Вертикаль Казахстана
Надо максимально популяризировать науки, культуру, ученых, философов, поэтов, мудрецов. Но политиков лучше не трогать. И не скатываться в обожание ханов и президентов.
Ту же поляну Абылай хана на курорте Бурабай (ранее курорт Боровое) имеет смысл переименовать обратно в поляну "Ой аланы" (поляну Озарения или, как местные жители раньше обычно её называли в переводе на русский язык — "Ясную поляну").
Эта поляна есть место духовной силы. Именно здесь испокон веков, задолго до Джунгарского нашествия (1643–1755), собирались старейшины казахских родов, чтобы обсудить дела насущные и стратегические. Именно сюда приходили за разрешением наиболее трудных жизненных, судьбоносных вопросов наши предки. Говорят, если человек заночует на этой поляне, то наутро уже проснется с ясным пониманием того, что ему нужно делать. Еще в советские годы, организовывая республиканские психологические олимпиады, мой наставник, вице-президент Общества психологов Казахстана Марс Галеевич Субханкулов (1935–2020), приводил сюда студентов и рассаживал их по кругу, и призывал простучать сердцем живительную энергетику "святого присутствия".
Стоит сказать, что в "Боровом" нашел свой последний приют родоначальник советской буддологии и востоковедения Федор Щербатской (1866-1942). Польский аристократ по происхождению Федор Ипполитович совершил ряд путешествий в Индию и Тибет, непосредственно общался и дружил с Далай-ламой XII. Сами буддисты почитали его как гуру. В 1937 году научная школа Щербатского подвергается разгрому и репрессиям, а сам он становится, несмотря на ученые и организаторские заслуги перед советской властью, мишенью идеологической кампании по борьбе с идеализмом в востоковедении. С началом войны, в 1941 году, его, с рядом уцелевших ученых (в их числе такая знаменитость как Владимир Вернадский (1863-1945), сформировавший современное понятие "ноосферы"), эвакуируют в Северный Казахстан, где он завершает свой жизненный путь 18 марта 1942 года в поселке Боровое.
Специально сделал небольшой экскурс в историю. Духовную историю, а не ту историю ханов и президентов, которая преподносится современным казахстанским школьникам. Пора активировать и создавать духовные традиции светского характера, с акцентом на межтрадичье, на единой сути всех духовных традиций вне зависимости от религиозных конфигураций.
Ни в коем случае нельзя политизировать историю и религию. Именно эти вещи и приводят к межнациональным и межкультурным конфликтам.
Кропотливо, тщательно, бережно необходимо формировать как философию, так и идеологию светского государства номадического типа, со светским духовным мировоззрением, с опорой на передовые достижения науки, техники и, в первую очередь, на этику вертикальных смыслов, со спокойным и разумным отношением к смыслам горизонтальным, ризомным, утилитарным и потребительско-рыночным.
Это абсолютно соответствует традиции как аль-Фараби (жил с 870 по 950 годы, у него в приоритете разум, который ставится выше религии и богословия) и Яссави (жил с 1103 по 1166 годы, который высоко ценил самобытный духовный путь, собственное духовное самоосознание, позволившего ему создать синтез традиций тенгрианства с исламом, который, собственно, и называют "казахским исламом").
г.Нур-Султан, 06.03.2022 г.
Свидетельство о публикации №122030603401