Имя на поэтической поверке. Анатолий Поперечный
Поэзия Анатолия Поперечного своей мелодичностью привлекала внимание композиторов – песенников.
Композитор Александр Долуханян, в 1959 году, прочитав его стихотворение "Солдатка", решил положить его на музыку и попросил поэта изменить название на "Рязанские мадонны" и написать припев.
Эта песня в исполнении Людмилы Зыкиной завоевала огромную популярность, облетела весь мир, записывалась во многих странах на их языках, в том числе в Японии, во Франции:
«Рязанские мадонны»
Ты встаёшь, как из тумана,
Раздвигая грудью рожь, -
Ты ему, навстречу, Анна,
Белым лебеде плывёшь.
Мягких трав великолепье,
Тишина у той тропы,
Но глухой разрыв над степью
Поднял землю на дыбы.
Уходят эшелоны,
И ты глядишь им вслед,
Рязанская мадонна –
Солдатка в двадцать лет.
И уже в дожди косые,
Под прощальный перестук,
Встали женщины России
Изваянием разлук.
На продымленных перронах
Да с грудными на руках
Наши матери и жёны
В русских вязаных платках.
И матери и жёны…
Дороги без конца…
Рязанские мадонны –
Прекрасные сердца!
Не изменят, лгать не станут
И у смерти на краю.
Встань меж ними равной, Анна,
Твой солдат погиб в бою.
И какой на свете мерой
Нам измерить эту боль –
Пожилой солдатки веру
В невозвратную любовь?!
Пустая стынь перрона,
Далёкая верста…
Рязанская мадонна –
Российская звезда.
«Рязанские мадонны», 1959 года - была первой песней, хитом, будущего известного поэта-песенника Анатолия Поперечного, затем последовали другие популярные песни-хиты.
Анатолий Григорьевич Поперечный родился 22 ноября 1934 года в селе Новая Одесса «(ныне город Новая Одесса) Николаевской области.
Отец – Григорий Демьянович, агроном. Мать – Александра Михайловна, фельдшер.
Первые четыре года жизни, Анатолий провёл на живописном берегу Южного Буга.
В 1938 году семья Поперечных переехала из села в город Николаев.
В августе1941 года 7-летний Анатолий вместе с матерью, медсестрой санитарного эшелона, пришлось пересечь страну от Днепра до Урала.
В памяти мальчика, на всю жизнь осталась переправа через Днепр, когда на колонну беженцев и раненных начали пикировать фашистские «мессера».
Много лет спустя Анатолий Поперечный написал об этом стихотворение «Паром сорок первого года», позже: «Сирота», Товарняк», «Ночная переправа»:
«Паром сорок первого года»
Настигнет память нас –
И поделом,
Напоминая прошлое,
Настигнет…
О через Днепр тот медленный паром,
Что берегов когда-нибудь достигнем!
Он по волнам плывёт
И по годам,
И, может, по векам всё плыть он будет.
На нём – коровы, лошади и люди,
И… сорок первый год –
Как этот шрам,
Что я ношу у сердца самого…
А может, вспомнить тот день
Не вправе Я,
Кто остался жив на переправе,
Уже не в силах передать всего?!
В бинтах кровавых
Раненых обоз,
Взгляд медсестры
Пронзительнее неба,
И лейтенант,
Встающий в полный рост
Из пламени неубранного хлеба.
Он, матерясь,
Стреляет в «мессершмитт»,
Пикирующий на детей и женщин.
Рожающую женщину,
Как щит,
Прикрыв собой.
Военные годы Анатолия Григорьевича прошли на Урале. Это были тяжелейшие годы для страны, и мальчик чувствовал это всем сердцем, не защищённым от обид и горечи.
Было страшно сорваться в пропасть «безотцовщины», бытовщины, хулиганства. Но помогли письма отца с фронта, помогли книги, помогла мама.
Тема «войны», извечная тема «отцов и сыновей», много лет спустя нашли отражение в поэмах Анатолия Поперечного: «Чёрный хлеб», «Виноградник», «Полнолуние», «Лебединая стая», «В стране, не помнящей родства» и других.
