Юрий Шлыков, несостоявшийся Шарапов

    Юрий Шлыков (1953 г. р.), практически никому не известный актер театра и кино, театральный режиссер. Коренной москвич. Отучился в школе, отслужил в армии. В 1974 году окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой). В период с 1976 по 79 годы работал в московском Театра драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова. «Ему довелось играть вместе с Владимиром Высоцким, Валерием Золотухиным, Иваном Дыховичным, с которыми он был в приятельских отношениях», – сообщает сведения об артисте в статье «Юрий Шлыков – биография, новости, личная жизнь» интернет-сайт «Штуки-дрюки» stuki-druki.com. Шлыков вспоминал: «Мы часто собирались общей компанией, к которой присоединялся режиссер Станислав Говорухин». (Интернет-сайт admbabynino.ru, «Юрий Шлыков».)
    Чем еще неизвестен Юрий Вениаминович? Прозвищем (еще со школы) – Шашлык. Тем, что он родственник артиста эстрады Якова Майоровича Шульруфера (больше известного как Ян Арлазоров), что женат на сокурснице, тоже никому неизвестной актрисе Наталье Санько, дочери Героя СССР. Что мелькнул в нескольких мутных кинофильмах (например, детективе «Инспектор Лосев»), что являлся, по его же словам, «наилюбимейшим» актером кинорежиссера Киры Муратовой, что Заслуженный артист России (1996), Народный артист России (2014). А также тем, что заслуженно и народно избит грузчиками в подъезде дома (2020). Досталось крепко. «Пел немузыкально, скандалил – ну и, значит, правильно, что дали».
    Из интервью с актером:
    «– Вы же в Театре на Таганке работали с Владимиром Высоцким? Как там оказались?
    – Пригласил Юрий Любимов. В 70-е там служили Высоцкий, Золотухин, Дыховичный. Мы часто собирались общей компанией, к которой присоединялся режиссер Станислав Говорухин. Я хорошо помню и последнюю любовь Высоцкого Оксану Афанасьеву, которая потом вышла замуж за Леню Ярмольника. Оксана – молодец, редко и о Володе, и о Леониде говорит в интервью, не бравирует их славой. Она сама очень хороший театральный художник. Помню и Марину Влади. Она к Володе с сыном Пьером из Франции приезжала. Пьер, кажется, от такой же болезни, как и Высоцкий, потом умер. Чтобы там ни говорили, Володя любил и Марину, и Оксану, был невероятным другом и для них, и для всех вокруг. Не жалел себя на сцене». (Я. Филатова, «Юрий Шлыков: "Своим успехом Ян Арлазоров был обязан жене"»: интервью, «Экспресс-газета», № 38, 17 сентября 2018 г.)
    Те же слова Юрия Вениаминовича о любовнице поэта вошли в материал Ю. Тодорович «Шлыков поделился воспоминаниями о последней возлюбленной Высоцкого», размещенный 21 сентября 2018 года на интернет-сайте «Телепрограмма» teleprogramma.pro.
    Еще из воспоминаний артиста о его пребывании в знаменитом театре.
    «– Вы попали в Театр на Таганке в период самого его расцвета?
    – Тогда я этого не понимал, потому что был слишком молод. В то время в театре работали Высоцкий, Дыховичный, Зина Славина, Шацкая, Шаповалов, Золотухин, Боря Хмельницкий, Пороховщиков, Ронинсон, Леня Филатов, Ваня Бортник, Веня Гедройц-Смехов… Уникальное было братство в самом высоком смысле слова, в которое входили сумасшедшие поэты, и я тогда в полной мере оценить этого не смог. Причем никакой фанаберии, амбиций… Никаких околотеатральных интриг, никакой зависти: хочешь играть – играй. Было много работы. Однако сразу стало понятно, что первую двадцатку Юрия Любимова не переплюнешь никогда.
    – Остальные находились на ролях статистов?
    – Нет, тут другое. Понимаете, что такое, когда играет Высоцкий? Вы можете быть рядом с ним, но вас все равно не будет видно. Конечно, об этом говорить нехорошо, поскольку сейчас все его друзья, но я был знаком и с Мариной Влади, и с Владимиром Семеновичем. В Одессу, где запускалась картина «Княжна Мери», приехали Володя Высоцкий, Слава Говорухин, художник Рустам Хамдамов – собирались у костра, болтали, становились близкими людьми. Рядом с Высоцким я выходил на сцене в спектаклях «Пугачев», «Товарищ, верь!», «Антимиры», «Павшие и живые»…» (Интернет-портал «Городской портал Красноярск» gorodskoyportal.ru, 15 мая 2014 г., С. Павленко, «Интервью с Юрием Шлыковым: "Никто так пристрастно не видит наши ошибки, как недруги"».)
