О Свете, Добре и Зле - Христианская теодицея
с радостью от Феофила
«Бог есть Свет, и нет в нём никакой тьмы»
[1Ин. 1:5]
«… и Свет во тьме светит и тьма не объяла его»
[Иоан. 1:5]
{Верлибр – произведение смешанного жанра}
Свет и тьма понятия соотносительные, но не равноисходные. Легкое Затемнение и Мрак не могут существовать сами по себе, без света.
Тень есть потому, что свет светить. Обратное утверждение: а именно, что свет происходит от затемнения – абсурдно. Правда и свет не является источником или даже причиной тени. Тень существует потому, что есть препятствие для света. Свет нашего мира можно назвать мерцающим, который таков именно потому, что проходит через многие преграды материального мира, которыми вызывается его затемнение. Уберите препятствия и не будет затемнения. В молитве святого Антиоха есть такое прошение: «Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, спяща мя сохрани немерцающим светом, Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики».
Итак, свет первоисходен. Он существует без тьмы и, поэтому, не может быть поглощён тьмой. Свет есть первое благо, затемнение которого создаёт пространство для зла, его временности, как и всего временного.
Зло подобно тьме. Оно существует постольку, поскольку есть преграда Добру. Подобно тому как тень не может существовать без света, так и зло паразитирует на несовершенстве добра, к которому располагает себя разум и воля человека-из-плоти.
День есть присутствие света. Ночь же есть присутствие тьмы. День есть бытие в полноте света [1], Ночь – бытие в его недостатке.
В телесной храмине человека есть Окна для Света. Как говорит Святое Благовестие: «Светильник для тела есть око» [Матф. 6:22], «… если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» [Матф. 6:22-23].
Об этом в моем стихотворении:
Когда Взор чист, то зрит лишь Чистоту.
Когда он темен – видит больше Тьму.
И не имеет никакой Надежды
Сей Хладный Луч, скользящий Краем Бездны…
Что зрит он, глядя в Эту Глубину?
Хотел бы знать: зачем она ему?
Когда Слух чист, он слышит Песнь Любви.
Когда он темен – слышит Гласы Тьмы
И Сердца закрывает Вежды
Сей Мрачный Слух, зовущий к Краю Бездны…
Что слышит он чрез Эту Глубину?
Хотел бы знать: зачем она ему?
Когда ты Любишь – зришь во всем Любовь.
Когда не любишь – видишь Месть и Кровь.
Так не имеет никакой Надежды
Сей Хладный Луч, скользящий Краем Бездны,
Взыскающий во Мраке Глубину.
Хотел бы знать: зачем она ему?
Се несть Любви закрывшим Сердца Вежды.
* * *
Чем в мыслях грезишь, в том найдешь Исход
И чувства светлого Восход или Заход.
Но Страсть Земных закроет Сердца Вежды…
И не имеет никакой Надежды
Сей Хладный Луч, скользящий краем Бездны,
Взыскающий во Мраке Глубину,
В себе самом несущий Неизбежность
Того, что в Тайне грезится Ему [2].
Многие человеческие страсти укореняются и берут своё начало в нашей воспринимающей способности. Видение, осязание, слышание – все это, будучи связанными с желаниями человека-из-плоти, воспаляются ими, понуждая к греху.
«… знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то;, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех…. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» [Рим.7:18-23]
Зло, как некое небытие или отрицание бытия, не имеет собственной основы, оно есть отсутствие добра или его недостаток [3]. От недостатка любви рождается ненависть, от утеснения правды – неправда, от умаления истины – заблуждение, а от них и всякое иное помрачение человеческого жизни, именуемое злом.
Здесь, также, как и со светом, добро первоисходно по отношению к злу.
Зло начинается с того, что мы не делаем Добра, не соблюдаем заповедей Божьих. Неделание Добра, которое должно делать, есть не только пространство для зла, но и само его начало.
Именно всем этим и обосновывается положение о том, что Бог, будучи причиной всякого Бытия, всякого Блага, всякого Света и Добра, не является причиной зла, т.е. причиной отсутствия Добра и Света, в самых различных степенях и диссонансах сего нашего привременного бытия.
——————
[1] Именно такой День был во времена Благовестия, с пришествием в мир Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа. Он Сам сказал: «Доколе Я в мире, Я свет миру» [Ин.9:5].
[2] Помыслы наши – это всегда тайное нас самих. В мыслях своих мы есть именно то, что мы есть. Думающий о земном, грезящий только земным – земный и есть. В назидание сказано: "Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном" [Фил.3:19].
[3] Еще Парменид утверждал: «лишь бытие существует, небытия вовсе нет». Небытие рождается из отрицания бытия. Оно бытийствует в бытии как его ограничение или как отрицание бытия.
Свидетельство о публикации №122030607558