А стихотворение «Солдатки», благодаря сильной, драматической музыке композитора Александра Долуханяна, стала широко популярной песней: «Рязанские мадонны».
В 1944 году Анатолий, в 10-ть лет, с матерью, вернулся в город Николаев,
Служил юнгой на эсминце «Сообразительный»:
- «Я там и палубу драил, и в кубрике жил, и форму мне выдали! Мне очень нравилось, - вспоминал Анатолий Григорьевич, но отец вернулся с фронта и забрал меня – надо, мол, учёбу продолжать.
Не сделай он этого, пошёл бы я по морской части».
Морская тематика впоследствии нашла широкое отражение, в творчестве поэта.
Анатолий рано начал писать стихи, однако сочинять приходилось тайком, запрещал отец, который хотел в будущем видеть сына агрономом, инженером, но только не поэтом.
Окончив десятилетку, Анатолий пошёл работать на Черноморский судостроительный завод, сначала подсобным рабочим в «горячем» цехе, затем сотрудником редакции заводской многотиражной газеты «Трибуна стахановца».
Писал очерки, в том числе в стихах, о рабочих завода. Его стихи начали появляться в местной газете «Южная правда», а вскоре и в центральных газетах.
Одновременно Анатолий Поперечный учился на заочном отделении филфака Николаевского пединститута, впоследствии перевёлся в Ленинградский пединститут имени Герцена, который окончил в 1954 году.
На заводе сблизился с рабочими людьми, познакомился с интересными человеческими судьбами, нелёгкими, а порой и трагическими.
Всё это позже послужило импульсом для написания поэм: «Три мастера», «Царь-токарь», «Горячий цех», посвящённых рабочим.
Появилось важное в творческой биографии, Анатолия Поперечного понимания труда как высшего смысла жизни.
В 1957 году послал рукопись своих стихов в Москву, в издательство «Советский писатель».
Неожиданно для себя получил одобрительное письмо и две положительные рецензии.
По тем временам для никому не известного автора это было неслыханно.
Среди рецензентов, положительно решивших судьбу первой книги Анатолия Поперечного, был и поэт-фронтовик Александр Межиров, автор знаменитого стихотворения «Коммунисты, вперёд!», за 1947 год.
Получив положительные рецензии, переехал в Ленинград, где устроился внештатным сотрудником газеты « Ленинградская правда» и продолжил заниматься поэтическим творчеством.
Первая книга для стихотворца – это его поэтический паспорт, его духовное лицо и вместе с тем заявка, с которой он пришёл в мир.
Таким документом для Анатолия Григорьевича, стал сборник стихов и поэм: «Полнолуние», вышедшей в «Советском писателе» в 1959 году в Ленинграде.
Молодого поэта «признали» сразу, его произведения начали печатать во многих журналах.
В 1960 году вышла вторая книга стихов и поэм: «Червонные листья».
Как и в первой, в ней ещё чувствовались влияние поэзии Э. Багрицкого, П. Васильева, Б. Корнилова.
Однако Анатолий Поперечный не скрывал своей тяги к ученичеству у этих больших мастеров, разных, но вместе с тем создавших целое направление в отечественной поэзии, где всегда ценились яркость и красочность образа, метафоричность, «удесятерённое» чувство жизни, бытия в «прекрасном, яростном мире».
В 1960 году Анатолия Поперечного приняли в Союз писателей, где он был избран секретарём комсомольской организации.
Вскоре его пригласили заведовать отделом поэзии в московском журнале «Октябрь», и Анатолий Поперечный вместе с женой, Светланой Ивановной, и сыном Сергеем,1958 года рождения, переехал в Москву.
Началась «новая» жизнь со старыми заботами, в мучительных поисках «своего» слова.
Он много ездил по стране, встречался с людьми разных профессий, старался постичь суть событий текущей жизни.
Пришлось порыбачить на Каспии наравне с профессиональными рыбаками, пожить с ними, чтобы написать поэму, под впечатлением о тяжёлом рыбацком труде поэму «Красные камни».
По возможности, Анатолий Поперечный старался всегда досконально изучить материал, пережить то чувство, состояние, которое собирался описать.