    «С чего начинается ваша детскость в театре или в искусстве? Какие люди вас окружают? Ну, представьте, в ее (К. Муратовой. – А. С.) одесской маленькой квартирке на Французском бульваре (ну, тогда был Пролетарский бульвар), в малюсенькой хрущевке – я тогда как раз бегал на Привоз делать какие-то салаты – собирались Владимир Семенович Высоцкий, Слава Говорухин, который нам всем доказывал: «Только тот, кто знает наизусть всего «Евгения Онегина», может считаться известным человеком!» Ну, так как знал только он один, ну, значит, интеллигентный человек был только один. Рустам Хамдамов, гениальный художник. Нина Русланова, и еще там приходила масса людей. И вот разговоры, обсуждения – до утра». (ТВЦ, «"Мой герой". Юрий Шлыков», ведущая Т. Устинова, эфир – 6 января 2020 г.)
    Та же «пластинка» год спустя: «Очень важно, с какой детской ты начинаешь жить, из какой детской – с какой у тебя юность начинается. Моя юность началась с Киры Муратовой. Она запустила картину на Одесской киностудии «Княжна Мери» ((1975) по мотивам романа М. Лермонтова «Герой нашего времени», фильм снят не был. На главные роли пробовались В. Высоцкий, Ст. Говорухин, Л. Ярмольник, Е. Соловей и другие артисты. – А. С.) и мне предложили главную роль – Печорина. Это тоже целая история. И представьте себе – в ее маленькой квартирке, маленькой хрущевке-квартирке на Французском бульваре (раньше он назывался Пролетарский) собиралась потрясающая компания: Владимир Семенович Высоцкий (там он был только Володя), Слава Говорухин, который всем доказывал, что только тот, кто знает наизусть всего «Евгения Онегина», может считаться интеллигентным человеком. Но так как знал только он один всего «Евгения Онегина», значит, интеллигентный человек был тоже один. Значит, Рустам Хамдамов, замечательный художник, мечтал тоже снимать «Рабу любви», а потом, значит, Никита Сергеевич Михалков доснимал ее, Нина Русланова, сама Кира Муратова, и так далее. И вот там разговоры, беседы, шутки, песни, обсуждения – до утра, до рассвета. И вот ты находишься, ты этих людей… Володя! Талантливейшие люди! У них не было ни секунды что сейчас называется звездности, позиционности. Им не надо было этого доказывать, они – сами по себе. Они как-то дружили, шутили и уважали, ценили друг друга как-то. Как-то была атмосфера вот эта дружества настоящего…» (YouTube-канал «ГТРК "Иртыш"» (г. Омск), 17 июня 2021 г., «"Актуальное интервью" с Народным артистом России Юрием Шлыковым», ведущая О. Цэвэгжаева.))
    (Есть и иная версия событий. «Интересно, что и с Кирой Муратовой, у которой Высоцкий снялся только в «Коротких встречах», хотя бы гипотетически могла быть еще одна совместная работа. В 1975 году ему было предложено подумать о роли приятеля Печорина, доктора Вернера, в ее новом фильме «Княжна Мери» – экранизации главы из «Героя нашего времени». Вот только совершенно неожиданно приказом Госкино фильм был снят с производства, а одним из камней преткновения стал актерский состав. Высоцкий в нем, впрочем, не значился. По какой-то причине актер не смог или не захотел участвовать в съемках», – пишет Д. Смолев в статье «Неснятые фильмы: Кино Владимира Высоцкого», глава «Но как-то мягко отказали. Не дали» (размещена 25 января 2018 г. на интернет-сайте «КиноПоиск» kinopoisk.ru).)
    И опять… «Очень важно, из какой мы детской, вот актерской детской. понимаете? Очень важно. Вот представьте себе: в ее маленькой квартирке, такой хрущевке на Французском бульваре (раньше он был Пролетарский) собиралась каждый вечер компания. Ну, если не каждый. то довольно часто. Кто там был? Значит, Высоцкий – тогда он был Володя, сейчас – Владимир Семенович, Слава Говорухин, который всем доказывал, что только тот, кто знает наизусть всего «Евгения Онегина», может считаться интеллигентным человеком. Но так как знал только он один всего «Евгения Онегина», значит и в компании у нас был один интеллигентный человек. Рустам Хамдамов, который начинал снимать «Рабу любви», замечательный художник, который бесконечно рисовал. И так далее. И вот это собиралось вот в этой детской. Я не ощущал, я не мог оценить, с кем я общаюсь. Они были так естественны, просты, свободны и талантливы. Как-то они все были очень родными. Они все время смеялись, шутили, обсуждали, подначивали одного, другого. Кира Муратова там все время резала какие-то салаты и было какое-то дешевое вино… И эти разговоры, обсуждения, шутки были до утра.
