Пани Эльжбета. Красоты Беларуси

У меня есть один из любимых циклов на сайте "Красоты Беларуси".

Давно к нему не возвращалась, но только что на Яндекс.Дзен прочла статью Комиссара Катара (ссылка в рец.): "Козье Болото".

И не смогла не провести параллель (точнее не поставить третью точку в повествовании за Киевскую Площадь Незалежности, Московские Патриаршие и Минскую Площадь Незалежности).

Начну я издалека (отчего придется разделить очерк на несколько частей).

Зачином мне, как сказано, послужил очерк КК о Козьем Болоте, на котором и разыгрался в нашем веке пресловутый Майдан.

Во времена оны на сем месте кроме болота - был ручей Чарторый. И мельница.  А так же дивное предсказание (приведу полностью):

"Самое интересное состоит в том. что советская власть тщательно скрывала эти факты, как и скрывает их сегодняшняя власть. И дело не в забывчивости обеих, а дело в том пророчестве, которое существует в Печерской лавре. Некий монах Никодим, послушник из дальних пещер, вещал в начале 17 века о том, что придут времена, когда на проклятой площади будет великий шабаш, который принесут латиняне – выходцы из Ливонии и их приспешники, из тех, кто продаст душу дьяволу, подчинившись папизму.

Но вначале они построят подземный город, где будут продавать и торговать, а над площадью поставят фигуру черного демона –Сатану (есть там такой!), храм которого будет под землей.. В Киеве будут править люди иной веры, которые прольют реки крови. Говорит монах и о том, что Русь пройдет через великие беды и испытания и лишь тогда успокоится, когда на месте подземного города, появится пруд, залитый Чарторыжским ручьем, бьющим дурной водой из самого ада. Причем природа сама возьмет свое: зальет площадь и всю долину, без разрешения властей, тем самым закрыв водой поганое место.

Между прочим, именно так и поступили в Москве с Патриаршими пудами. Там просто залили болото водой из Чарторыя и одели берега в камень, а сами пруды отдали под разведение рыбы для патриаршего стола. Гиляровский описывает сильнейшие наводнения в том районе,очевидно нечистая сила требует должного уважения к себе не только в Киеве.

Давайте проверим слова монаха."

Давайте проверим.

В начале прошлого века среднезаможнага пана из замка Савичы (Слуцкий уезд Минской губернии) - Эдварда Вайниловича постигло страшное событие - смерть дочери Алены и сына Сымона.

И в честь своих умерших детей семья Вайниловичей приняла решение поставить в центре Минской губернии - в городе Минск - за свой счет христианскую святыню. Единственным условием Вайниловичи поставили строительство католической святыни.

Были ли противники подобного строительства в папистском стиле в центре православия?   Были. Вернее, был. Им был Епископ Минский и Туровский - Михаил. Совершенно не желавший поддаваться на подобную инвестиционную деятельность, даже под благовидным предлогом увековечить смерть подростков - детей Вайниловичей.

Доводы Епископ Минский и Туровский привел следующие:

"В интересах поддержания в крае православия и руской народности, в связи с враждебным настроением минских католиков ко всему рускому" - не даю своего благословения.

Что же светские власти Минска?

Минский губернатор А.А. Мусин-Пушкин, дабы не нести ответственность в одиночку, как и водится у чиновников, обратился за разрешением на строительство католического храма к Министру Внутренних дел Российской империи князю Святополку-Мирскому со следующим служебным посланием:

"Руская справа (дело) не понесут никакого урона, если в Минске вместо двух костелов будет три".

Допускаю, что в честь веры матушки Софьи Яковлевны Орбелани (католической армянки), Петр Дмитриевич Святополк-Мирский удовлетворил ходатайство минского губернатора А.А. Мусин-Пушкина.

Прототипом Кастела Сымона и Алены (Чырвонага Касцела) безутешный отец выбрал  кастел Святой Эльжбеты в польском городке Ютросин под Познанью (Германская империя), построенный князьями Чартарыйскими по проекту польского архитектора Томаша Пайздерского (1864—1908). Витражи  ютросинского костела включали в себя родовой княжеский герб  Чартарыйских -  «Погоня».

Заметьте! Как все ложится четко в архитектонику образов: ручей Чарторый в Киеве под площадью Незалежности, ручей в Москве на Козьем Болоте (ныне Патриаршие пруды), и третий Чарторыйский символ - папский костел с "Погоней".

(продолжение следует)


Эльжбета (Елизавета) Грановская из Пилицы (около 1372 — 12 мая 1420, Краков) — королева Польши, третья жена короля Владислава II Ягайло (князь витебский, великий князь литовский в 1377—1381 и 1382—1392 годах, король польский с 1386 года под именем Владислав II Ягелло. Внук Гедимина, сын великого князя литовского Ольгерда и тверской княжны Иулиании. Родоначальник династии Ягеллонов.)


Рецензии
Не залежаться им на площади,
за незалежность разглогольствуя -
умчатся постаменты-лошади,
они ж окажутся там гостями.

Большаков Алексей   06.03.2022 13:51     Заявить о нарушении
Эта площадь - где вы пишите "они" - у вас под носом!
У вас!)))

Татьяна Ульянина-Васта   06.03.2022 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.