Побывал на стройках – в Сибири, на Урале, в Белоруссии, на Украине, долго жил в Забайкалье.
В Забайкалье, родилась книга: «Ядро». Облик современника, духовный поиск идеала составила сердцевину этой книги.
Пришедший в поэзию в начале 1960 годов, в разгар так называемой «эстрадной» поэзии, Анатолий Поперечный никогда не отказывался от гражданской поэзии, проповедовал тихую, душевную лирику.
Он вошёл в плеяду таких поэтов, своего времени, как Р. Казакова, В. Цыбин, Н. Рубцов, В. Гордейчев, А. Передреев.
Поэзия Анатолия Поперечного – своеобразная исповедь современника о болях и радостях века.
В ней сочетается красочность, языковая колоритность, широта перенесённой интонации.
Герои его стихов – люди трудной, а подчас трагической судьбы. В поисках истины, в преодолении зла видит смысл жизни лирический герой поэта.
Анатолию Поперечному с присущей ему экспрессией развивает темы любви, родины, земной влюблённости в окружающий мир, проповедует гармонию человека и природы, верность гражданскому долгу.
Особое место в творчестве Анатолия Поперечного занимала песня.
Именно поэтические строки, ставшие песнями, принесли ему всенародную славу.
Песни, созданные в соавторстве с такими композиторами, как:
А. Долуханян, Н. Богословский, Я. Френкель, Ю Саульский, Д. Тухманов, Е. Птичкин, В. Шаинский, В. Матецкий, В. Мигуля, И. Крутой, И. Мтета, О. Иванов, А. Морозов, В. Добрынин, Е. Стихин, Э. Ханок, Е. Бедненко, В. Семёнов, Е. Шекалёв, А. Зуев и другие, вошли в репертуар:
Л. Зыкиной, К. Шульженко, И. Кобзона, Л. Лещенко, С. Ротару, Е. Шавриной, В. Толкуновой, В. Трошина, Н. Гнатюк, Н. Чепраги, О. Воронец, Л. Долиной, В. Леонтьева, И. Аллегровой.
Групп «Сябры», «Песняры», «Верасы», ВИА «Пламя», М. Евдокимова. Н. Бабкиной, М. Шуфутинского и других исполнителей.
Песни - «Соловьиная роща», «Малиновый звон», «Олеся», «Свадебные кони», «Малиновка», «Аист на крыше», «Почему, не ведаю», «Трава у дома», «Завалинка» - давно признаны эстрадной классикой.
В его песнях много света, радости, нежности, доброты, тревоги, переживаний, они дарят сокровенные чувства, вдохновение, воспоминания, надежду, окрыляют сердца людей.
По словам Анатолия Григорьевича, песня – это судьба человека, а иногда – целого поколения людей. Поэт считает, что работа в песне приближает его к некрасовскому пониманию поэзии и народности, её гражданской сути.
Он убеждён, что «стихи, выстраданные, созданные о людях и для людей и положенные на талантливую музыку необходимы».
В поэзии Анатолия Поперечного есть то, что заставляет слушателя задуматься и почувствовать песню.
Его поэзия восходит к высотам народного творчества, отражает судьбу и дух народа и делая популярными песни и их исполнителей.
Поэт считал, что в песне должна всегда присутствовать соборность, песня должна собирать, объединять, мирить людей.
Художественное мышление Анатолия Поперечного отличается глубоким психологизмом, который помогает ему проникать в сокровенные уголки человеческой души.
Произведения Анатолия Поперечного – дань Отечеству, отчему дому, «малиновый звон», плывущий от судьбы и величия Родины.
Его творчество – дань природе, любви, верности, селу, пахарю, кузнецу и корабелу, детству и отрочеству, жизни вообще, перед которой он считает себя вечным должником.
Темы своих стихов и песен Анатолий Григорьевич однажды определил строками из своего стихотворения: «Снова слышу симфонию грусти…»
«Есть большое на свете искусство –
ничего не жалеть для людей».
«Снова слышу симфонию грусти…»
Снова слышу симфонию грусти
Улетающих в ночь журавлей.
Есть большой на свете искусство:
Ничего не жалеть для людей.