    Я общался с теми людьми, которые… Вот представьте: Высоцкий. Кира Муратова… Они не могут! Рядом с ними…» (Телеканал «Ностальгия», «Юрий Шлыков. «Рожденные в СССР». Ностальгия 2021», ведущий И. Каширцев, эфир – 30 июня 2021 г.)
    Еще один рассказ Юрия Вениаминовича: «После окончания училища меня пригласили в Ермоловский, МТЮЗ, в Театр Станиславского. В тот момент Кира Муратова утвердила меня на роль Печорина в фильм «Княжна Мэри», и я уехал в Одессу. Там, в маленькой квартирке Киры, на пятом этаже без лифта, собиралась интересная компания. Слава Говорухин доказывал, что только тот, кто знает наизусть «Евгения Онегина», может считаться интеллигентным человеком, а так как знал он один, то он им и был. Приходил Владимир Высоцкий, Рустам Хамдамов вообще жил у нее. Кира резала салаты, и мы до утра разговаривали. Вдруг приходит циркуляр из Киева: Киру Муратову лишить звания режиссера-постановщика, производство фильма закрыть. Мотивация – искажение русской классики. И Киру на двенадцать лет отлучили от кино». (Интернет-сайт журнала «Театрал» teatral-online.ru, 28 апреля 2024 г., Т. Петренко, «Юрий Шлыков: "Объяснить гений Туминаса я не могу"»: интервью.)
    Вернемся на Таганку.
    «– Между периодами работы в театре были грузчиком. Как так получилось?
    – А где зарабатывать? Я тогда и устроился в грузчики, в Дзержинскую плодоовощную базу. Туда было же легче устраиваться. Просто приходишь, записываешься в листочек. Потом приходит человек, формирует бригаду около семи или десяти человек и говорит, какой вагон нужно разгружать. Это было потрясающее место, потому что там были и физики, и химик, и студенты, и даже люди из криминала, которые очень неплохо разбирались, между прочим, и в кино, и в театре. Я, правда, проработал недолго, всего полтора месяца. Потому что я узнал, что Юрий Петрович Любимов просматривает артистов для своей труппы. Ну, конечно, я рванул туда и попал, по-моему, одним из последних в список. А что такое Таганка в середине 70-х годов? Это невозможно объяснить! Всё, что будут говорить, кажется легендой и враньем или придуманной сказкой. Но если перед спектаклем вся площадь была заполнена людьми в поисках билета, если на кольцевом метро на каждой станции спрашивают за любые деньги билет на спектакль, а билетов не было никогда! Билет на Таганку – это даже не в Кремль, не в Большой театр, это какие-то иные художественные сферы. Ну и кто тогда работал? Высоцкий, Золотухин, Зинаида Славина, Алла Демидова, Расми Джабраилов, я боюсь кого-то пропустить. Это самые молодые, и все поэты, все пишущие музыку, это самые талантливые.
    – Вам как там работалось?
    – Вначале было хорошо, но наступает момент, когда тебе мало быть просто причастным к театру. Тебе хочется попасть к 15-17 артистам, на которых Юрий Петрович делает ставку. То есть это те, с кем он делает главные роли, а не те, которые где-то бегают. Но, глядя на меня, глаз Юрия Петровича не загорался, а что оставалось делать в таком случае? Или смириться с этим положением или уходить. Я склонялся к последнему. Дело в том, что я в это время с приятелем сделал в Театральном институте им. Щукина спектакль. И после этого спектакля я начал делать замечания студентам, артистам, которые играют в спектакле. В один прекрасный момент пришел в гримерную Анатолий Эфрос и говорит: «Мне спектакль очень понравился. Вы очень верно делаете замечания, вы хорошо анализируете. Спасибо». И после этих слов он ушел… Потом он ко мне снова подходит и спрашивает: «Ну, молодой человек, над чем вы теперь работаете?» А я растерялся и говорю: «Знаете, я в поиске». А он мне в ответ: «А, ну, ищите-ищите». И прошел мимо. Я почувствовал, что я ему интересен. И потом я узнавал, когда Эфрос может прийти, приходил на служебный вход и ждал, что он подойдет ко мне и спросит, как у меня здоровье, как погода, нашел ли я что-нибудь. Я опять ему отвечал, что в поисках, и он просил меня искать дальше. Вот эта игра принесла такое ощущение тепла, что я не мог без этого жить. Я единственный человек в тот период из артистов, который написал Юрию Петровичу заявление об уходе по собственному желанию. На этом карьера театрального артиста для меня закончилась.
