Анатолий Зверев. Бродяга, поэт и волшебник
Зверь (как звали его друзья) был верен лучшей и вечной традиции искусства – традиции преодоления. Тьмы – светом, демонизма – божественной энергией, импульсивностью, юмором. Прежде всего, в самом себе. Этот неустроенный, безбытный бродяга ни при каких условиях не побежал бы за крупой или сахаром по магазинам. Не стал бы сокрушаться по поводу пустого кармана. И даже отсутствие крова не нагоняло на него тоски.
Его целью была красота: «Живопись есть совокупность света и тени, взаимодействующих с цветом, есть сложение цветовой гаммы. Из этого прозаического и получается то, что признают за чудо Божье. .. Мы уходим в вечность, в пучину волн, вод и пены. .. Человечество вечно суетится, пока у него есть время… Но иногда кому-то из нас удаётся остановить наше неугомонное и ненасытное в делах суеты внимание…»
Ему это удалось. Остановить и своё, и наше внимание. Вне всякого сомнения.
Сегодня у Зверева (1931 - 1986) нет никакой даты. Он вспомнился мне по контрасту с фильмами, сценариями и стихами Пазолини, чьё столетие отмечается в эти дни. Они прожили примерно одинаковое количество лет, только Паоло Пазолини (1922 -1975) был бесчеловечно убит (возможно, под влиянием чудовищных кадров из его же фильмов, особенно последнего), а Зверев умер от пьянства: похмелиться было нечем.
Пазолини для меня страшен, его фильмы уничтожают всякое чувство жизни, стихи сеют равнодушие. А Зверев прекрасен. И я совсем не думаю, что карнавальная праздничность служила ему маской. Это была его сущность. Он был истинным поэтом – и в жизни, и в живописи. Он всё преображал. И пейзажи, и женщин, и храмы, и свою Оксану Асееву, бывшую старше его чуть не на 4 десятилетия, – преображал. Все его краски и линии словно рождаются из воздуха сию вот минуту, как бы невзначай. Он и работал так – на одном дыхании, волшебно и молниеносно. Как умел только он один, этот бродяга, поэт и волшебник.
Свидетельство о публикации №122030905532