Миры и учителя часть 97
Чем дальше я шел по коридору, тем больше размерами становились ледяные блоки. Заключенные в них монстры были все крупнее и крупнее.
Я шел по этому мрачному паноптикуму час, другой, потом и третий. И тут вдруг я увидел, что ледяной коридор раздваивается. В левом, насколько хватал глаз, тянулись все те же однообразные кубы с глазастыми уродцами. А вот в правом стояли ледяные кристаллы с почти такими же монстрами, но на их головах почему-то уже не было надлобной шишки.
Помимо моей воли я выбрал правый коридор. Дальше большой временной кусок просто выпал у меня из памяти, однако сохранилось смутное ощущение, что я все-таки шел куда-то вперед.
Следующим сохранившимся воспоминанием была картинка небольшого расширения коридора, в центре которого на полу словно бы лежали два солнечных зайчика, наложенных один на другой. Поскольку обойти их не было никакой возможности, я ступил в центр светящегося пятна. В тот же момент что-то мощно ударило меня по голове, и после этого снова наступил провал в памяти.
Очнулся я уже на вершине Поповой горы, что находится примерно километрах в десяти от Ширяева. Мое лицо обдувал свежий ветер, а в глаза бил солнечный свет. Еще в момент включения сознания мне показалось, что рядом со мной сидела большая собака, но вот за это я поручиться не могу. Уже потом я узнал, что мое путешествие под землей заняло пять суток».
Что же это было?
Вот как комментирует этот рассказ президент неправительственной исследовательской организации «Авеста» инженер Игорь Павлович:
- При анализе приведенных выше текстов сразу же возникает вопрос: насколько они достоверны? Несмотря на всю невероятность описанных явлений и событий, давайте тем не менее попробуем проанализировать их с позиций науки.
Само существование значительных подземных пустот в карстовых породах Самарской луки - факт бесспорный. Но существовали ли пещеры, описанные участниками походов по жигулевским подземельям, и существуют ли они по сей день - вот вопрос! Ведь известно, что строительство каскада волжских гидроэлектростанций во второй половине ХХ века в корне изменило весь гидрологический режим реки на территории Самарской области. В частности, уровень воды у плотины Волжской ГЭС имени В.И. Ленина поднялся на 29 метров, в Саратовском водохранилище у Самары - на 5 метров, а у Сызрани - на 11 метров. Без сомнения, поднявшаяся вода залила все подземные пустоты, а возросшее давление воды наверняка разрушило всю описанную выше пещерную систему вместе с ее содержимым.
О фиолетовом свечении в подземелье. Именно фиолетовая окраска льда указывает на наличие в нем значительных включений радия. Именно распад этого радиоактивного химического элемента и должен вызвать устойчивую ионизацию воздуха и, следовательно, свечение его и окружающих горных пород.
Наличие радия, урана и прочих радиоактивных химических элементов в недрах нашей области, в том числе и в окрестностях Самарской луки, уже подтверждено новейшими геологическими исследованиями. Предполагается даже, что некоторые урановые и радиевые пласты, залегающие сравнительно недалеко от поверхности земли, могут быть основой для разработки этого нового для нашей области полезного ископаемого.
Еще большее недоверие вызывают описания загадочных ледяных «кунсткамер». Между тем нечто подобное нам уже продемонстрировали пещеры горной системы Кугитанг в Туркменистане, открытые спелеологами в 1984 году. Тогда об этой находке подробно писали многие центральные газеты. В пещерах Кугитанга попавшие в них животные мумифицировались - так почему же в жигулевских пещерах здешние невольные узники не могли оказаться замороженными в ледяных глыбах? Ведь о наличии льда в жигулевских подземельях ученые и краеведы сообщали не раз. Впервые, кстати, упоминание о ледяных пещерах Жигулей встречается в монастырском географическом путеводителе издания 1689 года. А в начале ХХ века составители подробной гипсометрической карты Жигулевских гор описали в этих местах множество пещер, внутри которых даже в разгар лета нашлись целые ледяные залежи. В частности, топограф М.Ноинский в 1902 году отметил возникновение «подземного прохода в очень глубокую ледяную пещеру близ села Подгоры».