    – Я правильно понимаю, что из Таганки Вы ушли в никуда?
    – В никуда!» (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Газета Жизнь», 15 марта 2024 г., Ю. Ягафарова, «"Он был поджарый, но в нем была сила русского мужичка". Звезда «Инспектора Лосева» Шлыков – о Высоцком и несыгранной роли в "Месте встречи"»: интервью, часть 2.)
    «– Пойти работать в Театр на Таганке вам посоветовал Высоцкий?
    – Нет, Таганка в моей жизни появилась позже. Случайно узнал, что идет просмотр артистов. В Театре на Таганке была очень интересная жизнь. Хмельницкий писал песни, Филатов писал стихи, Дыховичный был увлечен кино, а про Высоцкого я уж не говорю. Мы все время их слушали. В постановках Таганки была занята масса артистов. Работы было много. Оценивалась она цветом фонарика: красный – плохо, зеленый – хорошо. Но наступает момент, когда тебе мало быть просто причастным к театру, тебе хочется попасть в десятку артистов, на которых Любимов делает ставку. Но при виде меня, глаз у Юрия Петровича не загорался. И я задал себе вопрос: «Что делать: смириться или уходить?» Я выбрал второй вариант, и к этому был причастен Эфрос.
    –  В тот период он ставил на Таганке «Вишневый сад»?
    – Еще до этого мне Володя Поглазов предложил в Щукинском на курсе сделать спектакль. Как-то после репетиций в гримерной я делаю замечания артистам и вижу, что ребята поверх моей головы куда-то смотрят. Поворачиваюсь, на пороге стоит Анатолий Васильевич Эфрос и говорит: «Вы очень верно делаете замечания, хорошо анализируете».
    Потом, когда Эфрос на Таганке ставил «Вишневый сад», он подошел ко мне на служебном входе – можете себе представить, где я и где Эфрос – и спрашивает: «Молодой человек, над чем вы теперь работаете?» Я растерялся и ляпнул: «Я в поиске». Он кивнул: «Ну, ищите!» Потом я, зная, что у Эфроса репетиция, специально приходил в театр, и он каждый раз интересовался: «Как дела? Как настроение? Нашли?» Это было так по-доброму, так спокойно, что я понял – больше не хочу находиться на Таганке в крике, в агрессии. И написал заявление.
    – Таганка была крепостью. Попасть на спектакли было невозможно, а уж на артистов, которые там работали, смотрели, как на небожителей. А вы так просто говорите, что написали заявление. Как Любимов оценил ваш поступок?
    –  Крик стоял такой, что у метро было слышно: «Кто он такой?! Что он себе позволяет?!» Через две недели он подписал заявление, и я ушел.
    – Я знаю еще только одного артиста, который так же хлопнул дверью, уйдя с Таганки – это Александр Пороховщиков. Но прошло 33 года, и Любимов оценил вас как артиста?
    – В 2012 году на Таганке сложилась тяжелая ситуация, и Любимов ушел. В тот момент плечо ему подставил Туминас, пригласив в Театр Вахтангова на постановку «Бесы». Начались репетиции. Подавая мне текст роли Верховенского, Юрий Петрович сказал: «А я ведь помню, как вы от меня уходили. Ну, теперь будем работать вместе». Во время репетиций он стал ко мне относиться, как отец родной, называл меня по имени отчеству. Ну, думаю, издевается не иначе.
    В какой-то момент он собрал всех, меня попросил сесть на авансцене, а сам находился в зале, у режиссерского столика. Он начал говорить об искусстве, о юности, о литературе, о смысле жизни, о предательстве. Про мой монолог Верховенского о красоте: «Знаете ли вы, что без англичанина еще можно прожить человечеству, без Германии можно, без русского человека слишком возможно, без науки можно, без хлеба можно, без одной только красоты невозможно, ибо совсем нечего будет делать на свете». Сказал: «Это мое послание будущему поколению, мой завет, мое завещание». Потом спросил меня: «Какая главная мысль в творчестве Достоевского?», – и сам же ответил: «Самое трудное в жизни не лгать».
    – После того, как вы ушли с Таганки, чем стали заниматься?