Отшумят на ветру листопады,
Отойдут поезда и дожди…
Не убудет душа,
Бога ради,
Не жалей для людей ты души!
Воздух в чаще берёзовой розов,
Дышат мхи, пар идёт от земли.
Вспыхнул белый огонь –
От берёзы,
Вспыхнул алый огонь –
От зари.
Закатилось за рощею эхо,
И по тёмной дороге в лесу
В деревянной телеге проехал
Гром Громович
Вещая грозу…
- Я люблю – прошептала осина,
- Я люблю, - клён очнулся в тиши.
- Я люблю тебя, слышишь, Россия! –
Словно крик лебединый души.
Словно всё то, что многострадально
Накопилось в душе за века,
В песне вылилось исповедально –
Чудо-радость и горе-тоска…
И душа преисполнена чувства,
Нету этого чувства святей.
Есть большое на свете искусство –
Ничего не жалеть для людей.
4-го декабря 2000 года в Государственном Центральном зале «Россия» прошёл юбилейный, посвящённый 40-летию творческой деятельности вечер Анатолия Поперечного «Россия, Родина, Любовь», на котором он выступил не только как признанный народный поэт России, но и как композитор: на вечере впервые прозвучал написанный на его стихи и музыку марш «Бородино».
Анатолий Поперечный – автор 22 сборников поэм и стихов:
«Полнолуние»-1959, «Червонные листья»-1960, «Чёрный хлеб»-1960, «Невидимый бой»-1962, «Орбита»-1964, «Россия, Родина, Любовь»-1964-год.
«Ночные поезда»-1965, «Девятый круг»-1968, «Ярость-жизнь»-1973, «Ядро»-1975, «Августовское поле»-1976, «Зелёная калитка»-1981, «Лик»-1982, «Избранные стихотворения и поэмы»-1984, «Трава у дома»-1985 «Дань»-1987, «Ночные переправы»-1988 год.
Анатолий Поперечный издал несколько переводных книг, с грузинского, армянского, башкирского, еврейского, а также сборник рассказов для детей «Зюйдвестка».
Написал ряд пьес и киносценариев. Поэт являлся автором драмы «Огненная легенда», совместно с Л.Митрофановым.
В 1968 году вышла книга Анатолия Поперечного и народного художника России Ильи Глазунова: «Россия, Родина, Любовь». Которая была задумана как лирико-эпическая композиция в картинках и стихах.
Это издание – результат творческого содружества поэта и художника, который каждый по-своему воспроизводят этапы исторической судьбы России. Анатолий Григорьевич Поперечный – автор большого числа публикаций и критических статей в периодической печати.
Анатолий Поперечный увлекался художественной литературой, особенно выделяя Н .В Гоголя, Т. Г .Шевченко и В. М. Шукшина.
Свободное время Анатолий Григорьевич любил проводить на природе.
У поэта-песенника больше 120 хитов, которые исполняли и исполняют знаменитые певцы.
Мы знаем очень много песен на его стихи. Это такие песни, как «Аист на крыше», «Малиновка», «Малиновый звон», «Соловьиная роща», «Рязанские мадонны», «Домик окнами в сад», «Трава у дома» и множество других, любимых по праву в нашем народе.
В последние годы Анатолий Поперечный работал над поэмой-притчей» «Плач по убиенным».
Выдающийся поэт-песенник, Анатолий Григорьевич Поперечный, скончался, от сердечного приступа, 17 мая 2014 года, в Москве, не дожив полгода до 80-летия.
Похоронен на Троекуровском кладбище.
Замечательные песни, на слова Анатолия Григорьевича Поперечного, звучат и поныне в эфире, тревожа сердца слушателей, и ни это ли лучшая память о поэте-песеннике.
Из поэтического наследия Анатолия Поперечного.
«Домик окнами в сад»
Домик окнами в сад, там, где ждёт меня мама,
Где качала мою по ночам колыбель,
Домик окнами в сад заметает упрямо
Золотой листопад, голубая метель.
Домик окнами в сад заметает упрямо
Золотой листопад, голубая метель.
Я сюда возвращусь, может быть, слишком поздно,
Южный ветер ночной запах яблок принёс,
Домик окнами в сад, ты приснился мне просто
В той стране-стороне, где пошло всё на снос.
