Человек и эпоха. Постигая смысл искусства
Приведу несколько примеров из истории. В годы Гражданской войны два русских человека, подвергая свои жизни смертельной опасности (В.Г.Короленко и Максимилиан Волошин), спасали людей от террора. Пусть количество спасенных ими было невелико, но суть не в этом. Они не поддались общему безумию и опьянению революцией, а затем и Гражданской войны, которые в свое время испытали С.А.Есенин, А.А.Блок, В.Я.Брюсов и многие другие. Так как я не располагаю на данный момент никакими сведениями о деятельности В.Г.Короленко, остановлюсь на Максимилиане Волошине, чьи стихи охотно печатали как красные, так и белые, и который считал лучшими своми произведениями стихи о терроре, написанные после оставления Крыма войсками барона Врангеля. Так вот в это время поэту удалось достигнуть странной договоренности с неким "красным вождем" или комиссаром, которая разрешала ему вычеркивать каждого десятого из "кровавых списков".(Пинаев, с.527)
Впоследствии в "Доме поэта" Волошин напишет о тех днях краного и белого террора:
"В те дни мой дом - слепой и запустелый -
Хранил права убежища, как храм,
И растворялся только беглецам,
Скрывавшимся от петли и расстрела.
И красный вождь, и белый офицер -
Фанатики непримиримых вер -
Искали здесь под кровлею поэта
Убежища, защиты и совета". (Волошин, с.80)
В этом же стихотворении поэт признается, что видел в кровавых списках собственное имя (Там же, с.81), т.е. и сам мог угодить в число расстрелянных.
Однако хватит о прошлом. Я привел эти примеры не для того, чтобы блеснуть своей начитанностью и эрудированностью, а для подтверждения вышесказанной мысли, что человек искусства, будь то поэт, писатель, художник, психолог, историк, музыкант и т.д., не может проходить мимо вопиющих явлений современности. Об этом прямо говорит великая русская литература, так и отдельные примеры творческих личностей, которые были в буквальном смысле слова честью и совестью русской нации.
В настоящее время в городе Владимире находится уникальная экспозиция художника Бориса Федоровича Французова, представляющая не только культурное достояние России, но и имеющее общемировое значение. В наш век бездуховности и коммерциализации эти работы несут необычный свет и заставляют задуматься о прошлом, настоящем и будущем.
Приведу краткие сведения о творчестве Б.Ф.Французова. Более подробную информаци об нем иожно найти в интернете.
Французов работал в технике офорта, линогравюры, акварели и др. Стержень его творчества - человек и природа родной земли. Свойственное ему целостное восприятие неисчерпаемой красоты природы воплощал в особой разновидности пейзажа – «графической картине», эстетическая целостность которой определяется гармонией всего арсенала изобразительных средств, начиная от выбора мотива и состояния, кончая проработкой мельчайших деталей. Пейзажи светоносны, отличаются безукоризненной выверенностью тональных соотношений, создающей впечатление цветности. Наряду с пейзажами создавал натюрморты, обращался к портрету, получил широкую известность как мастер экслибриса.
На первый взгляд поражает простота и примитивность работ Французова. Нет и впечатляющих сюжетов. Но эта на первый взгляд примитивность таит в себе не только глубокий философский, но даже религиозный смысл. Творческого человека нельзя отделять от эпохи, в которой он жил. Хотим мы того или нет, но время накладывает на наши действия, поступки и суждения свой неизгладимый след.
Возьмем, к примеру, его картину "Вековуха". На переднем плане мы видим одинокую, сгорбившуюся старушку, с морщинами на лице. За ее спиной незатейливый деревенский домик. Огромное пространство занимает земля, которая, как бы говорит зарвавшемуся человеку: "Опомнись! Из меня ты вышел и в меня же уйдешь!" И этот же сюжет подтверждает старушка, чья жизнь пришлась на суровые российские годы (две мировые и одну Гражданскую войны, две революции и коллективизацию). Что это было за страшное время современному человеку трудно даже представить. Все эти потрясения пришлись буквально на 30 лет (если брать промежуток с 1914 по 1945 г.г.). Но эти страшные годы буквально перевернули Россию, сделали ее индустриальной страной и они же испытывали нашу нацию на прочность. К этому следует добавить, что победа во Второй мировой ковалась не только на фронте, но и в тылу. И именно безвестные русские (понятие русские автор распространяет на все население бывшего СССР) женщины, типа Вековухи, в отсутствие мужей делали свое трудное крестьянское дело.
Да, на современный взгляд Вековуха прожила свою жизнь зря. Нет ни дорогого коттеджа, ни дорогих новомодных аксессуаров. К тому же дальше своей деревни она навряд ли что видела. Тут уж вопрос стоит не только о приоритете одних ценностей над другими, но и о смысле самой жизни. Судьба дает человеку шанс изменить свое существование. к лучшему. Возможно, некий другой сценарий развития событий был и у Вековухи. Однако она сделала свой выбор в пользу нелегкого крестьянского труда и в пользу земли-кормилицы. И мы не вправе осуждать этого человека за его выбор.
Предвижу комментарии, что данная тема не относится к сфере психологии. Но, господа, нельзя говорить о духовности, а также о личностном и духовном росте, когда на наших глазах творится несправедливость. Конечно, можно просто закрыть глаза и пройти мимо. Я никого не осуждаю и не критикую. Ваш выбор есть ваш выбор.
Литература:
1. Волошин М. Собрание сочинений. Т.2. -М.,2004.
2. Пинаев С. М. Максимилиан Волошин, или Себя забывший Бог.- М., 2005.
Свидетельство о публикации №122030907152