    – Тогда я решил, что карьера театрального артиста для меня закончилась. Стал делать отрывки со студентами и так этим увлекся, что незаметно стал педагогом». (Интернет-сайт журнала «Театрал» teatral-online.ru, 28 апреля 2024 г., Т. Петренко, «Юрий Шлыков: "Объяснить гений Туминаса я не могу"»: интервью.)
    Более подробно о своей работе в знаменитом театре Юрий Вениаминович рассказал на одной из творческих встреч со зрителями: «И вдруг – крик: «Шлыков! В кабинет Любимова! Шлыков! В кабинет Любимова!» Я вошел в кабинет Любимова. Юрий Петрович говорит: «Садись. Значит так: я приступил к репетиции спектакля «Ревизская сказка» по Гоголю (1978 г. – А. С.) Вот макет. Значит, художник Давид Боровский уже его сделал. Значит, Шнитке Альфред пишет музыку». Я не слышал, что он говорит. Я только думал взял он (меня в театр) или нет? Он перехватил мой взгляд, сказал: «Я тебя взял. Взял!» Тут я вообще перестал его слушать. Это ученик когда с тобой разговаривает. Да, да, да! Надо сказать, что работы было там, в театре, очень много – там очень густонаселенные всегда были такие спектакли, там, и значит: «10 дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые», вот этот, самый, там, Маяковский. «Товарищ» и так далее.
    Надо сказать, что такое Таганка. Это Таганка 76-й, 77-й, там, 78-й год – это невозможно объяснить. Я не могу объяснить это ни студентам, никому. Это не то, что вся площадь запружена в поисках, там. билета, всего их там не было. Я, вот, метро кольцевое – на каждой станции были люди, требовали лишние билеты. Билетов не было. Почему? Во-первых, потому, что это был самый модный театр и там были самые модные, ну самые талантливые артисты того времени, да: Высоцкий, Золотухин, Шаповалов, Зина Славина, Алла Демидова, Инна Ульянова, Саша Пороховщиков, Готлиб Ронинсон, Сайко… В общем, друзья. Бортник, Леня Филатов – в общем, можно перечислять. Чтобы попасть – это фантастика, это – невозможно!
    Надо сказать, что в этом театре у них вот есть такие впечатления, когда это остается навсегда. А вот самые сильные впечатления – это когда Высоцкий Владимир Семенович, Володя – тогда мы только Володя, это сейчас он Семеныч, а тогда он только Володя, всех называли по именам, таких, в общем, отчеств никто и не знал тогда, – когда исполнял монолог Хлопуши, спектакль «Пугачев» по Есенину. Надо сказать, что там художник сделал вот такой крутой помост, градусов 36, мы еле стояли. Мы были босиком, в одних портках, с голыми торсами. В руках у нас были огромные настоящие топоры, которые время от времени нужно было врубать в помост. Задача была она: не попасть себе по пальцам ну и, в общем, товарищам тоже не хотелось попасть. Ну и всяко бывало: тут, вы знаете, темнота, бывает так, что не все получалось. И цепь. И вот когда выходил Владимир Семенович Высоцкий, а тот, кто его помнит, – я вам скажу: это не был высокого роста человек и не был обременен такой огромной мышечной массой. Как можно сейчас сказать – перекачается, и так далее. Такой небольшого роста русский мужичок, такой крепенький – ни толстый, ни худой, ну, как, вот, понимаете, обыкновенная фигурка-то, небольшая совершенно. Но когда он брал цепь, начинал монолог Хлопуши (пародирует Высоцкого, кричит):

                Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
                Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?
                Проведите, проведите меня к нему,
                Я хочу видеть этого человека!

   И вы знаете, вот… Зал завороженный. И я был заворожен. Может, потому что рядом был. Я даже не знаю… Но это исполнение было не актера, это было исполнение поэта. И потом я слышал несколько раз, как этот монолог читали хорошие артисты. Но вот знаете – как в мультфильме – жалкое зрелище вот рядом с этим ты… Понимаете, это как сегодня пытаются спеть песни Высоцкого за Высоцкого. Ну, вот понимаете, не потому, что я не слышу, потому, что это обжито именно этим человеком. Это как его ребенок. А для вас он все-таки чужой. Как бы вы ни старались. И объяснить это невозможно. Нельзя Вертинского петь, мне кажется, нельзя Высоцкого и когда Миронова поют. Или нужно талантом обладать, или – не берись это делать. Как-то все это очень странно…
    Короче говоря – вот это было самое сильное, до сих пор самое сильное впечатление. Но надо сказать, что на Таганке в те времена единственный театр, который по воскресеньям играл три спектакля: в 12, в 7 часов вечера и последний спектакль в 10 часов вечера. Назывался спектакль «Антимиры». Это по произведениям Андрея Вознесенского. Там стихи читали все: Высоцкий, Золотухин, Шаповалов, Леня Филатов, Веня Смехов, Наташа Сайко, ну, в общем, Зина Славина – все! Иногда приходил сам мэтр, Андрей Вознесенский, и тоже читал свои стихи. И мне тоже нравилось читать его стихи. (Читает два стихотворения А. Вознесенского.)