Всё на снос – домик, сад и любовь, и печали,
И калитка в саду, и оградка во мгле,
Домик окнами в сад, неужель отзвучали
Эти звуки, что так душу ранили мне.
Домик окнами в сад, неужель отзвучали
Эти звуки, что так душу ранили мне.
Домик окнами в сад, там, где ждёт меня мама,
Где качала мою по ночам колыбель,
Домик окнами в сад заметает упрямо
Золотой листопад, голубая метель.
«Малиновый звон»*
Сквозь полудрёму и сон
Слышу малиновый звон.
Это рассвета гонцы –
В травах звенят бубенцы.
Это средь русских равнин
Вспыхнули гроздья рябин.
Это в родимой глуши
Что-то коснулось души.
Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён,
Как в этот малиновый звон!
Этот малиновый звон –
От материнских окон,
От той высокой звезды,
Да от минувшей беды.
Пыльный затеплится шлях,
Где мы бродили в полях,
Где на заре, как сквозь сон,
Слышен малиновый звон.
Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён,
Как в этот малиновый звон!
*Малиновый звон – мягкий по тембру, очень приятный звон колоколов, мелодично переливающийся.
«Малиновый звон» - никакого отношения к соответствующей ягоде и цвету зари не имеет.
Происходит от названия города Мехелена, расположенного теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Малин), где в Средневековье разработали удачный сплав для колоколов.
Уже в XVII веке Мехелен стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки, каковым и остаётся до сих пор.
«Трава у дома»
Земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе.
Земля в иллюминаторе видна.
Как сын грустит о матери, как сын грустит о матери,
Грустим мы о Земле, она одна.
А звёзды тем не менее, а звёзды тем не менее
Чуть ближе, но всё так же холодны.
И как в часы затмения, и как в часы затмения,
Ждём света и земные видим сны.
Припев:
И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава у дома,
Зелёная, зелёная трава…
А мы летим орбитами, путями неизбитыми,
Прошит метеоритами простор.
Оправдан риск и мужество, космическая музыка
Вплывает в деловой наш разговор.
В какой-то дымке матовой Земля в иллюминаторе,
Вечерняя и ранняя заря.
А сын грустит о матери, а сын грустит о матери,
Ждёт сына мать, а сыновей – земля…
Припев:
И снится нам не рокот космодрома,
Не эта ледяная синева,
А снится нам трава, трава у дома,
Зелёная, зелёная трава…
«Товарняк»
Вагон последний. Полустанок. Полумрак…
Мне б прыгнуть в прошлое, как в этот товарняк,
Что сквозь ветра и память мчится в те года,
Где затемнённые притихли города.
Где светомаскировка,
Где во мгле –
Коптилка догорает на столе,
Коптилка-гильза,
Мелкая деталь,
Но свет её манит в глухую даль…
Там товарняк сквозь пыль и мрак идёт –
Из сорок третьего в сорок четвёртый год,
Из сорок третьего в сорок четвёртый год,
Где до Победы год, всего лишь год…
А по России вьюга белая метёт.
Седой мальчишка по вагонам песнь поёт
Про мамку родную, про фронт и про войну,
Про дом сожжённый, про далёку сторону…
Вагон последний. Дым махорочный. Сквозняк.
Куда он мчится, этот странный товарняк?!
Кого он столько лет ночами всё везёт –
Из сорок третьего в сорок четвёртый год?!
«Сирота»
В году, помню, сорок шестом,
Нам видимый издалека,
Стоял над обрывом детдом,
Внизу разливалась река.
Срываясь с уроков порой,
Бежал я с портфелем к реке.
Там ждал он меня под горой
И что-то чертил на песке.
А может, писал он слова,
Что только во сне повторял.
Сияла вовсю синева,
На сваях рыбак загорал,
С парнишкой нырял я с моста,
Потом он шептал мне:
«Тоска…
Казанская я сирота,
И нет мне удачи пока…»
И вправду, в лихие года,
Как будто взрывною волной,
Его из Казани сюда
Забросило страшной войной…
И вот – нашей дружбе конец
Настал среди белого дня –
Вернулся с войны мой отец,
С обрыва окликнул меня…
Он долго глядел нам вослед.
