Как солдатский сын стал академиком
Мальчик бойкий, назвали Стёпой.
И остался бы в забытье,
Не пойди он учёной тропой.
Славяно-греко-латинскую школу
Называли тогда академией,
Занимались там "мужеска полу".
Стала Пете та школа премией
И Степан, сын Петров, закончил
Это славное заведение.
Кто ему дальше путь напророчил,
Вызывает большое сомнение.
В Петербургском университете
Стал учиться Степан Крашенинников,
На академическом же Совете
Выбирать стали учеников
Для Камчатской (Второй) экспедиции
Знаменитого Витуса Беринга.
Он писал, видать, просьбы-петиции,
Что изученьем камчатского берега
Заниматься должны учёные.
Выбор пал на трёх академиков
И студенты, к ним привлечённые,
Были в качестве учеников.
Крашенинников был у Гмелина,
С ним он много ходил по Сибири.
Не одна там пещера обмерена,
Знатоком стал в учёном мире.
Степь смотрел от Байкала до Лены
И спустился по ней до Якутска.
Там позвали с Камчатки "сирены",
А земля та была уже "русска".
Ещё в первую экспедицию
Обошёл её Беринг по-быстрому.
Надо было её "позицию"
Уточнить, описать "хорому".
Но корабль потерпел крушение,
Не дойдя до камчатского берега.
Потеряли всё снаряжение,
А кругом только сопки, снега...
До весны собирались с силами,
А потом приступили к работе
(Интересно, писали чернилами
Или...? Об этом нигде не найдёте)
Крашенинников всю Камчатку
Исходил, описал очень много.
Что за река выходила к распадку,
Как спускается, круто, полого.
Отмечал, что гористая местность
В этой области преобладает,
И какая земле полезность,
И что снег на вершинах не тает.
Проследил крупных рек течение,
Характеристику дал озёрам,
Видел водных "ключей" извержение
И с каким они "бьют" повтором.
Наблюдал и "горелые сопки",
Поднимался на эти вулканы.
Есть в отчётах такие строки:
"... Позавидуют многие страны..."
Крашенинников достаточно сделал
Тем своим, очень малым, отрядом.
Как жила, развивалась, пустела
Территория, что была с нами рядом.
Он один представлял экспедицию,
Был во многих её ипостасях,
Изучал племена, их традицию.
И геологом был, и в летописях
Искал ответ на свои догадки,
Возвратившись в Санкт-Петербург,
Ведь все записи были кратки...
"Описание земли Камчатки" - труд его рук.
Приобрела мировая наука
Много новых научных фактов.
Жаль, вначале с нерусского звука
Речь звучала из фолиантов.
Многое академиком Миллером
Издавалось тогда за границей,
Это там было всё фурором,
А потом только в нашей столице.
Да и то лишь для тех, кто знает
Иностранные языки.
(Очень часто это бывает,
Когда дело с нерусской руки
Продвигается к завершению).
Через восемь лет после прибытия
Крашенинников (по обыкновению
Долог путь его "жития"!)
Стал профессором натуральной истории
И ботаники. (Должностей много
Для людей такой категории)
Девять лет - вот таким итогом
Завершилось его сочинение.
Одной из лучших считают работу -
Монументальное произведение
В мировую попало квоту.
Жаль, лишь сорок четыре года
Прожил этот великий учёный.
Ограничивалась свобода
Или очень был труд напряжённый?...
Свидетельство о публикации №122030704250