    Но время, время летит вперед. И тебе уже мало быть просто причастным к Театру на Таганке. Тебе хочется попасть в те 15-17 артистов, на которых Юрий Петрович Любимов делает ставку, делает с ними спектакли… Но глядя на меня, глаз Юрия Петровича Любимова не загорался. И в таком случае артисту приходится выбирать одно из двух: или согласиться с таким положением, или – уходить. И я выбрал второе…» (YouTube-канал «Центральная Городская Деловая Библиотека», 17 марта 2021 г., «Творческая встреча с Народным артистом России Юрием Шлыковым 12 марта 2021 года в Центральной Городской Деловой Библиотеке».)
    «– В Театре на Таганке вы работали вместе с Владимиром Высоцким. Чем он Вам запомнился? Какие у Вас были отношения?
    – Мы с Высоцким из разных поколений, между нами была дистанция, и потому мы не могли дружить. Но я счастлив, что мы играли на одной сцене. Особое потрясение я испытал от его игры в спектакле Юрия Любимова «Пугачев». Для этого спектакля был построен крутой помост, мы, артисты. стояли вокруг – босые, с голыми торсами, держа топоры и цепи. Высоцкий не был высокого роста, не был обременен мышечной массой, но, когда он выходил на сцену и брался за цепь, читая монолог Хлопуши, от него шла такая мощная энергия, что все в зале сидели завороженные. Вместе с залом был заворожен и я.
    – А почему Вы ушли из легендарной Таганки в Театр Вахтангова?
    – В то время о Таганке грезил любой актер. Но, когда у тебя только эпизоды, ты мечтаешь о больших ролях. О том, чтобы попасть в десятку ведущих актеров наравне с Высоцким, Золотухиным, Пороховщиковым… К сожалению, у меня перспективы для этого не было, и я решил менять свою жизнь». (А. Мехтиев, «Юрий Шлыков: "В актерскую профессию меня привела сама судьба"»: интервью, «Однако, жизнь!», № 16, август 2021 г.)
    О своем переходе в другой театр и причинах этого Юрий Вениаминович рассказывал и в других интервью: «У меня вышло так: жена сказала, что беременна, – это счастье чрезвычайное, плюс сентябрь и дивная погода. И вот Наташа в положении, а я как раз решаю что-то поменять в своей актерской карьере, то есть уйти из Театра на Таганке. Таганку середины семидесятых надо представлять: это самый пик – Высоцкий, Филатов, Пороховщиков, Алла Демидова и, конечно, Любимов и Эфрос… И именно в этом театре работаю я. Конечно, видел, что шансов попасть в пятнадцать человек, активно играющих в спектаклях Юрия Петровича, у меня немного. Но все-таки свои сто двадцать рублей я получал, а жена беременна, живем мы в коммуналке с соседом-таксистом и вторым, который все время рубил свою дверь топором из-за утери ключей. И как раз в тот момент я задумался об уходе из театра. Поделился с Наталией, ожидая какой угодно реакции. «Ты хорошо подумал?» – только и спросила жена. Я кивнул и пошел писать заявление по собственному желанию. Поднялся такой скандал! Могу ошибиться, но я чуть ли не единственный артист, кто ушел от Любимова сам…» («Юрий Шлыков и Наталия Санько. Счастье – быть вместе», беседовала Е. Михайлина, «Караван историй», № 8, август 2017 г.)
    «– Но почему-то вы спустя четыре года ушли из этого театра?
    – Тупиковая была ситуация. В главную двадцатку не попадешь, а амбиции существовали. И я просто ушел в никуда…
    – Не было сожаления об уходе с Таганки?
    – Многие не очень понимали, что я делаю. Спустя годы встретился с Юрием Петровичем Любимовым, который пришел в Театр Вахтангова ставить «Бесов». Меня назначили на роль Степана Трофимовича Верховенского. И мы начали работать как бы на другом витке, при другом возрастном опыте – получил от этого огромное удовольствие. Юрий Петрович – все-таки очень талантливый мудрец и художник. Чтобы в таком возрасте иметь столь ясный ум и ставить спектакли – подобного режиссера я не встречал». (Интернет-портал «Городской портал Красноярск» gorodskoyportal.ru, 15 мая 2014 г., С. Павленко, «Интервью с Юрием Шлыковым: "Никто так пристрастно не видит наши ошибки, как недруги"».)