Что касается медведей, то раньше они действительно водились на территории Самарской луки и Жигулевских гор. Последние упоминания о встрече с ними в этих местах относятся к девяностым годам девятнадцатого века. Тем не менее в ХХ столетии в пещерах Жигулей не раз находили останки доисторических медведей, в частности, в 60-х годах в подземельях около села Ширяево. Раскопки здесь вела археологическая экспедиция известного советского ученого Олега Бадера.
Сложнее обстоит дело с описаниями ящероподобных монстров, вмороженных в глыбы льда. Однако и этому факту можно найти современное объяснение. Не так давно канадский палеонтолог Дейл Рассел, изучая останки ископаемых ящеров из рода стехонихозавров, живших в юрское время (то есть около 150 миллионов лет назад), пришел к выводу, что у представителей этой группы размер головного мозга за очень короткий период увеличился в десять с лишним раз. Сейчас уже установлено, каков примерно должен быть облик этого гипотетического монстра. У него выделялась большая голова, разросшаяся за счет сильно увеличившегося мозга. Передвигаться он должен был на двух ногах, и при ходьбе его тело занимало вертикальное положение - так же, как и у современного человека. При этом его верхние конечности преобразовались в руки с тремя пальцами. Рост - от 1,3 до 1,5 метра. Одним словом, почти полное совпадение с описанием, сделанным заблудившимся в подземелье геологом.
Предполагается, что примерно 70 миллионов лет назад в результате космической катастрофы (скорее всего, на нашу планету упал крупный астероид) динозавры исчезли с лица Земли, уступив свое место млекопитающим и птицам. Вполне возможно, что немногочисленные группы этих существ все же смогли сохраниться до более поздних времен в отдельных укромных уголках планеты - в так называемых рефугиумах. Одним из таких убежищ вполне могла стать пещерная система, сложившаяся около 15 миллионов лет назад в глубине Жигулевских гор и их отрогов.
Как относиться к рассказам геологов 30-х годов – это личное дело каждого исследователя. Жаль, что повторить все описанные выше путешествия по жигулевским подземельям ныне уже вряд ли удастся. Скорее всего, большинство из них уже давно разрушено в результате подъема уровня воды в Куйбышевском и Саратовском водохранилищах.
«Чудь подземная»
Призрачные явления, которые не только проходят красной нитью через все жигулевские сказания, но и до сих пор наблюдаются в ряде точек Самарской луки. Наиболее известный из них - так называемый мираж «Мирного города», который упоминает в своей книге еще голштинский путешественник Адам Олеарий, посетивший Поволжье в семнадцатом веке. Другое название того же явления - «Крепость пяти лун», «Белая церковь», «Фата-моргана» и так далее.
Такой мираж чаще всего наблюдается близ Молодецкого и Усинского курганов, а также в районе озер, что раскинулись между селами Мордово и Брусяны. По данным многих наблюдателей, здесь на рассвете может внезапно появиться призрачный город, чтобы через минуту-другую исчезнуть снова. Те, кто видел этот мираж, рассказывают, что он напоминает сказочный замок с белой крепостной стеной и башенками, на которых развеваются белые флаги.
Об этом мираже есть упоминание и в сборнике «Жемчужины Жигулей», вышедшем в свет в 1974 году. В этой книгео нем говорится так: «И когда встает на востоке над Волгой солнце, становятся видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждет, когда его богатства людям понадобятся».
Впрочем, согласно собранным данным, иногда на волжской излучине можно увидеть и другие подобные явления, во многом сходные с «Мирным городом». Среди них - мираж под названием «Храм Зеленой луны». Удивительно переливающуюся башню вроде бы не раз наблюдали неподалеку от поселков Зольное и Солнечная Поляна, а также в районе Стрельной горы.
Еще стоит упомянуть о мираже под названием «Водопад слез», который народная молва привязывает к известному роднику Каменная чаша, а также к исчезающему озеру, что находится в урочище Елгуши. По преданию, все эти водные источники образовались из слез Хозяйки Жигулевских гор, которая по сей день оплакивает своего возлюбленного.
Между прочим, геологические данные говорят о том, что в ряде точек Жигулевских гор в далекой древности и в самом деле могли существовать водопады. В связи с этим исследователи относят описываемые явления к группе так называемых «хрономиражей». Предполагается, что они являются отражениями реальностей далекого прошлого, проецируемых в современность.