Я чувствовал это спиной…
«Она защищает Родину»*
На стене обгоревшего дома
Мы, мальчишки, смотрели кино.
Это было весной в сорок пятом,
Так недавно и так давно.
Нам запомнилась женщина в чёрном,
Мститель, грозный российской земли.
Может быть, мы, мальчишки, ей в чём-то
В том отмщенье святом помогли.
Мы с ней в танке давили фашиста,
Выносили судьбу из огня.
И святое её материнство
Посвящало в мужчины меня.
Заменяя убитого сына
В той наивной и грустной игре,
Я в той женщине видел Россию –
В страшном гневе, любви и огне…
На стене обгоревшего дома
Отмелькало кино, как во сне.
Но осталось – вся в чёрном –
Мадонна –
На незримом моём полотне.
Эта женщина мне завещает
Всё, что мне совершить суждено.
И святое святых защищает –
В жизни, в песне, в забытом кино.
P.S.
Примечание:
Стихотворение названо, как и фильм: «Она защищает Родину».
Художественный фильм: «Она защищает Родину», об участии советской женщины-патриотки в партизанской борьбе с фашистскими оккупантами, снятый в 1943 году режиссёром Фридрихом Эрмлером по сценарию Алексея Каплера на Центральной объединённой киностудии города Алма-Ата.
Премьера состоялась 20 мая 1943 года.
В 1966 году на Киностудии имени М. Горького была сделана «новая редакция», частично переозвучена и сокращена картина, со 100 минут до 75.
Сюжет картины «Она защищает Родину» такой:
«Радостной и счастливой была жизнь Прасковьи Лукьяновой, в исполнении артистки Веры Марецкой. Но вот фашистские орды вторглись в нашу страну.
В первый же день войны погиб муж Прасковьи. Её маленького сына растерзали гитлеровцы.
Гневом и ненавистью к врагу, нарушившему мирную счастливую жизнь советских людей, наполнилось сердце Прасковьи.
Она уходит в леса, организует партизанский отряд и беспощадно мстит врагу, за сына, за мужа, за Родину…
Своей огромной верой в победу над врагом, Прасковья укрепляет дух партизан.
Когда из соседнего селения принесли распространённую врагами ложную новость о взятии Москвы немцами, Прасковья пошла по деревням и сёлам, рассказывая правду о Москве, о героизме советских воинов.
И всюду, где проходила Прасковья, народ поднимался на борьбу.
В одном из селений Прасковья была схвачена немцами и приговорена к смерти.
В последнюю минуту партизаны освободили Прасковью»
В 1946 году фильм: «Она защищает Родину» получил Сталинскую премию. Премию получили: режиссёр Фридрих Эрмлер, оператор Владимир Рапопорт, актриса Вера Марецкая.
Вера Петровна Марецкая ( 31.07.1906.-17.08.1978.) – советская актриса театра и кино, народная артистка СССР-1949, Герой Социалистического Труда-1976, лауреат четырёх Сталинских премий: 1942, 1946, 1949, 1951 год.
Кавалер двух орденов Ленина: 1967, 1976 год.
Вера Марецкая является выдающейся представительницей советского театрального искусства.
Также снималась в кино, как в немом, так и в звуковых кинофильмах.
Наиболее яркие роли она исполнила в таких картинах, как: «Простые сердца»-1939, «Член правительства»-1939, «Она защищает Родину»-1943, «Свадьба»-1944, «Сельская учительница»-1947 год.
Среди коллег была известна как «хозяйка Театра имени Моссовета».
Была членом Антифашистского комитета советских женщин.
Девятилетним мальчиком, в 1943 году, Анатолий Поперечный увидел фильм «Она защищает Родину», а впечатление и чувства от этого художественного фильма остались на всю жизнь, и отразились затем в замечательном, патриотическом стихотворении: «Она защищает Родину».
Свидетельство о публикации №122030901679
Крепко жму руку, Павел
Павел Прагин 16.11.2022 16:26 Заявить о нарушении