    «Прошел целый круг в Театре на Таганке. Значит, я ушел сам по себе из Театра на Таганке – тоже целая история была от Юрия Петровича Любимова. Единственный человек в мире, который написал Юрию Петровичу из артистов заявление об уходе по собственному желанию. Ой, что началось! Ой! Я думал, что он съест меня, крики – как будто я родину продал. Что-то я сделал такое ужасающее!» (YouTube-канал «ГТРК Иртыш» (г. Омск), 17 июня 2021 г., «"Актуальное интервью" с Народным артистом России Юрием Шлыковым», ведущая О. Цэвэгжаева.)
    В 1978 году Шлыков и Высоцкий могли пересечься в кино и быть партнерами в знаменитом телесериале «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина… Только одни журналисты утверждают, что Юрия «сватали» в него на роль Володи Шарапова, другие – на главную – самого Глеба Жеглова.
    «На роль Шарапова пробовали с десяток актеров, среди которых Юрий Шлыков из Таганки, Владимир Рожин из Ленкома, Вадим Михеенко из Театра имени Моссовета (ныне руководитель Театра танца и пантомимы «Терра мобиле» в Санкт-Петербурге). Пробовался и Сергей Никоненко, который потом в кино сыграл множество милиционеров, но его мечта стать Шараповым не осуществилась.
    Также Шарапова видели в Евгении Герасимове, Евгении Леонове-Гладышеве и, говорят, даже в Станиславе Садальском. Поначалу Говорухин хотел пригласить Сергея Шакурова, но киноначальство воспротивилось». (А. Велигжанина, В. Сергеев, «"Место встречи изменить нельзя": Жегловым мог стать Кузьменков, а Шараповым – Никоненко», «Комсомольская правда», 26 ноября 2009 г.)
    «По поводу исполнителя роли Шарапова развернулась настоящая коррида. На роль пробовались Александр Абдулов (в итоге сыграл водителя бандитской хлебовозки по кличке Жженый), Сергей Никоненко (пролетел), Евгений Леонов-Гладышев (сыгравший роль Васи Векшина), Юрий Шлыков, Александр Курепов и даже Станислав Садальский (тоже все – пролет, Садальскому досталась другая роль – вора-карманника, щипача по прозвищу Кирпич)… Сами Вайнеры хотели пригласить на роль Шарапова Евгения Герасимова. Он отказался из-за занятости в другом фильме. Говорухин же приглашал на пробы Сергея Иванова (знаменитого «Кузнечика» из «В бой идут одни "старики"» и Лариосика из «Дней Турбиных»). Но тот тоже не смог, так как снимался у Григория Кохана в фильме «Рожденная революцией». В результате Шараповым, к великому неудовольствию Вайнеров, стал Владимир Конкин». (Интернет-сайт trinixy.ru, 5 марта 2014 г., Ploskodonka, «Интересные факты о съемках культового кинофильма «Место встречи изменить нельзя» (62 фото)».)
    «Пробы на Жеглова были формальностью и проводились только ради руководства – Говорухин никого, кроме Высоцкого, снимать не собирался. На пробы приглашали актеров, которые, несмотря на все заслуги, не могли тягаться с Высоцким – Юрий Кузьменков, Леонид Яновский, Юрий Шлыков…» (Интернет-сайт «Рikabu» pikabu.ru, PapaSilver, «История создания фильма "Место встречи изменить нельзя"» (2019).)
    Крайние воспоминания актера о перипетиях, связанных с пробами в телесериале.
    «– Это правда, что Вы должны были сыграть одну из главных ролей в фильме Говорухина «Место встречи изменить нельзя»?
    – Да. Я пробовался, и меня утвердили. Кстати, в один день со мной Армен Джигарханян проходил пробы на роль Горбатого. Ну тут возникла тяжелейшая для меня дилемма – либо кино, либо Театр на Таганке. Я ведь туда только-только устроился – еще месяц назад грузчиком работал на овощебазе. И бросить великий театр было чем-то немыслимым. В то же время Владимир Высоцкий уже был утвержден на главную роль, хотя у него уже тогда были проблемы со здоровьем. Его супруга Марина Влади приезжала к Говорухину обговаривать детали съемок. Говорухин должен был подстраиваться либо под меня, либо под Высоцкого – под двоих не мог – и поставил меня перед тем самым тяжелым выбором. Я выбрал театр, и с тех пор мы со Станиславом практически не общались… Я уже не мог подойти к нему по-дружески, как раньше.