В архиве «Авесты» есть несколько описаний таких хрономиражей. Вот запись наблюдений от 3 ноября 1991 года, сделанная президентом «Авесты» Игорем Павловичем:
«Около 21 часа 15 минут над Волгой в районе Красной Глинки по местному времени в грозовых тучах вдруг появилось аккуратное квадратное отверстие. По его периметру словно бы бежал красный луч, который развернулся веером, вспыхнул - и погас. Сразу вслед за этим в небесном «окне» появилось видение - берег морского залива, ограниченный грядой невысоких холмов, поросших лесом. От холмов к воде сбегала цепочка песчаных дюн. В том далеком мире был яркий солнечный день, и по его небу лениво ползли маленькие белые облачка. Вдруг над «потусторонними» холмами появилось множество черных точек. Они словно бы двинулись из глубины изображения в сторону наблюдателя. Сразу же вслед за этим окружающие «окно» тучи пришли в движение, начали сходиться и в одну секунду закрыли квадратное «отверстие» в небе».
Другая группа жигулевских мифов и легенд касается подземного мира этих волжских гор, который для ученых и по сей день остается настоящей терра инкогнита. В частности, очень интересны былины о неких призрачных человечках, внезапно появляющихся из-под земли и также внезапно исчезающих. О них говорится, что эти белые карлики «так прозрачны, что сквозь них видны деревья». В легенде о бессмертном Иване Горном (чей образ переплетается с образом Степана Разина), записанной в середине XIX века уже упоминавшимся собирателем фольклора Д.Н. Садовниковым, эти существа именуются «чудью подземной». Местные жители описывают их так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуей, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело». Последние слова, видимо, означали наличие у подземных жителей телепатических способностей.
Огненные шары над рекой Усой
Еще местные предания гласят, что не только в нынешние, но и в прежние времена люди не раз видели над Самарской лукой некие летающие огненные шары и другие непонятные объекты, природа которых для ученых до сих пор остается неясной. В связи с этим очень привлекательной для аномальщиков точкой самарского края по сей день остается урочище Гремячее - горный массив в Сызранском районе, который находится близ села того же названия.
Здесь, на самой окраине Жигулевской дислокации, находится исток реки Усы, которая довершает Самарскую луку до почти полного водного кольца. Здешние горы по высоте уступают только самым высоким вершинам Жигулей, а на их склонах между причудливыми скалами-останцами еще в незапамятные времена образовалось множество пещер, карстовых воронок и провалов, из которых бьют родники. Вот с этими-то местами и связано множество легенд и мифов. Которые, к слову, выводят исследователей на еще одну таинственную подземную расу.
Согласно местным преданиям в здешних пещерах вот уже много тысяч лет живет карликовый народ, который здешние чуваши называют «уйбеде-тюале». Это словосочетание можно перевести как «человек - мохнатая обезьяна», а также как «человек-филин». Говорят, что даже в наше время эти странные существа хоть и редко, но все же встречаются людям в здешних горах. Представьте себе карлика ростом не выше пупка среднего человека, но с огромными глазами и лицом, покрытым не то шерстью, не то перьями. Понятно, что кто-то из числа встретивших такого «ужастика» называли его обезьяной, другие - филином. Вот так у чувашей и появилось имя этого загадочного подземного народа.
Другое, не менее загадочное здешнее явление выглядит так. По словам местных жителей, над урочищем Гремячее по сей день иногда летают странные огненные шары примерно двухметрового диаметра и с хвостиком. Говорят, что те из сельчан, которые прожили здесь два-три десятка лет, хотя бы раз в своей жизни видел это загадочное явление. По-чувашски их именуют «патавка-бусь», что как раз и означает «огненный шар».
Как рассказывал собирателям фольклора один из очевидцев этого явления, «патавка-бусь» обычно летает медленно и невысоко от поверхности земли. Но самая невероятная часть этой легенды гласит, что эти огненные шары могут… превращаться в человека! Якобы сельчанам известны конкретные случаи, когда такие воплощенные в людей мужского пола пришельцы приходили в деревню, где они… сожительствовали с местными женщинами! А дети, родившиеся от этого странного брака, либо умирали, либо быстро превращались в легендарных подземных человечков «уйбеде-тюале»…
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Свидетельство о публикации №122030702254