. – Как ты не понимаешь, без тебя я уже не могу, – тихо заговорил он. – Месяц назад смог бы. А сейчас не могу. Без тебя все потеряло смысл. Зачем мне эта лампа, этот стол, эта комната? Без тебя – ничего нет. Без тебя я уже ничего не могу.
– А я с тобой не могу. По крайней мере, с таким, какой ты сейчас.
– И это говоришь ты мне после того, как я перед тобой вывернул наизнанку душу? – Раздельно, останавливаясь на каждом слове, произнёс он. – Я понял тебя. Я тебе стал противен! Ты хочешь отделаться от меня!! Ты не любишь меня!!! Это – конец!!!! КО-НЕ-ЕЦ!!!!!
Душераздирающие выкрики последних фраз парализовали Веронику.
Почти в невменяемом состоянии Маяковский подбегает к столу, судорожно хватает из него маузер. Крепко сжимает его в руке.
– Ты едешь со мной?
– Нет! – едва заметно шевелит губами Полонская. На большее у неё нет уже сил.
– Едешь?!
– Нет!
– Ты не оставляешь мне выбора. – Маяковский взводит курок и приставляет маузер к сердцу.
– Помогите! Помогите! – обезумев от испуга, кричит Вероника и бросается к двери.
Бедная женщина не в состоянии была понять, что этот крик стал для Маяковского роковым. Со стороны ведь могло показаться, что её пытаются изнасиловать.
– Почему ты закричала? Почему ты закричала? – тихо, с сожалением, будто обращаясь к любимому ребёнку, который только что совершил непоправимую глупость, говорит Маяковский.
На этот раз судьба от него отвернулась. Но отступать уже было нельзя. Не выстрелить, показаться смешным, обратить все свои переживания в фарс – разве он мог допустить это? Все что угодно, только не это! И он нажимает курок. Но прежде чем нажать курок в его мозгу молнией промелькнуло: «Боже мой! Что я делаю? Остановите меня кто-нибудь! Бог, если ты есть, спаси! Буду как все. Согласен на любую работу, только бы жить. Только не гроб. Только не черви. Да остановите же меня, наконец! Кто-нибудь!.. Люди!!» Но его никто не остановил. И чуда на этот раз не произошло никакого. Осечка, которая спасла его когда-то, на этот раз не случилась. Раздался выстрел. В помрачённом мозгу его, как в калейдоскопе, замелькали картины жизни – и над всеми ими безразличное лицо Лили** с взглядом стороннего наблюдателя.
Он падает. На рубашке у сердца мгновенно показывается кровавая точка.
– Что вы сделали? Что вы сделали? – в истерике забилась Вероника.
Лежа на полу, Маяковский смотрит на неё стекленеющими глазами, силится к ней приподнять голову и улыбнуться. Он хочет сказать ей что-то. Но это ему не удаётся, и голова его падает и со стуком ударяется о ковёр. Лицо и шея сначала краснеют, а затем становятся белыми. «Заливаются смертельным мелом», как он сам написал когда-то о повесившемся Сергее Есенине.
Соседи по квартире, услышав выстрел – хлопок, как от удара в ладоши – вломились в комнату. Они ещё застали струйку дыма, клубящуюся над дулом пистолета, но помочь ему они уже ничем не могли. В этот момент в комнату вбегает начальник секретного отдела ОГПУ**** Яков Саулович Агранов (Янечка, как называли его Брики) и успевает запечатлеть на плёнке агонию Маяковского. Затем забирает с собой маузер, из которого только что произошёл выстрел, и предсмертное письмо Маяковского и уходит.
………………………………………………………..
*Вероника Полонская последняя любовь Маяковского.
**Лиля Брик была гражданской женой Маяковского. У них была свободная любовь. Жили они втроём в одной квартире: Маяковский, его гражданская жена Лиля Брик и её первый муж Осип Михайлович.
***ОГПУ, орган Главного политического управления (сейчас это ФСБ).
П р о д о л ж е н и е з а в т р а
Свидетельство о публикации №122030900952