    – Кто на кого обиделся?
    – Конечно, я. В итоге эту роль сыграл Владимир Конкин, и прилично сыграл. К Володе у меня никаких претензий быть не может. Но ситуация всё же была обидная. Ну и хочу сказать, что тогда фильм «Место встречи» был всего лишь одним из многих – это только впоследствии он получил культовый статус.
    – Большую роль в Вашей жизни сыграл режиссер Станислав Говорухин. Вы дружили?
    – Отношения со Славой были не дружескими, потому что я боюсь слова «дружба», так как это очень ответственно. Поэтому с Говорухиным у нас были приятельские отношения. И мне было с ним интересно, и ему со мной. Он, например, мне первый рассказал, насколько велик Высоцкий… Мы же привыкли воспринимать Высоцкого с чем-то алкогольным или уголовным. Потому что в те времена были и Ахмадулина, и Рождественский, и Вознесенский. А Высоцкий был на вторых или третьих местах. И вот, значит, я иду с Говорухиным, и он говорит: «А ты знаешь, что Высоцкий очень хороший поэт?» Я говорю: «Ну, наверно…» Тогда он мне начал рассказывать, как он плотно пишет стихи, что каждая стихотворная строчка – это фильм. И начинает приводить примеры. К примеру, строчка «Мерцал закат, как блеск клинка» – это уже готовое название фильма. Или вторая строчка «Свою добычу смерть считала», или «Бой будет завтра», то есть каждая строчка – это почти тема полнометражного фильма. После того как мы с ним поговорили, я тоже стал читать его стихи и понял, что Высоцкий, действительно, замечательный поэт. Так я стал всерьез интересоваться его творчеством. Для меня было важно, что я знаком не с самим Володей, а вот с таким поэтом!
    – Каким Вы запомнили Высоцкого?
    – Сейчас многие своих героев представляют так: высокий, с огромной мышечной массой, небритый, брутальный. Но к Высоцкому эти черты не имеют никакого отношения, потому что он был невысокого роста, необремененный мышечной массой. Ну, так, поджарый, даже не плотненький, но в нем такая сила русского мужичка ощущалась всегда. И второе, он был человек верный своему слову. Для него понятие дружбы было выше всего. Например, если нужно было помочь другу, то он бросит все и поедет помогать. От этого с ним было очень легко и приятно общаться, и он был очень свободен в разговорах, замечательно шутил. Он был очень-очень живой, ему интересно было все – море, запахи, корабли, мачты, канаты, земля. То есть любые темы ему надо было обязательно знать. Такой спокойный, крепкий мужичок и очень веселый, но при этом он никогда не был в мраке, хотя это был 1974 год. Он был уже очень популярен, но не было того болезненного безумства, которое, скажем, было к 80-му году. Тут уже фетиш пошел такой, что с ума сойти.
    – Он изменился?
    – Ну, как сказать, я видел лицо очень усталого человека. Он абсолютно устал, как будто выжали все соки из него». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Газета Жизнь», 15 марта 2024 г., Ю. Ягафарова, «"Он был поджарый, но в нем была сила русского мужичка". Звезда «Инспектора Лосева» Шлыков – о Высоцком и несыгранной роли в "Месте встречи"»: интервью, часть 2.)
    Младшая дочь актера Ксения Предель (Санько) 27 января 2017 года на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» vk.com разместила сообщение: «1 марта 2017, Центральный Дом журналиста, 19-00. Народный артист России, профессор, ведущий актер известнейшего Театра им. Е. Вахтангова, педагог, давший путь в жизнь десяткам талантливых артистов… «В погоне за счастьем» – это добрый, счастливый, наполненный радостью и созерцанием монолог со зрителем. Все присутствующие окунутся на время в удивительный мир – мир поиска своего жизненного счастья. При помощи таланта артиста зритель встретится с легендами: Владимиром Высоцким, Мариной Влади, Кирой Муратовой, Борисом Захавой, Юрием Любимовым и др.…»
    Увы, стенограмма монолога со зрителем недоступна, и о ком там и как вспоминал актер – остается неизвестным.
    Сегодня Юрий Вениаминович в кино не снимается – не зовут. Пробует себя в роли театрального режиссера, как педагог в звании профессора преподает актерское мастерство студентам Щукинского училища и воспитывает аж пятерых внуков.
    Шлыков мечтает выкроить время и «засесть за мемуары», рассказав в них всю правду о своих бывших коллегах и друзьях по искусству, о Театре на Таганке и, конечно же, – о Владимире Высоцком…


Рецензии